Автор: Гладышева Лия Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с№1 "Берёзка" Населённый пункт: г. Верхнеуральск, Челябинская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Путешествие по волшебным островам" Раздел: дошкольное образование
Обучающие:
1.
Показать элементы дифференцированного подхода.
2.
Продолжать учить составлять простые арифметические задачи.
3.
Продолжать учить детей составлять связный описательный рассказ с
опорой на схему.
4.
Закрепить умение делить слова на слоги и умение составлять короткие
слова из звуков.
Развивающие:
1.
Создать условия для развития логического мышления,
сообразительности, внимания. Уметь использовать предметы-
заместители.
2.
Развивать зрительную память, воображение, творчество, фантазию;
координацию движений, двигательную и эмоциональную
выразительность.
3.
Развивать мелкую моторику рук; обогащать словарный запас.
Воспитательные:
1.
Воспитывать положительные нравственные качества:
доброжелательность, чувство товарищества, взаимопомощи, чувство
справедливости в победе добра над злом.
2.
Совершенствовать навыки социальной коммуникации.
3.
Совершенствовать навыки культуры поведения.
Предварительная работа:
Решение задач. Знакомство с предметно-схематической моделью для
составления рассказов о животных. Знакомство с географической картой,
материками, океанами, с понятиями- «острова». Разучивание стихов,
комплексов для пальчиковой гимнастики на морскую тематику. Беседы: «О
вежливости и вежливых словах». Знакомство с речевыми звуками.
Оборудование:
Магнитофон, «массажная дорожка», обручи, макет корабля, морские
обитатели(игрушки), географическая карта, мягкая игрушка «золотая рыбка»,
волшебный сундучок с камушками- брелками для детей, буквы для названия
корабля, бинокль, мяч.
Демонстрационный материал: схема – модель для составления рассказа-
загадки о животном. Школьные принадлежности (портфель, тетрадь, ручка,
линейка, пенал) Цифры. «Части магического квадрата». Демонстрационный
лист с запутанными животными и второй лист с цифрами и буквами.
Волшебный мешочек для добрых слов.
Ход занятия.
Организационный момент. Психогимнастика . ( Воспитатель и дети)
-Как живешь?
-Вот так!
-А плывёшь?
-Вот так!
-Ждёшь обед?
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!
-Утром спишь?
-Вот так!
-А шалишь?
-Вот так!
- Ребята, а вы любите путешествовать? (да, очень)
-Сегодня я предлагаю вам совершить увлекательное морское путешествие.
-Скажите, а каким может быть море? (тихим, спокойным, глубоким.)
-Какая вода в море? (солёная)
Можно ли пить морскую воду? (нет, нельзя, в ней очень много соли, а это
вредно для человека)
-Ну а где можно применять морскую воду? (в ней полезно купаться для тела.
А ещё её можно использовать для полоскания носа и гола, когда заболеешь)
-А мы сейчас ещё точнее узнаем, каким же бывает море, послушав наших
ребят.
Дети читают стихи.
Море бывает разным,
Чёрным бывает и красным,
Бывает море весёлым,
Чаще бывает солёным.
А я люблю синее море,
С ласковой, нежной волною.
Люблю как рыба плескаться,
Плавать, нырять, кувыркаться!
-Ребята, давайте представим, что мы на берегу моря и дышим полезным
морским воздухом. Нам здесь хорошо и спокойно. И мы можем походить по
камушкам.
(Дыхательная гимнастика-глубокий вдох через нос, выдох через рот .)
(Коррекционная мини-гимнастика на профилактику осанки и
плоскостопия по дорожке с «морскими камушками)
- А сейчас давайте представим, что мы подошли совсем близко к «морю».
Игра малой подвижности: «Море»
К морю синему спустились.
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре-
Вот так славно освежились!
-Дети, чтобы отправиться в настоящее морское путешествие нам нужно
придумать название для нашего корабля. Оно было, но сильный шторм сдул
буквы, и они перепутались.
- Давайте мы попробуем из них составить прежнее название корабля.
(Дети из букв составляют слово: «Мир», называя в этом слове гласные и
согласные звуки)
-Но у нас не простое путешествие, а очень занимательное. Поэтому чтобы
занять место на корабле, каждый из вас должен быстро ответить на вопрос.
