Автор: Пригода Ольга Андреевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: Казенное общеобразовательное учреждение "Сургутская школа с профессиональной подготовкой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Населённый пункт: город Сургут Наименование материала: психолого-педагогическая коррекционно-развивающая программа Тема: "Сокровища моей души" Раздел: среднее профессиональное
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сургутская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»
Коррекционно – развивающая
психолого-педагогическая программа
«Сокровища моей души»
для учащихся «группы риска» 7-9 классов
с ограниченными интеллектуальными ресурсами.
Сургут
2012
1
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Содержание
1. Пояснительная записка 3-12
1.1. Актуальность, цели и задачи программы 3
1.2. Научные, методологические и методические основания программы 4
1.3. Принципы коррекционно-развивающей программы 4-5
1.4. Психолого-педагогический инструментарий (описание метода кинотерапии) 4-6
1.5.Структура занятий 6
1.6. Тематическое планирование 6-12
1.7. Остальные требования к психолого-педагогической программе 11-12
2.Список используемой литературы 13
3. Приложения
3.1. Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы
3.2. Конспект психологического занятия
2
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Пояснительная записка.
Программа
«Сокровища моей души» относится к
«Сокровища моей души» относится к
коррекционно – развивающим
коррекционно – развивающим
психолого-педагогическим программам
психолого-педагогическим программам
и посвящена работе над о
и посвящена работе над одной из важнейших
проблем современного общества.
Актуальность работы над проблемой и описание целевой группы.
Н а
с е г од н я ш н и й
д е н ь актуальной
является
проблема
возрастающей
агрессивности,
неумения
отдельных
людей
выстраивать
позитивные,
конструктивные
отношения не только с окружающими, но и со своим внутренним миром. Особенно ярко
это проявляется в подростковом возрасте, в период перехода ребенка от «детства» к
«взрослости». Именно в этом возрасте большое количество детей попадают в группу
социального риска. Недоверие, осторожность по отношению к людям, основанные на
убеждении, что окружающие намерены причинить им вред. Главные психологические
особенности
детей
«группы
риска»
с
ограниченными
интеллектуальными
ресурсами:
трудности
с
установлением
контактов
с
взрослыми
и
сверстниками,
не
критичное
мышление, в связи с этим слабо развитое чувство ответственности за свои поступки. В
связи
с
этим
нарушение
в
эмоционально-волевой
сфере,
повышенная
ведомость
и
внушаемость,
сильная
зависимость
от
лидера,
отсутствие
целеустремленности,
направленной
на
будущую
жизнь,
нарушения
в
развитии
чувств,
не
позволяющие
понимать и принимать других, опора только на свои желания и чувства; бродяжничество,
склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним
или несколькими психоактивными веществами, склонность к противоправным деяниям
(мелкое воровство, повышенная физическая агрессия).
Практика показывает, что основными факторами агрессивного поведения таких
детей, как правило, являются:
► неблагополучная семья;
►деструктивные взаимоотношения со сверстниками;
►средства массовой информации.
Именно
в
этот
возрастной
период
важно
обеспечить
оптимальное
психолого-
педагогическое сопровождение детей «группы риска». Следовательно, проблема трудного
подросткового
возраста
может
быть
частично
разрешена
посредством
внедрения
в
образовательное
пространство
школы
коррекционно
-
развивающей
психолого-
педагогической
программы
«Сокровища
моей
души»
для
детей
«группы
риска»
с
интеллектуальными
нарушениями.
Её
разработка
носит
компилятивный
характер
и
составлена на основе рекомендаций российских ученых - психологов Т.В. Кунигель и Е.В.
Федосенко. Новизна данной программы состоит в использовании метода кинотерапии с
подростками с отклонениями в интеллектуальной сфере.
Цели программы:
►Создание психолого-педагогических условий для участников образовательного
процесса, способствующих повышению уровня их ответственности
за собственные
поступки и действия;
►формирование социально-нравственных качеств личности подростка «группы
риска» с ограниченными интеллектуальными ресурсами
Задачи:
развитие у учащихся навыков саморегуляции и способности к позитивному
планированию своих поступков и деятельности;
развитие у детей и подростков эмпатичного отношения к окружающим людям
через обогащение их чувственного опыта;
формирование у учащихся восприятия положительной Я-концепции.
Научные, методологические и методические основания программы.
