Автор: Доржиева Галина Цырен-Доржиевна Должность: учитель бурятского языка Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 139 "Чебурашка" Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия Наименование материала: Конспект Тема: Мы снимаем телепередачу Раздел: дошкольное образование
Комитет по образованию города Улан-Удэ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 139 «Чебурашка»
Конспект открытого занятия
по бурятскому языку
на тему:
«Мы снимаем передачу «Бамбаахай»
Учитель бурятского языка
Доржиева Г. Ц-Д.
Программное содержание
Продолжать учить детей вести диалог по темам: «Знакомство», «Семья».
Продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушке.
Развивать речевые способности детей:
-
понимать вопрос и правильно отвечать на него;
-
быстро включаться в разговор.
Формировать навыки межличностного общения: уважительное и вежливое
отношение друг к другу.
2
Материал:
Зал разделен на зоны.
Зона-студия: телевизор, магнитофон, стол, стулья.
Зона-гостинная: диван, кресла, стулья, ковер, цветы, стол, накрытый красивой
тканью.
Зона игры: шкафы с игрушками, ковер.
Середина зала свободная.
3
Ход занятия
Зал
разделен
на
зоны:
гостиная,
зона-студия,
игровая
комната.
Педагог
приглашает детей в музыкальный зал:
-
Сайн байна, үхибүүд!
-
Сайн байна, багша!
Обращает внимание на гостей:
-
Үхибүүд,
харагты,
маанадта
айлшад
ерээ.
Сайн
байна
гэжэ
мэндэшэлэе.
-
Сайн байна, айлшад!
-
Үхибүүд, бидэ мүнөөдэр энэ зал соо наадахабди.
Приглашает детей пройти в студию.
-
Наашаа ерэгты, стул дээрэ hуугты.
-
Ребята,
помните,
мы
отправили
письмо
в
редакцию
передачи
«Бамбаахай»? Давайте вспомним, что же в письме говорилось.
Ответы детей:
-
Здравствуйте, уважаемый редактор передачи «Бамбаахай»…
-
Сайн байна, хүндэтэ «Бамбаахай» передачиин редактор…
-
Бэрхэнүүд үхибүүд, намда энэ бэшэгнай магнитофон дэрэ бэшээтэй.
Мүнөө шагнае.
-
У меня есть запись письма, давайте послушаем.
-
Сайн байна, хүндэтэ редактор! Бидэ «Бамбаахай» передачи хараха
дурат айбди.
Танай
передачида
ол он
ү х и б ү ү д ы е , hонин
занятинуудые,
экскурсинуудые,
гоё
дуунудые,
хатарнуудые
харадагбди.
-
Бидэ «Чебурашка» гэжэ хүүгэдэй сэсэрлигэй үхибүүд, баhашье дуу
дуулаха, хатарха, наадаха дуратайбди. Манай сэсэрлигтэ айлшаар
ерытдаа. Бидэ таниие уринабди, ехээр хүлеэнэбди!
-
Мүнөө манай занятида «Бамбаахай» передачиин съемочно группа
ерээ.
4
Педагог приглашает «съемочную группу» в зал. Они заходят и приветствуют
всех.
-
Сайн байна, үхибүүд!
-
Сайн байна, айлшад!
Дети приглашают их пройти в гостиную.
-
Наашаа орогты, hуугты, диван дээрэ, стул дээрэ
-
Бидэ
буряад
телевидениин
«Бамбаахай»
передачида
сюжет
бэлдэхэбди. Би журналист Алтана гэжэ нэрэтэйб.
-
Би оператор Алдар Санжиевич гэжэ нэрэтэйб.
-
Манадта интервью үгыт даа.
-
Зай болоно.
-
Ши хэн гэжэ нэрэтэйбши?
-
Би Сережа гэжэ нэрэтэйб.
-
Ши хэдытэйбши?
-
Би зургаатайб.
-
Шинии аба, эжы хэн гэжэ нэрэтэйб?
-
Минии аба … гэжэ нэрэтэй.
-
Минии эжы … гэжэ нэрэтэй.
Эти вопросы задаются всем детям.
-
Хэн шүлэг, таабаринуудые, оньhон үгэнүүдые, дуунудые мэдэхэб?
-
Би мэдэхэб!
– отвечают дети и рассказывают стихи, пословицы, задают загадки.
-
Ямар дуу мэдэхэбтэ?
-
«Табан хурган», «hайхан даа», «Орогты манайда».
-
«Табан хурган» гэжэ дуу би мэдэхэб, дуулахамнай гү?
-
Дуулае!
Исполняется песня «Табан хурган».
Педагог:
-
Бидэ hонин занятинуудые унгэргэдэгбди.
-
Наашаа ерэжэ hүгты, телевизорээр занятиин хуби харае.
5
-
У
нас
проходят
интересные
занятия
по
бурятскому
языку,
проходите
к
телевизору,
садитесь
на
стульчики.
Давайте
посмотрим часть занятия.
После просмотра журналист говорит:
-
Ямар hонин занятии бэ! Үхибүүд, таанар наадаха дуратай гүт?
-
Дуратайбди.
Педагог приглашает всех пройти в игровую комнату.
-
Наашаа ерэгты, эндэ манай үхибүүд наададаг.
-
Ямар олон нааданхайнууд бэ! Энэ баабгай,…
Дети перечисляют игрушки:
-
Хэн нааданхай тухай хөөрэхэб?
Один из детей рассказывает об игрушке:
-
Энэ
баабгай.
Минии
баабгай
Мишутка
гэжэ
нэрэтэй.
Минии
баабгай томо, хүрин үнгэтэй.
Опрашиваются еще два-три ребенка.
Педагог предлагает:
-
Үхибүүд, «Бэлэй нюулга» гэжэ наада наадахамнай гу?
-
Наадае!
-
Үхибүүд, түхэреэлээд hуугты.
Педагог объясняет правила игры:
-
Считалкой выбираем ведущего.
-
Нэгэн, хоёр, гурба,
Нэрэ шинии хэнбэ?
Нохой, ямаан, морин гу?
Холхой, Иван, Зориг гу?
Нэрэеэ хэлэхэгүй hааш,
Нэрэ шамда олдонхой.
Нэрэтэй болохо hааш,
Нэрэ шинии Шонохой.
6
Затем ведущий спрячет варежку за спиной у кого-то из вас. После
слов «Би газаа ябаад, бэлэйгээ гээгээб. Бэлэй хаанаб?». Вы ощупаете
за спиной, есть ли там варежка. У кого окажется, тот говорит
«Бэлэй
эндэ»
и
догоняет
ведущего.
Если
догонит,
то
ведущий
остается, если нет – то ведущим становится не догнавший.
Играют два-три раза. Затем педагог спрашивает:
-
Вам понравилось играть? hонин байгаа гү?
Журналист и все дети отвечают:
-
hонин, hонин!
Журналист говорит:
-
Танай
занятидаа
ехэ hонин
байгаа.
Сюжэдээ
бэлдээбди. hүүлдэн
телевизэрээр
энэ
сюжет
хараарайгты.
Мүнөө
ондоо
группэдэ
ошохомнай. Баяртай!
Педагог говорит:
-
Бидэ, үхибүүд, айлшадтаа «Баяртай» гэжэ хэлэе. Группэдээ ябае.
Группа соогоо шагай наадахабди.
7