Претворение евангельского сюжета в повести Л.Андреева "Иуда Искариот"
Автор: Лисичкина Татьяна Ивановна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Школа№935 Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Претворение евангельского сюжета в повести Л.Андреева "Иуда Искариот" Раздел: среднее образование
Претворение евангельского сюжета в повести Л.Андреева
«Иуда Искариот»
Цель: расширить знания учащихся о творчестве Л.Андреева. показать актуальность его
творчества, совершенствовать навыки анализа текста; определить , в чем
заключается смысл предательства в трактовке Андреева; определить идею повести;
выяснить значение образов Иисуса, Иуды, апостолов в произведении
Оборудование урока: тексты рассказа Л.Андреева «Иуда Искариот», презентация,
компьютер, проектор.
Трудно, тяжело и, может быть, неблагодарно приближаться
к тайне Иуды, легче и спокойнее ее не замечать, прикрывая ее
розами красоты церковной. Но уже нельзя, однажды увидав ее и
заболев ею, от нее укрыться. М.А.Булгаков
Ход урока
1.
Организационный момент
2.
Сообщение темы и цели урока
3.
Слово учителя о писателе
«Талантлив, как дьявол,» - писал о нем М.Горький.
Начинал как продолжатель реалистических традиций русской классической литературы,
но постепенно стал проявлять интерес к модернистским течениям
Леонид Николаевич Андреев (1871 — 1919) – писатель, основоположник
экспрессионизма.
Родился Леонид 9 августа 1871 года в городе Орел. Уже в детстве в биографии Леонида
Андреева проявился интерес к литературе. Первое образование получил в классической
гимназии родного города, где учился с 1882 по 1891. Следующим этапом обучения стало
поступление в Петербургский университет, где Леонид учился на юридическом отделении.
Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии
Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что
иногда Леонид вынужден был даже голодать. В то время Андреев написал свои первые
рассказы, но их не приняли в редакции. Леонид оставил университет, а со временем
перешел в Московский университет на ту же специализацию. Чтобы содержать семью ему
приходилось много работать, сменить несколько мест.
После окончания университета в 1897 году занялся адвокатурой. Если рассматривать
краткую биографию Леонида Андреева, то примерно на то же время приходятся первые
журналистские работы в «Московском вестнике». Затем в 1898 впервые печатается его
рассказ («Баргамот и Гараська»), благодаря которому Андреев познакомился с М.Горьким.
Получил большую популярность после рассказа «Жили-Были», напечатанном в 1901 году.
В следующем году публикуются сочинения Андреева.
Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной
жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул
страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая
война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и
творчество.
Скончался писатель 12 сентября 1919.
4.
История создания повести «Иуда Искариот»
Андреев в 1900 годы писал много произведений о Богочеловеке (“Христиане”,
“Елезар”, “Жизнь Василия Фивейского”). Эта тема его очень волновала.
Согласно христианским представлениям. Христос – воплощение истины, добра и красоты,
а предавший его Иуда – олицетворение лжи, подлости, коварства. Традиционное
противопоставление “неверного” Иуды одиннадцати верным апостолам вызывало у
Андреева особенно сильное сомнение. Только ли подлость вела Иуду к предательству, и
только ли нравственную чистоту проявляли во время кульминационных событий
христианской истории Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа – вот те вопросы,
которые заставили Андреева создать это произведение.
Образ Иуды, по свидетельству современников писателя, был загадочен и потому особенно
притягателен для “парадоклиста” Андреева.
Исторический факт, легендарный по своей исключительности, или быть может, страшная
легенда, на протяжении двадцати веков упорно рисовала Иуду искариота и его
преступление всегда в одних и тех же черных, беспощадных красках. Художники, поэты,
историки с незапамятных времен наделяли Иуду отрицательными качествами, в их
изображении он был всегда безобразным и отталкивающим. И вот у этого Иуды –
предателя, у этого векового пугала человечества нашелся в лице Л.Андреева талантливый
защитник, смело и дерзко взявший на себя почти невозможную задачу реабилитации этого
проклятого имени.
Писателя тревожил разрыв между высокими идеалами и реальными человеческими
поступками, особенно заметный, когда человек попадает в кризисную ситуацию
«последнего» выбора.
5.
Анализ содержания.
Знакомство с Иудой начинается еще до его появления на страницах повести
- Каким образом и что мы узнаем о нем?
- Найдите и зачитайте, как реагирует природа на появление Иуды?
- На экране три портрета Иуды.Посмотрите на эти портреты. Это Иуда глазами разных
художников. Где, по-вашему, андреевский Иуда? Обоснуйте свое мнение текстом.
