Автор: Побойнева Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 58 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
возраста.
Семья – место, в котором у ребенка складывается первое
представление
о
взаимоотношениях
между
людьми,
о
месте
каждого
человека в этом мире. На модель поведения ребенка и его последующий
жизненный сценарий серьезное влияние оказывают сложившиеся в семье
взаимоотношения.
Гендерное воспитание детей должно способствовать формированию у них
представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе. Под
влиянием воспитателей и родителей у ребенка формируется определенная
модель
поведения,
которой
он
будет
придерживаться
в
обществе.
Для
гендерного воспитания детей сегодня родители могут использовать системно-
векторный анализ. Он поможет понять своего ребенка и увидеть, что именно
происходит,
если
ему
трудно
идентифицировать
свою
половую
принадлежность.
Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до
3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда
постоянна
и
не
меняется
со
временем.
В
основе
подхода
к
половому
развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость
учета социально-биологических характеристик. Это связано с различиями в
структуре
головного
мозга
и
его
деятельности,
а
также
отличиями
в
темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского
пола левое полушарие развивается раньше, поэтому они быстрее начинают
говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое
мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них
часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а
маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.
Гендерные детские типы
Половое различие включает в себя следующие составляющие:
когнитивное
самосознание,
эмоциональную
идентичность,
специфику
поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые
подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от
родителей.
Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам:
Маскуллинный
ребенок.
Он
стремится
к
независимости
поведения,
с
уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым
мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких
результатов
в
определенных
областях,
стремятся
к
лидерству,
любят
соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не
терпят возражений.
Феминный ребенок. Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со
своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны
и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать,
проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным
типом.
Андрогинный ребенок. Тип проявляет высокую активность в общении с
детьми
любого
пола.
Он
самостоятелен,
нередко
достигает
высоких
результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних.
Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым и их защите.
Недифференцированный
тип.
Ребенок
пассивен,
избегает
контактов,
не
стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения.
Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование
гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто
возникает в неполных или неблагополучных семьях. Отметим следующий
ряд причин, которые оказывают влияние на формирование неправильного
образа своего пола:
Феминизация мужчин и эвирация женщин.
Снижение чувства гендерных отличий.
Возрастание неадекватных форм поведения молодых людей.
Проблемы в личной жизни.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста представляет собой
проблему. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями,
воспитателями женского пола, то есть крайне феминизирована. Возникшая
ситуация особенно негативно отражается на развитии мальчиков.
Работа с детьми в дошкольных учреждениях должна основываться на
половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное
восприятие
информации
у
мальчиков
и
девочек.
Для
первых
предпочтительнее
опираться
на
визуальные
средства,
а
для
вторых
-
на
слуховые.
При
занятиях
творчеством
нужно
помнить,
что
у
мальчиков
движения
кисти
рук
отстают
от
малышек
на
полтора
года.
Маленьким
мужчинам
необходимо
давать
работу
проще
или
о суще ствлять
индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то
и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи,
форма
оценки,
присутствие
людей,
наиболее
важно
для
девочек.
Для
мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он
способен совершенствовать свой труд.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры.
Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам – тихие,
чаще
всего
ролевые
на
семейно-бытовые
темы.
Конечно,
воспитателям
спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым
ограничивается
развитие
личности
маленьких
мужчин.
Хорошим
времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий
или игры в театр.
Музыкальное развитие. Во
время
проведения
занятий
такого
рода
мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые
требуют ловкости и силы, а девочкам – мягкости и плавности. Гендерный
подход
в
воспитании
детей
старшего
дошкольного
возраста
учитывает
обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть
указание
на
различия
полов,
тоже
способствуют
формированию
необходимого поведения.
Спортивное развитие Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
проводится и на занятиях физкультурой. Упражнения для девочек основаны
на развитии гибкости, координации. Например, занятия с лентами, прыжки со
скакалкой. У мальчиков упражнения длятся чуть дольше и оборудование
немного
тяжелее.
Успешное
гендерное
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста
основывается
на
том
факте,
что
для
девочек
характерно ближнее зрение, а для мальчиков – дальнее. Поэтому последним
нужно больше пространства для деятельности. При знакомстве с новым
видом
спорта
нужно
акцентировать
внимание
на
его
половую
принадлежность
Участие родителей в гендерном развитии.
Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть
взаимосвязано. Родителям периодически необходима помощь в обеспечении
полноценного
развития
ребенка,
и
здесь
они
могут
обратиться
к
воспитателям.
Педагог
может
пригласить
мам
и
пап
для
участия
в
совместных занятиях, которые впоследствии ими могут применяться дома.
Для
просвещения
родителей
в
детских
садах
устанавливают
стенды,
на
которых
расписана
актуальная
информация
по
развитию
чад.
Залогом
правильного
формирования
знаний
о
половых
различиях
является
проведение мероприятий с участием всей семьи. Это могут быть конкурсы
семейных
талантов,
знакомство
с
профессиями
родителей,
спортивные
состязания. Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного
возраста может оглашаться во время родительских собраний. Мамы и папы, а
также педагоги, обсуждают разные способы воспитания своих чад.
Подводим итоги . Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного
возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и
мам.
Под
влиянием
социальных
изменений
в
современном
обществе
постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли
мужчин
и
женщин
нередко
смешиваются,
стираются
границы
в
профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает
мама.
Исходя
их
этого,
девочки
становятся
агрессивными,
властными,
грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и
не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень
важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола.
Это
подразумевает
повышенное
требование
к
самим
родителям,
к
их
поведению
и
образу
жизни.
Необходимо
обращать
внимание
на
работу
воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую
часть дня.