Напоминание

" Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к культурному наследию коренных народов Ямала "


Автор: Юрская Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Берёзка"
Населённый пункт: ЯНАО. город Новый Уренгой, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: " Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к культурному наследию коренных народов Ямала "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Берёзка»
Педагогический проект

Тема:

« Воспитание нравственно-

патриотических чувств у детей

старшего дошкольного возраста по

средствам приобщения к культурному

наследию коренных народов Ямала »

Подготовила воспитатель

Юрская И.Н.
Новый Уренгой 2015г.

Педагогический проект

Тема: «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей

старшего дошкольного возраста по средствам приобщения к

культурному наследию коренных народов Ямала»

Тип проекта:
информационно-творческий;
Продолжительность проекта:
долгосрочный.
Участники

проекта
: Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель.
I. Целеполагание:


До сих пор жизнь, обычаи и культура представителей коренных северных народов, населяющих Ямал, остаётся загадкой, потому что прошлое и настоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследований, что можно уверенно сказать: разбираться в них предстоит ещё долго. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, стала задачей государственной важности, приобретая все большее значение. Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируется самосознание и ценности. На мой взгляд, приобщение детей к народной культуре народов ханты , ненцы является средством формирования у них патриотических чувств и развитие духовности. Я считаю, что мы должны знать культуру народа, живущего рядом с нами, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у них стремление к прекрасному, воспитывать
уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос. Своеобразие этнокультуры народов Севера заключается в том, что личное становление детей происходит в экстремально сложных условиях, обусловленных холодным климатом и резко континентальным переходом в короткое лето. Для решения поставленных задач я использовала разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, я считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности. В подтверждение того, что народное творчество способствует развитию нравственно-патриотических чувств, мною была запланирована и проведена работа, с детьми старшего дошкольного возраста основанная на методе проектов. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества личности ребенка.
Основной целью данного проекта является:
изучение традиций, обрядов, легенд коренных народов Ямала, праздников народов Крайнего Севера, которые, несомненно, являются неотъемлемой частью культурной жизни Ямало-Ненецкого автономного округа, и частичк ой великой культуры Российской Федерации. Для достижения поставленной цели решались следующие
задачи
: 1. привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, ибо именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине;
2. формирование художественного вкуса дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, использование всех видов фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т.д.; которое обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека; 3. пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа; 4. развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность детей; 5. воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям коренных малочисленных народов Севера. Воспитывать гуманное отношение к людям, проживающим в нашем городе, толерантность к их традициям и культуре.
II этап. Разработка проекта:
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы. 2. Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, демонстрационный материал по данной теме. 3.Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую воспитанию нравственно-патриотических качеств. 4. Подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей. 5. Подобрать материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей. 6 . Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта. 7. Написать перспективный план мероприятий.
III этап. Выполнение проекта:


III этап проекта
Образовательна я область Программное содержание Ознаком ление с художест венной 1. С п о с о б с т в о в а т ь р а з в и т и ю и н т е р е с а к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка. Художес твенно- эстетиче ское развитие 5. Развивать эмоционально-эстетические чувства, с о з д а в а т ь у с л о в и я д л я ц е н н о с т н о г о , социокультурного развития личности. 6. Способствовать развитию творческих способностей Игровая деятельн ость детей 1. Познакомить детей с играми народов Севера. 2. Развивать физические качества детей старшего дошкольного возраста (быстроту двигательной Примерное планирование детской деятельности по областям
Разделы программы

Виды детской деятельности

Социально-

коммуникативное

развитие
1. Выпуск газеты: 1. «Путешествие по сказкам Ямала» 2. «Рождение легенды» 3. «Мифы и легенды северных народов» 2. Создание альбомов « Мифы и легенды северных народов» : 3. Создание «Книжки раскладушки» (вырезки с легендами разных народов)
Познавательное