(зачитывается описание внешности Иуды, отмечается его двойственность).
- А как называют Иуду в произведении ученики Иисуса, автор? («уродина», «насекомое»,
«чудовищный плод», «старый обманщик»)
- Что известно о родных Иуды?
- Почему же такого человека приблизил к себе Иисус? (любовь к людям)
- Скажите, любит ли Иуда Иисуса? Обоснуйте текстом свою точку зрения.( краткий
пересказ эпизодов).
- Почему меняется отношение Иисуса к Иуде? После какого события? (Иуда оказался прав,
когда говорил о людях плохо. Это подтвердилось: женщина обвинила Иисуса в краже
козленка, которого потом нашла в кустах)
-Значит ли этот факт, что Иуда разбирается в людях? Что он говорит о людях? (Не любит
людей, т.к.видит в них источник зла)
- А что думает о людях Христос?( Все люди добры)
(зачитываются отрывки из повести)
« А что если он прав? Если камни у него под ногами, а у меня под ногою - песок только?
Тогда что?»
- Зачем Иуда пытается доказать Иисусу, что прав? ( Хочет быть понятым и оцененным
человеком, которого любит)
- Как относятся к Иисусу и Иуде ученики? Сравните их слова с поступками
- Расскажите притчу о смоковнице. Зачем ее рассказывает Иисус Иуде? ( Притча указывает
на то, как Бог поступает с грешниками. Он не торопится рубить с плеча, а дает шанс
исправиться, «желает покаяния грешников»)
- Считает ли Иуда себя грешником? (Нет. И менять свои взгляды не собирается, но
понимает, что Иисус не согласится с ним никогда. Тогда он решается на последний шаг:
«А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет Иуда»)
- Что так мучает Иуду? (он ли прав в своей оценке людей или Иисус).
- Так зачем он предает? Какова его цель, если проанализировать эти отрывки? ( Иуда
проверяет свою правду, ставит эксперимент).
- Как предает? (Целуя) Почему? (Любит)
- Как ведет себя после предательства? (Окружил нежностью и вниманием)
- Хочет ли Иуда смерти Христа? (Нет) Так чего же он хочет? ( Проверить теорию: люди
плохие, но надеется, что эти люди заступятся за Христа)
- Как меняется Иуда после того, как Иисус умирает на кресте? ( Зачитывается отрывок
из текста).
6. Слово учителя
Решив
предать
Христа
в
руки
властей,
Иуда
надеется,
что
Бог
не
допустит
несправедливости. До самой смерти Христа Иуда следует за ним, каждую минуту
ожидая, что его мучители поймут, с кем имеют дело. Но чуда не происходит, Христос
терпит побои стражников и умирает как обычный человек.
Придя к апостолам, Иуда с удивлением отмечает, что в эту ночь, когда мученической
смертью умер их учитель, ученики ели и спали. Они горюют, но жизнь их не изменилась.
Напротив, теперь они уже не подчиненные, а каждый самостоятельно собирается
нести людям слово Христа. Иуда называет их предателями. Они не защищали своего
учителя, не отбили его у стражников, не созвали народ на защиту. Они "теснились, как
кучка испуганных ягнят, ничему не мешая". Иуда обвиняет учеников во лжи. Никогда они
не любили учителя, иначе бросились бы на помощь и умерли бы за него. Любовь спасает,
не зная сомнений.
Иоанн говорит, что Иисус сам хотел этой жертвы и жертва его прекрасна. На что
Иуда гневно отвечает: "Разве есть прекрасная жертва, что ты говоришь, любимый
ученик? Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва - это страдания для одного
и позор для всех. <…> Слепцы, что вы сделали с землею? Вы погубить ее захотели, вы
скоро
будете
целовать
крест,
на
котором
вы
распяли
Иисуса!"
Иуда,
чтобы
окончательно проверить учеников, говорит, что идет к Иисусу на небо, чтобы уговорить
его вернуться на землю к людям, которым он нес свет. Искариот призывает апостолов
последовать за ним. Никто не соглашается. Рванувшийся было Петр тоже отступает.
-
Почему Иуда покончил с собой? ( Увидел неотвратимость а земле зла, отсутствие
любви, предательство).
