Автор: Сафронова Юлия Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СШ №23 имени А.С.Пушкина Населённый пункт: Г.Архангельск Наименование материала: конспект урока Тема: "Северная тропа к А.С.Пушкину" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина»
«К студеным северным волнам…»
(«северная тропа к Пушкину»)
Библиотечный урок.
7 класс
Учитель русского языка и литературы
Сафронова Ю.М.
Столетие перо молчит,
Покрытое достойной славой,
Но не забыт певец кудрявый
И греют нас его лучи.
П.И. Калашников
Книга позволяет стать
подлинным исследователем…
И.В. Стрежнев
Цель: открыть для учащихся «северную тропу к Пушкину»: заинтересовать
учащихся творчеством и судьбой писателя-пушкиниста, краеведа, книголюба
И. В. Стрежнева.
Задачи:
1.
создание
ситуации,
при
которой
ученики
могут
проявить
свои
индивидуальные способности;
2.
расширение кругозора учащихся;
3.
приобретение навыка интегрировать полученную информацию;
4.
развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления;
5.
воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.
Предмет: литература.
Тип урока: библиотечный урок.
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ.
Формы работы:
а) полифоническая беседа;
б) словарная работа;
в)
чтение
(выразительное
чтение
наизусть
учащимися,
чтение
учителем);
г) работа в группах;
д) инсценирование.
Оборудование:
1) выставка книг северных писателей об А.С. Пушкине: И.В. Стрежнев
«К
студеным
северным
волнам»,
«Ганнибалы
в
Архангельске»,
«
А.С.
Пушкин и Соловки», «Милый идеал»; К.П. Гемп «Сказ о Беломорье» (глава
«Поморы и Пушкин»), С.Г. Писахов «Пушкинисты» на Новой Земле», Б.В.
Шергин «Пинежский Пушкин», Л. Егорова «Пушкин в Архангельске»;
2) презентация;
3) оформление стенда словами: краевед, книголюб, библиофил,
библиоман, книжная коллекция.
Хотелось бы отметить, что это первый урок знакомства с книгами И.В.
Стрежнева. Далее пойдет цикл уроков, посвященных теме «Пушкин и север»
(к 80-летию со дня рождения И.В. Стрежнева).
Ход урока:
Все участники разговора делятся на группы: биографы,
литературоведы, авторы («голос автора»), исследователи.
1.Вступительное слово:
Ученик: (выразительное чтение наизусть)
«Русский Север!
Мне трудно выразить словами восхищение этим краем, мое преклонение
перед ним.
Самое главное, чем Север не может не тронуть сердце каждого русского
человека, - это то, что он самый русский. Он не только душевно русский - он
русский тем, что сыграл выдающуюся роль в русской культуре. Он спас от
забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную
архитектуру, русскую музыкальную культуру…
Книг о русском Севере не так много. Есть книги о северном деревянном
зодчестве, о северных ремеслах, о северном фольклоре, о писателях…»
Академик Д. С. Лихачев.
2.Сообщение темы:
Учитель: Север очаровывал, север звал, манил многих писателей.
Давайте сегодня и мы откроем для себя «северную тропу к Пушкину».
Учитель: Кто нам в этом поможет?
(Северные писатели, краеведы…)
Учитель:
Тема нашего урока «К студеным северным волнам». Так называется книга
И.В. Стрежнева, о которой мы будем сегодня говорить.
Каждая из групп в конце урока представит кластер «северная тропа к
Пушкину» и расскажет о своих открытиях.
3. Изучение нового материала:
Биографы:
- Родился И. В. Стрежнев в Верхнетоемском районе Архангельской области.
О годах учебы сам Игорь Владимирович вспоминал так: "Мне повезло –
я учился в 23-й архангельской школе, которая носит имя Пушкина. Там была
атмосфера! А на последнем году брат забрал меня в Ленинград – он хотел,
чтобы я окончил ленинградскую школу... Начало занятий – осень. После
уроков я бродил по Летнему саду, по другим пушкинским местам, дышал,
упивался той эпохой. Правда, в январе из Ленинграда уехал... Так что школу
закончил
в
Архангельске,
родную
пушкинскую.