развитие
1. Общение на темы: 1. «Какие жанры мы знаем» 2. «Добро и зло в ненецких сказках» 3. «Где можно увидеть северное сияние?» 4. 2. Развивающие игры: 1. «Угадай по описанию». Кто это? 2. «Что растет на Севере?» 3. «Найди отличия» 4. «Скажи по-другому» 5. «Животные севера»
6. «Чей хвост» 7. «Кто где живет» 1. «Гостеприимные хозяева» 2.
Речевое развитие
1. Чтение, пересказ ненецких сказок: 1. «Айога» 2. «Ягодка голубика» 3. «Три сына» 4. «Белый медведь и бурый медведь» 5. «Как медведь хвост потерял» 6. «Почему совы не видят солнечного света?» 7. «Кукушка» 8. «Как могучий орёл вернул ненцам солнце» 2. Знакомство с мифами и легендами коренных народов (ханты, ненцы): 1. «Легенды о полярном сиянии» 2. «Белка» 3. «Солнце и луна» 4. «Тайга
»
5. «Снег и заяц» 3. Мифы о сотворении и происхождении: 6. «Сотворение мира» 7. «Происхождение месяца» 8. «Происхождение созвездий» 9. «Черт и Бог»
Художественно-

эстетическое

развитие
4. Изобразительная деятельность: 1. Рисование орнамента; 2. «Оленьи упряжки» 3. «Жилище народов Севера» 4. «Жители Ямала» (дети национальных костюмах) 5. Лепка: 1. «Стойбище» ( пластелинографика) 2. «Любимые герои из сказок» (животные) 6. Аппликация: 3. «Совушка – сова» 4. «Любимые герои из сказок»
7. Театрализованная деятельность: 1. Инсценировка ненецкой сказки «Кукушка» 2. Обыгрывание сказки «Айога» 3. Магнитный театр: сказка «Как медведь хвост потерял» 4.
Физическое

развитие
8. Подвижные игры: 1. «Переправа», 2. «Перетягивание палки», 3. «Поднимание партнера, 4. «Заячьи прыжки» 5. «Поймай оленя» 6. «Оленья упряжка» 7. «Дорога с препятствием» 8. "Ловкий оленевод", 9. "Важенка и оленята", 10. "Олени и пастух". 9. Физкультминутки 10. Игры малой подвижности 11. Психогимнастика 12. Гимнастика для глаз 13. Мимика и жесты
Работа с родителями
1. Оформление папки-передвижки : «МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР » 2. Совместная творческая деятельность детей и родителей в семье на темы : «Жители Ямала» , «Разные сказки». 3. Круглый стол для родителей : Викторина для родителей : «О Ямале я знаю все» 4. Привлечение родителей к пополнению « Уголка Дружбы»
IV Презентация проекта
. 1.Выпуск газет: Путешествие по сказкам Ямала» «Рождение легенды», «Мифы и легенды северных народов»
2. Выставка рисунков «Жители Ямала» , «Разные сказки». 3. Обогащение развивающей среды в группе, создание «Уголка Дружбы» 4. Оформление альбома « Мифы и легенды северных народов» : Создание «Книжки раскладушки» 5. Гостиная «О ЯМАЛЕ мы знаем все!» 6. Викторина «Путешествие по сказкам»
В результате реализации данного проекта дети осваивают:
(Предполагаемые итоги реализации проекта: сформированы представления) 1. Принятие навыков нравственного поведения с людьми разных национальностей, в обществе, в быту, в природе, развитие умений: соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях; 2. Способствовать развитию навыков к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках); 3. Сформировать культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств посредством художественной литературы (коренных) малочисленных народов Севера; 4. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм 5. Воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим. Одной из наиболее интересных форм работы с родителями воспитанников является создание газеты «Ямал глазами детей» это одна из тем выпуска. Также в этом учебном году мы работаем над созданием иллюстрированной книги по ненецким сказкам. На данный момент у нас уже имеются наработки по нескольким сказкам. Данная работа проводится в рамках реализации моего проекта и сетевого проекта совместно с педагогами Дома детского творчества «Ветерко». На театральной недели дети с большим удовольствием показывали инсценировку ненецкой сказки «Кукушка». Данная сказка показывалась не только как драматизация, для детей младших групп сказку показывали, используя театр «Би-ба-бо»
Спасибо за внимание.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники