Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе школы
Автор: Костюкевич Елена Федоровна Должность: заместитель директора по УВР, учитель английского языка Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: город Салехард Наименование материала: статья Тема: Использование цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе школы Раздел: полное образование
Использование цифровых образовательных ресурсов
в образовательном процессе школы
Зам. директора по УВР,
учитель английского языка
МБОУ СОШ №3
г.Салехард
Костюкевич Е.Ф.
«Ни одно знание не надежно,
основу надежности дает лишь
прогресс поиска знаний,
длящийся всю жизнь.»
Уокке
Развитие
информационных
и
коммуникационных
технологий
ведет
к
формированию
новой
модели
образования,
меняются
цели
и
задачи,
стоящие
перед
образованием.
Поэтому, применение ИКТ в практической деятельности преподавателя является не только
современным, но и необходимым. Процесс внедрения ИКТ в образовательный процесс
проходит три стадии:
1.
ЗАМЕНА
(модифицируются существующие учебные практики)
2.
ПЕРЕХОД
(начинают меняться существующие учебные практики)
3.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
(абсолютно новые учебные практики)
На
современном
этапе
при
определении
методологических
требований
к
применению в учебном процессе ИКТ речь должна идти не о замене традиционных
дидактических принципов на новые, а о пересмотре и наполнении их таким содержанием,
которое позволило бы в изменившихся условиях использовать их конструктивно.
На
основе
общедидактических
принципов,
изложенных
в
р а б от а х
А.В.Барабанщикова, С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, В.П.Давыдова,
и
принципов,
свойственных
компьютерному
обучению,
изложенных
в
работах
А.В.Могилева и С.А.Титоренко, Б.Е.Стариченко, П.И.Образцова, Н.П.Безруковой, а также
с учетом идей, предложенных в теориях поэтапного формирования умственных действий,
модульного,
проектно-исследовательского,
и
личностно-развивающего
обучения,
ниже
раскрывается сущностное содержании принципов применения ИКТ в образовательном
процессе.
Принцип соответствия дидактической системы закономерностям учения является
ведущим
по
отношению
ко
всем
другим
принципам,
поскольку
указывает
на
необходимость
организации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся
в
соответствии
с
ее
объективными
закономерностями
–
специфическими
связями,
устойчивыми зависимостями между преподаванием, учением и содержанием обучения,
что гарантирует достижение поставленных целей обучения. Главная суть проявления
закономерностей
учения
состоит
в
поэтапном
овладении
обучаемыми
содержанием
учебной дисциплины. Как следствие, цель обучения при использовании ИКТ должна
достигаться поэтапно, путем решения ряда частных дидактических задач.
Принцип ведущей роли теоретических знаний указывает на целесообразность такой
организации
дидактического
процесса
с
применением
ИКТ,
при
которой
изучение
достаточно крупной смысловой дозы учебного материала реализовывалось таким образом,
чтобы на начальном этапе учащиеся получали представление о теоретическом содержании
темы в целом, затем на промежуточных этапах усваивали отдельные виды содержания
каждого учебного вопроса, а на заключительных этапах доводили изучение всей темы до
требуемого
уровня
усвоения.
При
этом
особое
внимание
следует
уделять
развитию
прогностических способностей учащихся на основе усвоенных теоретических знаний.
Принцип единства образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
отражает реально существующие закономерные связи между всеми указанными в его
названии
функциями
обучения.
Возможность
реализации
этого
принципа
должна
закладываться уже непосредственно при проектировании цифрового образовательного
ресурса. Будучи носителями преобразованного в учебный материал содержания обучения,
они реализуют не только процессуальный, но также целевой и содержательный аспекты
образовательных,
развивающих
и
воспитательных
функций
обучения.
