Конспект занятия по РЭМП в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие по русским народным сказкам"
Автор: Морозова Лидия Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида Населённый пункт: г.Дзержинск Наименование материала: Конспект Тема: Конспект занятия по РЭМП в старшей группе для детей с ОНР "Путешествие по русским народным сказкам" Раздел: дошкольное образование
Цель:
Формирование приемов умственной деятельности (классификация, сравнение,
анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индуктивные и дедуктивные
способы рассуждений) через прямые действия детей со специально
подобранными группами предметов и материалов на занятиях по
формированию
элементарных
математических
представлений.
Образовательные задачи
1.
Продолжать учить детей измерять объем (сыпучих веществ) условными
мерками.
2.
Закреплять знания о геометрических фигурах (четырехугольниках)
3.
Закреплять пространственные представления (слева, справа)
4.
Закреплять знания о днях недели
5.
Продолжать знакомить с составом числа из единиц.
6.
Упражнять в порядковом счете
7.
Продолжать учить преобразовывать фигуры, состоящие из счетных палочек
Коррекционно-развивающие задачи:
1.
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение через
игры со счетными палочками.
2.
Развивать мелкую моторику руке
3.
Закреплять в речи детей употребление сложнолсочиненного
предложения с противительным союзом «а».
4.
Упражнять в практическом усвоении согласования прилагательных в
зависимости от рода, числа, падежа существительного, с которыми они
согласуются.
т
5.
Закреплять правильное произношение посталенных звуков у детей.
Воспитательные задачи
1.
Воспитывать у детей радостные чувства от встречи с любимыми сказочными
героями
2.
Воспитывать дружелюбие, чуткость, отзывчивость
3.
Воспитывать умение слушать сверстников
Пропедевтическая
работа
-
Знакомство с моделью «Дни недели»
-
Отгадывание
загадок
-
Дидактические
игры:
«Найди такую же фигуру»
«Подбери
заплату»
«Неделька»
«Заштопай
одеяло»
«Составь
число»
«Кто в каком доме живет»
-
Игры с палочками
-
Выполнение
зрительных
диктантов
-
Измерение объема сыпучих веществ разными мерками
-
Пальчиковые
игры:
«1,2,3,4, кто живет в моей квартире»
«1,2,3,4 - мы посуду перемыли»
«Мы во двор пошли гулять - 1,2,3,4,5»
«Вышли мышки как-то раз...»
«В понедельник я кроила»
Условия для развития мелкой моторики рук
1.
«Разложи правильно» (баночки с разными наполнителями)
2.
Обведение и штриховка с использованием трафаретов.
3.
Рисование пальчиками на подносе с крупой
4.
«Волшебная пуговица»: создание рисунков путем обведения
пуговиц.
5.
«Заведи волчок» (волчки для развития мелкой моторики рук)
Двигательные упражнения и игры для развития
координации речи в движении
(Л.н.Смирнова)
1.
Речевая игра «Маша и куклы» - ритмичн^подняться на носочки,
опуститься на пятки.
2.
Считалка «Мяч» - на каждую строчку 4 удара мячом об пол
3.
Речевая игра «Зимой» - импровизация движений.
4.
Считалка под мяч «Снегопад»
5.
«Дятел» - координация речи с движением. На каждую строчку 4
удара пальцем по ладони.
6.
Считалка под мяч «Верещунья-белобока, все зовут ее сорока»
7.
Речевая
п/и
«Кошка».
Импровизация
движений.
Сесть
на
корточки,
похлопать
себя
по
животику,
встать,
потянуться
и
погладить
руками
живот.
8.
Считалка под мяч «Коза»
9.
Прошагать двустишие, затем отпрыгать.
«Зайке холодно в лесочке, свяжем серому носочки».
Прошагать
загадку:
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает - когда это бывает?
Две сестрицы, две руки Левая и правая
показывают руки по очереди
Рвут на грядке сорняки И друг дружку моют
выполняют
движения
соответственно
тексту
Две сестрицы две руки Левая и правая
показывают
руки
Воду моря и реки Загребают, плавая
Выполняют
«плавательные»
движения
Методы и приемы.