В
работе
по
коррекционно-развивающей
психолого-педагогической
программе
«Сокровища моей души» педагог- психолог руководствуется следующими принципами:
3
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Принцип предупреждения - выявления подростков «группы риска» и организация
профилактических мероприятий совместно с социальными партнерами.
Принцип
комплексности
и
взаимодействия
- сопровождение
осуществляется
комплексно:
в
нем
участвуют
психолог,
педагоги,
социальный
педагог,
медицинский
работник, администрация, родители, по необходимости инспектора ОДН. Эффективность
данного принципа в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических
факторов в развитии ребенка.
Принцип
системности -
предполагает
последовательную
совместную
работу
специалистов службы
ППМС - сопровождения по сбору информации, составлению
индивидуальных
маршрутов
сопровождения,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий.
Принцип единства диагностики и коррекции - задачи коррекционной работы
могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической диагностики
не только зоны актуального, но и ближайшего развития подростков.
Принцип
личностного
подхода. В
процессе
психологической
коррекции
мы
учитываем не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление у
человека, а личность в целом.
В
зависимости
от
выявленных
личностных
проблем
учащихся
в
работе
применяются
различные
виды
психокоррекции.
Программа
предусматривает
использование следующих методов и приемов : метод кинотерапии, групповая дискуссия,
с элементами тренинга межличностного общения, психологические игры, использование
элементов
арт-терапии,
притчи,
метафоры,
афоризмы,
техники
активного
слушания
(перефразирование,
отражение
чувств,
присоединение
чувства
к
содержанию,
прояснение, отражение собственных чувств, прояснение проблемной ситуации.)
Кинотерапия в широком смысле слова – это метод, входящий в систему арт-
терапии,
в
ее
основе
лежит
использование
художественных
фильмов
в
качестве
своеобразных терапевтических метафор. Кинотерапия в узком смысле слова представляет
собой специфический инструмент воздействия на человека, входящий в состав различных
психотерапевтических систем.
Также широко кинотерапия используется в популярной психотерапевтической и
реабилитационной
работе.
Отцом
кинотерапии
считается
лондонский
психотерапевт
Берни Вудер. Он предлагает своим клиентам просто смотреть художественные фильмы,
специально
подобранные
им
под
психотерапевтическую
проблему
в
порядке
профилактики. Кинотерапия выступает посредником при общении учащегося и психолога
на символическом уровне. Художественные средства кинотерапии помогают опосредовать
эмоциональную
психическую
жизнь
подростка.
Образы
художественного
творчества
отражают
все
виды
неосознаваемых
процессов,
включая
страхи,
конфликты,
воспоминания детства, мечты и т.д.
Мой опыт работы показывает, что кинотерапия может выступать и в качестве
группового
метода
работы:
использование
художественных
приемов
в
процессе
проведения
группы
позволяет
способствовать
развитию
воображения
и
фантазии
школьника
с
интеллектуальной
недостаточностью,
разрешать
конфликты
между
учащимися и помогать им в достижении конструктивных форм взаимодействия.
Механизмы кинотерапии описываются в работах Е.П. Кораблиной с соавторами,
А.А. Плескачевской и др. Авторы выделяют большое количество механизмов работы
кинотерапии. Но наиболее эффективными и ярко выраженными являются следующие
механизмы:
1 . Механизм
проекции
–
«процесс
и
результат
постижения
и
порождения
значений, использованных в художественной форме кино, заключающийся в осознанном
или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний, а также
конфликтов на внешние объекты» (по Е.П.Кораблиной). Посредством этого механизма в
восприятии
кино
происходит
моделирование
художественных
и
сюжетных
форм
в
4
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
соответствии с психотерапевтическим запросом личности. Прежде всего, терапевтические
свойства воздействия киноленты на человека определяются механизмом проекции. Фильм
в этом случае является тем полотном, на которое не только режиссер, но и зритель может
спроецировать свои отношения, переживания, мысли и чувства. Фильм часто помогает
перенести содержание своего внутреннего мира во вне, то есть увидеть на экране то, что
происходит
в
собственной
жизни.
Такая
проекция
своих
забот
или
психологических
затруднений облегчает работу над ними. Как известно, «лицом к лицу лица не увидать»,
поэтому «отделение», абстрагирование проблемы, проецирование ее на киноэкран уже
само по себе оказывает полезное действие, помогая увидеть себя как бы со стороны.
2
. М ех а н и з м
и д е н т и ф и ка ц и и
- эмоционально-когнитивный
процесс
неосознаваемого
отождествления
субъектом
себя
с
другим
субъектом,
группой
или
образцом.
