Напоминание

"Хохлома"


Автор: Петрачук Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №176
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Хохлома"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Открытое интегрированное занятие
«ДОБРАЯ ХОХЛОМА»
Цели:
- расширять представление детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства; воспитывать уважение к труду народных мастеров; формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. - способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. -закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов. Дать детям возможность самостоятельного выбора элементов росписи при составлении композиции.
Задачи:
-Обобщить представление детей о декоративно-прикладном искусстве России, о русской народной кукле матрешке. -Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа. -Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).
Оборудование:
Магнитофон, диск с записями русских народных мелодий. Сундук. Картошка 2 кг. Иллюстрации с элементами хохломской росписи, матрешки, деревянные ложки. Заготовки из бумаги: матрешки, ложки. Гуашь и акварельные краски, тонкие беличьи кисти, баночки с водой, тряпочки; большой поднос для готовых работ.
Предварительная работа:
- Знакомили детей с изделиями хохломской росписи. Рассматривали предметы хохломской росписи (столы, стульчики, посуда.) - Проводили беседы о хохломских изделиях с рассматриванием фотографий и иллюстраций с хохломскими изделиями. - Рассматривали отдельные элементы хохломского узора («Травка», «Кудрина», «Под листок», «Под ягодку».) - Рисовали элементы хохломской росписи.
Ход занятия:
Дети под русскую народную музыку заходят в группу, где уже сидят гости. Их встречает воспитатель в русском сарафане. Воспитатель: -Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее и начнем наш разговор… (раздается стук в дверь). Воспитатель: Давайте посмотрим, кто же это может быть? (заходит коробейник с пустым лотком). Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Кто это? (коробейник). Да, это коробейник. Коробейниками в старину называли крестьян, которые зарабатывали на жизнь торгуя разными товарами прикладного искусства. Название «коробейники» пошло от надевающихся на шею котомок из коры - коробов, в которых крестьяне переносили свой товар от одного поселения к другому. Воспитатель и дети: -Здравствуйте Коробейник:
- Доброго денёчка хозяевам. Ребята, я пришел к вам вот с какой бедой. Собрался я на ярмарку, а товар мой, ложки да матрешки, мыши погрызли. Не с чем мне на ярмарку ехать, нечем будет семью кормить. Что мне делать? Воспитатель: - Не печалься, мы с ребятами сможем помочь твоему горю, правда ребята? (да, конечно поможем). Мы хоть и не мастера, но кое, что умеем. Будет тебе товар на продажу. Коробейник: - Ой спасибо, успокоили. Я пока поищу еще товар. Скоро вернусь. (коробейник уходит) Ну вот, коробейник ушел, а мы с вами продолжим наш разговор. Мы с ребятами гурьбой На завалинке присядем Сундучок откроем мой Что там спрятано мы глянем (дети садятся на скамейки). Но прежде всего я вам загадаю загадки, на которые хочу получить отгадки. Отгадаете- покажу, что спрятано в сундучке.
ЗАГАДКИ:
Веселушки, хохотушки, Деревянные подружки. Любят в прятки поиграть, И попеть, и поплясать. Не нарадуется взгляд, Если выстроятся в ряд. А попрячутся друг в дружку- Видишь старшую подружку(матрешка) Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская... (матрешка). Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка) В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница (матрешка)
Русская матрешка
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст.
Матрешка считается символом России. Где только не делают матрешек! И в каждой области – свой почерк, свой рисунок у этой игрушки. (дети разглядывают матрешек). Кто догадается, отгадав мои загадки из сундучка, что там еще спрятано?
ЗАГАДКИ
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка) Не лопата, не совок, Что захватит, то в роток; Кашу, суп или окрошку… Вы узнали? Это (ложка) Деревянная подружка, Без неё мы, как без рук. На досуге – веселушка, И накормит все вокруг. Кашу прямо носит в рот, И обжечься не даёт. (Ложка)
Ложки.
