"Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в условиях введения ФГОС"
Автор: Пастухова Евгения Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: детский сад "Морозко" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Наименование материала: методическая разработка Тема: "Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в условиях введения ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Управление Дошкольных Подразделений
ООО "Газпром Добыча Уренгой"
Детский сад "Морозко"
Методическая разработка по теме:
"Создание развивающей предметно-
пространственной среды в старшей группе в
условиях введения ФГОС"
Воспитатель:
Пастухова Евгения Ивановна
г. Новый Уренгой
2016г.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний
день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре
основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В
соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа
интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных
образовательных задач предусматривается не только в совместной
деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности
детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно,
основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом
деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики
испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей
среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система
материальных объектов деятельности ребенка, функционально
моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л.
Новоселова) .
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых
предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития
личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может
развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль
взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая
способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные
ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при
этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать
изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей
младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно
одновременное включение в активную коммуникативно-речевую
ипознавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников,
так и всех детей группы .
Требования ФГОС к предметно - развивающей среде:
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким
образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами,
стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную
деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок
имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям
объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование,
рисование, ручной труд , театрально - игровая деятельность,
экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие
познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства
и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы, магниты,
увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой
выбор природных материалов для изучения, экспериментирования,
составления коллекций.
Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек,
как в труде, так и в игре.
Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для
работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам
потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки,
банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы,
предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей,
разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество
«подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес,
ленточек, которые творчески используются для решения различных
игровых проблем.
В группах старших дошкольников необходимы так же различные
материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные
буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами,
настольно- печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же
материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни
школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-
старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.
Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются
материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и
познавательной активности детей. Это детские энциклопедии,
иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о
жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится
основой для организации увлекательной, содержательной жизни и
разностороннего развития каждого ребенка.
Развивающая предметная среда является основным средством
формирования личности ребенка и является источником его знаний и
социального опыта. Среда, окружающая детей в детском учреждении,
должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению
здоровья и закаливанию организма каждого из них.
В последнее время используется принцип интеграции образовательных
областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского
сада в целом, способствующий формированию единой предметно -
пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития
ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для
речевого, математического, эстетического, физического развития, которые
в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько
многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и
игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на
первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его
внимания, а средством общения со взрослыми.
Для этого все предметные действия детей и их пространственно-
временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым
комментарием (например: «Я залезаю под стол, я сажусь на стул и т. п.)
Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут
использовать несколько основных методических приемов обыгрывания
среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект: - показ
предмета и его называние; - показ действий с предметами и их называние;
-предоставление ребенку свободы выбора действий и
экспериментирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую,
воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную
функции. Но самое главное – она должна работать на развитие
самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда
должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст
детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской
экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо
учитывать закономерности психического развития, показатели их
здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности,
уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально -
потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными
тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости
от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной
программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой
системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не
только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах
предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и
обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой
возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические
основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-
образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды
дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной
группы, на которую нацелена данная среда.
Список литературы
1. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина,
2. Л.П. Стрелкова. "Концепция построения развивающей среды в
дошкольном учреждении." – М., 1993 2.
3. В.В. Давыдов, В.А. Петровский. "Концепция дошкольного воспитания."
– М., 1989 3. Закон Российской Федерации « Об образовании»
4. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено), утв. Федеральным координационным советом по
общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
5. Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О
психолого- педагогических требованиях к играм и игрушкам в
современных условиях»
6. ФГОС ДО
7.Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов
развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных
комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
8. Радионова О.Р. Педагогические условия организации развивающей
предметной среды в дошкольном образовательном учреждении: дисс.
соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2000. – 187 с.