Конспект НОД « Наши земляки- казаки» для старшей группы
Цели: обобщение и систематизация знаний детей о донском крае через радостное
событие в группе – приход гостьи; продолжить знакомство детей с казачьим бытом,
культурой, фольклором; воспитывать доброжелательное и терпимое отношение к
сверстникам.
Дети сидят на стульчиках полукругом. Издалека доноситься казачья песня. Голос
приближается. Дети прислушиваются. Входит казачка, она приветствует детей:
« Здорово дневали, люди добрые!»
- Здравствуйте! Это детский сад? Как он называется? (ответы детей)
- В какую группу я попала?
- Я казачка из станицы, а их какой, вы узнаете сами. Наслышана я про то, что вы
хорошо знаете наш край донской, правда?
Воспитатель: Да. А как Вас звать-величать, гостья наша?
- Зовут меня тетка Марья, а по батюшке Ивановна.
- Значит, Марья Ивановна. Ребята наши, Марья Ивановна, любят своё село, знают
свою историю. А еще их увлекло далёкое донское прошлое нашего края: кто здесь
жил раньше, что происходило на этой земле, когда нас не было.
Казачка: Неужели все знаете? Вот я и проверю. Угадайте, из какой станицы я к вам
пришла?
Воспитатель: Попробуем. А, чем знаменита ваша станица?
Казачка: А знаменита она рыбой. Наша станица расположена на берегу
Цимлянского моря, где водится много рыбы. Есть у нас и рыбный цех, где
перерабатывают рыбу: вялят, коптят. Есть у нас и музей. Я долго ещё могу
рассказывать про свою станицу.
Воспитатель: Присаживайтесь, Марья Ивановна. В ногах правды нет. Потолкуем с
вами.
Казачка: И то, правда, у нас в станице то же бают так. Ну так узнали все-таки откуда
я. А я вам ребята хочу про свою путь дорожку поведать. Долго я к вам добиралась,
шла «диким полем», слышали о таком? (дети отвечают)
Казачка : А сейчас есть у нас «дикое поле»?
Воспитатель: Ребята, скажите, что такое «дикое поле».
Казачка: Когда шла, то в камышах увидела медведя!
Воспитатель: Ребята, вы согласны, что Марья Ивановна услышала медведя? (ответы
детей)
Казачка: Все-то вы знаете, что медведей давно нет у нас. А кто бы это мог быть?
Какие
животные
водятся
в
наших
краях?
(предположения
д е т е й ) .
Казачка: Шла я к вам степями и насобирала лекарственных трав. А вы знаете,
какие травы растут в степи? (ответы детей). Молодцы, ребята! Много трав вы знаете.
Каждая трава имеет своё название, имеет свой запах Хороша наша степь весной. Да,
ребята, я принесла вам привет от станичных казаков. А вызнаете, кто такие казаки?
(ответы детей)
Совершенно верно вы рассказали о казаках. Как называлось жильё казака? (ответы
детей).
Казачка: Правильно, ребята! Что означает слово «курень»?
Воспитатель: Марья Ивановна У нас есть казачий двор и мы приглашаем вас
посетить его. (проходят к макету).
Воспитатель:
Жилище
донских
казаков-курень.
Это
слово
Монгольское,
а
в
переводе на русский это круглый дом. Комнаты в курени соединялись по кругу
поэтому казачий курень назывался круглым. Посмотрите вот на этот курень, такие
дома
или
вовсе
не
имели
фундамента,
или
же
совсем
не
большой.
Крыши были соломенные или из камыша четырёхскатная. Этот курень набивной, то
есть набивали стены глиной смешанной соломой. На набивку стен приглашали
родственников, соседей. А затем казачки его белили и следили, чтобы курень был
всегда в порядке. Но строили и вот такие куреня (показ), у этого дома высокий
фундамент. Посмотрите. Его строили из камня белого или жёлтого ракушника. Это
был первый уровень дома, за ним шёл второй уровень дома. Его строили из дерева.
Казаки
стремились
делать
свои
дома
красивыми,
нарядными.
Окна
украшали
резными наличниками, ставнями. Строили они и крыльцо, оно было не только
украшением куреня, но и с крыльца можно было закрывать окна ставными, если
было очень жарко или когда были сильные морозы. В каждом дворе были и базы для
животных. Они разводили лошадей, имели коров, овец, домашнюю птицу. Ребята,
посмотрите, здесь стоит телега, запряжённая лошадь. А на телеге мешки, интересно,
что же в мешках (зерно). Значит, казак был земледельцем. А в старину казак был
исключительно воин. Пахать землю запрещалось под страхом смертной казни, так
как считалось, что земледелие отвлечёт его от основной обязанности война. Но
время шло, и казаки стали пахать землю и сеять зерно. Но отправляясь в поле на
полевые работы, казаки брали с собой оружие, и их сопровождал конный отряд.
Когда зацветала степь и наступало время сенокоса, казак со своей семьёй выезжал в
степь на свой участок, по несколько недель, не возвращаясь домой. Косили от
рассвета
до
поздней
ночи.
Сухари,
ключевая
вода-вся
пища
в
эти
дни.
Труд
земледельца
был
очень
тяжёлым.
Сеяли
пшеницу,
рожь,
ячмень,
овёс.
Землю
обрабатывали тяжёлым плугом, который тянуло 6-8 волов. Хлеб убирали косами,
серпами.
Казачка:
А
чем
ещё
занимались
казаки,
что
бы
прокормить
свою
семью?
(рыболовство)
Воспитатель: Кто имел право ловить рыбу? (каждый казак)
Воспитатель: В какое время года ловили рыбу?
Воспитатель: Что они делали с рыбой?
Воспитатель: На чём рыбаки выходили в море? Чем ловили?
Воспитатель: Жизнь рыбака была тяжела, часто приходилось не досыпать и не
доедать,
в
ночь
и
непогоду
быть
на
роботе.
Но
как
говорится
«Без
труда
не
вытащишь и рыбку из пруда».
Посмотрите, у нас кисть винограда. О чём она хочет нам поведать?
Казачка: Казаки разводили виноградные сады, очень много было разных сортов.
Воспитатель: Казаки- трудолюбивый народ. Дети казаков всегда помогали своим
родителям, а в свободное время играли в игры. И я вам ребята предлагаю поиграть в
игру «Челнок».
Казачка: Ребята, действительно вы много знаете о жизни казаков.