Идентификация идет не за счет осмысления и интеллектуальной работы, а
происходит
бессознательно
на
уровне
эмоций,
чувств,
тем
самым
обогащая
эмоциональную
жизнь
подростка
с
интеллектуальной
недостаточностью
и
позволяя
разрешать
внутренние
конфликты
и
противоречия
через
конструктивный
наглядный
пример. Идентификация в кинотерапии многопланова – она может иметь место как по
отношению к главным героям фильма, так и по отношению к любым другим образам,
использованным в кино. Поэтому так важно с подростком прояснить, определить какой
герой ближе для него.
Благодаря
проекции
и
идентификации
учащийся
выбирает
такого
киногероя,
который наиболее ему близок в настоящий момент по характеру, способам поведения,
решаемой
ситуации,
психологической
проблеме
и
т.д.
Подросток,
выбирая
героя
и
идентифицируясь с ним, проживает за время фильма его жизнь. Образ мыслей, чувства,
привычки, черты характера, решения становятся как бы общими либо спроецированными
на героя, либо позаимствованные у него.
3.
За
счет
этих
двух
психологических
механизмов
происходит
эмоциональное
освоение реальности, представленной на экране. И здесь надо помнить о том, что хоть
ситуация в фильме и вымышленная, но чувства у зрителя – всегда настоящие. Поэтому
золотое правило консультирования – «здесь и сейчас» – может быть выражением третьего
механизма,
задействованного
в
кинотерапии.
Другими
словами,
коррекционно-
развивающий эффект этого вида арттерапии достигается еще и потому, что дает личности
возможность пережить те чувства, которые не находят своего выражения в реальной
жизни.
4. Актуализация переживаний «здесь и сейчас» происходит за счет выделение
значимых эмоциональных ситуаций, образов на фоне разворачивающегося сюжета. В
соответствии
с
ним
зритель
выберет
в
фильме
ту
ситуацию
(или
героя,
наиболее
запомнившейся эпизод, фразу и т.п.), которая является для него значимой в данный
момент. Это можно отнести к четвертому механизму, работающему в кинотерапии, –
актуализации значимой проблемы (потребности). Таким образом, фильм помогает не
только актуализировать скрытые или, казалось бы, неявные проблемы, что необходимо для
эффективной развивающей работы, но и удовлетворять различные потребности личности.
Это особенно значимо в подростковом возрасте, когда ребенок постигает приемлемые в
обществе
способы
удовлетворения
своих
потребностей
(выражения
своего
эмоционального состояния, в том числе и агрессии, понимании происходящего вокруг и
внутри подростка, снятие стресса и эмоциональная разрядка через смех или получение
острых впечатлений от фильма с авантюрным, приключенческим сюжетом и пр.).
Не лишним будет тут добавить, что вообще в арт-терапии средствами визуальных
искусств полностью соблюдается один из основных терапевтических принципов единства
диагностического
и
коррекционного
подходов.
Сами
по
себе
подобные
арт-
терапевтические
занятия
создают
условия
для
одновременной
психологической
диагностики и поддержки личностного роста подростка, развития творческого потенциала
личности,
что
способствует
актуальности
и
эффективности
их
внедрения
в
5
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
образовательную практику. Наряду с терапевтическим воздействием просмотра фильма
особую роль играет обсуждение и анализ этого фильма.
Доказано, что дети способны выполнять поставленные перед ними задачи более
успешно, когда они работают в ситуации сотрудничества. Именно совместный просмотр
кинофильма
организует
процесс
взаимочувствования,
взаимодействия,
а
обсуждение
увиденного
в
форме
диалога,
дискуссии,
совместное
выполнение
продуктивной
деятельности стимулирует взаимопонимание и формирует эмпатичное отношение
к
окружающим. Подростки тренируют умение слушать, уважительно относиться к точке
зрения другого человека, развивают умение задавать вопросы и согласовывать понятия,
учатся
не
бояться
высказывать
свое
мнение.
Подобные
результаты доказывают
необходимость реализации программы «Сокровища моей души» для подростков с
интеллектуальным недоразвитием.
Структура и содержание программы.
Особую роль в работе играет содержание специально организованных бесед и
дискуссий.
На
каждом
занятии
подросткам
предлагаются
вопросы
для
обсуждения
просмотренного фильма. Занятия проходят в кругу, используются элементы тренинга
межличностного общения.