Методически
грамотный ИИСС (компьютерная программа) опосредованно представляет личный опыт
преподавателя-разработчика и обязательно оказывает воздействие на чувства и эмоции
обучаемых. Так, например, работа с компьютерным лабораторным практикумом должна
способствовать совершенствованию стиля мышления учащегося, вырабатывать у него
привычку
обосновывать
свои
решения
и
действия
аргументированным
расчетом,
формируя,
таким
образом,
такие
нравственные
качества,
как
добросовестность,
ответственность, честность и другие. Отрицание данного факта снимает ответственность с
разработчиков
за
достижение
воспитательных
целей
при
использовании
ИКТ.
Эти
заблуждения
негативно
не
сказываются
на
воспитательной
стороне
обучения
только
потому, что ИКТ пока еще редко используются в дидактико-воспитательном процессе
школы.
Принцип мотивации отражает закономерную связь между успешностью учебно-
познавательной
деятельности
обучаемого
и
формированием
интереса
к
ней.
Он
ориентирует преподавателя на необходимость непрерывного побуждения учащегося к
овладению
содержанием
обучения,
предписывает
рассматривать
учение
как
процесс
проявления активности субъекта, отвечающий мотиву.
На
стадии
постановки
дидактической
задачи
реализуются
целевой
и
содержательный аспекты рассматриваемого принципа. Здесь закладывается основа для
стимулирования и мотивации учения, которая затем используется при проектировании и
реализации дидактического процесса. Это достигается четким заданием целей обучения
через систему знаний, умений, элементов компетентностей, которыми должен овладеть
обучаемый. Учитель должен помочь учащемуся осознать, что тот должен получить в
результате
освоения
учебной
дисциплины
или
ее
смысловой
части
и
зачем
это
ему
необходимо.
Предусмотренные
процедуры
целеполагания,
отбора
и
структурирования
научного содержания курса, установления внутрипредметных и межпредметных связей,
указания роли и места изучаемого материала для овладения деятельностью позволяют
ответить на вопросы: что и зачем будет изучаться на основе ИКТ, а значит, предопределить
стимулы для социальной, профессиональной и познавательной мотивации учения. Задача
учителя заключается в том, чтобы инициировать активную познавательную деятельность
учащегося в ходе всего процесса обучения, формируя у него познавательный интерес за
счет
стимулов
социальной
и
личной
значимости,
новизны,
занимательности,
эмоциональности,
проблемной
подачи
и
организации
самостоятельного
поиска
информации при решении проблемных задач.
Принцип проблемности отражает закономерность, относящуюся к усвоению опыта
творческой деятельности, а также творческому усвоению знаний и способов деятельности.
Этот
принцип
ориентирует
преподавателя
при
использовании
ИКТ
изначально
инициировать
создание
проблемных
ситуаций
и
тем
самым
активизировать
(интенсифицировать)
учение,
придавая
ему
черты
творческой,
исследовательской
деятельности.
Принцип
соединения
коллективной
учебной
деятельности
с
индивидуальным
подходом
в
обучении
предполагает
целесообразное
сочетание
соответствующих
форм
обучения. Как следствие, в арсенале преподавателя должны быть ЦОР, которые можно
использовать
как
в
рамках
урока,
где
преподаватель
будет
играть
роль
ведущего
управляющего субъекта, так и для организации самостоятельной подготовки учащихся.
Здесь имеются в виду и программы из сети Internet. Учителю-предметнику следует быть в
курсе «новинок» сети, для того чтобы квалифицированно рекомендовать учащимся те или
иные сетевые ЦОР.
Так что же такое ЦОР?
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это представленные в цифровой
форме
фотографии,
видеофрагменты,
статические
и
динамические
модели,
объекты
виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы,
звукозаписи,
символьные
объекты
и
деловая
графика,
текстовые
документы
и
иные
учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Возникает вопрос
о том, где же преподаватель может взять цифровые образовательные ресурсы.
Существует несколько путей.
1.Создать самому
2. Использовать средства Интернет
3. Использовать Мультимедийные диски
4. Использовать материалы Единой коллекции ЦОР.