Блиц-опрос.
-Как зовут внучку деда Мороза? (Снегурочка)
-Как называется нос у птицы? (Клюв)
-Назовите детёныша кошки. (Котёнок)
-Место, где растут овощи. (Огород)
-Сильный ветер со снегом. (Метель)
-Овощ красного цвета. (Помидор)
-Полезный для здоровья напиток белого цвета. (Молоко)
-Молодцы, все ответили на вопросы. Занимаем места на корабле. (звучит
музыкальная композиция: «Море» Ю. Антонова.) Отправляемся в путь.
(Выполняем иммитационные, покачивающиеся движения в такт музыке.)
-Давайте посмотрим в бинокль. Кто, что видит на нашем пути?
(воображаемые ответы- дельфинов, кита, чаек, другой корабль, огромные
скалы, далёкие острова.)
-Посмотрите-ка скорее на ребят,
В море вышел детский сад.
-Давайте сделаем небольшую разминку, отдохнём.
Пальчиковая гимнастика: «Морские животные» (проводит ребёнок)
Жил да был один дельфин (руки перед грудью, плавные движения влево-
вправо)
Два конька дружили с ним. (ладони развёрнуты вертикально, поочерёдные
движения вверх, вниз)
Приплывали к ним киты (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
И акула, и моржи.
Те учили их считать (сжимаем и разжимаем кулачки. Загибаем пальчики,
начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять. (ладони сложены)
-Ребята, вы не заметили, что изменилось в погоде? Кажется, ветер
усиливается и поднимается шторм. (фонограмма)
-Ребята, а кто это плещется? Посмотрите!
-Возле моря у обрыва плачет рыба, плачет рыба.
-Может ей кого-то жалко?
-Может ей на солнце жарко?
-Может ветер шаловливый напугал морскую рыбу?
-Может рыба хочет пить?
-Может нам её спросить?
(Подходим к рыбке, которая запуталась в сетях и спрашиваем, что
случилось?)
-Она совсем тихо мне прошептала, что не простая рыбка, а золотая. У неё
пираты украли корону, и без неё рыбка потеряла своё волшебство.
-Ребята, а нас с вами она очень просит, выполнив задания на волшебных
островах, взять части «магического квадрата», чтобы открыть волшебный
сундучок на самом дальнем острове. В этом сундучке её корона.
-Вы готовы помочь рыбке? (да, готовы.)
-Ну тогда плывём. (Фонограмма)
-А я кажется, вижу первый остров :
1. «Остров математических загадок»
(«Высаживаемся» на берег)
-Вот и первое задание: «Составить математические задачи»
(Дети составляют самостоятельно задачи)
-Вот и второе задание: «Волшебные превращения»
- Вам нужно дорисовать предмет из геометрической фигуры.
-Молодцы!
- Переходим к третьему заданию: «Цифры заблудились» (расставить
числовой ряд по порядку и назвать соседей числа)
-Ребята, вы всё выполнили правильно, я вижу первую часть магического
квадрата. Берём её и отправляемся на другой остров.
(«Плывём» под композицию: «Море»)
-На горизонте следующий остров. Ну что, высаживаемся? (Да!)
2. Остров: «Загадочный»
-Первое задание: «Путаница» На картинке среди запутанных животных
нужно назвать самого маленького, самого высокого, самого пушистого и т. д.
-А это опять какая-то непонятная схема. Может кто-то из вас, ребята знает?
(Дети: это схема, по которой нужно составить рассказ-загадку про
животного)
1.
Какое это животное? (дикое или домашнее)
2.
Если дикое, то где конкретно обитает? ( в лесу, на севере, в джунглях)
3.
Какое оно по размеру? Как зовут детёныша?
4.
Его окраска, интересные внешние особенности.
5.
Какое оно по характеру?
6.
Чем питается?
7.
Назвать животное.
-Следующее задание: «Назови слово» (с мячом, по обобщающему признаку.
Например, назвать зимующую птицу, название города, транспорта и т.д.)
-Третье задание: «Закончи предложение» (Звучит фонограмма: «Улыбка» В.
