Напоминание

"Сокровища моей души"


Автор: Пригода Ольга Андреевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение "Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа
Тема: "Сокровища моей души"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Коррекционно – развивающая

психолого-педагогическая программа

«Сокровища моей души»

для учащихся «группы риска» 7-9 классов

с ограниченными интеллектуальными ресурсами.
Сургут 2012 1 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Содержание 1. Пояснительная записка 3-12 1.1. Актуальность, цели и задачи программы 3 1.2. Научные, методологические и методические основания программы 4 1.3. Принципы коррекционно-развивающей программы 4-5 1.4. Психолого-педагогический инструментарий (описание метода кинотерапии) 4-6 1.5.Структура занятий 6 1.6. Тематическое планирование 6-12 1.7. Остальные требования к психолого-педагогической программе 11-12 2.Список используемой литературы 13 3. Приложения 3.1. Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы 3.2. Конспект психологического занятия 2 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида

Пояснительная записка.
Программа «Сокровища моей души» относится к «Сокровища моей души» относится к
коррекционно – развивающим

коррекционно – развивающим

психолого-педагогическим программам

психолого-педагогическим программам
и посвящена работе над о и посвящена работе над одной из важнейших проблем современного общества.
Актуальность работы над проблемой и описание целевой группы.
Н а с е г од н я ш н и й д е н ь
актуальной
является проблема возрастающей агрессивности, неумения отдельных людей выстраивать позитивные, конструктивные отношения не только с окружающими, но и со своим внутренним миром. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в период перехода ребенка от «детства» к «взрослости». Именно в этом возрасте большое количество детей попадают в группу социального риска. Недоверие, осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить им вред. Главные психологические особенности детей «группы риска» с ограниченными интеллектуальными ресурсами: трудности с установлением контактов с взрослыми и сверстниками, не критичное мышление, в связи с этим слабо развитое чувство ответственности за свои поступки. В связи с этим нарушение в эмоционально-волевой сфере, повышенная ведомость и внушаемость, сильная зависимость от лидера, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства; бродяжничество, склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, склонность к противоправным деяниям (мелкое воровство, повышенная физическая агрессия). Практика показывает, что основными факторами агрессивного поведения таких детей, как правило, являются: ► неблагополучная семья; ►деструктивные взаимоотношения со сверстниками; ►средства массовой информации. Именно в этот возрастной период важно обеспечить оптимальное психолого- педагогическое сопровождение детей «группы риска». Следовательно, проблема трудного подросткового возраста может быть частично разрешена посредством внедрения в образовательное пространство школы коррекционно - развивающей психолого- педагогической программы «Сокровища моей души» для детей «группы риска» с интеллектуальными нарушениями. Её разработка носит компилятивный характер и составлена на основе рекомендаций российских ученых - психологов Т.В. Кунигель и Е.В. Федосенко. Новизна данной программы состоит в использовании метода кинотерапии с подростками с отклонениями в интеллектуальной сфере.
Цели программы:
►Создание психолого-педагогических условий для участников образовательного процесса, способствующих повышению уровня их ответственности за собственные поступки и действия; ►формирование социально-нравственных качеств личности подростка «группы риска» с ограниченными интеллектуальными ресурсами
Задачи:
 развитие у учащихся навыков саморегуляции и способности к позитивному планированию своих поступков и деятельности;  развитие у детей и подростков эмпатичного отношения к окружающим людям через обогащение их чувственного опыта;  формирование у учащихся восприятия положительной Я-концепции.
Научные, методологические и методические основания программы.
В работе по коррекционно-развивающей психолого-педагогической программе «Сокровища моей души» педагог- психолог руководствуется
следующими принципами:
3 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида

Принцип предупреждения
- выявления подростков «группы риска» и организация профилактических мероприятий совместно с социальными партнерами.
Принцип

комплексности

и

взаимодействия

-
сопровождение осуществляется комплексно: в нем участвуют психолог, педагоги, социальный педагог, медицинский работник, администрация, родители, по необходимости инспектора ОДН. Эффективность данного принципа в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка.
Принцип

системности
- предполагает последовательную совместную работу специалистов службы ППМС - сопровождения по сбору информации, составлению индивидуальных маршрутов сопровождения, коррекционных и профилактических мероприятий.
Принцип единства диагностики и коррекции -
задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики не только зоны актуального, но и ближайшего развития подростков.
Принцип