...Пушкиным
я
по-
настоящему увлекся осенью... в Ленинграде".
- После окончания школы вместе с друзьями поступил в Архангельский
лесотехнический
институт,
закончил
его.
Распределился
в
Няндомский
леспромхоз,
сначала
был
техноруком,
начальником
лесопункта,
потом
главным инженером, а затем директором Лявковского леспромхоза.
- Увлечение Пушкиным с годами все прочнее вплеталось в жизнь. "Ночами
сидел
над
Пушкиным",
–
вспоминал
сам
Игорь
Владимирович.
Там,
в
глубинке,
делал
выставки
экслибрисов,
которые
к
тому
времени
начал
собирать.
Учитель : А что такое экслибрис?
Литературоведы: Экслибрис переводится с латинского весьма просто – «из
книг». Это небольшая, в несколько сантиметров, картинка, которую
отпечатывают на кусочке бумаги и приклеивают на внутреннюю сторону
переплета обложки. Чаще всего это личный книжный знак книголюба, знак
домашней библиотеки, и поэтому рисунок экслибриса выражает характер
своего хозяина, иногда - его профессию или тему, по которой тот собирает
книги (показываем разные экслибрисы из музея).
Учитель:
Жизнь и труды И. В. Стрежнева неотделимы от его библиотеки, которую
он
собирал
в
продолжение
более
чем
30
лет.
В
ней
около
1,5
тысячи
экземпляров книг. "Вот это было мое! Библиофил я страстный».
Учитель: Кто такой библиофил?
(Ответы: любитель и собиратель книг, библиоман, книголюб).
Учитель:
У
каждого
исследователя
в
ходе
работы
складывается
своя
библиотека.
Складывается
как
бы
сама
собой,
отражая
круг
интересов
владельца. Это можно сказать и про стрежневскую библиотеку.
Авторы:
Составление
книжной
коллекции
предполагает
не
только
определенную тему, но и представление о том, что ищешь, неукротимое
стремление
к
полноте
собрания
и
–
в
конечном
итоге
–
уникальность.
Учитель: Уникальность собрания Стрежнева состоит в том, что тема его так
или иначе связана с именем Александра Сергеевича Пушкина и Беломорским
Севером.
Библиотеку Игоря Владимировича можно разделить на две большие
группы, первая: книговедение, история книги и книжная графика; вторая
часть, основная – Пушкин и Север .
Библиотекой своей Игорь Владимирович весьма гордился. Он вообще очень
трепетно относился к библиотекам и везде упоминал о них, прекрасно
понимая, что никакое исследование не может быть сделано без книги, без
книгохранилищ. Книги Стрежнев любил. Он лелеял их и нянчил и, если
книга ветшала, бережно ее восстанавливал.
Учитель: выставку книг И.В. Стрежнева представят литературоведы.
Литературоведы:
1-й ученик: книга И.В. Стрежнева «Спаси меня …Соловецким монастырем»
(очерки) вышла в 1990 году. Автор посвятил свое исследование теме «А.С.
Пушкин и русский север».
2-й ученик: книга И.В. Стрежнева «Ганнибалы в Архангельске» вышла в
1992 году. Очерки краеведа-пушкиниста И.В. Стрежнева посвящены предкам
А.С. Пушкина по материнской линии, побывавших волею судьбы на
Беломорье, в северном портовом городе Архангельске. Книга содержит
богатый документальный исторический материал.
3-й ученик : книга «К студеным северным волнам» вышла в 1989 году. В ней
автор рассказывает о родных, друзьях, товарищах А.С. Пушкина, в разное
время служивших или отбывавших ссылку на Беломорском Севере, об
отношении поморов к поэту.
Учитель: Именно об этой книге пойдет сегодня речь.