- Психологизм последних страниц повести достигает наивысшего накала. Как передает это
автор? ( «Иуда хрипло спросил..», « И Искариот громко заплакал..», «страшные слова,
раздирающие горло»)
- Как внешне преображается Иуда? («Был взор его прост, и прям, и страшен в своей голой
правдивости». Двуличие исчезло – скрывать нечего)
7. Слово учителя
Рассказ заканчивается описанием самоубийства Иуды. Он решил повеситься на суку
дерева, растущего над пропастью, чтобы, если веревка оборвется, упасть на острые
камни и точно вознестись к Христу. Набрасывая веревку на дерево, Иуда шепчет,
обращаясь к Христу: "Так встреть же меня ласково. Я очень устал". Наутро тело Иуды
сняли с дерева и бросили в ров, прокляв его как предателя. И остался на веки веков в
памяти людей Иуда Искариот, Предатель.
Такая версия евангельского сюжета вызвала волну критики со стороны церкви. Целью
Андреева
было
пробудить
сознание
людей,
заставить
их
задуматься
над
природой
предательства, над своими поступками и мыслями.
Как учит Церковь, искреннее покаяние позволяет получить прощение греха, однако
самоубийство Искариота, которое является самым страшным и не подлежащим прощению
грехом, навсегда закрыло перед ним райские двери. В образе Христа и Иуды Андреев
сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может
торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией. Почему? С точки зрения
Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и
человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт
предательства — зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая
Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и
любви. А. Блок писал, что в повести — «душа автора, — живая рана».
9.Критики о повести Л.Андреева «Иуда Искариот»
Надо отдать должное художнической смелости писателя, рискнувшего обратиться к образу
Иуды, тем более попытаться понять этот образ. Ведь с психологической точки зрения
понять означает в чем-то и принять (в соответствии с парадоксальным утверждением М.
Цветаевой понять — простить, не иначе). Леонид Андреев эту опасность, разумеется,
предвидел. Он писал: повесть "будут ругать и справа, и слева, сверху и снизу".
Резкое неприятие вызвал и Иисус как персонаж повести ("Сочиненный Андреевым Иисус,
в общем Иисус рационализма Ренана, художника Поленова, но не Евангелия, личность
весьма посредственная, бесцветная, маленькая", — А. Бугров2), и образы апостолов ("От
апостолов приблизительно ничего не должно остаться. Только мокренько", — В.В.
Розанов), и, конечно, образ центрального героя "Иуды Искариота" ("… попытка Л.
Андреева представить Иуду необыкновенным человеком, придать его поступкам высокую
мотивировку обречена была на неудачу.
безусловно негативную оценку образу Иуды дает, например, Л.А. Западова, которая,
проанализировав библейские источники повести "Иуда Искариот", предостерегает:
"Знание Библии для полноценного восприятия рассказа-повести и постижения “тайн”
“Иуды Искариота” необходимо в разных аспектах. Нужно держать в памяти библейское
знание,.. — для того хотя бы, чтобы не поддаться обаянию змеино-сатанинской логики
персонажа, чьим именем названо произведение"4; М. А. Бродский: "Правота Искариота не
абсолютна.
иная точка зрения получила не меньшее распространение. Например, Б.С. Бугров
утверждает: "Глубинным источником провокации [Иуды. — В.К.] оказывается не
врожденная нравственная порочность чело века, но неотъемлемое свойство его природы
— способность мыслить. Невозможность отрешиться от “крамольных” мыслей и
необходимость их практической проверки — вот внутренние импульсы поведения
Иуды"6; П.
Этическую грань имел в виду Л. Толстой, задавая вопрос: "главное зачем" обращаться к
образу Иуды и пытаться понять его, вникнуть в его психологию? Какой в этом прежде
всего нравственный смысл? Глубоко закономерным было появление в Евангелии не только
положительно прекрасной личности — Иисуса, Богочеловека, но и его антипода — Иуды с
его сатанинским началом, персонифицировавшего общечеловеческий порок
предательства. Человечеству необходим был и этот символ для формирования
нравственной системы координат.
С другой же стороны, отказаться от попыток понять мотивы поступка Иуды — значит
согласиться с тем, что человек является своего рода марионеткой, в нем всего лишь
действуют силы других ("вошел сатана" в Иуду), в таком случае человек и
ответственности за свои действия не несет. Леонид Андреев обладал мужеством
задумываться над этими непростыми вопросами, предлагать свои варианты ответов,
заранее зная, что критика будет жесткой.
10. Итог урока
Образ Иуды единственный в мировом искусстве со столь же единственной трактовкой
сюжета. Сегодня мы пытались ответить на многие вопросы, возникающие при прочтении
повести Л.Андреева «Иуда Искариот». К евангельской истории мы обратимся с вами еще
не один раз. Проанализируйте все, о чем мы сегодня говорили, прислушайтесь к себе и
выполните домашнее задание.
11. Домашнее задание
Напишите сочинение-рассуждение «
Какие чувства вы испытываете, читая повесть?
Почему?
»