Автор: Петрачук Анна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №176 Населённый пункт: город Иркутск Наименование материала: конспект занятия Тема: "Хохлома" Раздел: дошкольное образование
Открытое интегрированное занятие
«ДОБРАЯ ХОХЛОМА»
Цели:
-
расширять
представление
детей
о
многообразии
изделий
народного
декоративно-
прикладного искусства; воспитывать уважение к труду народных мастеров; формировать
положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных
мастеров.
- способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.
-закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя
разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов. Дать детям
возможность самостоятельного выбора элементов росписи при составлении композиции.
Задачи:
-Обобщить представление детей о декоративно-прикладном искусстве России, о русской
народной кукле матрешке.
-Воспитывать
патриотические
качества:
прививать
интерес
к
русскому
народному
творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
-Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и
аккуратности).
Оборудование:
Магнитофон,
диск
с
записями
русских
народных
мелодий.
Сундук.
Картошка
2
кг.
Иллюстрации с элементами хохломской росписи, матрешки, деревянные ложки. Заготовки
из бумаги: матрешки, ложки. Гуашь и акварельные краски, тонкие беличьи кисти, баночки
с водой, тряпочки; большой поднос для готовых работ.
Предварительная работа:
- Знакомили детей с изделиями хохломской росписи. Рассматривали предметы хохломской
росписи (столы, стульчики, посуда.)
-
Проводили
беседы
о
хохломских
изделиях
с
рассматриванием
фотографий
и
иллюстраций с хохломскими изделиями.
- Рассматривали отдельные элементы хохломского узора («Травка», «Кудрина», «Под
листок», «Под ягодку».)
- Рисовали элементы хохломской росписи.
Ход занятия:
Дети под русскую народную музыку заходят в группу, где уже сидят гости. Их встречает
воспитатель в русском сарафане.
Воспитатель:
-Здравствуйте
гости
дорогие!
Милости
прошу!
Садитесь
поудобнее
и
начнем
наш
разговор… (раздается стук в дверь).
Воспитатель:
Давайте посмотрим, кто же это может быть? (заходит коробейник с пустым лотком).
Ребята,
посмотрите,
кто
к
нам
пришел?
Кто
это?
(коробейник).
Да,
это
коробейник.
Коробейниками в старину называли крестьян, которые зарабатывали на жизнь торгуя
разными
товарами
прикладного
искусства.
Название
«коробейники»
пошло
от
надевающихся на шею котомок из коры - коробов, в которых крестьяне переносили свой
товар от одного поселения к другому.
Воспитатель и дети:
-Здравствуйте
Коробейник:
- Доброго денёчка хозяевам. Ребята, я пришел к вам вот с какой бедой. Собрался я на
ярмарку, а товар мой, ложки да матрешки, мыши погрызли. Не с чем мне на ярмарку ехать,
нечем будет семью кормить. Что мне делать?
Воспитатель:
- Не печалься, мы с ребятами сможем помочь твоему горю, правда ребята? (да, конечно
поможем). Мы хоть и не мастера, но кое, что умеем. Будет тебе товар на продажу.
Коробейник:
- Ой спасибо, успокоили. Я пока поищу еще товар. Скоро вернусь. (коробейник уходит)
Ну вот, коробейник ушел, а мы с вами продолжим наш разговор.
Мы с ребятами гурьбой
На завалинке присядем
Сундучок откроем мой
Что там спрятано мы глянем (дети садятся на скамейки).
Но прежде всего я вам загадаю загадки, на которые хочу получить отгадки. Отгадаете-
покажу, что спрятано в сундучке.
ЗАГАДКИ:
Веселушки, хохотушки,
Деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть,
И попеть, и поплясать.
Не нарадуется взгляд,
Если выстроятся в ряд.
А попрячутся друг в дружку-
Видишь старшую подружку(матрешка)
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская... (матрешка).
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка)
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница (матрешка)
Русская матрешка
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий
платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка
или петушок, то корзинка с грибами-ягодами.
Но, главное, эта куколка - с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички. По
сравнению с другими игрушками, деревянная молодая куколка молода, ей чуть более ста
лет. Для народной игрушки это не возраст.
Матрешка считается символом России. Где только не делают матрешек! И в каждой
области – свой почерк, свой рисунок у этой игрушки. (дети разглядывают матрешек).
Кто догадается, отгадав мои загадки из сундучка, что там еще спрятано?