О каких ложках эта загадка? (о деревянных ложках). Правильно, о деревянных ложках. Вот сегодня я принесла вам такие ложки. Ложка помогает нам в аккуратном приеме пищи. Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех, ложка поднимает нам настроение, когда сыт-тогда и весел Красивые расписные узоры радуют глаз и вызывают желание исполнить музыку для души. Ложки помогут нам и в этом. Они стали самым простым, красочным и популярным национальным инструментом русского народа. Ложки золоченые, узоры крученые! Хочешь щи ими хлебай, А хочешь музыку играй. Ребята давайте мы с вами поиграем на ложках. Это непростая ложка, а музыкальная. -Кто мне скажет, как она может стать музыкальной? (нужно ей постучать) -Да, ребята, чтобы ложка стала, музыкальной нам понадобится ещё одна такая же ложка. В такт музыке мы ударяем ложками друг о друга. Послушайте, какую мелодию исполню я. А теперь каждый из вас исполнит свою мелодию, (если ложка одна можно постучать ей о деревянный стул или стол). (дети играют на ложках) Молодцы, ребята. Я вижу, вы очень хорошо умеете исполнять мелодию на ложках, а сейчас давайте поиграем: Поскорей возьмите ложку, соберите всю картошку!
Игра «Картошечка».
Участвуют 5-6 детей. На пол высыпается картошка. Дети должны собрать её деревянной ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше картошки. Воспитатель: - Вот мы с вами и поговорили, и поиграли, а теперь надо сделать то, что мы обещали коробейнику. Подготовим товар к ярмарке. (Дети проходят к столам, где уже лежат
шаблоны ложек и матрешек и принадлежности для рисования. Перед столами стоит доска, на которой развешаны картинки с предметами прикладного искусства, расписанными хохломской росписью). Воспитатель: -Ребята, посмотрите на доску и скажите какой вид декоративной росписи вы видите? (хохломской) Воспитатель: -Правильно, это хохломская роспись Хохломская роспись зародилась в Нижегородской области. Легенда гласит, что жил в этих краях чудесный художник - иконописец. Так называли тех, кто писал иконы, которыми украшали храмы. Не каждый художник мог это делать, только самые лучшие мастера. Один из них уединился в лесах и сталь расписывать деревянную посуду, благо вокруг так много цветов, деревьев. Природа позаботилась о том, чтобы у него не было недостатка в узорах. Вскоре народ потянулся поближе к мастеру, люди стали рубить избы. Так возникло целое поселение. Слава о чудесном мастере долетела и до царя, у которого прежде служил художник. Пове- лел царь вернуть мастера в город, послал за ним отряд стрельцов. Да весть об этом долете - ла до самого мастера. Собрал он жителей деревни и раскрыл секреты своего ремесла. А когда явились стражники – увидели пылающую избу художника. Не нашли его солдаты, остались только его краски: красная словно пламя, черная словно угольки с пожара, да зо - лотая словно жар солнечный. И по сей день люди помнят и хранят секреты хохломской росписи. Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские ху- дожники, украшая предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла. Зачастую хохлому называют огненной и золотой, что не удивительно, ведь цветовая гамма росписи преимущественно состоит из черного, золотого и красного цветов. Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров. Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орна- мента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный орнамент", или просто "травка". Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много крас- ки, и она ложится плотно на поверхность". Травка" - самостоятельный тип росписи, но она - обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди ку- стиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или цветка. Сядем рядком, посидим ладком. Спинки ровные, прямые, Мы – ребята удалые. (Дети по выбору раскрашивают красками или карандашами матрешку, или ложку) Послушаем музыку народную, веселую, хороводную она в работе помогает и настроение поднимает. А пока вы работаете я вам кое, что расскажу:
Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Быва- ло, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки да матрешки. Уж такие у него замечательные ложечки да матрешечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши лож- ки, матрешки еще лучше, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку или матрешку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали поделочки. Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисо- вать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек и матрешек видимо – невиди- мо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожа - лела девица их. Украсила узорами разными. Все поделки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять. Быстро разлетелась по округе молва о чудесах деревянных – расписных. Понаехало наро- ду со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы всё. И до сих пор они вместе ложки да матрешки деревянные расписные мастерят, дружно жи- вут и нас с вами в гости ждут! Вопросы по ходу: - Почему мастера используют в работе тонкие кисти? - Какие цвета вы используете в работе? (Красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки). - Как называются элементы в рисовании хохломских узоров? (Листики, ягодки, завитки, точечки, усики). - А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (У природы – ягодки, веточки, листки, травка). После окончания работы воспитатель говорит: - «Получилось все на диво, И забавно, и красиво! Громче хлопайте в ладошки! Вот и ложки, и матрешки» Молодцы, ребята! Яркие краски и нарядные узоры на золотом фоне украшают сувенирные чаши, ковши, ложки. Это уже не просто образцы старинной посуды, утвари, предметов обихода, но и символ, с которым ассоциируют нашу страну – визитная карточка России. Необходимо воспитывать у детей интерес к традициям и истории русского народа, к его промыслам. Очень важно прививать им уважение к труду народных мастеров. Яркие самобытные образцы народного творчества – это повод гордиться своей родиной, ее прикладным искусством, золотыми руками ее граждан. Как не тускнеет «золото» Хохломы, пусть не угаснет любовь ко всему русскому, подлинному, настоящему. Заходит коробейник: - Как мой товар? Готов? (готов) Дети и воспитатель кладут рисунки на короб. Коробейник расхваливает «товар» Коробейник: - А, что, ребята пойдем со мной товар продавать! Дети и коробейник ходят по группам детского сада и «продают» товар. В конце коробейник раздает сладкие подарки.
“Мы – матрёшки, мы – кругляшки, Мы все лаковые, одинаковые. Как плясать пойдём – Только пыль столбом”. “Мы – матрёшки, мы – сестрички Мы – толстушки невелички. Как пойдём плясать и петь Вам за нами не успеть” Эти липовые ложки, Блюдца, ковшики, матрешки, Расписала нам сама Золотая Хохлома! Нет наряднее раскраски, Будто к нам пришла из сказки, Где цари и терема, Золотая Хохлома! Наши деды на Руси – у любого ты спроси – Эту ложку уважали из берёзы Расписная ложка – лаковая ножка, Красной ягоды глазок, золотистый завиток. И для каши, и для щей нету ложечки нужней И красива, и легка – для любого едока. Мы наелись от души ну и ложки хороши А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!
"Музей Матрешки"

В единой живой системе народного искусства игрушка - важнейшее средство культурной преемственности. Через нее передается и сохраняется культурный и художественный опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоя- щее время возрос интерес к традиционной народной игруш- ке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоре- нившиеся веками традиции с новейшими элементами худо- жественной культуры. И такой игрушкой является матрешка. Первая русская разъемная кукла, названная Матреной, матрешкой, родилась в особняке в Леонтьевском переулке, д.7 в мастерской-магазине А.И. Мамонтова "Детское воспи- тание" в самом конце 19 века. Выточил первую матрешку потомственный токарь Василий Звездочкин, а расписал из- вестный художник, входивший в Абрамцевский кружок "Мир искусства" Сергей Малютин. Первая разъемная "восьмимест- ная" матрешка представляла собой девушку в народном костюме, держащей в руках чер - ного петуха. Вскоре после своего рождения, в 1900 году, матрешка отправляется на Все - мирную торгово-промышленную выставку в Париже, где ее награждают бронзовой меда- лью за лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. Она получает всемир - ную известность и любовь, становится одним из национальным символом России. В 1902 году особняк был приобретен Сер- геем Тимофеевичем Морозо- вым для Кустар- ного музея, а производство матрешек переве- дено в Сергиев Посад. В этом принимал активное участие известный предприниматель В.