Напоминание

Основные компетенции современного учителя


Автор: Асанова Наталья Алексеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия № 2072
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Основные компетенции современного учителя
Раздел: полное образование





Назад





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ГИМНАЗИЯ № 2072, АССОЦИИРОВАННАЯ ПРИ ЮНЕСКО

Тема: «Основные компетенции

современного учителя»

Учитель химии

высшей квалификационной категории

Асанова Н.А.
2016 г. Москва

Основным элементом образовательного процесса был и остаётся урок. В чём

новизна стандарта второго поколения и современного урока?

Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и

учеником. Важное значение имеет характер отношений между участниками

образовательного процесса. Положительный характер отношений стимулирует

познавательную деятельность обучающихся, повышает её результативность.

Учитель на уроке должен сочетать требовательность к обучающимся с проявлением

педагогического такта, уважения и чуткости к детям.

В настоящее время учитель больше выступает в роли инструктора, наставника,

занимает позицию куратора, управленца. Ученик же становится активным

участником образовательного процесса, а не пассивным слушателем. Необходимо

усилить мотивацию к познанию, показать, что школьные знания – это не получение

отвлечённых от жизни знаний, а — необходимая подготовка к жизни, её узнавание,

поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Используя таблицу, рассмотрим характеристику основных изменений в

деятельности педагога, работающего по федеральным государственным

образовательным стандартам.

Предмет изменений

Традиционная

деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего

по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
учителя Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: • по поиску и обработке информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Материал урока Материал однотипный, Практически не отражает различные источники получения информации и не стимулирует к самообразованию Материал разного типа, вида и формы. Имеется специальный вид материала: справочно-информационный и самообразовательный Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
*Продуктивные задания-главное

средство достижения результата

образования.
Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в
образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической

деятельности понимается интегральная характеристика личности и

профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать

профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных

реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания,

умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и

наклонности

Основные компетенции современного учителя:

Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои

«образовательные дыры».

Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность обучающихся

(помогать обучающемуся определять цели и образовательные результаты на языке

умений/компетенций).

Уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности,

позволяющие наработать им требуемые компетенции;


Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации

деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с

учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся

компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи

соответствующих критериев.

Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять

наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную

деятельность учащихся и руководить ею.

Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую

работу обучающихся и руководить ею.

Использовать систему оценивания, позволяющую обучающимся адекватно оценивать

свои достижения и совершенствовать их.

Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь

организовать ее у обучающихся в процессе учебных занятий.

Уметь организовать понятийную работу обучающихся.

Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой

обучающиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на

обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем,

принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута

сомнению и критике.

Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его

желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс,

без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного

процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и

характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам

по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные

шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут

реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро

перестраиваться.


В раздел образования