: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".
Автор: Федорова Наталья Валериевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 1 Населённый пункт: Кемеровская область, г. Ленинск-кузнецкий Наименование материала: методическая разработка Тема: : "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой". Раздел: дошкольное образование
Название проекта: « Развитие познавательного интереса у детей
дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с
неживой природой".
Подготовила: Фёдорова Н.В.
Актуальность: современные
дети
живут
в
эпоху
информатизации
и
компьютеризации.
В
условиях
быстро
меняющейся
жизни
от
человека
требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение
добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно,
творчески.
Все
исследователи
экспериментирования
выделяют
основную
особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в
ходе
практической
деятельности
с
ним,
осуществляемые
ребенком
практические
действия
выполняют
познавательную,
ориентировочно-
исследовательскую
функцию,
создавая
условия,
в
которых
раскрывается
содержание данного объекта.
Экспериментирование
пронизывает
все
сферы
детской
деятельности.
Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой
интерес
к
различного
рода
исследовательской
деятельности
–
к
экспериментированию.
Опыты
помогают
развивать
мышление,
логику,
творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и
неживым в природе.
Цели проекта:
Развитие
познавательной
активно сти
детей
в
п р о ц е с с е
экспериментирования;
Развитие
наблюдательности,
умение
сравнивать,
анализировать,
обобщать,
развитие
познавательного
интереса
детей
в
процессе
экспериментирования,
установление
причинно-следственной
зависимости, умение делать выводы;
Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
Создание
предпосылок
формирования
у
детей
практических
и
умственных действий.
Задачи проекта:
Расширять
представление
детей
о
физических
свойствах
окружающего мира;
Знакомить
с
различными
свойствами
веществ
(твердость,
мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
Развивать
представления
детей
о
некоторых
факторах
среды
(свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в
различные состояния; Воздух — его давление и сила; Почва —
состав, влажность, сухость;
Расширять представление об использовании человеком факторов
природной
среды:
солнце,
земля,
воздух,
вода,
растения
и
животные для удовлетворения своих потребностей;
Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в
жизни человека;
Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав
песок и глину;
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
миру;
Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для
возникновения
удивления
по
отношению
к
наблюдаемым
явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных
задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному
открытию.
Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?
Ожидаемые результаты:
Вывести
детей
на
более
высокий
уровень
познавательной
активности;
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития
мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,
развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и
своих силах;
Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
Пополнить
научно
–
методологическую
базу
ДОУ
по
данному
направлению работы.
Реализация проекта:
Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и
подходах
к
экспериментированию,
как
средству
развития
познавательной
активности
детей я
спроектировала свою
последующую
работу,
где
р е а л и з а ц и я
п о с т а в л е н н ы х
з а д а ч
о с у щ е с т в л я л а с ь в
рамках нерегламентированной образовательной деятельности.
Совместную
деятельность
с
детьми
среднего
дошкольного
возраста
организовывала 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Р а б о т а
п р о в о д и л а с ь в
о р г а н и з о в а н н о м
в
г р у п п е «центре
экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и
познавательных интересов детей.
После
эксперимента
не
упускаю
воспитательные
моменты
- дети
самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать
оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Все опыты проходят с участием игровых персонажей Любознательные
пчелки. Это мягкие игрушки – пчелки.
Оборудование
центра
экспериментирования: игровой
материал
и
оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком,
воздухом.
Центр
«Песок-вода»: емкости
разного
размера,
мерные
кружки,
стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло,
трубочки
для
коктейля,
воронки,
предметы
из
разных
материалов
(деревянные катушки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы,
металлические предметы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,
величины, степени прозрачности.
Центр
«Воздух»:
веревочки,
полиэтиленовые
пакеты,
воздушные
шарики,
вертушки,
воздушный
змей,
султанчики,
ленточки,
флажки,
флюгеры, парашют.
По
проекту
«опытно-экспериментальная
деятельности
по
изучению
неживой природы во второй младшей группе» предусмотрена также работа с
родителями, что
Памятка
для
родителей
«экспериментирование
с
водой»
и
к о н с у л ь т а ц и я
д л я
р о д и т е л е й
« О р г а н и з а ц и я
д е т с к о г о
экспериментирования в домашних условиях».
П е р с п е к т и в н ы й
п л а н
р а б о т ы
п о
п р о е к т у «Лаборатория
любознательных пчелок» ( средняя группа)
СЕНТЯБРЬ
Тема.
Цель.
Материал.
Почему листья
осенью опадают.
Познакомить с
изменениями в жизни
растений осенью.
Листья различных
деревьев.
Откуда
берутся
растения. 1.
Познакомить с семенами
растений некоторых
цветов, из каждого
семечка может вырасти
цветок.
Семена цветов:
ноготки, настурция.
Отцветающие
растения на клумбах.
Откуда
берутся
растения. 2.
Выявить, где семена
фруктов и овощей.
Фрукты, овощи,
пластиковые ножи.
Что любят растения.
Установить зависимость
роста и состояния
растений от ухода за
ними.
Два, три одинаковых
растения, предметы ухода,
дневник наблюдений,
алгоритм деятельности.
ОКТЯБРЬ.
Песок, глина.
Тема
Цель
Материал
Почему песок
хорошо сыплется.
Выделить свойства песка
и глины: сыпучесть,
рыхлость.
Емкость с песком,
ёмкость с глиной,
ёмкость для
пересыпания, лупа,
сито, ширма.
