Применение образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности.
Автор: Колобова Светлана Владимировна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 23" Населённый пункт: РС(Якутия) п.Айхал. Наименование материала: статья Тема: Применение образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности. Раздел: среднее образование
Применение образовательных технологий по их здоровьесберегающей
направленности
.
В
школьный
период
формируется
здоровье
человека
на
всю
последующую
жизнь.
Заниматься сохранением и укреплением здоровья учащихся должны педагоги.
В
проекте
"Наша
новая
школа"
одним
из
основных
направлений
развития
общего
образования определено здоровье школьников. Гораздо важнее пробудить в детях желание
заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, в выборе
учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям . Это является одним
из важнейших условий формирования здорового образа жизни. Выпускник
школы в
идеале должен быть:
Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих .
Исходя из целевых установок стандартов второго поколения видно, что современного
человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий,
активная жизненная позиция, здоровый и безопасный образ жизни .
Педагог
должен
учить
укреплять
и
сохранять
здоровье,
понять
значимость
оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и
формировании
осознанного
отношения
к
своему
здоровью.
Такая
деятельность
осуществляется
совместными
усилиями
педагогов,
детей,
родителей,
медицинских
работников.
Возникает
необходимость
активного
участия
педагогов
в
разработке
и
внедрении здоровьесберегающих технологий в целях улучшения ситуации со здоровьем
учащихся. На современном этапе актуальным является подключение системы образования
к
решению
проблем
укрепления
и
сохранения
здоровья
учащихся.
Учитывая
новые
подходы к выстраиванию стратегии образования, ориентацию системы образования на
воспитание здорового ребёнка необходимо проводить мероприятия по формированию
здорового
образа
жизни,
уроки
валеологии,
внеклассные
мероприятия.
Ведь
эффективность
учебного
процесса
определяется
степенью
учёта
физических
и
психологических особенностей учащихся. Только здоровый ребёнок способен овладеть
школьной программой, а нарушения здоровья ведут к трудностям в обучении.
Задачи школы.
Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому
и нравственному самосовершенствованию;
Формирование потребности в здоровье и сознательном отношении к нему.
Успех
работы
по
реализации
здоровьесберегающих
технологий
зависит
от
активного
участия в этом процессе самих детей, создания здоровьесберегающей среды, высокой
профессиональной
компетентности
и
грамотности
педагогов,
планомерной
работы
с
родителями, тесного взаимодействия с социально- культурной сферой села.
Инновацией
в
структуре
Базисного
образовательного
плана
являются
три
раздела.
Внеучебная деятельность позволит учащимся заняться своим всесторонним развитием,
углубленным
изучением
предмета,
проверкой
знаний,
выполнением
проектов.
Современная школа должна воспитать личность, которая в полной мере может проявить
свои способности, инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Это означает,
что
в
школах
надо
изучать
способы
и
технологии,
которые
пригодятся
в
будущем.
Успешное решение этой задачи зависит от сформированности у учащихся познавательных
интересов, которые определяют активность школьника в познании себя и окружающего
мира.
Применение образовательных технологий по их здоровьесберегающей направленности.
Технологии
развивающего
обучения.
Все
учебники
развивающего
типа,
содержат
основной набор сведений о предмете, необходимых для полноценного усвоения курса и
развития интеллектуальных и творческих способностей личности шестилетнего ребёнка.
Развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого; расширение опыта
поведения
в
природной
и
социальной
среде;
наличие
занимательных
заданий;
раскрашивание и рисование положительно влияют на психологическое состояние ученика
и на его здоровье. В соответствии с концепцией создания учебной мотивации средствами
учебника
усилено
внимание
к
развитию
познавательных
возможностей
учащихся,
расширению кругозора. В учебники включены специальные развивающие упражнения,
игры.
Технология обучения в сотрудничестве. Красочная наглядность, занимательные задания,
игры, вовлечение в занятия, как в увлекательную познавательную игру, учёба в ситуации
успеха: похвала, одобрение, милосердие к ребёнку способствуют формированию здоровой
психики.
Технология уровневой дифференциации. Достаточный объём материала для работы с
учащимися разного уровня способностей и подготовленности позволяет организовать
индивидуальную, парную, групповую работы.
Игровые технологии, потребность в игре и желании играть у школьников использую и
направляю
в
целях
решения
определённых
воспитательных
задач.
Игра
создаёт
приподнятое настроение, оказывает благотворное влияние на развитие зрения, мышечного
чувства, слуха, моторики - действует на детей развивающее.
Исследовательские технологии, где учащиеся показывают практическое применение
знаний.
Инновационность
стандарта
второго
поколения
выражается
в
системно-
деятельностном
подходе
к
обучению.
Такой
подход
даёт
возможность
осуществлять
проектную деятельность. Учащимся предоставляются условия для самостоятельной и
свободной работы, учитель доверяет им, считает их равноправными участниками общей
работы и постоянно подчёркивает своим поведением это доверие. Уроки технологии,
окружающего
мира
предлагают
проектную
работу.
Значимость
таких
уроков:
формирование
жизненного
опыта,
стимулирование
самостоятельности,
потребности
в
самореализации, самовыражении.
Технология
раскрепощённого
развития
детей.
Ежедневные
физкультминутки
с
движениями, под музыку, упражнения для рук и пальцев, осанки, для мышц глаз и
улучшения
зрения,
пантомимическая
гимнастика,
ежегодные
спортивные
праздники,
участие в районных соревнованиях, День здоровья, проведённый в лесу - способствуют
сохранению и укреплению здоровья. Учить ценить, беречь и укреплять здоровье с раннего
детства
учителю
нужно
демонстрировать
личным
примером
здоровый
образ
жизни.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе поможет учащимся
успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.