И. Боруцкий. Купив у А.И. Мамонтова об- разцы матрешек, он начал распространять их среди кустарей Сергиева Посада, центра и г ру ш еч н о го р е м е с л а . Бурный расцвет изготов- ления и росписи матрешки в начале ХХ века был н а с тол ь ко своеобразен, что определил стиль росписи матрешки на многие годы. В это время созда - ются основные типы росписи, стилистической особенностью которых была реалистич - ность изображения: девушки в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетами цве - тов, либо в зимних полушубках с шалью на голове, старообрядки в типичной одежде, же- н и х и н е в е с т а и т . д . Благодаря популярности Сергиево-Посадской матрешки стали возникать новые центры ее изготовления и росписи в местах традиционных народных рем е с ел . С 1922 года начинают производить матрешку в городе Семенове Нижегородской губер- нии. Роспись семеновской матрешки восходит к традиции "травного" орнамента Древней Руси. Основа композиции - пышный букет на фартуке, а главная особенность - использова - ние только трех основных цветов: красного, желтого и зеленого. Спустя несколько десяти- летий в этом же регионе возникает еще один центр изготовления матрешки - село Пол- ховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. Эти матрешки отличает крупная "кре - с т ь я н с к а я " р о с п и с ь , я р к и й к о л л о р и т . Вятская матрешка - самая северная из всех российских матрешек. В городе Нолинске
пишут голубоглазых девушек-северянок. А с конца 1960-х годов характерной особенностью вятских краса- виц становится аппликация их ржаной соломкой. Тверские матрешки славятся своей тонкой токарной работой - деревянные куколки, тонкие и светящиеся как скорлупка яйца. Для этих матрешек характерна роспись з о л о т ы м и с е р е б р я н ы м о р н а м е н т о м . В 1990-х годах в городе Новокузнецке образовался новый центр изготовления матрешек. Новокузнецкие матрешки отличает динамичность, характерность. Они поют частушки, песни, водят хоро - в о д ы , и г р а ю т в р а з н ы е з а б а в ы . Со времен "перестройки" в России бурно возрождается авторская матрешка. Как и сто лет назад открылись частные мастерские, центры, коо- перативы. Появилось множество новых тем и сюже- тов, обусловивших разнообразие и самобытность ав- торской матрешки как явления в искусстве. В 2000 году Фонд народных художественных про- мыслов РФ провел выставку, посвященную 100-летию первой русской матрешки, вызвавшую огромный ин- терес у искусствоведов, специалистов, художников, посетителей. Это послужило толчком к формированию постоянной экспозиции промысловой и авторской мат- решки. И в 2001 году торжественно был открыт, учрежденный Фондом НХП РФ, первый в России "Музей матрешки". В экспозиции музея представлены матрешки народных художе- ственных промыслов, региональных и московских творческо-производственных объедине- ний, индивидуальных художников и мастеров. Большая часть экспозиции посвящена ав- торской матрешке, созданной за последние годы. В музее можно познакомиться с так на - зываемыми "безликими" матрешками, сюжетная роспись на которых идет по всей поверх- ности как по полотну картины. В настоящее время художники любят экспериментировать и с н о в ы м и н е о б ы ч н ы м и ф о р м а м и . Музей проводит большую экскурсионную работу - до 100 экскурсий в месяц, а так же мастер-классы по росписи матрешек. Музей пользуется большой популярностью у моск- вичей, а также гостей столицы. Свыше ста лет матрешка остается любимой игрушкой, на - циональным символом России. Музей же призван продемонстрировать современным ху - дожникам образцы высокого вкуса и мастерства, противостоять утрате позитивных культурных ориентиров Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска Детский сад комбинированного вида № 136
Конспект открытого мероприятия «Добрая хохлома» Подготовил воспитатель: Лазарева А. С. Иркутск 2014


В раздел образования