-
Проблемные вопросы, задания на смекалку
Куры, гуси,' да индюшки
Пальчики
поочередно
Наклевалися
петрушки
прижимаются к большому
Закусили лебедой
пальцу, потом «убегают»
Побежали за водой
и.д.
Деятельность
Деятельность
воспитателя
подход
детей
Организационный момент.
Дети стоят полукругом.
Ребята, какие русские народные сказки вы знаете?
Приглашаю отправиться в путешествие по
русским народным сказкам.
Постановка иели
Сегодня наш ковер - волшебный ковер-самолет.
Он поможет нам путешествовать по сказкам. А
чтобы мы не заблудились, нам Царевна-лягушка
принесла волшебную карту, (воспитатель вешает
на доску карту). Герои сказок нам приготовили
задания, и чтобы их выполнить мы с вами
проведем умственную разминку.
Разминка
- Сколько дней в неделе?
Дети отвечают
- Как они называются?
- Сегодня среда, какой день будет завтра?
- Какой день недели был вчера, если сегодня
среда?
Дети отвечают
Посмотрите на модель «Дни недели» и назовите
соседей третьего дня недели. Как называется день
недели между средой и пятницей.
А теперь задание на смекалку: •
-Наступил декабрь, распустились 3 ромашки, а
Ответ детей с
потом еще одна. Сколько цветет ромашек?
объяснением
Разминка закончена, проходите на наш ковер,
закройте глаза, наш ковер-самолет взлетает.
Звучит музыка.
Основная часть
Вот мы и оказались в сказке (воспитатель
показывает иллюстрацию на карте).
Дети стоят
Как называется сказка? (Царевна-лягушка)
Правильно.
Встречает
Царевна-лягушка.
перед
мольбертом с
фланелеграфом
Ц.Л:
Царь приказал мне сшить платочки только
четырехугольной формы, а я запуталась. Вот,
смотрите.
(На фланелеграфе выставляются геометрические
фигуры, круг, квадрат, прямоугольник,
треугольник, овал, трапеция, ромб).
Восп: Ребята, давайте поможем. Рассмотрите
Дети отвечают
фигуры и скажите, какие вам знакомы.
Правильно. Сравните круг и квадрат. Чем они
отличаются?
А теперь сравните треугольник и квадрат.
Сколько углов у квадрата?
Сколько углов у треугольника?
Правильно, у треугольника 3 угла, поэтому он
Ответ хором
называется
А как можно назвать фигуру у которой 4 угла?
Ответ детей
А какие еще из этих фигур можно назвать
четырехугольниками?
Почему?
Царевне-лягушке нужны платочки только
четырехугольной формы. Давайте все платочки
т т
четырехугольной формы отложим в сторону.
Дети
Прти
РЯТТЯГТРСГ
'ЗЯ
ртлтттт
выполняют
/-ХV-СД.Д У1 I jCI
^
X
VJJI-fal.
задание за
столами
Ц.Л: Вы мне помогли, и я хочу с вами поиграть в
Дети
игру «Зрительный диктант».
выкладывают
Воспитатель показывает карточки с
узор из
геометрическими фигурами (см. приложение)
геометрических
фигур
После выполнения для проверки образец вновь
т J г
показывается.
Молодцы.
В осп: А теперь мы отдохнем
9
Ф изкул ыпм ин утка.
Д е т и
с т о я т
н а
ковре и
«Две сестрицы, две руки»
выполняют
Проходите на наш ковер-самолет, закрывайте
глаза, полетим в другую сказкуЗвучит музыка.
Восп: Покажите на карте в какую сказку мы
попали.
Как она называется?
Появляется
кукла
Крошечка-Хаврошечка.
К.Х: Ребята, моя мачеха дала мне задания, а одна я
не могу справиться. Помогите мне.
Головоломка со счетными палочками.
