Напоминание

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС. Урок обществознания по теме "Общение" в 6 классе


Автор: Полякова Марина Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ 10
Населённый пункт: г.Орел
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока, реализующего ФГОС. Урок обществознания по теме "Общение" в 6 классе
Раздел: среднее образование





Назад





Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет -обществознание Класс - 6 Тема урока – «Общение» Цель – создать условия для понимания обучающимися роли общения в жизни людей.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные Личностные После урока учащиеся смогут: -дать определение понятия «общение»; -назвать цель и средства общения; Познавательные: - научатся вести самостоятельный отбор информации, ее преобразование; -иллюстрировать с помощью примеров различные средства общения; -сформулируют и смогут аргументировать свое мнение по проблеме Регулятивные: -примут участие в планировании собственной деятельности на уроке; -самостоятельно оценят достигнутые результаты Коммуникативные: -примут участие в обсуждении в ходе работы в группе -сформулировать и высказать собственную точку зрения о важности разных средств общения в жизни человека; -оценивать собственное умение общаться; Словарь урока: общение, вербальное общение, невербальное общение Ресурсы урока: учебник, презентация, выдержки из словарей с понятием «общение»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этап урока

(+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг.

момент
Приветствие учащихся. -самоконтроль готовности учащихся
2 этап.

Мотивация
Демонстрация слайда и воспроизведение вопросов(слайд 2): -Что изображено на слайде? - А вы являетесь участниками каких-либо социальных сетей? -Для чего современные люди регистрируются в социальных сетях? - устно отвечают на вопросы; -делают предположения
3 этап.

Актуализация

знаний

(создание

проблемной

ситуации
) -Ребята, как вы считаете, всегда ли мы можем точно передавать свои эмоции, чувства, настроение посредством общения в социальных сетях? -Почему?
Формулирование проблемы:

-
достаточно ли человеку общения только в социальных сетях или другие способы общения тоже важны? -отвечают устно на вопросы , используя свой социальный опыт и полученные знания; -участвуют в обсуждении; -участвуют в формулировании проблемы
4 этап.

Целеполага

ние

и

планирование
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (слайд 3) -Как вы думаете, какие вопросы нам надо рассмотреть, чтобы понять важность разных средств общения в жизни человека?
Цели урока :
после урока вы сможете: -дать определение понятию «общение»; -назвать цель общения; -перечислить средства общения; -продолжите формирование умений ставить -формулируют тему урока; -делают записи в тетради -устно отвечают на вопросы; - участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей( высказывают версии)
цели, выполнять познавательные и практические задания, анализировать текст, извлекать информацию из разных источников, делать выводы; -сформулировать и высказать собственное мнение о важности разных средств общения в жизни человека Демонстрация слайда (слайд 4)
План урока
1.Что такое общение? Его цель. 2. Средства общения.
5 этап.

«Открытие»

нового знания
(изучение новой темы) -Итак, переходим к рассмотрению понятия «общение». -Подберите ассоциации к слову общение ( на доске чертится кластер). -Из каких источников мы еще можем узнать, что такое общение? Р а з д а т ь
по

группам
выдержки из словарей (Приложение 1): - Внимательно прочитать и дополнить кластер. -Назовите цель общения.
Вывод:
Общение- форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.(слайд5 ) - подбирают ассоциативный ряд к понятию «общение»; -высказывают предположения; -работают в группах с выдержками из словарей (анализируют и дополняют составленный кластер); - п р о в о д я т п р е з е н т а ц и ю результатов работы г ру п п ы , фиксируют итоги работы других групп, задают вопросы; - ф о р м ул и ру ю т о п р ед ел е н и е понятия «общение» (запись в тетради); -называют цель общения;
- Итак, мы узнали, что такое общение и его цель, а сейчас познакомимся со средствами общения. Прочитайте с.68-69 учебника и назовите средства общения. Демонстрация слайда- (слайд 6): -Все средства общения указаны на слайде? - р а б о т а ю т с у ч е б н и к о м ( анализируют прочитанное и отвечают на вопрос ); -сравнивают полученную и з учебника информацию со схемой на слайде; - о ц е н и в а ю т п р а в и л ь н о с т ь составленной схемы; - осуществляют самопроверку, самооценку
6 этап.

Включение

нового знания

в систему

знаний

(закрепление)

Задание для групп:

-
п е р е д а й т е и н ф о р м а ц и ю предложенным способом (Приложение 2,3). Третья группа определяет способ передачи информации и содержание.
Вывод:
в общении важно учитывать с л о в е с н у ю и н ф о р м а ц и ю и невербальную . Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38%значения несут звуки и интонации и 55%- позы и жесты (слайд 7). - П р о в е р и м , т а к л и э т о ? (
физкультминутка)

-
О т о б р а з и т е п р е д л а г а е м у ю информацию
,
и с п о л ь з у я ж е с т ы невербального общения: -человек задумался (движение глазами вправо, влево) -человеку кто- то п о н р а в и л с я (моргание глазами) -говорим «да» (наклоны головой) -говорим «нет» (повороты головы) что- то не знаем (под нимаем- опускаем плечи) - работают в группах; -самостоятельно формулируют вывод
-а вот вошел авторитетный человек (выпрямляем спину) -у в ид ели хо р о шего з н а ко м о г о (разводим руками в стороны) -приветствуем друзей (машем руками левой- правой)
Вопрос классу
: -Скажите, интере сно было бы отображать данную информацию вербальным способом, например, посредством социальных сетей? -выполняют упражнения; - высказывают свое мнение и аргументируют его; -участвуют в обсуждении

7 этап.

Рефлексия и

оценивание
-Какую проблему мы ставили в начале урока? -Удалось ли решить поставленную проблему? -Продолжите предложения (слайд 8) Выставление и комментирование оценок - сравнивают цель урока и достигнутые результаты; -выполняют письменное задание в тетради; -делают выводы; -оценивают свою работу на уроке
8 этап.

Домашнее

задание
Параграф 8. Индивидуальные задания для групп: 1. Сформулируйте правила общения с родителями. 2. Сформулируйте правила общения с одноклассниками. 3. Сформулируйте правила общения в соцсетях.
-
записывают домашнее задание Приложение 1
Философский словарь. «
Общение- процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов(классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности».
Психологический словарь
. «Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению».
В Толковом словаре В.Даля
слово «общаться» означает «быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия». Приложение 2
Задание 1 группы:
выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А.Барто «Сильное кино» и ответить на вопрос: -Почему же не поняла сестричка рассказ брата?
Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: – Они ползут, а он им– раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно я ещё мала: Я ничего не поняла. Приложение 3
Задание 2 группы:
Изобразить отрывок из басни А.Крылова “Ворона и лисица”. Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась, Да призадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: “Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!” Вещуньина* с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, – И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
Ресурсы:
 Философский словарь М. «Просвещение» 1998г.  Психологический словарь М. «Просвещение» 2000г.  Тренинги с подростками. Волгоград. 2008г.


В раздел образования