Напоминание

Педагогическая технология формирования и развития понятий на уроках географии


Автор: Шумейко Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: БОУ г.Омска "СОШ№89"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: Педагогическая технология формирования и развития понятий на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад





Педагогическая технология формирования и развития

понятий на уроках географии

Технология
– это раздел дидактики о системной организации процесса обучения учащихся.
Технология формирования и развития понятий в географии
– это комплекс мер, направленный на формирование целостного и качественного процесса обучения географии через постепенное усложнение получаемой информации, в т.ч. и через формирование и развитие географических понятий, соответствующих географической действительности. Что – же называется понятием!
Понятие (термин)
– это количественная и качественная категория, которая характеризует реальные и абстрактные предметы, вещи или их определенные состояния, имеющая свойства, смысл, значение, способная видоизменяться. Другими словами, понятие – это способ отражения окружающей действительности, в нашем случае, действительности Земной, географической. Само слово “понятие” подразумевает глубокое осознание характеризуемого предмета или явления, его смысловой нагрузки и значимости для преподавания предмета. Понятия возникали не сразу, а постепенно, их формирование было тесно связано с развитием национальных языков, культуры, научных достижений разных исторических эпох, торговлей, географическими открытиями. Нас интересуют географические понятия и все, чем они характеризуются. Любое географическое понятие обладает рядом свойств. Из них важнейшими являются следующие: *
Реальность
– это одно из свойств географических понятий, которое вообще дает ему право на существование. Все характеризуемые нами в географии предметы реальны (например, горы Гималаи, Красное море, пустыня Атакама, Японские острова. Баварский машиностроительный завод, Эйфелева башня, город Нью-Йорк и т.д.). Все географические явления так или иначе можно увидеть или представить (например, северное сияние, движение литосферных плит Земли, мировой круговорот воды в природе, движение циклонов и антициклонов, процессы формирования облаков, формирования и выпадения осадков, процессы роста городов (урбанизация), производство электроэнергии или автомобилей и т.д. Данное свойство географического понятия позволяет представить характеризуемый процесс или явление. *
Объективность
– свойство географического объекта или явления, которое наиболее точно передает характер того или иного понятия. В смысловую основу понятия учитель обязан включить лишь реально существующие, а не вымышленные характеристики. *
Соразмерность
– формулировка определения любого географического понятия не должна быть слишком объемной и громоздкой, перегруженной информативной нагрузкой. Например, существуют разные варианты определения понятия “Физико-географическое положение объекта”. 1 вариант – Ф.Г.П. – это характеристика положения какого – либо объекта по отношению к другим объектам на географической карте. 2 вариант, сокращенный – Ф.Г.П. – это положение объекта на географической карте. Оба варианта определения верны, но в некоторых случаях можно воспользоваться вторым, более кратким определением. Данный вариант можно использовать при введении понятия
“Ф.Г.П. объекта” в курсе 6-го класса, когда учащиеся учатся характеризовать положение гор и равнин, морей и рек и т. д. *
Соподчипенность
– это свойство понятия, определяющее место данного понятия в системе методического аппарата любой науки. Учителю необходимо четко различать размерность понятия, понимать, какое из них крупнее, какое – меньше. Это нужно для того, чтобы ориентироваться в программе и свободно пользоваться информацией, т.е. у учителя создается своеобразная база данных, где собрана вся информация о терминах и их применении на уроках географии. *
Целостность
– это одно из свойств понятия, которое должно полно передавать его смысл. Полнота понятия способствует передаче его смысловой и эмоциональной нагрузки. Например, понятие “Климат” – - многолетний устойчивый режим погоды, характерный для какой – либо местности, где он повторяется ежегодно. Часто учащиеся дают половинчатое, обрывочное определение этого и других понятий. Но зачастую это не их вина, просто они еще не имеют столь развитое образное мышление, которое очень необходимо при восприятии учебного материала по географии. В данном примере понятие “Климат” ученики часто лишают окончания. Поэтому учителю необходимо добиваться от учеников полных и правильных ответов. *
Доступность
– свойство понятия, обеспечивающее его быстрое понимание и дающее возможность учителю успешно продолжать учебно-воспитательный процесс. Обеспечить претворение в жизнь данного свойства учителю поможет широкое использование наглядности – географические карты, таблицы и пособия, схемы, видеофильмы и прочее. *
Информативность
– способствует передаче понятием информации о смысле, характере и основных чертах данного понятия. Все свойства понятия тесно взаимосвязаны, преподаватель, опираясь на них, должен с умом строить учебно-воспитательный процесс, в нашем случае – по географии.
Классификация географических понятий.
Все географические понятия можно классифицировать по ряду признаков, например, по размерам и по составу (степени усложнения). Таблица № 1
Классификация географических понятий по размерам для раздела “Литосфера