личностного

подхода.
В процессе психологической коррекции мы учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у человека, а личность в целом. В зависимости от выявленных личностных проблем учащихся в работе применяются различные виды психокоррекции. Программа предусматривает использование следующих
методов и приемов
: метод кинотерапии, групповая дискуссия, с элементами тренинга межличностного общения, психологические игры, использование элементов арт-терапии, притчи, метафоры, афоризмы, техники активного слушания (перефразирование, отражение чувств, присоединение чувства к содержанию, прояснение, отражение собственных чувств, прояснение проблемной ситуации.)
Кинотерапия
в широком смысле слова – это метод, входящий в систему арт- терапии, в ее основе лежит использование художественных фильмов в качестве своеобразных терапевтических метафор. Кинотерапия в узком смысле слова представляет собой специфический инструмент воздействия на человека, входящий в состав различных психотерапевтических систем. Также широко кинотерапия используется в популярной психотерапевтической и реабилитационной работе. Отцом кинотерапии считается лондонский психотерапевт Берни Вудер. Он предлагает своим клиентам просто смотреть художественные фильмы, специально подобранные им под психотерапевтическую проблему в порядке профилактики. Кинотерапия выступает посредником при общении учащегося и психолога на символическом уровне. Художественные средства кинотерапии помогают опосредовать эмоциональную психическую жизнь подростка. Образы художественного творчества отражают все виды неосознаваемых процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты и т.д. Мой опыт работы показывает, что кинотерапия может выступать и в качестве группового метода работы: использование художественных приемов в процессе проведения группы позволяет способствовать развитию воображения и фантазии школьника с интеллектуальной недостаточностью, разрешать конфликты между учащимися и помогать им в достижении конструктивных форм взаимодействия. Механизмы кинотерапии описываются в работах Е.П. Кораблиной с соавторами, А.А. Плескачевской и др. Авторы выделяют большое количество механизмов работы кинотерапии. Но наиболее эффективными и ярко выраженными являются следующие механизмы: 1 .
Механизм

проекции
– «процесс и результат постижения и порождения значений, использованных в художественной форме кино, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, а также конфликтов на внешние объекты» (по Е.П.Кораблиной). Посредством этого механизма в восприятии кино происходит моделирование художественных и сюжетных форм в 4 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
соответствии с психотерапевтическим запросом личности. Прежде всего, терапевтические свойства воздействия киноленты на человека определяются механизмом проекции. Фильм в этом случае является тем полотном, на которое не только режиссер, но и зритель может спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает перенести содержание своего внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что происходит в собственной жизни. Такая проекция своих забот или психологических затруднений облегчает работу над ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать», поэтому «отделение», абстрагирование проблемы, проецирование ее на киноэкран уже само по себе оказывает полезное действие, помогая увидеть себя как бы со стороны. 2 .
М ех а н и з м