Волшебный
материал.
Выявить, какие свойства
приобретают глина и
песок при смачивании.
Емкости с песком, с
глиной, дощечки,
палочки, изделия из
керамики.
Ветер и вода.
Выявить изменения песка
и глины при
взаимодействии с водой
и воздухом.
Прозрачные ёмкости с
песком и глиной,
ёмкости закрыты
крышкой со
вставленной
полиэтиленовой
бутылкой.
Где вода.
Определить, что песок и
вода по разному
впитывают воду.
Прозрачные ёмкости с
сухим песком, сухой
глиной. Мерные
стаканчики с водой.
НОЯБРЬ
Вода, снег
тема
Цель
Материал
Показать, что
вода
прозрачная.
Выяснить, что вода
прозрачная: в ней
видны лежащие
предметы.
Тазик, стеклянные
баночки по количеству
детей, мелкие тяжёлые
предметы, ложки или
палочки.
Растворимые в
Выяснить с детьми,
Стаканчики с водой по
воде вещества
что некоторые
вещества в воде
растворяются.
количеству детей, соль,
сахар, лимонная
кислота.
Нерастворимые
вещества
Познакомить со
свойствами
некоторых
предметов в воде:
тонут, плавают,
размокают.
Тазик с водой,
различные предметы по
количеству детей,
гвозди, бумага,
деревянные брусочки.
Разные
состояния воды
Познакомить с
разными
состояниями воды:
твердое, жидкое,
газообразное.
Ледяные кубики по
количеству детей,
формочки для льда:
металлические и
фарфоровые тарелки.
ДЕКАБРЬ
Человек.
Тема.
Цель.
Материал.
Носарий
Познакомить детей с
функциями носа, его
строением.
Рисунки (контуры)
профилей с разной формой
носа, схематическое
изображение носа.
Умный нос
Определить по запаху
предметы, познакомить с
особенностями носа.
Различные цветы, продукты
с
характерным
запахом,
укроп, чеснок, лимон, духи,
лекарственные
травы
в
упаковках.
Картинки
с
изображением
соответствующих продуктов
(предметов, растений).
Язычок - помощник
Познакомить со строением и
значением языка,
поупражняться в
определении вкуса
продуктов.
Н а б о р
р а з н о о б р а з н ы х
продуктов питания (горький,
кислый,
соленый
вкус),
схематическое
изображение
языка с вкусовыми зонами.
Вкусовые зоны языка
Определить вкусовые зоны
языка, поупражняться в
определении вкусовых
ощущений, доказать
необходимость слюны для
ощущения вкуса.
Зеркало,
четыре
блюдца
(с
сахаром,
солью,
горчицей,
к у с о ч к о м
л и м о н а ) .
Деревянные
палочки
( с
ваткой на конце) стаканы с
водой
(для
смачивания
палочек)
по
количе ству
детей.
ЯНВАРЬ.
Звук. свет. цвет.
Тема.
Цель.
Материал.
Что звучит
музыка или
шум?
Познакомить детей со
звучанием музыкального
шумового инструмента.
Погремушка, маракас,
барабан, металлофон.
Что в
коробочке?
Познакомить детей со
значением света, с
источниками света(солнце,
фонарик, свеча, лампа).
Показать, что свет не
проходит через
непрозрачные предметы.
Коробка с крышкой, в
которой сделана прорезь,
фонарик, лампа.
Волшебная
кисточка.
Познакомить с получением
воды красного цвета,
синего цвета, зеленого
цвета, желтого цвета.
Банки с водой, гуашь:
красная, зелёная, синяя,
желтая.
Кто кричит?
Упражнять по издаваемым
звукам, узнавать животных,
птиц.
Голоса птиц и животных в
записи на кассете.
ФЕВРАЛЬ
. Воздух.
Тема.
Цель.
Материал.
Надувание
мыльных
пузырей.
Научить пускать мыльные
пузыри. Надо дуть в колечко на
палочке и полетят мыльные
пузыри.
Мыльный раствор в
ёмкости, палочки с
колечком на конце.
Игра с
соломинкой.
Показать детям, как можно
пускать пузыри в воде (внутри
человека есть воздух).
Трубочки для коктейля,
ёмкости с водой.
Игра с
воздушными
шариками.
Надуть шарики. Показать
детям, шарик надувается,
когда мы вдыхаем в него
воздух.
Шарики.
Кораблики плавают
Показать детям, что если
Емкости с водой,
по воде.
подуть на кораблик, то он
поплывёт.
бумажные кораблики.
Литература
Поддьяков
А.И.
Комбинаторное
экспериментирование
дошкольников
с
многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.
Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.
Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь
познания окружающего мира// Формирование начал экологической культуры
дошкольников
(из
опыта
работы
детского
сада
№
15
«Подсолнушек»
г.
Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
Тугушева
Г.П.,
Чистякова
А.В.
Игра-экспериментирование
для
детей
старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Д ы б и н а
О .
В Неизведанное
рядом:
занимательные
опыты
и
эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В.
Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Иванова
А.
И.
Естественнонаучные
наблюдения
и
эксперименты
в
детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.:
ТЦ «Сфера», 2004.
План-программа воспитательно-образовательной программы в детском
саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. З. А. Михайловой. – СПб.:
Акцидент, 1997 г.
Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-
Пресс, 1997 .
Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное
воспитание. – 2006. - № 8.