Суть книги в том, что она состоит из отдельных глав, которые связаны общей
темой «Пушкин и Север». Всего глав 16. Некоторые главы названы строчкой
из произведений А.С. Пушкина: «К студеным северным волнам», «Любезен я
народу», «Бывают странные сближенья»…
4. Работа с текстом книги:
Учитель: прочитаем страницы книги и откроем «северную тропу к
Пушкину» вместе с И.В. Стрежневым, так как именно «книга позволяет
стать подлинным исследователем» (обратить внимание на эпиграф).
Исследователи: Как рождалась книга?
Первая глава называется «Разговор в присутствии Пушкина»
(предположительно выбираем факты).
- Долгие годы собирал И.В. Стрежнев материалы о Пушкине,
систематизировал…
- В изучении связей пушкинского времени с культурой Севера автор старался
идти от творческого начала пушкинского гения, а затем уж от некоторых
жизненных фактов Пушкина и писателей того времени.
-
Игорь Владимирович Стрежнев – писатель, краевед в одном из интервью
признавался: «Помню, еще в юности при чтении Пушкина меня весьма
волновало упоминание поэтом родных мне понятий
- Север, Беломорье,
Двина,
Соловки,
Холмогоры..
Я
тщательно
выписывал
цитаты
с
этими
словами,
искал
и
формировал
к
ним
комментарии».
Это
было
началом
исследования…
- «Пушкин - живой и действенный участник в решении нынешних дел….»
- Обширные краевые и областные архивы содержат много сведений о
Пушкинской эпохе. Эти «искры» нужно собрать, разжечь, воспламенить
патриотические чувства, интерес к наследию Пушкина и к духовной культуре
своего края…
- Жизнерадостный природный дар И.В. Стрежнева , характер…С годами он
все больше походил на своего кумира. Пушкинская манера проявлялась в
творчестве, в стиле, в языке. Он был раскован, раскрепощен и потому
неожидан…
Учитель : Болдинской осень, около 16 октября 1830 года А.С. Пушкин пишет
несколько загадочные стихи:
Ученик: выразительно наизусть
Когда порой воспоминанье
Грызет мне сердце в тишине
И отдаленное страданье
Как тень опять бежит ко мне;
Когда, людей повсюду видя,
В пустыню скрыться я хочу,
Их слабый глас возненавидя,—
Тогда, забывшись, я лечу
Не в светлый край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море теплою волной
На пожелтелый мрамор плещет
И лавр и темный кипарис
На воле пышно разрослись,
Где пел Торквато величавый,
Где и теперь во мгле ночной
Далече звонкою скалой
Повторены пловца октавы.
Стремлюсь привычною мечтою
К студеным северным волнам.
Меж белоглавой их толпою
Открытый остров вижу там.
Печальный остров — берег дикой
Усеян зимнею брусникой,
Увядшей тундрою покрыт
И хладной пеною подмыт.
Сюда порою приплывает
Отважный северный рыбак,
Здесь невод мокрый расстилает
И свой разводит он очаг.
Сюда погода волновая
Заносит утлый мой челнок…
Учитель: Что же загадочного в этом стихотворении?
В этом стихотворении поэт говорит о промысловых плаваниях от берегов
Белого
моря,
которые
совершали
поморы,
и
в
их
числе
отец
и
сын
Ломоносова. Именно И.В. Стрежнев провел исследование «Ломоносов и
Пушкин» и говорил об их «органической связи творчества».
Авторы (голос автора):
- « Ломоносов и Пушкин – предмет высокой гордости русской национальной
литературы».
-
«В
произведениях
Пушкина
мы
находим
немало
прямых
цитат
из
стихотворений Ломоносова».
- « Пушкин с удовольствием собирал щедро рассыпанные Ломоносовым
словесные жемчужины…»
- «Более 50 раз обращался Пушкин к имени Ломоносова…»
- «Пушкин величает Ломоносова «Сподвижником просвещения», «первым
нашим университетом», «Он все испытал и все проник»…
- «Пушкин - живой и действенный участник в решении нынешних дел….»
Литературоведы : Каким Пушкина увидели поморы?
И.В. Стрежнев в одной книге объединил мысли известных людей поморской
земли. В главе «Любезен я народу» мы находим заметки С. Писахова, К.П.
