Напоминание

Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения


Автор: Овчаренко Елена Алексеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23"
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия)п.Айхал
Наименование материала: статья
Тема: Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения
Раздел: среднее образование





Назад





Интегративный подход в контексте решения задач

компетентностного обучения
“Интеграция – это состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое”. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия – единства мира и человека. Первый уровень интеграции характеризуется: а) обогащением содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами; б) стержнем этого уровня интеграции является изучаемая тема; в) разработкой тематических занятий . Второй уровень интеграции характеризуется многими факторами, главные из них: а) развитие творческих способностей через углубленное эстетическое развитие и межпредметные связи; б) развитие привычки творить, созидать; в) развитие интеллекта обучаемого через развитие творческого воображения; г) развитие и привитие понятий общечеловеческих ценностей, норм нравственности. Интеграция предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению профессиональной подготовки студентов, развитию творческого потенциала преподавателя с целью более эффективного и разумного воздействия на студентов. Серьезную попытку рассмотрения интеграции как педагогического феномена сделала В.С. Безрукова. Показав несколько примеров интеграции в системе профессионального образования, автор делает выводы: “в целом состояние теоретической и практической педагогики говорит о нарастании в ней интегративных тенденций, о преобладании интеграции в содержательной, а не в процессуальной стороне образования, о проявлении интегративных процессов, прежде всего, в укрупнении педагогических образований, о сложности и многообразии видов, вариантов, механизмов педагогического интегрирования . “Интеграцию можно определить как новую форму взаимосвязи (общего и профессионального, инженерного и экономического образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая объективность – монообъект, новая структура, новые функции”. Интегративная система образования – это объединение разнообразия в единое, но четко разделенное целое, компоненты которого по отношению к целому и другим его частям занимают определенное место, это – синтез веры, знаний и эмоций. Задачи интегративной системы образования заключаются в следующем: а) развивать у учащихся в современных условиях способности совершенствоваться и самосовершенствоваться; б) дать учащимся устойчивые представления о науке, искусстве в их органическом единстве. Интегративный подход предполагает целостность и единство всего педагогического “здания”: предмета и образца образования и воспитания, содержания и методик, преподавателя и учащегося, методов и форм внеурочной деятельности. Главной становится не столько его образовательная функция: обязанность донести до учащихся определенный багаж знаний, сколько его способность раскрыть возможности учащегося, его личностный потенциал, и, в конечном счете, содействие в подготовке профессионально грамотного и компетентного во всех сферах жизнедеятельности учащегося, то есть происходит переход от традиционных ЗУНов (знание-умение-навык) к продуктивной деятельности учащегося и преподавателя. Реализация интегративного подхода в образовании активизирует умственную и поисковую деятельность учащихся, способствует развитию интереса к знаниям, делает обучение компетентностным. Основным результатом такой деятельности должен стать набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и профессиональной сферах.


В раздел образования