Педагогическая технология формирования и развития понятий на уроках географии
Автор: Шумейко Ольга Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: БОУ г.Омска "СОШ№89" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: статья Тема: Педагогическая технология формирования и развития понятий на уроках географии Раздел: среднее образование
Технология – это раздел дидактики о системной организации процесса обучения
учащихся.
Технология формирования и развития понятий в географии – это комплекс мер,
направленный на формирование целостного и качественного процесса обучения
географии через постепенное усложнение получаемой информации, в т.ч. и через
формирование и развитие географических понятий, соответствующих географической
действительности.
Что – же называется понятием!
Понятие (термин) – это количественная и качественная категория, которая характеризует
реальные и абстрактные предметы, вещи или их определенные состояния, имеющая
свойства, смысл, значение, способная видоизменяться. Другими словами, понятие – это
способ отражения окружающей действительности, в нашем случае, действительности
Земной, географической. Само слово “понятие” подразумевает глубокое осознание
характеризуемого предмета или явления, его смысловой нагрузки и значимости для
преподавания предмета.
Понятия возникали не сразу, а постепенно, их формирование было тесно связано с
развитием национальных языков, культуры, научных достижений разных исторических
эпох, торговлей, географическими открытиями. Нас интересуют географические понятия
и все, чем они характеризуются.
Любое географическое понятие обладает рядом свойств. Из них важнейшими являются
следующие:
* Реальность – это одно из свойств географических понятий, которое вообще дает ему
право на существование. Все характеризуемые нами в географии предметы реальны
(например, горы Гималаи, Красное море, пустыня Атакама, Японские острова. Баварский
машиностроительный завод, Эйфелева башня, город Нью-Йорк и т.д.). Все географические
явления так или иначе можно увидеть или представить (например, северное сияние,
движение литосферных плит Земли, мировой круговорот воды в природе, движение
циклонов и антициклонов, процессы формирования облаков, формирования и выпадения
осадков, процессы роста городов (урбанизация), производство электроэнергии или
автомобилей и т.д. Данное свойство географического понятия позволяет представить
характеризуемый процесс или явление.
* Объективность – свойство географического объекта или явления, которое наиболее
точно передает характер того или иного понятия. В смысловую основу понятия учитель
обязан включить лишь реально существующие, а не вымышленные характеристики.
* Соразмерность – формулировка определения любого географического понятия не
должна быть слишком объемной и громоздкой, перегруженной информативной нагрузкой.
Например, существуют разные варианты определения понятия “Физико-географическое
положение объекта”.
1 вариант – Ф.Г.П. – это характеристика положения какого – либо объекта по отношению к
другим объектам на географической карте.
2 вариант, сокращенный – Ф.Г.П. – это положение объекта на географической карте. Оба
варианта определения верны, но в некоторых случаях можно воспользоваться вторым,
более кратким определением. Данный вариант можно использовать при введении понятия
“Ф.Г.П. объекта” в курсе 6-го класса, когда учащиеся учатся характеризовать положение
гор и равнин, морей и рек и т. д.
* Соподчипенность – это свойство понятия, определяющее место данного понятия в
системе методического аппарата любой науки. Учителю необходимо четко различать
размерность понятия, понимать, какое из них крупнее, какое – меньше. Это нужно для
того, чтобы ориентироваться в программе и свободно пользоваться информацией, т.е. у
учителя создается своеобразная база данных, где собрана вся информация о терминах и их
применении на уроках географии.
* Целостность – это одно из свойств понятия, которое должно полно передавать его
смысл. Полнота понятия способствует передаче его смысловой и эмоциональной нагрузки.
Например, понятие “Климат” – - многолетний устойчивый режим погоды, характерный
для какой – либо местности, где он повторяется ежегодно. Часто учащиеся дают
половинчатое, обрывочное определение этого и других понятий. Но зачастую это не их
вина, просто они еще не имеют столь развитое образное мышление, которое очень
необходимо при восприятии учебного материала по географии. В данном примере понятие
“Климат” ученики часто лишают окончания. Поэтому учителю необходимо добиваться от
учеников полных и правильных ответов.
* Доступность – свойство понятия, обеспечивающее его быстрое понимание и дающее
возможность учителю успешно продолжать учебно-воспитательный процесс. Обеспечить
претворение в жизнь данного свойства учителю поможет широкое использование
наглядности – географические карты, таблицы и пособия, схемы, видеофильмы и прочее.
* Информативность – способствует передаче понятием информации о смысле, характере
и основных чертах данного понятия. Все свойства понятия тесно взаимосвязаны,
преподаватель, опираясь на них, должен с умом строить учебно-воспитательный процесс,
в нашем случае – по географии.