Гемп, Б. Шергина…
Послушайте, что писал Б. Шергин о Пушкине
(учащиеся выразительно читают, инсценируя (переодеваются в костюмы),
словно между собой переговариваются, удивляются, гордятся что такой поэт
был):
-
Он
певец
был,
песенной
нaблюдaтель,
книгaм
скaзaтель,
грaмоты
списaтель. Землю, кaк цветaми, стихaми укрaсил.
- Он порaто в брaтии велик, остротa умa нелюдскa былa.
- Книги писaл, слово к слову приплетaл круто и горaздо. Книги рaботaл и
рaдовaлся нaд имa. Ленин Пушкинa книги целовaл и к сердцу прижимaл.
-
Он
пусты
книги
нaполнил,
неустроену
речь
устроил,
несвершоно
совершил. Теперешны писaтели от Пушкинa взялись дa пошли.
- Родился умной, постaтной, рaзумом быстрой, взором острой, всех светле
видел…Отроком- то читaл много и чaсто. Всяку грaмоту нaвык, иноземску и
русску.
- У другого человекa ум никудa не ходит, нa спокое стоит. У Пушкинa кaк
стрелa, кaк птицa, ум-от…И нaстолько он хитрой приклaдывaть слово-то к
слову! Слово-то выговaривaть одно-то, друго-то - ведь нaдо взять скоро…
Пушкин говорил кaк с полки брaл; и все рaзно скaзывaл. Век не придумaть
никому, кaк он придумывaл.
- Пушкин нов чин зaвел в стихaх. Сердцем весел, не хотел нaд стaрымa
остaткaми. Сaм повел, никого не спросился. Сел выше всех, думу сдумaл
крепче всех. В еговых словaх не зaблудиссе. Кaбыть в росстил лежит. Все-то
видишь, все-то понятно: выговaривaть-то не спутaшь. Сколь письмо егово до
людей дохоже! Стaрых утешaт, молодых зaбaвлят, мaлых учит…
Учитель: Каким вы увидели А.С. Пушкина?
6.
Итог урока, рефлексия:
Представление кластеров от групп – «северная тропа к Пушкину».
Продолжить строчку:
- Заслуга И.В. Стрежнева в том…
- Я сегодня для себя открыл…
Учитель: Своими работами И.В. Стрежнев настойчиво обращал внимание
исследователей на пушкинское краеведение тех мест, где не бывал поэт, но в
архивах которых можно было найти удивительные документы о пушкинской
эпохе, о влиянии его наследия на формирование культуры края. Именно
благодаря работам Стрежнева Архангельск можно "поставить в ряд тех мест,
которые посетил Александр Сергеевич, – Тверь, Поволжье, Крым, Кавказ...
8. Домашнее задание:
(на выбор)
- размышляем над строкой И.В. Стрежнева
«Поэт у нас не бывал, но его вечный животворящий дух как бы осенил и
нашу землю…»;
- создаем обложку книги «К студеным северным волнам»;
Список используемой литературы:
1.
И.В. Стрежнев. «Кстуденым северным волнам»: А.С. Пушкин и
Беломорский Север: Лит.- краеведческие очерки.- Архангельск: Сев.-
Зап. Кн. Издательство, 1989.
2.
И.В. Стрежнев. Ганнибалы в Архангельске. Страницы истории
Беломорья. Архангельск. Издательская фирма «Стерх», 1992.
3.
И.В. Стрежнев. Спаси меня …Соловецким монастырем». – М.:Мол.
Гвардия, 1990.
4.
Н.Н. Близнова. «Стихов золотая телега» на русском и европейском
Севере 18- начало 21 века. – Архангельск: изд-во «Принт-мастер»,
2004.
5.
Литературно-художественный альманах «Красная пристань».- Изд-во
«Правда Севера», 1999 №1(статьи о Пушкине и севере).
6.
Егорова Л. В. Давайте восклицать, друг другом восхищаться // Белый
пароход. 1996. № 1. С. 10–11.