Структура занятия.
Занятия состоят из трех этапов:
1.
Вводная
часть
-
приветствие,
прояснение
эмоционального
состояния
у
учащихся, повторение и закрепление правил работы в группе, создание мотивации-5
минут.
2.
Основная часть
-
просмотр части фильма - 15 минут
-
реализация поставленных целей занятия через обсуждение, элементы
тренинговой работы – 15 минут
3.
Заключительная часть - рефлексия, подведение итогов- 5 минут.
Тематическое планирование занятий
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
Основное содержание занятия:
Занятия
№
1-2-
3-4
Добро и зло,
любовь,
д р у ж б а
и
предательств
о, смелость и
т русо сть
в
художествен
ном
фильме
«Книга
мастеров».
4 часа
1. Введение в тему: что такое добро? Какого человека
можно
назвать
добрым?
Какие
поступки
человека
называют
злыми?
Как
зло
проявляется
в
повседневной
жизни? А как проявляется добро в жизни? Что дает добро
каждому из нас или что мы получаем от добрых дел? А что
получает каждый из нас от злых поступков, мыслей? Как
добро и зло влияет на жизнь каждого из нас?
2. Просмотр фильма «Книга мастеров».
3. Вопросы для размышления:
-
о чем этот фильм?
-
какие
герои
больше
всего
запомнились
и
почему?
-
поступки
каких
героев
можно
назвать
добрыми, а каких - злыми?
-
дружба и предательство в фильме.
-
смелые поступки и трусливые.
-
ребята,
как
вы
понимаете
выражения
«Смелость города берет».
-
какие
качества
характера
помогли
героям
справиться с трудностями?
-
какие
ваши
каче ства
помогают
ва м
справляться с трудными ситуациями?
6
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
4. Творческие упражнения:
нарисовать
или
показать
движениями,
мимикой
свои
качества – помощники и рассказать о них.
5. Рефлексия и завершение занятия.
Занятия
5-6-7-8
О
л ю д я х ,
которые
носят
маски…
О
м а с к а х ,
которые
носят
люди…
4 часа
1. Введение в тему: что такое маска? Какие маски бывают?
Для чего маска нужна человеку? Понимание выражения:
«маски, которые носят люди, или люди, которые носят
маски?»
Какие
маски
бывают?
Многообразие
ролей
и
масок
в
жизни
человека.
Комическая
(смешная)
и
трагическая
(грустная,
печальная)
маски.
Способность
осознанно менять маски.
2.Просмотр художественного фильма «Маска».
3.Вопросы для размышления:
-
чем этот фильм?
-
какие
герои
запомнились
больше
всего
и
почему?
-
какие
добрые
моменты
фильма
вы
запомнили?
-
от чего зависти выбор маски?
-
для чего люди носят маски?
-
маска – это хорошо?
-
всегда ли человек знает,
какую маску он
носит ?
4. Творческие и тренинговые упражнения
Упражнение «Весь мир - сцена». Учащимся предлагается
изобразить сцену, в которой они хотели бы поучаствовать.
Упражнение «Рисуем маски». Каждый участник рисует 3
маски: «каким я себя знаю», «маска, которую я не знаю»,
«маска, каким я хочу, чтобы меня видели другие».
5. Рефлексия и завершение занятия.
Занятия
9-10-
11-12
Худ.
Фильм
«Чучело»
4 часа
1. Введение в тему: жестокость, трусость и предательство,
влияние
компании
на
принятие
решения.
Унижение
и
обида. Кличка.
2.Просмотр художественного фильма «Чучело».
3.Вопросы для размышления:
-
кто
из
героев
вам
понравился
или
не
понравился и почему?
-
как вели себя одноклассники по отношению
к Лене?
-
в
чем
проявлялись
унижения
Лены
со
стороны одноклассников?
-
что
чувствовала
Лена,
когда
ее
обижали,
унижали?
-
что чувствуете вы, что с вами происходит,
когда вас обижают, унижают?
-
можно
ли
вести
себя,
так
как
вели
одноклассники Лены?
-
как
предательство
повлияло
на
отношения
Лены с одноклассниками?
-
как вы думаете, какое человеческое качество
заставило
Лену
предать
дедушку?
Как
на
месте
Лены можно было повести себя по-другому? и т.д.