и д е н т и ф и ка ц и и

-
эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой или образцом. Идентификация идет не за счет осмысления и интеллектуальной работы, а происходит бессознательно на уровне эмоций, чувств, тем самым обогащая эмоциональную жизнь подростка с интеллектуальной недостаточностью и позволяя разрешать внутренние конфликты и противоречия через конструктивный наглядный пример. Идентификация в кинотерапии многопланова – она может иметь место как по отношению к главным героям фильма, так и по отношению к любым другим образам, использованным в кино. Поэтому так важно с подростком прояснить, определить какой герой ближе для него. Благодаря проекции и идентификации учащийся выбирает такого киногероя, который наиболее ему близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и т.д. Подросток, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими либо спроецированными на героя, либо позаимствованные у него. 3. За счет этих двух психологических механизмов происходит эмоциональное освоение реальности, представленной на экране. И здесь надо помнить о том, что хоть ситуация в фильме и вымышленная, но чувства у зрителя – всегда настоящие. Поэтому золотое правило консультирования –
«здесь и сейчас»
– может быть выражением третьего механизма, задействованного в кинотерапии. Другими словами, коррекционно- развивающий эффект этого вида арттерапии достигается еще и потому, что дает личности возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной жизни. 4. Актуализация переживаний «здесь и сейчас» происходит за счет выделение значимых эмоциональных ситуаций, образов на фоне разворачивающегося сюжета. В соответствии с ним зритель выберет в фильме ту ситуацию (или героя, наиболее запомнившейся эпизод, фразу и т.п.), которая является для него значимой в данный момент. Это можно отнести к четвертому механизму, работающему в кинотерапии, –
актуализации значимой проблемы
(потребности). Таким образом, фильм помогает не только актуализировать скрытые или, казалось бы, неявные проблемы, что необходимо для эффективной развивающей работы, но и удовлетворять различные потребности личности. Это особенно значимо в подростковом возрасте, когда ребенок постигает приемлемые в обществе способы удовлетворения своих потребностей (выражения своего эмоционального состояния, в том числе и агрессии, понимании происходящего вокруг и внутри подростка, снятие стресса и эмоциональная разрядка через смех или получение острых впечатлений от фильма с авантюрным, приключенческим сюжетом и пр.). Не лишним будет тут добавить, что вообще в арт-терапии средствами визуальных искусств полностью соблюдается один из основных терапевтических принципов единства диагностического и коррекционного подходов. Сами по себе подобные арт- терапевтические занятия создают условия для одновременной психологической диагностики и поддержки личностного роста подростка, развития творческого потенциала личности, что способствует актуальности и эффективности их внедрения в 5 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
образовательную практику. Наряду с терапевтическим воздействием просмотра фильма особую роль играет обсуждение и анализ этого фильма. Доказано, что дети способны выполнять поставленные перед ними задачи более успешно, когда они работают в ситуации сотрудничества. Именно совместный просмотр кинофильма организует процесс взаимочувствования, взаимодействия, а обсуждение увиденного в форме диалога, дискуссии, совместное выполнение продуктивной деятельности стимулирует взаимопонимание и формирует эмпатичное отношение к окружающим. Подростки тренируют умение слушать, уважительно относиться к точке зрения другого человека, развивают умение задавать вопросы и согласовывать понятия, учатся не бояться высказывать свое мнение. Подобные результаты
доказывают

необходимость реализации программы «Сокровища моей души» для подростков с

интеллектуальным недоразвитием.

Структура и содержание программы.
Особую роль в работе играет содержание специально организованных бесед и дискуссий. На каждом занятии подросткам предлагаются вопросы для обсуждения просмотренного фильма. Занятия проходят в кругу, используются элементы тренинга межличностного общения.
Структура занятия.
Занятия состоят из трех этапов:
1.
Вводная часть - приветствие, прояснение эмоционального состояния у учащихся, повторение и закрепление правил работы в группе, создание мотивации-5 минут.
2.
Основная часть
-
просмотр части фильма - 15 минут
-
реализация поставленных целей занятия через обсуждение, элементы тренинговой работы – 15 минут
3.
Заключительная часть - рефлексия, подведение итогов- 5 минут. Тематическое планирование занятий № п/п Тема Кол-во часов Основное содержание занятия: Занятия № 1-2- 3-4 Добро и зло, любовь, д р у ж б а и предательств о, смелость и т русо сть в художествен ном фильме «Книга мастеров». 4 часа 1. Введение в тему: что такое добро? Какого человека можно назвать добрым? Какие поступки человека называют злыми? Как зло проявляется в повседневной жизни? А как проявляется добро в жизни? Что дает добро каждому из нас или что мы получаем от добрых дел? А что получает каждый из нас от злых поступков, мыслей? Как добро и зло влияет на жизнь каждого из нас? 2. Просмотр фильма «Книга мастеров». 3. Вопросы для размышления: - о чем этот фильм? - какие герои больше всего запомнились и почему? - поступки каких героев можно назвать добрыми, а каких - злыми? - дружба и предательство в фильме. - смелые поступки и трусливые. - ребята, как вы понимаете выражения «Смелость города берет». - какие качества характера помогли героям справиться с трудностями? - какие ваши каче ства помогают ва м справляться с трудными ситуациями? 6 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
4. Творческие упражнения: нарисовать или показать движениями, мимикой свои качества – помощники и рассказать о них. 5. Рефлексия и завершение занятия. Занятия 5-6-7-8 О л ю д я х , которые носят маски… О м а с к а х , которые носят люди… 4 часа 1. Введение в тему: что такое маска? Какие маски бывают? Для чего маска нужна человеку? Понимание выражения: «маски, которые носят люди, или люди, которые носят маски?» Какие маски бывают? Многообразие ролей и масок в жизни человека. Комическая (смешная) и трагическая (грустная, печальная) маски. Способность осознанно менять маски. 2.Просмотр художественного фильма «Маска». 3.Вопросы для размышления: - чем этот фильм? - какие герои запомнились больше всего и почему? - какие добрые моменты фильма вы запомнили? - от чего зависти выбор маски? - для чего люди носят маски? - маска – это хорошо? - всегда ли человек знает, какую маску он носит ? 4. Творческие и тренинговые упражнения Упражнение «Весь мир - сцена». Учащимся предлагается изобразить сцену, в которой они хотели бы поучаствовать. Упражнение «Рисуем маски». Каждый участник рисует 3 маски: «каким я себя знаю», «маска, которую я не знаю», «маска, каким я хочу, чтобы меня видели другие». 5. Рефлексия и завершение занятия. Занятия 9-10- 11-12 Худ. Фильм «Чучело» 4 часа 1. Введение в тему: жестокость, трусость и предательство, влияние компании на принятие решения. Унижение и обида. Кличка. 2.Просмотр художественного фильма «Чучело». 3.Вопросы для размышления: - кто из героев вам понравился или не понравился и почему? - как вели себя одноклассники по отношению к Лене? - в чем проявлялись унижения Лены со стороны одноклассников? - что чувствовала Лена, когда ее обижали, унижали? - что чувствуете вы, что с вами происходит, когда вас обижают, унижают? - можно ли вести себя, так как вели одноклассники Лены? - как предательство повлияло на отношения Лены с одноклассниками? - как вы думаете, какое человеческое качество заставило Лену предать дедушку? Как на месте Лены можно было повести себя по-другому? и т.д. 7 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
4. Творческие упражнения. Рефлексия Занятия 13 -14- 15-16 О важности проявления п о м о щ и к окружающим 4 часа 1.Просмотр художественного фильма «Черная молния» 2 .
Вводная

часть:
В кругу учащиеся проговаривают о своем эмоциональном состоянии. - Ребята, что мешает включиться в работу? - Ребята, что помогает включиться в работу? Обсуждение в группе художественного фильма «Черная молния»:- Ребята, как вы думаете, о чем фильм? - Что такое помощь? - Нужно ли помогать людям? - Почему - «да», почему - «нет», - Кто из героев фильма помогал людям? -Ребята, как вы понимаете выражения Л.Н. Толстого «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, - и ты научишься радости творения добра». - Были ли в вашей жизни случаи, когда кто-либо совершенно бескорыстно оказал вам неоценимую помощь? Как вы при этом себя чувствовали? - Расскажите, как может вам помочь каждый член вашей семьи? - А как вы можете помочь своим близким (просто незнакомым людям)? 3.
Психологическая игра «Помогаем людям».
Дети делятся на группы. Одна группа – цветы, другая – солнечные лучи, третья – горы. Каждая группа должна рассказать, как она помогает людям. Например, горы дарят людям чистый воздух, уединение, мысли о высоком, красоту и т.д. Занятие 17, 18, 19, 20. О реальности и ч уд е . О с в о б о д е и ответственно сти. 4 часа 1. Просмотр художественного фильма «Артур и минипуты». 2.Введение в тему: «Реальное» и «нереальное»;допущение возможности «нереального» - первый шаг к вере и постижению мира; Просмотр I-й половины фильма. Вопросы для размышления: - Что вы считаете реальным в фильме, а что нет? - Что лучше: верить и доверять или во всем сомневаться и никому не верить? 3.Упражнение: Нарисуйте то, что вы попросили бы у Бога, если бы встретились с ним – так же, как герой фильма. Участники обмениваются впечатлениями о занятии. Вспоминаем наиболее запомнившиеся эпизоды фильма. 4.Просмотр II-й половины фильма. - Исполнение желаний – это хорошо? Почему «да» или почему – «нет» ? - Что помогает человеку переносить жизненные трудности? 5.Обсуждение фильма. Выводы детей. Как полученный опыт сможет пригодиться вам в жизни? Занятия 21-22- О том, как сделать себя 4 часа Введение в тему: счастье – это когда человек живет в гармонии с самим собой. Чем больше человек любит себя, 8 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
23-24 и д р у г и х людей счастливыми. тем меньше места для любви к другим. Любовь творит чудеса, преображая и облагораживая человека. Просмотр I-й половины фильма «За бортом». Вопросы для размышления: О чем этот фильм? Что такое эгоизм (себялюбие)? Почему любить других очень трудно? Рисунок «Любимое и нелюбимое». Участникам предлагается разделить лист на несколько частей и нарисовать на них, кем они восхищаются, кого ненавидят, любят, жалеют, с кем бы хотели поменяться местами и т.п. Просмотр II-й половины фильма. Как люди познают друг друга и самих себя? Из каких поступков видно, что люди счастливы, что они любят друг друга? Коллаж «Любовь». Предложить учащимся составить общий коллаж (фотографии из журналов), отражающий «языки» любви: с л о в о , п о м о щ ь , п р и к о с н о в е н и е , п о д а р о к , времяпрепровождение. Рефлексия. Занятие 25-26- 27-28. О дружбе 4 часа Введение в тему. Просмотр I части художественного фильма «Крыша». Ребята, как вы поняли, о чем этот фильм? Какие герои вам понравились больше всего? Какие герои вам не понравились? Почему –да? Почему-нет? Для чего человеку нужны друзья? Как проявляются дружеские отношения в фильме? Психологическая игра «Дружеские отношения». Психолог бросает мячик ребятам и просит закончить фразу: «Друг-это человек, который….» Далее в кругу с группой обсуждаются способы, которыми пользуются подростки, чтобы подружиться. Далее проводится практический тренинг с использованием лучших из них. Просмотр II части художественного фильма «Крыша» Обсуждение полученного опыта: - Какие эпизоды понравились и почему? - Какие – нет и почему? Для чего нужны друзья? Какое значение имеет дружба в жизни человека? Выводы участников. Рефлексия. Занятие 29-30 О д р у ж б е верности и преданности. 