Дети
г)т
ттт/"\тптсгтгч'т
К.Х: Надо сложить домик из 6 палочек, а потом
ВЫПОЛНЯЮ
1
переложить 2 палочки так, чтобы у вас получился
флажок, а у вас получилось 4 треугольника.
К.Х предлагает поиграть с пальчиками.
1
Дети отвечают
закрывайте
глаза.
Звучит музыка.
Заключительная часть
Восп: Вот мы с вами и вернулись в детский сад.
Вам понравилось путешествие?
Дети отвечают
Вы рады, что помогли сказочным героям?
Покажите, как вы рады.
Показывают
Какое задание показалось трудным?
мимикой
Какое легким?
Дети отвечают
А мне понравилось, что вы все добрые и
отзывчивые!
Литература
1.
Артикуляционная
гимнастика:
Н.В.
Новотворцева.
Методические
рекомендации
по
развитию
моторики
дыхания
и
голоса
у
детей
дошкольного возраста. -СПб: Каро. 2004., 92с.
2.
Дошкольная математика в играх. Программа занятий с детьми 5-7 лет.
2004г
3.
Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: А.В.
Белошистая.
Пособие
для
педагогов
дошкольных
учреждений:
Кн
1:
Конспекты занятий. Программа -208с. ил.
4.
Игры
и
упражнения
для
развития
умственных
способностей
у
детей
дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Ветер,
О.М. Дьяченко, Р.И. Боварова, Л.И. Цеханская.: М: Просвещения 1989,
127с.
5.
Игровые
занимательные
задачи
для
дошкольников:
Пособие
для
воспитателя
детского
сада.
Михайлова
3.А.-М.Просвещение.
1985,
-96с.ил.
6.
И
Учеба
и
игра:
Математика.
Популярное
пособие
для
родителей
и
педагогов. -Ярославль: «Академия», 1997. -240с. ил.
7.
Коррекция
нарушений
речи
у
дошкольников:
П рограм м но
методическое
пособие.
-Нижн.Новг.:
Нижегородский
гуманитарный
центр 1999., -286с.
8.
Коррекционное
обучение
и
воспитание
детей
5-летнего
возраста
с
общим
недоразвитием
речи.
М
-1991.
Сост.
Т.
Бориличева,
Г.В.
Чиркина.
9.
Логика. С.Е. Гаврина, Н.Л Кутявкина, И.г. Топоркова. М:
Библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕ^С, 2001. -64с.
10. Логопедия
в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием
речи:
Пособие
для
логопедов,
дефектологов
и
воспитателей.
М:
Мозаика-Синтез, 2002. -80с.
11 .Математика в детском саду. Новикова. В.П. Старший дошкольный возраст.
2-е издание испр. и доп. М: Мозаика-Синтез 2003. -104с. ил.
12. Математическая
тетрадь
для
дошкольников.
Кн.
для
воспитателей
Детского
сада
и
родителей.
Т.И.
Ерофеева,
Л.Н.
Павлова,
В.П.
Новикова; -М: Просвещение, 1992. -79с. ил. Ерофеева Т.И.
13. Математика
от
3
до
7.
Учебно-методическое
пособие
д л я
воспитателей
детского
сада.
З.Н.
Михайлова.
Э.Н.
Иоффе.
СПб:
«Акцидент» 1997. -176.
14. Метематика уже
в
детском
саду.
Пособие
для
воспитателей
детского
сада.
Пер.
с
польского.
О.А.
Павлович.
М:
Просвещение
1981.
159с.
Фидлер М.
15. Программа
воспитания
и
обучение
в
детском
саду.
Под.
Ред.
М.А.
Васильевой, В.В Гербовой, Т.С Комаровой. -2е изд. Испр. и доп. -М:
Мозаика-Синтез. 2005. -208с.
Конспект занятия по РЭМП в старшей группе для детей с ОНР
«Путешествие по русским народным сказкам»
Воспитатель: Морозова Л.В.
МБДОУ «Детский сад №3»
Дзержинск, 2015 г.