Сегодня нам хотелось бы более подробно познакомить Вас с Единой коллекцией
цифровых образовательных ресурсов.
Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
(Коллекция) было создано в период 2005-2007 гг. в рамках проекта "Информатизация
системы образования" (ИСО), выполняемого Национальным фондом подготовки кадров
по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Целью
создания
Коллекции
является
сосредоточение
в
одном
месте
и
предоставление
доступа
к
полному
набору
современных
обучающих
средств,
предназначенных
для
преподавания
и
изучения
различных
учебных
дисциплин
в
соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
В
настоящее
время
в
Коллекции
размещено
более
111 000
цифровых
образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В
Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников,
рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные
учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а
также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.
Адрес в сети Internet
school-collection.edu
Хранилище
предоставляет
всем
заинтересованным
участникам
образовательного
процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении) доступ к
учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены
только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации.
Коллекция
сформирована
по
предметно-тематическому
принципу
и
состоит
из
следующих основных разделов:
1.
Каталог ЦОР - является основой рубрикации и навигации по ресурсам Коллекции.
Через каталог осуществляется доступ ко всем типам учебных материалов:
Наборы цифровых ресурсов к учебникам;
Поурочные планирования;
Методические рекомендации;
Инновационные учебные материалы;
Инструменты учебной деятельности;
Электронные издания;
Коллекции.
2.
Коллекции
Культурно-историческое наследие
Тематические коллекции
Предметные коллекции
Большой
интерес
пользователей
вызывают
ресурсы
коллекций
культурно-
исторического назначения (произведений русской и зарубежной классической музыки,
коллекции цифровых копий шедевров русского искусства из фондов Государственной
Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа).
Именно эти ресурсы позволяют строить процесс преподавания с учетом межпредметных
связей, а также культурного, исторического и современного научного контекста. Кроме
того, появилась возможность детям из отдаленных и сельских школ приблизиться к
источникам
исторического
и
культурного
наследия
и
существенно
расширились
возможности учителей, пытающихся показать детям мир во всем его многообразии.
3.Инструменты
Инструменты учебной деятельности
Инструменты организации учебного процесса
Программы просмотра ресурсов
К
инструментам,
обеспечивающим
работу
с
цифровыми
объектами
в
учебной
деятельности,
относятся
учебные
картографические
системы,
временные
оси,
классификаторы,
предметные
виртуальные
лаборатории,
системы
для
построения
генеалогических деревьев и т.д., и т.п.
4.Электронные издания
Энциклопедия «Кругосвет»
Журнал «Квант»
Журнал «Наука и Жизнь»
Журнал «Химия и Жизнь»
В Коллекции также представлены Ресурсы учителей - подраздел, предназначенный
для
размещения
различных
типов
учебных
материалов,
а
также
методических
рекомендаций
по
использованию
ресурсов
Единой
коллекции
в
учебном
процессе,
подготовленных самостоятельно учителями и переданных в редакцию Коллекции с правом
бесплатного
и
свободного
использования
этих
материалов
всеми
участникам
образовательного
процесса.
Важно
отметить,
что
все
ЦОР
Коллекции
обеспечены
лицензиями на право их использования в образовательном процессе.
Одним из преимуществ Единой коллекции как образовательного интернет-ресурса
является
наличие
методического
обеспечения
по
использованию
ее
ресурсов
в
образовательном процессе. При этом важно, что разработчиками методик являются сами
учителя, которые смогли по-новому взглянуть на возможности использования ИКТ в
преподавании различных учебных предметов.
Создаваемые в рамках проекта «Информатизация системы образования» учебные
материалы нового поколения разделяют на три типа.
Состав ЕКЦОР
Наборы
ЦОР
–
это
необходимые
для
организации
учебного
процесса
и
представленные в цифровой форме ресурсы. ЦОР, как правило, не привязан к какому-либо
конкретному
учебному
пособию.