4 часа Введение в тему: дружба, верность. Просмотр I-й части художественного фильма «Хатико». Вопросы для размышления: Вопросы для размышления: - о чем этот фильм? - какие герои больше всего запомнились и почему? -какие события фильма затронули твою душу и почему? Психологическая игра:«Учимся давать имена-сравнения» Просмотр II-й части фильма. Обсуждение в группе по следующим вопросам: Кто такой друг? 9 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Каким должен быть друг? Кого называют другом? Как общаться с друзьями? Психолог помогает ребятам дать определение слову, заглядывая в «корзину советов»: Человек, который тебя понимает. Друг никогда не обманет. Друг - это тот, кто выручит из любой беды. Друг - это человек, который отдаст последнюю рубашку ради друга и т.д. После этого предлагает ребятам придумать правила общения между друзьями, записать их на доске: - помогать другу в случае беды, делиться с другом новостями, эмоционально поддерживать друга, разделять с ним его настроение, доверять друг другу защищать друзей. Упражнение «Опиши друга» Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду товарища; выясняется, кто оказался точнее при описании. В конце занятия ведущий делает вывод о том, что каждый человек несёт ответственность за сохранение и укрепление дружбы. О чем этот фильм? Как вы думаете, для чего я вам показала этот фильм? Как полученный опыт сможет пригодиться вам в жизни? Выводы участников. Рефлексия. 31-36 Завершение цикла занятий по кино-терапии 4 часа Вспоминаем наиболее запомнившиеся, понравившиеся фильмы, полюбившихся героев. Поиск аналогичных, похожих ситуаций в фильме, похожего поведения героев. Упражнение «кинокамера времени». Участникам предлагается представить, что у них появилась кинокамера времени, которая может прошлые показать будущие события фильма, жизни героев. Можно спросить друг у друга что угодно, например: - Каким мальчиком был Дима из художественного фильма «Черная молния» в детстве? - Что произойдет с Артуром, когда он состарится? И т. п. Вопросы для обсуждения: Телевизор в вашей жизни? Хорошо ли его смотреть? Почему – да, и почему – нет? Учащимся предлагается придумать и нарисовать фильм- комикс. Обязательное условие – это фильм про героя – победителя. Пусть на его пути встречаются трудности, его постигают неудачи и провалы, однако он должен с успехом находить оригинальные пути преодоления препятствий. Завершение. Участники по очереди рассказывают о том, какие новые знания они получили на занятиях психологии. Рефлексия. Итого: 36 ч.
Ограничения при реализации программы.
10 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
К ограничениям в предлагаемой программе необходимо отнести возраст учащихся (дети дошкольного и младшего школьного возраста), и степень выраженности дефекта (умеренная и глубокая степень интеллектуальной недостаточности).
Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы.
В процессе занятий учащиеся имеют право занимать любую позицию, в том числе пассивную, пассивно-оценивающую, конформистскую, а так же активную и созидательную. Каждый ребенок имеет право высказывать свою точку зрения, свое мнение, которые будут приниматься и обсуждаться. Как показывает опыт, регулярные занятия с учащимися по данной программе мотивируют их на принятие активно – действенной, а зачастую и созидательной позиции в процессе обсуждения киносюжетов. Даже самые пассивные в начале занятия подростки начинают проявлять интерес к обсуждаемым проблемам, стараются выстраивать свои конструктивные решения по предложенной ситуации. Каждые конструктивные предложения поощряются, тем самым повышается уровень самооценки подростков, их мотивация к обсуждению морально- нравственных проблем.
Сфера ответственности педагога-психолога.
Задача педагога-психолога - создать условия для комфортного эмоционально- психологического климата для всех субъектов психолого-педагогического процесса, их позитивного взаимодействия и сотрудничества.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.
Реализация программы предполагает, что занятия будет проводить педагог- психолог с высшим специальным образованием, имеющий первую или высшую квалификационную категорию.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации

программы:
1. Художественные фильмы для просмотра: «Книга Мастеров», «Черная молния», «Маска», «Чучело», «Хатико», «За бортом», «Крыша», «Артур и минипуты» и др. 2. Психологические игры. 3. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Материально

-

техническое

оснащение

учреждения

для

реализации

программы:
кабинет психологии для проведения занятий по кинотерапии должен быть оснащен компьютером, интерактивной доской или проектором, комфортной для просмотра мягкой мебелью, медиа-библиотекой.
Сроки и этапы реализации программы:
программа рассчитана на один учебный год, содержит 36 учебных часов по два занятия в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы

Промежуточные результаты:
1. У большинства учащихся повысится уровень ответственности за свои действия и поступки. Учащиеся смогут давать адекватную оценку своим поступкам, действиям и поведению себя и своих сверстников. 2. Ребята овладеют понятиями «добро и зло», «моральный и аморальный поступок». 3. Учащиеся смогут понимать нравственную ценность таких понятий как «помощь и взаимопомощь», «отзывчивость, доброта и человечность».
Итоговые результаты:
1. Большинство учащихся смогут контролировать свои эмоции и поведение в определенных ситуациях (адекватно реагировать на обиду). 2. У учащихся будет формироваться эмпатия через обогащение их чувственного опыта. 11 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
3. По итогам проведенной работы у учащихся формируется восприятие положительной Я-концепции (дети будут более адекватно воспринимать себя и своих действий).
Организация

внутреннего

контроля

за

реализацией

программы:
Данная программа прошла внешнюю и внутреннюю экспертизы, была рекомендована для реализации в условиях специальной коррекционной школы. Внутренний контроль осуществляется заместителем директора по научно-методической работе согласно плану, утверждаемому руководителем учреждения 2 раза в год (сентябрь, апрель).
Качественные и количественные критерии оценки планируемых результатов.
Оценивание результативности программы проводится 2 раза в год в соответствии с диагностическими методиками, утвержденными методическим объединением специалистов службы ППМС сопровождения.
Трёхступенчатая

диагностика
направлена на выявление степени склонности подростков к различным девиациям и проводится перед началом реализации программы. Это позволяет определить целевую группу.
1-й

уровень:
Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных подростков в коллективе, на основании чего формируется группа риска. Данная диагностика проводится в виде наблюдений, бесед, анкетирования как с учащимися так и с педагогами.
2-й уровень:
Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в неформальных группах). Эту оценку должен проводить социальный педагог. Психологическая диагностика проводится психологом. На данном уровне используются следующие психологические методики: И. Рожков, М.А. Ковальчук) (см.приложение 1). Опросник «ДАП-П» для выявления склонности к различным формам девиантного поведения. (см. приложение 2) Проективная методика «Рисунок семьи» с целью определения психологического климата в семье.
3-й