7
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
4. Творческие упражнения. Рефлексия
Занятия
13
-14-
15-16
О
важности
проявления
п о м о щ и
к
окружающим
4 часа
1.Просмотр художественного фильма «Черная молния»
2 . Вводная
часть: В
кругу
учащиеся
проговаривают
о
своем эмоциональном состоянии.
- Ребята, что мешает включиться в работу?
- Ребята, что помогает включиться в работу?
Обсуждение в группе художественного фильма «Черная
молния»:- Ребята, как вы думаете, о чем фильм?
- Что такое помощь?
- Нужно ли помогать людям?
- Почему - «да», почему - «нет»,
- Кто из героев фильма помогал людям?
-Ребята, как вы понимаете выражения Л.Н. Толстого
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, - и ты
научишься радости творения добра».
- Были ли в вашей жизни случаи, когда кто-либо
совершенно бескорыстно оказал вам неоценимую
помощь? Как вы при этом себя чувствовали?
- Расскажите, как может вам помочь каждый член
вашей семьи?
- А как вы можете помочь своим близким (просто
незнакомым людям)?
3. Психологическая игра «Помогаем людям».
Дети
делятся
на
группы.
Одна
группа
–
цветы,
другая – солнечные лучи, третья – горы. Каждая
группа должна рассказать, как она помогает людям.
Например,
горы
дарят
людям
чистый
воздух,
уединение, мысли о высоком, красоту и т.д.
Занятие
17,
18,
19, 20.
О реальности
и
ч уд е .
О
с в о б о д е
и
ответственно
сти.
4 часа
1.
Просмотр художественного фильма «Артур и
минипуты».
2.Введение в тему: «Реальное» и «нереальное»;допущение
возможности
«нереального»
-
первый
шаг
к
вере
и
постижению мира;
Просмотр I-й половины фильма.
Вопросы для размышления:
- Что вы считаете реальным в фильме, а что нет?
- Что лучше: верить и доверять или во всем сомневаться и
никому не верить?
3.Упражнение:
Нарисуйте
то,
что
вы
попросили
бы
у
Бога,
если
бы
встретились с ним – так же, как герой фильма.
Участники обмениваются впечатлениями о занятии.
Вспоминаем наиболее запомнившиеся эпизоды фильма.
4.Просмотр II-й половины фильма.
- Исполнение желаний – это хорошо? Почему «да» или
почему – «нет» ?
-
Что
помогает
человеку
переносить
жизненные
трудности?
5.Обсуждение
фильма.
Выводы
детей.
Как
полученный
опыт сможет пригодиться вам в жизни?
Занятия
21-22-
О
том,
как
сделать
себя
4 часа
Введение в тему: счастье – это когда человек живет в
гармонии с самим собой. Чем больше человек любит себя,
8
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
23-24
и
д р у г и х
людей
счастливыми.
тем меньше места для любви к другим. Любовь творит
чудеса, преображая и облагораживая человека.
Просмотр I-й половины фильма «За бортом».
Вопросы для размышления:
О чем этот фильм?
Что такое эгоизм (себялюбие)?
Почему любить других очень трудно?
Рисунок
«Любимое
и
нелюбимое».
Участникам
предлагается
разделить
лист
на
несколько
частей
и
нарисовать на них, кем они восхищаются, кого ненавидят,
любят, жалеют, с кем бы хотели поменяться местами и т.п.
Просмотр II-й половины фильма.
Как люди познают друг друга и самих себя?
Из каких поступков видно, что люди счастливы, что они
любят друг друга?
Коллаж «Любовь».
Предложить
учащимся
составить
общий
коллаж
(фотографии из журналов), отражающий «языки» любви:
с л о в о ,
п о м о щ ь ,
п р и к о с н о в е н и е ,
п о д а р о к ,
времяпрепровождение. Рефлексия.
Занятие
25-26-
27-28.
О дружбе
4 часа
Введение в тему.
Просмотр I части художественного фильма «Крыша».
Ребята, как вы поняли, о чем этот фильм?
Какие герои вам понравились больше всего?
Какие герои вам не понравились?
Почему –да? Почему-нет?
Для чего человеку нужны друзья?
Как проявляются дружеские отношения в фильме?
Психологическая игра «Дружеские отношения».
Психолог
бросает
мячик
ребятам
и
просит
закончить
фразу: «Друг-это человек, который….»
Далее в кругу с группой обсуждаются способы, которыми
пользуются
подростки,
чтобы
подружиться.
Далее
проводится
практический
тренинг
с
использованием
лучших из них.
