Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения
Автор: Овчаренко Елена Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "СОШ №23" Населённый пункт: Республика Саха(Якутия)п.Айхал Наименование материала: статья Тема: Интегративный подход в контексте решения задач компетентностного обучения Раздел: среднее образование
компетентностного обучения
“Интеграция – это состояние связанности отдельных дифференцированных частей и
функций системы в целое”. Интеграция должна способствовать воссоединению
целостности мировосприятия – единства мира и человека.
Первый уровень интеграции характеризуется:
а) обогащением содержания учебного предмета за счет связи с другими предметами;
б) стержнем этого уровня интеграции является изучаемая тема; в) разработкой
тематических занятий .
Второй уровень интеграции характеризуется многими факторами, главные из них:
а) развитие творческих способностей через углубленное эстетическое развитие и
межпредметные связи;
б) развитие привычки творить, созидать;
в) развитие интеллекта обучаемого через развитие творческого воображения; г) развитие и
привитие понятий общечеловеческих ценностей, норм нравственности.
Интеграция предметов – одно из направлений активных поисков новых педагогических
решений, способствующих улучшению профессиональной подготовки студентов,
развитию творческого потенциала преподавателя с целью более эффективного и разумного
воздействия на студентов. Серьезную попытку рассмотрения интеграции как
педагогического феномена сделала В.С. Безрукова. Показав несколько примеров
интеграции в системе профессионального образования, автор делает выводы: “в целом
состояние теоретической и практической педагогики говорит о нарастании в ней
интегративных тенденций, о преобладании интеграции в содержательной, а не в
процессуальной стороне образования, о проявлении интегративных процессов, прежде
всего, в укрупнении педагогических образований, о сложности и многообразии видов,
вариантов, механизмов педагогического интегрирования . “Интеграцию можно определить
как новую форму взаимосвязи (общего и профессионального, инженерного и
экономического образования), которой присущи нерасторжимость компонентов, новая
объективность – монообъект, новая структура, новые функции”.
Интегративная система образования – это объединение разнообразия в единое, но четко
разделенное целое, компоненты которого по отношению к целому и другим его частям
занимают определенное место, это – синтез веры, знаний и эмоций.
Задачи интегративной системы образования заключаются в следующем:
а) развивать у учащихся в современных условиях способности совершенствоваться и
самосовершенствоваться;
б) дать учащимся устойчивые представления о науке, искусстве в их органическом
единстве.
Интегративный подход предполагает целостность и единство всего педагогического
“здания”: предмета и образца образования и воспитания, содержания и методик,
преподавателя и учащегося, методов и форм внеурочной деятельности. Главной
становится не столько его образовательная функция: обязанность донести до учащихся
определенный багаж знаний, сколько его способность раскрыть возможности учащегося,
его личностный потенциал, и, в конечном счете, содействие в подготовке
профессионально грамотного и компетентного во всех сферах жизнедеятельности
учащегося, то есть происходит переход от традиционных ЗУНов (знание-умение-навык) к
продуктивной деятельности учащегося и преподавателя.
Реализация интегративного подхода в образовании активизирует умственную и
поисковую деятельность учащихся, способствует развитию интереса к знаниям, делает
обучение компетентностным. Основным результатом такой деятельности должен стать
набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой,
коммуникационной, информационной и профессиональной сферах.