ЗАГАДКИ
Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку…
Вы узнали? Это (ложка)
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит все вокруг.
Кашу прямо носит в рот,
И обжечься не даёт. (Ложка)
Ложки.
О каких ложках эта загадка? (о деревянных ложках). Правильно, о деревянных ложках.
Вот сегодня я принесла вам такие ложки. Ложка помогает нам в аккуратном приеме пищи.
Давным-давно у людей не было ложек, и они ели руками. Затем у них появились первые
ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались,
крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и
тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки
украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас
на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые
и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди
расписывали их разными узорами. Сейчас ложки есть у всех, ложка поднимает нам
настроение, когда сыт-тогда и весел Красивые расписные узоры радуют глаз и вызывают
желание исполнить музыку для души. Ложки помогут нам и в этом. Они стали самым
простым, красочным и популярным национальным инструментом русского народа.
Ложки золоченые, узоры крученые!
Хочешь щи ими хлебай,
А хочешь музыку играй.
Ребята давайте мы с вами поиграем на ложках. Это непростая ложка, а музыкальная.
-Кто мне скажет, как она может стать музыкальной? (нужно ей постучать)
-Да, ребята, чтобы ложка стала, музыкальной нам понадобится ещё одна такая же ложка. В
такт музыке мы ударяем ложками друг о друга.
Послушайте, какую мелодию исполню я. А теперь каждый из вас исполнит свою мелодию,
(если ложка одна можно постучать ей о деревянный стул или стол). (дети играют на
ложках)
Молодцы, ребята. Я вижу, вы очень хорошо умеете исполнять мелодию на ложках, а
сейчас давайте поиграем: Поскорей возьмите ложку,
соберите всю картошку!
Игра «Картошечка».
Участвуют 5-6 детей. На пол высыпается картошка. Дети должны собрать её деревянной
ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше картошки.
Воспитатель:
- Вот мы с вами и поговорили, и поиграли, а теперь надо сделать то, что мы обещали
коробейнику. Подготовим товар к ярмарке. (Дети проходят к столам, где уже лежат
шаблоны ложек и матрешек и принадлежности для рисования. Перед столами стоит доска,
на которой развешаны картинки с предметами прикладного искусства, расписанными
хохломской росписью).
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите на доску и скажите какой вид декоративной росписи вы видите?
(хохломской)
Воспитатель:
-Правильно, это хохломская роспись
Хохломская роспись зародилась в Нижегородской области. Легенда гласит, что жил в этих
краях чудесный художник - иконописец. Так называли тех, кто писал иконы, которыми
украшали храмы. Не каждый художник мог это делать, только самые лучшие мастера.
Один из них уединился в лесах и сталь расписывать деревянную посуду, благо вокруг так
много цветов, деревьев. Природа позаботилась о том, чтобы у него не было недостатка в
узорах. Вскоре народ потянулся поближе к мастеру, люди стали рубить избы. Так возникло
целое поселение.
Слава о чудесном мастере долетела и до царя, у которого прежде служил художник. Пове-
лел царь вернуть мастера в город, послал за ним отряд стрельцов. Да весть об этом долете -
ла до самого мастера. Собрал он жителей деревни и раскрыл секреты своего ремесла. А
когда явились стражники – увидели пылающую избу художника. Не нашли его солдаты,
остались только его краски: красная словно пламя, черная словно угольки с пожара, да зо -
лотая словно жар солнечный. И по сей день люди помнят и хранят секреты хохломской
росписи.
Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения
цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские ху-
дожники, украшая предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и
радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.
Зачастую хохлому называют огненной и золотой, что не удивительно, ведь цветовая гамма
росписи преимущественно состоит из черного, золотого и красного цветов.
Золотистый, красный и черный - такое сочетание цветов Вы можете встретить на многих
предметах древнерусского прикладного искусства и произведениях народных мастеров.
Узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом. Но видов этого орна-
мента в хохломской росписи несколько. Самый любимый и стародавний из них - "травный
орнамент", или просто "травка". Травка обычно пишется красным и черным цветом. Её
основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берется много крас-
ки, и она ложится плотно на поверхность". Травка" - самостоятельный тип росписи, но она
- обязательная часть любого растительного орнамента "хохломы". Очень часто среди ку-
стиков и веточек черной, красной, зеленой или желтой травки художник помещает ягодки,
цветы, птиц и рыбок. Такой орнамент тоже называется "травным", или именем ягодки или
цветка.
Сядем рядком, посидим ладком.