уровень:
Анализ данных и принятие решений по форме и методам работы с выявленными проблемами детей «группы риска» совместно с социальным педагогом и администрацией школы.
Мониторинг результативности проводится по следующим критериям:
1. Обогащение положительного эмоционального опыта учащихся группы риска. 2. Умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами. 3. Эмоциональное принятие реальности (выражение чувств, переживания чувств, как собственных, так и окружающих людей ). 4. Способность адекватно воспринимать себя и свои действия. 5. Умение слушать и слышать, уважительно относиться к точке зрения другого человека. 6. Умение задавать вопросы, высказывать собственное мнение.
Сведения о практической апробации на базе образовательного учреждения:
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Сокровища моей души» реализуется на базе Казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» в течении 3 лет. В среднем количество участников в течении года составляет 10-12 человек. 12 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида

Список литературы:
1. Федосенко, Е.В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинга. / Е. В. Федосенко. – Санкт-Петербург: Изд-во Речь. 2. Кунигель, Т.В. Тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка». / Т.В. Кунигель, - Санкт-Петербург: Изд-во Речь. 3. Психологический тренинг с подростками. / Л. Анн, - М., 2003. 4. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии. / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко – СПб., 2001. 5. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! / Е. Коротаева, - М., 1997. 6. Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии. / А.И. Копытин. – СПб., 2000. 7. Шапиро, Д. Конфликт и общение. / Д. Шапиро. – Минск, 1999. 13 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида

Приложения

Приложение 1.

Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы:
Данный мониторинг был составлен по результатам наблюдения за учащимися в урочной и свободной деятельности. Цель данного мониторинга - отслеживание результатов проведенной коррекционно- развивающей работы по психолого-педагогической программе «Сокровища моей души». Мониторинговые замеры проводились по критериям. Для каждого критерия были выделены следующие показатели:
1.Обогащение

положительного

эмоционального

опыта

учащихся

«группы

риска»:
1.1 изменение эмоциональной реакции ребенка на поведение героя по ходу работы над фильмом; 1.2 присвоение положительного эмоционального опыта; 1.3 использование полученного положительного эмоционального опыта в собственной жизни.
2.Умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами:
2.1 умеет уступить, договориться с оппонентом, найти пути конструктивного выхода из конфликтной ситуации; 2.2 умение контролировать свои сильные эмоции в конфликтной ситуации, не проявлять вербальной и физической агрессии по отношению к оппоненту; 2.3 умение увидеть и адекватно проанализировать как свое поведение, так и поведение оппонента в конфликтной ситуации.
3.Эмоциональное принятие реальности (выражение чувств, переживание чувств

как собственных, так и окружающих людей):
3.1 адекватное эмоциональное реагирование в различных жизненных ситуациях; 3.2 умение сопереживать, сочувствовать окружающим; 3.3 умение эмоционально абстрагироваться, переключаться на другие виды деятельности от эмоционально-острой ситуации.
4.Способность адекватно воспринимать себя и свои действия:
4.1. умение адекватно оценить свои положительные и отрицательные поступки; 4.2.умение проанализировать свои действия, объяснить свое поведение; 4.3. умение признать свою вину, попросить прощение у другого ребенка.
5. Умение слушать и слышать, уважительно относиться к точке зрения другого

человека:
5.1 умеет вопреки своего мнения спокойно принять точку зрения другого человека; 5.2 слушает спокойно, не перебивая собеседника; 5.3 во время беседы проявляет заинтересованность, делиться собственным опытом.
6. Умение задавать вопросы, высказывать собственное мнение:
6.1 во время беседы задает вопросы по теме, поддерживает беседу; 6.2 имеет собственное мнение и смело его высказывает; 6.3 адекватно реагирует на обратную связь других детей. Оценивание осуществлялось по 3-х бальной системе: 0 баллов – изменения у ребенка отсутствуют, 1 балл – периодически наблюдаются положительные изменения, но не в полной мере, 2 балла – положительные изменения наблюдаются часто. Мониторинг проводится 2 раза в год (в начале учебного года для уточнения актуального состояния детей, в конце учебного года – для отслеживания результатов). 14 Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида


В раздел образования