Просмотр II части художественного фильма «Крыша»
Обсуждение полученного опыта:
- Какие эпизоды понравились и почему?
- Какие – нет и почему?
Для чего нужны друзья? Какое значение имеет дружба в
жизни человека?
Выводы участников. Рефлексия.
Занятие
29-30
О
д р у ж б е
верности
и
преданности.
4 часа
Введение в тему: дружба, верность. Просмотр I-й части
художественного фильма «Хатико».
Вопросы для размышления: Вопросы для размышления:
- о чем этот фильм?
- какие герои больше всего запомнились и почему?
-какие события фильма затронули твою душу и почему?
Психологическая игра:«Учимся давать имена-сравнения»
Просмотр II-й части фильма.
Обсуждение в группе по следующим вопросам:
Кто такой друг?
9
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Каким должен быть друг?
Кого называют другом?
Как общаться с друзьями?
Психолог
помогает
ребятам
дать
определение
слову,
заглядывая в «корзину советов»:
Человек, который тебя понимает.
Друг никогда не обманет.
Друг - это тот, кто выручит из любой беды.
Друг
-
это
человек,
который
отдаст
последнюю
рубашку ради друга и т.д.
После
этого
предлагает
ребятам
придумать
правила
общения между друзьями, записать их на доске:
- помогать другу в случае беды, делиться с другом
новостями,
эмоционально
поддерживать
друга,
разделять с ним его настроение, доверять друг другу
защищать друзей.
Упражнение «Опиши друга»
Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди
описывают
прическу,
лицо,
одежду
товарища;
выясняется, кто оказался точнее при описании.
В
конце
занятия
ведущий
делает
вывод
о
том,
что
каждый человек несёт ответственность за сохранение и
укрепление дружбы.
О
чем
этот
фильм?
Как
вы
думаете,
для
чего
я
вам
показала
этот
фильм?
Как
полученный
опыт
сможет
пригодиться вам в жизни? Выводы участников. Рефлексия.
31-36
Завершение
цикла
занятий
по
кино-терапии
4 часа
Вспоминаем
наиболее
запомнившиеся,
понравившиеся
фильмы,
полюбившихся
героев.
Поиск
аналогичных,
похожих ситуаций в фильме, похожего поведения героев.
Упражнение
«кинокамера
времени».
Участникам
предлагается представить, что у них появилась кинокамера
времени,
которая
может
прошлые
показать
будущие
события фильма, жизни героев. Можно спросить друг у
друга что угодно, например:
- Каким мальчиком был Дима из художественного фильма
«Черная молния» в детстве?
- Что произойдет с Артуром, когда он состарится? И т. п.
Вопросы для обсуждения:
Телевизор в вашей жизни? Хорошо ли его смотреть?
Почему – да, и почему – нет?
Учащимся предлагается придумать и нарисовать фильм-
комикс. Обязательное условие – это фильм про героя –
победителя. Пусть на его пути встречаются трудности, его
постигают неудачи и провалы, однако он должен с успехом
находить оригинальные пути преодоления препятствий.
Завершение. Участники по очереди рассказывают о том,
какие новые знания они получили на занятиях психологии.
Рефлексия.
Итого:
36 ч.
Ограничения при реализации программы.
10
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
К ограничениям в предлагаемой программе необходимо отнести возраст учащихся
(дети дошкольного и младшего школьного возраста), и степень выраженности дефекта
(умеренная и глубокая степень интеллектуальной недостаточности).
Способы, обеспечивающие гарантию прав участников программы.
В процессе занятий учащиеся имеют право занимать любую позицию, в том числе
пассивную,
пассивно-оценивающую,
конформистскую,
а
так
же
активную
и
созидательную.
Каждый
ребенок
имеет
право
высказывать
свою
точку
зрения,
свое
мнение, которые будут приниматься и обсуждаться. Как показывает опыт, регулярные
занятия
с
учащимися
по
данной
программе
мотивируют
их
на
принятие
активно
–
действенной, а зачастую и созидательной позиции в процессе обсуждения киносюжетов.
Даже
самые
пассивные
в
начале
занятия
подростки
начинают
проявлять
интерес
к
обсуждаемым
проблемам,
стараются
выстраивать
свои
конструктивные
решения
по
предложенной ситуации. Каждые конструктивные предложения поощряются, тем самым
повышается уровень самооценки подростков, их мотивация к обсуждению морально-
нравственных проблем.