Спинки ровные, прямые,
Мы
–
ребята
удалые.
(Дети
по
выбору
раскрашивают
красками
или
карандашами
матрешку, или ложку)
Послушаем музыку народную, веселую, хороводную она в работе помогает и настроение
поднимает.
А пока вы работаете я вам кое, что расскажу:
Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Быва-
ло, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в
руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то
табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков,
резал мастер ложки да матрешки.
Уж такие у него замечательные ложечки да матрешечки выходили: большие и маленькие,
лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши лож-
ки, матрешки еще лучше, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает
ложку или матрешку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с
глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали поделочки.
Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисо-
вать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек и матрешек видимо – невиди-
мо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожа -
лела девица их. Украсила узорами разными. Все поделки у Ивана преобразились, одна
другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.
Быстро разлетелась по округе молва о чудесах деревянных – расписных. Понаехало наро-
ду со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы всё.
И до сих пор они вместе ложки да матрешки деревянные расписные мастерят, дружно жи-
вут и нас с вами в гости ждут!
Вопросы по ходу:
- Почему мастера используют в работе тонкие кисти?
- Какие цвета вы используете в работе? (Красный, черный, совсем немного желтого и
зеленого для мелкой прорисовки).
- Как называются элементы в рисовании хохломских узоров? (Листики, ягодки, завитки,
точечки, усики).
- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то
заимствуют? (У природы – ягодки, веточки, листки, травка).
После окончания работы воспитатель говорит:
- «Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот и ложки, и матрешки»
Молодцы, ребята!
Яркие краски и нарядные узоры на золотом фоне украшают сувенирные чаши, ковши,
ложки. Это уже не просто образцы старинной посуды, утвари, предметов обихода, но и
символ,
с
которым
ассоциируют
нашу
страну
–
визитная
карточка
России.
Необходимо воспитывать у детей интерес к традициям и истории русского народа, к его
промыслам. Очень важно прививать им уважение к труду народных мастеров. Яркие
самобытные образцы народного творчества – это повод гордиться своей родиной, ее
прикладным
искусством,
золотыми
руками
ее
граждан.
Как
не
тускнеет
«золото»
Хохломы, пусть не угаснет любовь ко всему русскому, подлинному, настоящему.
Заходит коробейник:
- Как мой товар? Готов? (готов)
Дети и воспитатель кладут рисунки на короб. Коробейник расхваливает «товар»
Коробейник:
- А, что, ребята пойдем со мной товар продавать!
Дети
и
коробейник
ходят
по
группам
детского
сада
и
«продают»
товар.
В
конце
коробейник раздает сладкие подарки.
“Мы – матрёшки, мы – кругляшки,
Мы все лаковые, одинаковые.
Как плясать пойдём –
Только пыль столбом”.
“Мы – матрёшки, мы – сестрички
Мы – толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть”
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома!
Наши деды на Руси – у любого ты спроси –
Эту ложку уважали из берёзы
Расписная ложка – лаковая ножка,
Красной ягоды глазок, золотистый завиток.
И для каши, и для щей нету ложечки нужней
И красива, и легка – для любого едока.
Мы наелись от души ну и ложки хороши
А теперь пойдём плясать да на ложечках играть!
"Музей Матрешки"
В единой живой системе народного искусства игрушка -
важнейшее средство культурной преемственности. Через нее
передается
и
сохраняется
культурный
и
художественный
опыт, осуществляется связь между поколениями. В настоя-
щее время возрос интерес к традиционной народной игруш-
ке, так как в ней удивительным образом сочетаются укоре-
нившиеся веками традиции с новейшими элементами худо-
жественной культуры. И такой игрушкой является матрешка.
Первая русская разъемная кукла, названная Матреной,
матрешкой, родилась в особняке в Леонтьевском переулке,
д.7 в мастерской-магазине А.И. Мамонтова "Детское воспи-
тание" в самом конце 19 века. Выточил первую матрешку
потомственный токарь Василий Звездочкин, а расписал из-
вестный художник, входивший в Абрамцевский кружок "Мир
искусства" Сергей Малютин. Первая разъемная "восьмимест-
ная" матрешка представляла собой девушку в народном костюме, держащей в руках чер -
ного петуха. Вскоре после своего рождения, в 1900 году, матрешка отправляется на Все -
мирную торгово-промышленную выставку в Париже, где ее награждают бронзовой меда-
лью за лучшее воплощение идеи сохранения и объединения семьи. Она получает всемир -
ную известность и любовь, становится одним из
национальным
символом
России.
В 1902 году особняк был
приобретен
Сер-
геем Тимофеевичем Морозо-
вым
для
Кустар-
ного музея, а производство
матрешек переве-
дено
в
Сергиев
Посад.
В
этом
принимал
активное участие известный
предприниматель
В.И. Боруцкий. Купив у А.И.
Мамонтова
об-
разцы
матрешек,
он
начал
распространять
их среди кустарей Сергиева
Посада,
центра
и г ру ш еч н о го
р е м е с л а .
Бурный расцвет изготов-
ления
и
росписи
матрешки в начале ХХ века
был
н а с тол ь ко
своеобразен, что определил стиль росписи матрешки на многие годы. В это время созда -
ются основные типы росписи, стилистической особенностью которых была реалистич -
ность изображения: девушки в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетами цве -
тов, либо в зимних полушубках с шалью на голове, старообрядки в типичной одежде, же-
н и х
и
н е в е с т а
и
т . д .
Благодаря популярности Сергиево-Посадской матрешки стали возникать новые центры
ее
изготовления
и
росписи
в
местах
традиционных
народных
рем е с ел .
С 1922 года начинают производить матрешку в городе Семенове Нижегородской губер-
нии. Роспись семеновской матрешки восходит к традиции "травного" орнамента Древней
Руси. Основа композиции - пышный букет на фартуке, а главная особенность - использова -
ние только трех основных цветов: красного, желтого и зеленого. Спустя несколько десяти-
летий в этом же регионе возникает еще один центр изготовления матрешки - село Пол-
ховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. Эти матрешки отличает крупная "кре -
с т ь я н с к а я "
р о с п и с ь ,
я р к и й
к о л л о р и т .
Вятская матрешка - самая северная из всех российских матрешек. В городе Нолинске
пишут
голубоглазых
девушек-северянок.
А
с
конца
1960-х годов характерной особенностью вятских краса-
виц
становится
аппликация
их
ржаной
соломкой.
Тверские матрешки славятся своей тонкой токарной
работой - деревянные куколки, тонкие и светящиеся как
скорлупка яйца. Для этих матрешек характерна роспись
з о л о т ы м
и
с е р е б р я н ы м
о р н а м е н т о м .
В 1990-х годах в городе Новокузнецке образовался
новый
центр
изготовления
матрешек.
Новокузнецкие
матрешки отличает динамичность, характерность. Они поют частушки, песни, водят хоро -
в о д ы ,
и г р а ю т
в
р а з н ы е
з а б а в ы .
Со времен "перестройки" в России бурно возрождается авторская матрешка. Как и сто
лет назад открылись частные мастерские, центры, коо-
перативы. Появилось множество новых тем и сюже-
тов, обусловивших разнообразие и самобытность ав-
торской
матрешки
как
явления
в
искусстве.
В 2000 году Фонд народных художественных про-
мыслов РФ провел выставку, посвященную 100-летию
первой русской матрешки, вызвавшую огромный ин-
терес
у
искусствоведов,
специалистов,
художников,
посетителей. Это послужило толчком к формированию
постоянной экспозиции промысловой и авторской мат-
решки. И в 2001 году торжественно был открыт, учрежденный Фондом НХП РФ, первый в
России "Музей матрешки". В экспозиции музея представлены матрешки народных художе-
ственных промыслов, региональных и московских творческо-производственных объедине-
ний, индивидуальных художников и мастеров. Большая часть экспозиции посвящена ав-
торской матрешке, созданной за последние годы. В музее можно познакомиться с так на -
зываемыми "безликими" матрешками, сюжетная роспись на которых идет по всей поверх-
ности как по полотну картины. В настоящее время художники любят экспериментировать
и
с
н о в ы м и
н е о б ы ч н ы м и
ф о р м а м и .
Музей проводит большую экскурсионную работу - до 100 экскурсий в месяц, а так же
мастер-классы по росписи матрешек. Музей пользуется большой популярностью у моск-
вичей, а также гостей столицы. Свыше ста лет матрешка остается любимой игрушкой, на -
циональным символом России. Музей же призван продемонстрировать современным ху -
дожникам
образцы
высокого
вкуса
и
мастерства,
противостоять
утрате
позитивных
культурных ориентиров
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска
Детский сад комбинированного вида № 136
Конспект открытого мероприятия
«Добрая хохлома»
Подготовил воспитатель: Лазарева А. С.
Иркутск 2014