Шаинского)
-Если это рыбка- у неё (…улыбка…)
-Если это рыбочка- у неё (…улыбочка…)
-Если это рыба- у неё (…улыба…)
-Если это рыбина- у неё (…улыбина…)
-Если это рыбище- у неё (…улыбище…)
-Мы все улыбнулись у нас стало хорошее радужное настроение.
-У меня есть волшебный мешочек. Давайте его наполним добрыми словами.
Может они в дороге пригодятся. (каждый в мешочек произносит доброе
слово: спасибо, доброе утро, привет и т.д.)
-Молодцы! Весь мир стал добрей! Забираем вторую часть «магического
квадрата».
-Прежде чем отправиться дальше, давайте немного отдохнём!
Физминутка. Игра: «Морской ветерок» (фонограмма спокойной музыки)
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит, например, «Морской ветерок
уносит того, у кого красный цвет в одежде» Дети, у которых есть это в
одежде, перемещаются, занимают другое место в кругу, берутся за руки.
«морской ветерок уносит того, у кого бантик на голове (красивые туфельки,
пышная юбочка, красивая рубашка, пуговички и т.д.)
Под фонограмму «Море» подплываем к другому острову.
3. «Остров Знаний»
-Первое задание: «Запомни и назови»
-Ребята, вам нужно по памяти по порядку назвать буквы и цифры первого
ряда.
- А может быть кто-то сможет назвать все буквы и цифры. (дети называют)
-Второе задание: «Раздели слова на слоги».
Дети, что мы видим перед собой? (портфель, тетрадь, ручка, линейка, пенал,
карандаш)
-Как мы можем всё это назвать одним словом? (школьные принадлежности)
- Давайте попробуем разделить каждое слово на слоги. Отвечаем полным
предложением. (дети делят слова на слоги)
-Третье задание: «Живые звуки» Я сейчас вам буду «бросать звуковые
комочки». Вы должны из них составить один большой комочек-слово и в
ответ бросить мне.
С- О-К (сок), Д-О-М (дом), Б-Р-А-Т (брат), М-О-С-Т (мост) и т.д.
-Ну что ж, молодцы, ребята, справились с заданиями. Берём очередной
«магический квадрат» и спешим на другой остров.
Мы приближаемся к последнему острову.
4. «Остров Пиратов»
-Ну что ребята, мы должны быстро собрать все наши части «магического
квадрата и найти сундучок с короной для рыбки. (дети собирают квадрат из
частей)
-Молодцы! У вас всё получилось! Вот сундучок, а тут и рыбка приплыла. Вот
тебе твоя корона, золотая рыбка.
-Вы, знаете, она говорит очень тихо. Но я слышу, что она вас, ребята, очень
благодарит и обещает исполнить самое заветное желание каждого из вас.
(Дети озвучили свои желания. Чтобы все были здоровы и счастливы во всей
России. Чтобы был мир. Чтобы папа и мама никогда не ссорились. Чтобы все
жили радостно.)
-Рыбка машет головой. Что бы это значило? Оказывается, у неё в волшебном
сундучке для вас в подарок маленькие «драгоценные» разноцветные сердечки
на цепочках.
-Они будут вас оберегать и помогут исполнить желания.
(Дети надевают их на шею)
-Ребята, давайте поблагодарим рыбку и попрощаемся с ней!
-Времени прошло уж много, ждёт нас дальняя дорога.
-А как же нам домой попасть, на обед не опоздать?
(Садимся на корабль. Фонограмма: «Море»)
-Ребята, на пути нет никаких преград, и вот я вижу родной детский сад!
(Выходим из корабля на берег)
-Раз, два, три, четыре, пять,
-Вот и в группе мы опять!
Итог занятия.
-Ребята, вам понравилось наше морское путешествие? (да, очень)
-Мне хочется узнать, что интересного вам запомнилось на наших островах?
(ответы детей)
-Как вы думаете, на каком острове задания были самые лёгкие? (трудные?)
-Я тоже хочу вас поблагодарить за наше путешествие. Наша команда была
дружной, сплочённой. Вы легко и правильно справились со всеми заданиями.
Просто молодцы!
-А ещё, у вас самые добрые и нужные для всех людей желания. Это здорово,
что вы думаете не только о себе, но и о благополучии всех людей, живущих в
России.