Сфера ответственности педагога-психолога.
Задача
педагога-психолога
-
создать
условия
для
комфортного
эмоционально-
психологического климата для всех субъектов психолого-педагогического процесса, их
позитивного взаимодействия и сотрудничества.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.
Реализация
программы
предполагает,
что
занятия
будет
проводить
педагог-
психолог
с
высшим
специальным
образованием,
имеющий
первую
или
высшую
квалификационную категорию.
Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации
программы:
1.
Художественные
фильмы
для
просмотра:
«Книга
Мастеров»,
«Черная
молния», «Маска», «Чучело», «Хатико», «За бортом», «Крыша», «Артур и минипуты»
и др.
2.
Психологические игры.
3.
Пословицы, поговорки, афоризмы.
Материально
-
техническое
оснащение
учреждения
для
реализации
программы: кабинет психологии для проведения занятий по кинотерапии должен быть
оснащен
компьютером,
интерактивной
доской
или
проектором,
комфортной
для
просмотра мягкой мебелью, медиа-библиотекой.
Сроки и этапы реализации программы: программа рассчитана на один учебный
год, содержит 36 учебных часов по два занятия в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
Промежуточные результаты:
1.
У
большинства
учащихся
повысится
уровень
ответственности
за
свои
действия и поступки. Учащиеся смогут давать адекватную оценку своим поступкам,
действиям и поведению себя и своих сверстников.
2.
Ребята
овладеют
понятиями
«добро
и
зло»,
«моральный
и
аморальный
поступок».
3.
Учащиеся
смогут
понимать
нравственную
ценность
таких
понятий
как
«помощь и взаимопомощь», «отзывчивость, доброта и человечность».
Итоговые результаты:
1.
Большинство учащихся смогут контролировать свои эмоции и поведение
в определенных ситуациях (адекватно реагировать на обиду).
2.
У
учащихся
будет
формироваться
эмпатия
через
обогащение
их
чувственного опыта.
11
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
3.
По
итогам
проведенной
работы
у
учащихся
формируется
восприятие
положительной Я-концепции (дети будут более адекватно воспринимать себя и своих
действий).
Организация
внутреннего
контроля
за
реализацией
программы: Данная
программа
прошла
внешнюю
и
внутреннюю
экспертизы,
была
рекомендована
для
реализации
в
условиях
специальной
коррекционной
школы.
Внутренний
контроль
осуществляется заместителем директора по научно-методической работе согласно плану,
утверждаемому руководителем учреждения 2 раза в год (сентябрь, апрель).
Качественные и количественные критерии оценки планируемых результатов.
Оценивание
результативности
программы
проводится
2
раза
в
год
в
соответствии
с
диагностическими
методиками,
утвержденными
методическим
объединением
специалистов службы ППМС сопровождения.
Трёхступенчатая
диагностика
направлена
на
выявление
степени
склонности
подростков к различным девиациям и проводится перед началом реализации программы.
Это позволяет определить целевую группу.
1-й
уровень: Диагностика и дифференцирование отклоняющихся поведенческих
реакций отдельных подростков
в коллективе, на основании чего формируется группа
риска. Данная диагностика проводится в виде наблюдений, бесед, анкетирования как с
учащимися так и с педагогами.
2-й уровень: Оценка социальных критериев отклоняющихся стереотипов поведения
внутри группы риска (факторы семейного кризиса, материальное благополучие, участие в
неформальных
группах).
Эту
оценку
должен
проводить
социальный
педагог.
Психологическая диагностика проводится психологом. На данном уровне используются
следующие психологические методики: И. Рожков, М.А. Ковальчук) (см.приложение 1).
Опросник «ДАП-П» для выявления склонности к различным формам девиантного
поведения. (см. приложение 2)
Проективная методика «Рисунок семьи» с целью определения психологического
климата в семье.
3-й
уровень: Анализ данных и принятие решений по форме и методам работы с
выявленными проблемами детей «группы риска» совместно с социальным педагогом и
администрацией школы.
Мониторинг результативности проводится по следующим критериям:
1.
Обогащение положительного эмоционального опыта учащихся группы риска.
2.
Умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.
3.
Эмоциональное принятие реальности (выражение чувств, переживания чувств, как
собственных, так и окружающих людей ).
4.
Способность адекватно воспринимать себя и свои действия.
5.
Умение
слушать
и
слышать,
уважительно
относиться
к
точке
зрения
другого
человека.