В
нем
представлены
наиболее
значимые
вопросы
содержания, которые преподаватель может использовать при любой последовательности
изложения материала, они дают преподавателям убедительные примеры того, как средства
ИКТ могут быть использованы в учебном процессе и имеют свои принципы устройства и
организацию информации (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи, картографические
материалы, статистические и динамические модели, графики символьные объекты, схемы,
таблицы текстовые документы, презентации)
В разработке ЦОР принимают участие многие Российские компании, такие как:
компания ФИЗИКОН - один из наиболее известных российских разработчиков
электронных средств обучения и курсов для академического образования (школы,
колледжи, вузы);
компания «Кирилл и Мефодий», популярный разработчик различных электронных
энциклопедий;
компании «1С», «Дрофа», «Просвещение» и многие др. в каталогах, которых можно
найти и заказать необходимое программное средство учебного назначения.
Информационные источники сложной структуры (ИИСС)
ИИСС – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных
цифровых
материалах
(текстах,
аудиозаписях,
видеоизображениях,
фотоизображениях,
интерактивных
моделях
и
т.п.)
с
соответствующим
учебно-методиче ским
сопровождением, поддерживающий деятельность студента и преподавателя по одной или
нескольким
темам
(разделам)
предметной
области
или
обеспечивающий
один
или
несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.
Структура ИИСС
Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК)
На
рисунке
представлена
структура
инновационного
учебно-методического
комплекса, из которого видно, что, ИУМК – полный набор средств обучения, необходимых
для
организации
и
проведения
учебного
процесса,
который
за
счет
активного
использования
современных
педагогических
и
информационно-коммуникационных
технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых
для подготовки школьников к жизни в информационном обществе.
Структура ИУМК
В рамках проекта ИСО принято различать несколько типов ИИСС:
I тип – учебные модули;
II тип – справочно-иллюстративные материалы (мультимедийные справочники);
III тип – инструменты учебной деятельности.
I тип (примеры) – Учебные модули .
Цифровые образовательные ресурсы, поддерживающие деятельность ученика и учителя
по одной или нескольким конкретным темам (разделам) дисциплины:
геометрические планшеты;
интерактивные динамические модели;
обучающие программы;
электронные конструкторы.
II тип (примеры) – Справочно-иллюстративные материалы .
Это, прежде всего справочные издания, которые рассчитаны на использование не в рамках
какой-то конкретной темы, а в течение изучения целых курсов – по мере необходимости
получения дополнительной, по сравнению с традиционными источниками, информации:
электронные энциклопедии;
атласы, и атласы-определители;
хронологические таблицы;
библиотеки электронных- наглядных пособий.
III тип (примеры) – Инструменты учебной деятельности .
Как правило, этот тип ИИСС является самым сложным и трудоемким в программной
реализации.
В
основе
большинства
из
этих
ИИСС
лежат
специально
разработанные
демонстрационные
и
исследовательские,
наукоемкие
модели,
рассчитанные
на
использование всеми участниками учебного процесса:
тренажеры;
интерактивные лабораторные работы;
наборы компьютерных программ для обработки данных.
Современные
информационные
технологии
должны
помочь
преподавателю
в
организации
и
реализации
педагогических
методов,
форм
и
средств
обучения
и
ориентированных на самостоятельную работу учеников. Использование ЦОР приводит в
первую
очередь
к
изменению
в
содержании
образования,
технологии
обучения
и
отношениях между участниками образовательного процесса. Возможны различные формы
организации учебной деятельности. Перед Вами схема различных форм обучения.
Применение
ЦОР
уместно
на
всех
этапах
деятельности:
от
целеполагания
(совместного, осознанного) до обобщения (повторение, структурирование - презентация).
