Автор: Афанасьева Нина Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ ЦРР "Аленушка" Населённый пункт: Забайкальский край Агинский район пгт. Новоорловск Наименование материала: Статья Тема: Нужно ли развивать творчество у детей? Раздел: дошкольное образование
НУЖНО ЛИ РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО У ДЕТЕЙ?
Коллектив нашего сада постоянно ведет работу с родителями по
разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает
пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.
Продумываем эту работу с родителями по всем видам и формам детской
музыкальной деятельности.
В годовом плане предусматриваем выступление музыкального
руководителя на родительских собраниях, конференциях, на занятиях
педагогического всеобуча, на праздниках и развлечениях. Планируем беседы
и консультации по музыкально-эстетическому воспитанию, используем
разнообразные формы наглядной педагогической пропаганды: ширмы, папки-
передвижки со статьями, в которых обобщен семейный опыт, тематические
выставки.
При составлении плана непременно учитываем пожелания родителей,
которые хотели бы получить помощь по музыкальному воспитанию детей
дома. Например, ставим такие вопросы: как научить детей слушать музыку,
самостоятельно петь, как провести день рождения, какую фонотеку
подобрать ребенку? и др. Обычно эти вопросы мы выявляем при проведении
консультаций для родителей. На все вопросы мы стараемся дать
исчерпывающие ответы, тщательно готовясь к каждой встрече с родителями,
раскрывая перед ними воспитательные возможности приобщения ребенка к
искусству.
На родительских собраниях мы рассказываем о всех сторонах
музыкальной жизни дошкольника. Убеждаем родителей в необходимости
создания условий для творческой активности ребенка в каждой семье.
Многие отцы и матери стали активными нашими помощниками.
В дальнейшем, опираясь на опыт родителей, мы провели занятия
педагогического всеобуча на такие темы: «Организация и оборудование
музыкальной деятельности детей в семье», «Помощь в организации
театрально-игровой деятельности в семье», «Песня в вашем доме»,
«Праздники и будни в семье». Каждое выступление вызывало интерес у
родителей.
Радостно было слышать, как дети, придя в сад, делились с нами: «Мы с
мамой слушали детские песенки», «Бабушка мне купила металлофон, и мы с
папой играем на нем». Лена радостно сообщила, что они вместе с мамой
танцевали под веселую музыку.
На консультациях родители стали чаще интересоваться вопросами
музыкально-эстетического воспитания в семье. Их волновали такие вопросы:
есть ли у ребенка способности к творчеству? Как помочь сыну или дочери
проявить себя при игре на музыкальных инструментах? Нужно ли
учить ребенка сочинять песенки?
Правда, среди этих вопросов были и скептические: зачем, мол, все это
нужно? Для чего?
Ответы на эти вопросы мы давали родителям в беседах с ними, на
консультациях. Проблемам творчества были посвящены и открытые
музыкальные занятия. Родители, которые в основном видели своих детей на
праздниках, развлечениях, удивлялись: они и не предполагали, что их дети
умеют придумывать несложные мелодии песен, импровизировать движения к
танцам, играм. Мама Вики сказала, что открытые музыкальные занятия
помогли ей обратить внимание на творческие способности дочери. Теперь
мать замечает, что дочь любит изображать полюбившихся героев сказок.
Из бесед с родителями узнавали, что их дети чаще стали включать
музыку в игровую деятельность.
По активности детей на занятиях и в жизни сада мы поняли, что роди-
телям не безразличны стали вопросы музыкально-эстетического воспитания.
Мы постоянно убеждаем родителей в том, что развитие творческих
способностей ребенка дает возможность ближе узнать его, помочь ему
отразить свои впечатления в самостоятельной деятельности. Об этом у нас
шел разговор на родительской конференции.
Перед конференцией раздали вопросники, в которых родители
отмечали отношение к творчеству своего ребенка, задавали вопросы. Такие,
например: как определить, к какому виду творчества склонен ребенок? Как
определить, есть ли музыкальные данные у ребенка? Какой литературой
можно воспользоваться, чтобы познакомиться с проблемой развития
творчества у детей?
Из анализа вопросов мы выяснили, что 60 % родителей создают все
условия для музыкального развития ребенка, 25 % — считают, что дети не
требуют их помощи, так как все умения и знания они получают в детском
саду, 15 % родителей полагают, что никакое творчество их детям не нужно, в
жизни оно не пригодится.
Готовясь к конференции, мы тщательно подобрали литературу,
организовали выставку, где были представлены работы и поделки родителей.
Равнодушных не было.
Однако мы понимаем: предстоит еще более кропотливая работа по
активизации родителей, особенно тех, которые не считают нужным развивать
творческие способности детей. Требуется убедить всех родителей, что, как
писал Шостакович,— «язык музыки, как и любой другой язык, нужно знать»,
потому что кем бы ни были в будущем дети, чем бы они ни занимались в
дальнейшем — музыка помогает сделать первые шаги к пониманию
искусства, которое потом обогатит их жизнь, культуру, расширит круг
представлений и знаний.
Афанасьева Н. А.
МДОУ ЦРР «Аленушка»