" Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к культурному наследию коренных народов Ямала "
Автор: Юрская Ирина Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Берёзка" Населённый пункт: ЯНАО. город Новый Уренгой, Тюменская область Наименование материала: методическая разработка Тема: " Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к культурному наследию коренных народов Ямала " Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад «Берёзка»
Педагогический проект
Тема:
« Воспитание нравственно-
патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста по
средствам приобщения к культурному
наследию коренных народов Ямала »
Подготовила воспитатель
Юрская И.Н.
Новый Уренгой
2015г.
Педагогический проект
Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей
старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к
культурному наследию коренных народов Ямала»
Тип проекта: информационно-творческий;
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники
проекта :
Дети
старшей
группы,
родители
воспитанников,
воспитатели, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный
руководитель.
I. Целеполагание:
До сих пор жизнь, обычаи и культура
представителей коренных
северных народов, населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое
и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд,
мифов
и
противоречивых
научных
исследований,
что
можно
уверенно
сказать: разбираться в них предстоит ещё долго.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, стала
задачей государственной важности, приобретая все большее значение.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности
ребенка.
Именно
в
этом
возрасте
закладываются
основы
мировоззрения
человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и
ценности.
На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов ханты ,
ненцы является средством формирования у них патриотических чувств и
развитие
духовности.
Я
считаю,
что
мы
должны
знать
культуру
народа,
живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства
необходимо
развивать
у
них
стремление
к
прекрасному,
воспитывать
уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных
народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать
знания
о
дружбе,
хороших
и
плохих
качествах
характера
людей
через
народный этнос.
Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное
становление
детей
происходит
в
экстремально
сложных
условиях,
обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в
короткое лето.
Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы
работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка.
При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому
или
иному
виду
деятельности.
Поэтому
наиболее
оптимальной
формой
работы,
сочетающей
в
себе
все
методическое
разнообразие
работы
с
дошкольниками,
я
считаю
проектную
деятельность.
Так
как
именно
она
позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
В подтверждение того, что народное творчество способствует развитию
нравственно-патриотических чувств, мною была запланирована и проведена
работа, с детьми старшего дошкольного возраста
основанная на методе
проектов.
Метод
проектной
деятельности
позволяет
развивать
познавательный
интерес
к
различным
областям
знаний,
формировать
коммуникативные навыки и нравственные качества личности ребенка.
Основной целью данного проекта является:
изучение
традиций,
обрядов,
легенд
коренных
народов
Ямала,
праздников
народов
Крайнего
Севера,
которые,
несомненно,
являются
неотъемлемой
частью
культурной
жизни
Ямало-Ненецкого
автономного
округа,
и
частичк
ой
великой культуры Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :
1.
привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям
родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм,
чувство привязанности к своей малой и большой Родине;
2.
формирование
художественного
вкуса
дошкольников
на
основе
декоративно-прикладного
искусства,
использование
всех
видов
фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы
и т.д.; которое обладает огромной силой эмоционального воздействия
и
является
хорошей
основой
для
формирования
духовного
мира
человека;
3.
пробуждать
в
душе
каждого
ребенка
любознательность,
чувство
красоты, осознание себя частью великого русского народа;
4.
развивать
творчество,
фантазию,
коммуникативные
навыки,
познавательную активность детей;
5.
воспитывать
патриотическую
гордость,
чувство
уважения
к
людям
коренных малочисленных народов Севера.
Воспитывать гуманное
отношение к людям, проживающим в нашем городе, толерантность к
их традициям и культуре.
II этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2.
Подобрать
методическую,
научно
–
популярную
и
художественную
литературу, демонстрационный материал по данной теме.
3.Создать
в
группе
предметно-развивающую
среду,
способствующую
воспитанию нравственно-патриотических качеств.
4. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной
деятельности с учетом возрастных особенностей детей.
5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности
детей.
6
. Повышение
мотивации
родителей
воспитанников,
активности
в
реализации проекта.
7. Написать перспективный план мероприятий.
III этап. Выполнение проекта:
III этап проекта
Образовательна
я область
Программное содержание
Ознаком
ление с
художест
венной
1.
С п о с о б с т в о в а т ь
р а з в и т и ю
и н т е р е с а
к
художественной
литературе
народов
Севера,
как
источнику
расширения
и
культурного
обогащения
мира ребёнка.
Художес
твенно-
эстетиче
ское
развитие
5.
Развивать
эмоционально-эстетические
чувства,
с о з д а в а т ь
у с л о в и я
д л я
ц е н н о с т н о г о ,
социокультурного развития личности.
6.
Способствовать развитию творческих способностей
Игровая
деятельн
ость
детей
1.
Познакомить детей с играми народов Севера.
2.
Развивать физические качества детей старшего
дошкольного возраста (быстроту двигательной
Примерное планирование детской деятельности по областям
Разделы программы
Виды детской деятельности
Социально-
коммуникативное
развитие
1.
Выпуск газеты:
1.
«Путешествие по сказкам Ямала»
2.
«Рождение легенды»
3.
«Мифы и легенды северных народов»
2.
Создание альбомов
« Мифы
и легенды северных народов» :
3.
Создание «Книжки раскладушки»
(вырезки с легендами разных народов)
Познавательное
развитие
1.
Общение на темы:
1.
«Какие жанры мы знаем»
2.
«Добро и зло в ненецких сказках»
3.
«Где можно увидеть северное сияние?»
4.
2.
Развивающие игры:
1.
«Угадай по описанию». Кто это?
2.
«Что растет на Севере?»
3.
«Найди отличия»
4.
«Скажи по-другому»
5.
«Животные севера»
6.
«Чей хвост»
7.
«Кто где живет»
1.
«Гостеприимные хозяева»
2.
Речевое развитие
1.
Чтение, пересказ ненецких сказок:
1.
«Айога»
2.
«Ягодка голубика»
3.
«Три сына»
4.
«Белый медведь и бурый медведь»
5.
«Как медведь хвост потерял»
6.
«Почему совы не видят солнечного света?»
7.
«Кукушка»
8.
«Как могучий орёл вернул ненцам солнце»
2.
Знакомство с мифами и легендами коренных
народов (ханты, ненцы):
1.
«Легенды о полярном сиянии»
2.
«Белка»
3.
«Солнце и луна»
4.
«Тайга »
5.
«Снег и заяц»
3.
Мифы о сотворении и происхождении:
6.
«Сотворение мира»
7.
«Происхождение месяца»
8.
«Происхождение созвездий»
9.
«Черт и Бог»
Художественно-
развитие
8.
Подвижные игры:
1.
«Переправа»,
2.
«Перетягивание палки»,
3.
«Поднимание партнера,
4.
«Заячьи прыжки»
5.
«Поймай оленя»
6.
«Оленья упряжка»
7.
«Дорога с препятствием»
8.
"Ловкий оленевод",
9.
"Важенка и оленята",
10.
"Олени и пастух".
9.
Физкультминутки
10.
Игры малой подвижности
11.
Психогимнастика
12.
Гимнастика для глаз
13.
Мимика и жесты
Работа с родителями
1.
Оформление папки-передвижки :
«МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР »
2.
Совместная творческая деятельность детей
и родителей в семье на темы : «Жители
Ямала» , «Разные сказки».
3.
Круглый стол для родителей : Викторина
для родителей : «О Ямале я знаю все»
4.
Привлечение родителей к пополнению
« Уголка Дружбы»
IV Презентация проекта
.
1.Выпуск газет: Путешествие по сказкам Ямала»
«Рождение легенды», «Мифы и легенды северных народов»
2. Выставка рисунков «Жители Ямала» , «Разные сказки».
3.
Обогащение развивающей среды в группе, создание «Уголка Дружбы»
4. Оформление альбома « Мифы и легенды северных народов» :
Создание «Книжки раскладушки»
5. Гостиная «О ЯМАЛЕ мы знаем все!»
6. Викторина «Путешествие по сказкам»
В результате реализации данного проекта дети осваивают:
(Предполагаемые итоги реализации проекта: сформированы представления)
1.
Принятие
навыков
нравственного
поведения
с
людьми
разных
национальностей, в обществе, в быту, в природе, развитие умений:
соблюдать
традиции
родного
народа
в
повседневной
жизни
и
специально организованных этнокультурных мероприятиях;
2.
Способствовать развитию навыков
к коллективной этнокультурной
деятельности (участие в национальных праздниках);
3.
Сформировать
культурные
ценности,
способствующие
развитию
духовности,
нравственно
-
патриотических
позиций,
которые
определены на уровне человеческих отношений, чувств посредством
художественной
литературы
(коренных)
малочисленных
народов
Севера;
4.
Формирование
способности
к
духовному
развитию,
реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной,
социально
ориентированной
деятельности
на
основе
нравственных
установок и моральных норм
5.
Воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к
окружающим.
Одной из наиболее интересных форм работы с родителями воспитанников
является создание газеты «Ямал глазами детей» это одна из тем выпуска.
Также в этом учебном году мы работаем над созданием иллюстрированной
книги по ненецким сказкам. На данный момент у нас уже имеются наработки
по
нескольким
сказкам.
Данная
работа
проводится
в
рамках
реализации
моего проекта и сетевого проекта совместно с педагогами Дома детского
творчества «Ветерко».
На
театральной
недели
дети
с
большим
удовольствием
показывали
инсценировку ненецкой сказки «Кукушка». Данная сказка показывалась не
только как драматизация, для детей младших групп
сказку показывали,
используя театр «Би-ба-бо»
Спасибо за внимание.