Земли”, 6-й класс
Макропонятия Мезопонятия Микропонятия I. Литосфера. 1 .Земная кора. 2.Литосферные плиты а) слои земной коры; б) астеносфера; в. складчатые пояса П. Вулканология. 1. Вулканизм. а) вулканы; б) магма; в) жерло; г) кратер; д) классификация вулканов III. Сейсмология. 1 .Землетрясение. а) очаг (гипоцентр); б) эпицентр; в) сейсмические волны; г) шкала Рихтера. IV. Устройство 1 .Горные породы. а) Магматические;
земной поверхности. б) Метаморфические; в) Осадочные. 2. Рельеф суши. а) классификация рельефа по высоте – равнины и горы; б) характеристика форм рельефа по плану. 3. Рельеф дна мирового океана. а) устройство рельефа дна Мирового океана – равнины и горы на дне океана, шельф, глубоководные желоба, котловины и вулканы. V. Номенклатура рельефа суши. 1. Номенклатура равнин. Список объектов номенклатуры равнин. 2. Номенклатура гор. Список объектов номенклатуры гор и горных пиков. Самыми крупными, объемными понятиями из данной группы являются “Тектоника”, “Вулканология”, “Сейсмология”, “Номенклатура рельефа”. Именно они включают ряд мезопонятий понятия, а те, в свою очередь – микропонятия. Кроме этого, все географические понятия можно классифицировать по составу или степени усложнения, (см. схему № 2. Классификация географических понятий по составу или степени усложнения). Схема № 2
Классификация географических понятий по составу (степени усложнения)

Простые
Река Ледник Почва Народ Экономическая система
Постоянно усложняемые
Географическое положение Тектоника Рельеф Климат Демография и т. д. Географические понятия, которые относятся к простым, в ходе изучения географии не усложняются и могут лишь видоизменяться. А географические понятия, которые постепенно усложняются, изучаются и повторяются из года в год, при этом у учащихся в ходе обучения происходит актуализация ранее полученных знаний и на их основе формируются новые, более обширные знания по предмету, характеризующее данное понятие. Географическое понятие становится более обширным, более целостным, значимым и осознанным учениками. В формировании понятия можно идти двумя путями. Первый путь – заниматься нудной и неинтересной зубрежкой, что достаточно утомительно и малоэффективно. Второй путь предлагает нечто иное – познание географической действительности через разъяснение ученику смысла какого – либо понятия. Второй путь является намного более выгодным и перспективным. Рассмотрим второй путь формирования географического понятия на примере термина “Рельеф” в начальном курсе географии (6-й класс). Вначале учитель предлагает ученикам название понятия, т.е. его языковую основу географического понятия – рельеф. Он может поинтересоваться у учащихся, слышали ли они когда – либо такое слово. В большинстве случаев ответ бывает положительным.
Далее учитель формирует информативную и смысловую основу географического понятия, используя для этого поисковые вопросы и задания, а так же широко применяет наглядность в виде рисунков и иллюстраций на тему “Рельеф суши”. Например, преподаватель спрашивает учеников, ровная ли поверхность Земли? Ученики отвечают, что нет. Значит, продолжает учитель, характер поверхности Земли может быть разным и делиться на разные группы – равнины и горы (информативная основа географического понятия). Далее преподаватель демонстрирует учебную таблицу “Классификация форм рельефа по высоте, в м” и вновь задает вопрос: – Чем отличаются равнины от гор? Учащиеся ответят, что конечно – же высотой! Так формируется смысловая основа географического понятия и его смысл становится окончательно ясен. Формирование географических понятий у учащихся, их твердое усвоение и запоминание очень важно, т.к. через них учитель формирует и передает учащимся огромный объем знаний по географии. В последующем, при изучении курсов географии “География материков и океанов, 7 класс” и “География России, 8-й класс”, происходит усложнение или развитие этого понятия. Это необходимо, т.к. к ранее изученному материалу, относящемуся к понятию “рельеф”, добавляются новые, более сложные составляющие. Усложняется содержание образования, усложняются и сами формулировки определения. При этом происходит целостное развитие личности ребенка. Ниже приведен пример развития понятия “Рельеф” в течение обучения учащихся в 6–8-х класса
.
купить


В раздел образования