6.
Умение задавать вопросы, высказывать собственное мнение.
Сведения о практической апробации на базе образовательного учреждения:
Коррекционно-развивающая
психолого-педагогическая
программа
«Сокровища
моей
души»
реализуется
на
базе
Казенного
специального
(коррекционного)
образовательного
учреждения
Ханты-Мансийского
автономного
округа
–
Югры
для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Сургутская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» в течении 3 лет. В
среднем количество участников в течении года составляет 10-12 человек.
12
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Список литературы:
1.
Федосенко,
Е.В.
Психологическое
сопровождение
подростков:
система
работы,
диагностика, тренинга. / Е. В. Федосенко. – Санкт-Петербург: Изд-во Речь.
2.
Кунигель,
Т.В.
Тренинг
«Активизация
внутренних
ресурсов
подростка».
/
Т.В.
Кунигель, - Санкт-Петербург: Изд-во Речь.
3.
Психологический тренинг с подростками. / Л. Анн, - М., 2003.
4.
Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Практикум по креативной терапии. / Т.Д.
Зинкевич – Евстигнеева, Т.М. Грабенко – СПб., 2001.
5.
Коротаева, Е. Хочу, могу, умею! / Е. Коротаева, - М., 1997.
6.
Копытин, А.И. Практикум по арт-терапии. / А.И. Копытин. – СПб., 2000.
7.
Шапиро, Д. Конфликт и общение. / Д. Шапиро. – Минск, 1999.
13
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида
Приложения
Приложение 1.
Мониторинг результативности коррекционно-развивающей работы:
Данный мониторинг был составлен по результатам наблюдения за учащимися
в урочной и свободной деятельности.
Цель данного мониторинга - отслеживание результатов проведенной коррекционно-
развивающей работы по психолого-педагогической программе «Сокровища моей души».
Мониторинговые
замеры
проводились
по
критериям.
Для
каждого
критерия
были
выделены следующие показатели:
1.Обогащение
положительного
эмоционального
опыта
учащихся
«группы
риска»:
1.1 изменение эмоциональной реакции ребенка на поведение героя по ходу работы над
фильмом;
1.2 присвоение положительного эмоционального опыта;
1.3 использование полученного положительного эмоционального опыта в собственной
жизни.
2.Умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами:
2.1 умеет уступить, договориться с оппонентом, найти пути конструктивного выхода
из конфликтной ситуации;
2.2
умение
контролировать
свои
сильные
эмоции
в
конфликтной
ситуации,
не
проявлять вербальной и физической агрессии по отношению к оппоненту;
2.3 умение увидеть и адекватно проанализировать как свое поведение, так и поведение
оппонента в конфликтной ситуации.
3.Эмоциональное принятие реальности (выражение чувств, переживание чувств
как собственных, так и окружающих людей):
3.1 адекватное эмоциональное реагирование в различных жизненных ситуациях;
3.2 умение сопереживать, сочувствовать окружающим;
3.3
умение
эмоционально
абстрагироваться,
переключаться
на
другие
виды
деятельности от эмоционально-острой ситуации.
4.Способность адекватно воспринимать себя и свои действия:
4.1. умение адекватно оценить свои положительные и отрицательные поступки;
4.2.умение проанализировать свои действия, объяснить свое поведение;
4.3. умение признать свою вину, попросить прощение у другого ребенка.
5. Умение слушать и слышать, уважительно относиться к точке зрения другого
человека:
5.1 умеет вопреки своего мнения спокойно принять точку зрения другого человека;
5.2 слушает спокойно, не перебивая собеседника;
5.3 во время беседы проявляет заинтересованность, делиться собственным опытом.
6. Умение задавать вопросы, высказывать собственное мнение:
6.1 во время беседы задает вопросы по теме, поддерживает беседу;
6.2 имеет собственное мнение и смело его высказывает;
6.3 адекватно реагирует на обратную связь других детей.
Оценивание осуществлялось по 3-х бальной системе: 0 баллов – изменения у ребенка
отсутствуют, 1 балл – периодически наблюдаются положительные изменения, но не в
полной
мере,
2
балла
–
положительные
изменения
наблюдаются
часто.
Мониторинг
проводится 2 раза в год (в начале учебного года для уточнения актуального состояния
детей, в конце учебного года – для отслеживания результатов).
14
Дубинова Ольга Андреевна, педагог-психолог КУ Сургутской КОШ VIII вида