Классификация географических понятий.
Все географические понятия можно классифицировать по ряду признаков, например, по
размерам и по составу (степени усложнения).
Таблица № 1
Классификация географических понятий по размерам для раздела “Литосфера
Земли”, 6-й класс
Макропонятия
Мезопонятия
Микропонятия
I. Литосфера.
1 .Земная кора.
2.Литосферные
плиты
а) слои земной коры;
б) астеносфера; в. складчатые пояса
П. Вулканология.
1. Вулканизм.
а) вулканы;
б) магма;
в) жерло;
г) кратер;
д) классификация вулканов
III. Сейсмология.
1 .Землетрясение.
а) очаг (гипоцентр);
б) эпицентр;
в) сейсмические волны;
г) шкала Рихтера.
IV. Устройство
1 .Горные породы.
а) Магматические;
земной
поверхности.
б) Метаморфические;
в) Осадочные.
2. Рельеф суши.
а) классификация рельефа по высоте –
равнины и горы;
б) характеристика форм рельефа по плану.
3. Рельеф дна
мирового океана.
а) устройство рельефа дна Мирового океана –
равнины и горы на дне океана, шельф,
глубоководные желоба, котловины и вулканы.
V. Номенклатура
рельефа суши.
1. Номенклатура
равнин.
Список объектов номенклатуры равнин.
2. Номенклатура гор.
Список объектов номенклатуры гор и горных
пиков.
Самыми крупными, объемными понятиями из данной группы являются “Тектоника”,
“Вулканология”, “Сейсмология”, “Номенклатура рельефа”. Именно они включают ряд
мезопонятий понятия, а те, в свою очередь – микропонятия.
Кроме этого, все географические понятия можно классифицировать по составу или
степени усложнения, (см. схему № 2. Классификация географических понятий по составу
или степени усложнения).
Схема № 2
Классификация географических понятий по составу (степени усложнения)
Простые
Река
Ледник
Почва
Народ
Экономическая система
Постоянно усложняемые
Географическое положение
Тектоника
Рельеф
Климат
Демография
и т. д.
Географические понятия, которые относятся к простым, в ходе изучения географии не
усложняются и могут лишь видоизменяться. А географические понятия, которые
постепенно усложняются, изучаются и повторяются из года в год, при этом у учащихся в
ходе обучения происходит актуализация ранее полученных знаний и на их основе
формируются новые, более обширные знания по предмету, характеризующее данное
понятие. Географическое понятие становится более обширным, более целостным,
значимым и осознанным учениками.
В формировании понятия можно идти двумя путями. Первый путь – заниматься нудной и
неинтересной зубрежкой, что достаточно утомительно и малоэффективно. Второй путь
предлагает нечто иное – познание географической действительности через разъяснение
ученику смысла какого – либо понятия. Второй путь является намного более выгодным и
перспективным.
Рассмотрим второй путь формирования географического понятия на примере термина
“Рельеф” в начальном курсе географии (6-й класс).
Вначале учитель предлагает ученикам название понятия, т.е. его языковую основу
географического понятия – рельеф. Он может поинтересоваться у учащихся, слышали ли
они когда – либо такое слово. В большинстве случаев ответ бывает положительным.
Далее учитель формирует информативную и смысловую основу географического понятия,
используя для этого поисковые вопросы и задания, а так же широко применяет
наглядность в виде рисунков и иллюстраций на тему “Рельеф суши”.
Например, преподаватель спрашивает учеников, ровная ли
поверхность Земли? Ученики отвечают, что нет. Значит, продолжает учитель, характер
поверхности Земли может быть разным и делиться на разные группы – равнины и горы
(информативная основа географического понятия).
Далее преподаватель демонстрирует учебную таблицу “Классификация форм рельефа по
высоте, в м” и вновь задает вопрос: – Чем отличаются равнины от гор? Учащиеся ответят,
что конечно – же высотой! Так формируется смысловая основа географического понятия и
его смысл становится окончательно ясен.
Формирование географических понятий у учащихся, их твердое усвоение и запоминание
очень важно, т.к. через них учитель формирует и передает учащимся огромный объем
знаний по географии.
В последующем, при изучении курсов географии “География материков и океанов, 7
класс” и “География России, 8-й класс”, происходит усложнение или развитие этого
понятия. Это необходимо, т.к. к ранее изученному материалу, относящемуся к понятию
“рельеф”, добавляются новые, более сложные составляющие. Усложняется содержание
образования, усложняются и сами формулировки определения. При этом происходит
целостное развитие личности ребенка.
Ниже приведен пример развития понятия “Рельеф” в течение обучения учащихся в 6–8-х
класса .
купить