С
использованием
ЦОР
меняются
и
традиционные
приемы,
формы
и
методы
работы. При использовании ЦОР на уроке следует рационально использовать время, а для
этого нужно перестроить сам учебный процесс. Приведем несколько примеров:
№
п/п
Этап урока
Содержание
Приемы
Формы
Методы
1
актуализация
знаний
слайды-справочники
соуправление
обучением
фронтальна
я
контроль
2
постановка
проблемы
видеоролик
соуправление
обучением
фронтальна
я
мозговой
штурм
3
рещение проблем-
упражнений
работа в интернете
соуправление
обучением
групповая
метод
проектов
4
домашняя работа
оформление конечных
результатов проектной
деятельности
взаимоконтроль
групповая
метод
проектов
№
Этап урока
Содержание
Приемы
Формы
Методы
п/
п
1
проверка
домашнего
задания
матем.
диктант(презентация)
или интерактивный
тест
взаимоконтроль
индивидуальная
контроль
2
краткое
напоминание
теоретического
материала
работа на ЭД
соуправление
обучением
фронтальная
интерактивный
метод
3
актуализация
темы
постановка проблемы
соуправление
обучением
фронтальная
интерактивный
метод
4
введение
нового
понятия,
способа
действия
презентация-лекция с
работой на ИД
соуправление
обучением
фронтальная,группова
я
мозговой
штурм
5
закрепление
знаний
решение задач с
использованием ИД,
обучающие тесты
соуправление
обучением
групповая и
индивидуальная
практический
метод
6
домашняя
работа
лабораторная работа
или разработка
проекта или
тестриование в
интернете
соуправление
обучением
групповая или
индивидуальная
практический
метод, метод
проекто
№
п/
п
Этап
урока
Содержание
Приемы
Формы
Методы
1
проверка
домашнего
задания
кроссворд
или
интерактивн
ый тест
взаимоконтроль/самоконтр
оль
индивидуальная/группова
я
контроль
2
актуализац
ия темы
видеоролик
соуправление обучением
фронтальная
интерактивн
ый метод
3
объяснение
нового
материала
презентация
соуправление обучением
фронтальная/групповая
мозговой
штурм
4
закреплени
е материала
интерактивн
ый тест,
викторина,
работа с ЦОР
взаимоконтроль
фронтальная,индивидуаль
ная
контроль
5
рефлексия
работа в
блоге
соуправление обучением
групповая и
индивидуальная
интерактивн
ый метод
6
домашняя
работа
разработка
проекта или
тестриование
в интернете
соуправление обучением
групповая или
индивидуальная
практически
й метод,
метод
проектов
Использование ЦОР в учебном процессе предполагает также изменение роли
учителя и ученика. Происходит переосмысление позиции педагога и обучающегося.
Сп
ецифика деятельности учителя в новых условиях
умение научить строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций,
явлений
умение значительно расширять возможности предъявления учебной информации,
применяя цвет, графику, звук, всех современных средств видеотехники, что позволит
воссоздавать реальную обстановку деятельности
умение использовать ресурсы физических и химических кабинетов, биологических
лабораторий, где можно в режиме on-line проводить натурные эксперименты
умение
привлекать
для
участия
в
проведении
урока
в
режиме
реального
времени
специалистов
в
предметной
области
или
вузовских
преподавателей,
обеспечить
непосредственный диалог учащихся с этими специалистами
Роль ученика при организации обучения на основе использования ЭОР НП
умение ставить перед собой задачу;
умение разбить задачу на подзадачи;
умение планировать свои действия;
умение критически оценивать свою работу;
умение аргументировано отстаивать свое мнение;
умение работать в команде.
умение отбирать нужный материал, выстраивать его в определённую логическую цепь,
отражающую его собственную точку зрения
умение работать с основными компьютерными программами
знать правила безопасной работы в интернете
критично подходить к отбору информации
строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений
не бояться пробовать, ошибаться, исправлять выбранные пути, искать и применять новое.
После знакомства, просьба - поделиться Вашим опытом использования ЦОР на
уроках, продолжив фразу:
«Я делаю это так…»