Напоминание

Учебный проект "Основы педагогических измерений"


Автор: Михайлова Лариса Владимировна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МАОУ СОШ №40
Населённый пункт: Томская область, город Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учебный проект "Основы педагогических измерений"
Раздел: полное образование





Назад




Учебный проект «Основы педагогических измерений» Выполнила: Михайлова Лариса Владимировна, заместитель директора МАОУ СОШ №40 ТОМСК, 2016

Введение
Изменения, происходящие в российском образовании в последнее десятилетие, затронули всю систему, включая и контрольно-оценочную. Чтобы добиться высокого уровня образования, необходимо обеспечить соответствующее качество обучения и объективность контроля. Всем формам контроля в новых условиях необходима опора на единые требования к инструментарию педагогических измерений. Понятие «измерение» неоднозначно трактуется в разных областях знаний. Прослеживается эволюция понятия «измерение» в работах А.М. Арсеньева, М.А. Данилова, Л.Б. Ительсона, Л.И. Катаевой, Н.М. Розенберга, В.П. Симонова, М.Б. Челышковой, В.Д. Шадрикова и др. Наиболее полно раскрывает суть этого понятия Н.М. Розенберга: «Измерение в педагогике – познавательный процесс, состоящий в том, что на основании ранее полученной числовой системы (или системы классов), изоморфной эмпирической системы с отношениями, экспериментально определяют числовые значения величин, характеризующих некоторые признаки педагогических объектов или явлений, или указывают на класс, к которому они относятся». Измерение степени соответствия качества подготовки учащихся требованиям образовательных стандартов является всего лишь первым шагом на пути к созданию системы управления качеством подготовки выпускников всех образовательных ступеней. Измерение качества подготовки является не самоцелью, а лишь призвано дать руководителям учебного процесса информацию для принятия решений о корректировке этого процесса в таком направлении, которое позволило бы достичь целевых состояний обучаемых. Метод тестирования имеет многолетние корни. В современном образовании он является одним из самых эффективных методов измерения учебных достижений учащихся. Ему посвящены многие работы исследователей. Данный метод активно используется и в практике педагогов, руководителей образовательных учреждений и системы образования. Однако его применение возможно лишь при условии освоения основных подходов к созданию измерительных м а т е р и а л о в , и х о с о б е н н о с т е й .

Глава I
Педагогические измерения Решение проблемы повышения качества подготовки учащихся невозможно без его измерения: «Пытаться открывать законы и строить модели различных процессов и явлений, пока нет надежных и строго обоснованных методов измерений управляющих ими фактов, - занятие совершенно бессмысленное и бесполезное, как бы полученные законы и модели не были стройны и изящны». Благодаря измерениям, можно определить, насколько учебные достижения соответствуют целям обучения. «Лишь подкрепив качественный, содержательный анализ тех или иных объектов и явлений обоснованными и надежными измерениями, можно обеспечить педагогов-практиков, ученых, методистов, руководителей… объективной научной информацией», - отмечает Н.М. Розенберг. Анализ исследований по проблеме измерения в педагогике позволяет говорить о его многообразии, об отсутствии единой точки зрения. Разработка самого понятия «измерение», проблемы измерений предполагают решение, как отмечает М.Б. Челышкова, «трех взаимосвязанных задач: для чего, что и чем измерить». Ответ на первый вопрос связан с постановкой цели измерения. И если целью является определение качества подготовки учащихся в ходе аттестации, то главное внимание уделяется выявлению объема усвоенных знаний или умений и их соответствию нормативам (требованиям государственных образовательных стандартов). Ответ на второй вопрос сопряжен с определением предмета измерения, а на третий вопрос – с инструментарием, который и с п о л ь з у е т с я в х о д е и з м е р е н и й . Анализ работ по проблеме педагогических измерений позволил сделать вывод о том, что отечественными учеными созданы инструментарии, способные точно и объективно измерить качество подготовки учащихся. Объективность и измеримость качества подготовки открывают широкие возможности для управления образовательным процессом, для выявления еще в раннем возрасте одаренных детей и подростков, для повышения объективности конкурсного отбора поступающих в высшие и другие учебные заведения. Стремление дать объективную количественную оценку знаний сопряжено с поисками надежных методов, форм – и н с т р у м е н т о в д л я и з м е р е н и я р е з у л ь т а т о в о б у ч е н и я . К числу наиболее распространенных методов диагностики, традиционно используемых педагогами для измерения качества учебных достижений учащихся, относятся: контрольная работа, изложение, сочинение, диктанты, реферат и т.д., которые ориентированы на выявление уровня знаний, навыков и умений решения типовых задач. Инновационные приемы педагогической диагностики, получающие все более широкое распространение среди педагогов, ориентированы на выявление и оценку уровня компетентности, образованности, готовности к решению творческих задач, выявление степени владения письменной речью,
умения логично, адекватно проблеме выстраивать свой текст и излагать его, давать оценку произведению, проблеме. К инновационным приемам педагогической диагностики мы о т н о с и м э с с е , с о р е в н о в а н и е , д и с п у т , т у р н и р , к о н к у р с , и д р . К числу современных точных и объективных измерительных методов в таких «неточных» сферах, как психология и педагогика, исследователи относят и метод тестирования, а в качестве и з м е р и т е л ь н о г о и н с т р у м е н т а и с п о л ь з у ю т с я п е д а г о г и ч е с к и е т е с т ы .
Педагогические измерения
— особая составная часть образовательной деятельности, сущность которой состоит в определении уровня соответствия результатов учебно- воспитательной работы установленным образовательным стандартам с помощью той или иной системы измерения.
Образовательный

стандарт
— особые нормативные документы, устанавливающие обязательные минимальные требования к обучению и воспитанию. В Российской Федерации стандарты введены согласно Закону «Об образовании». До этого понятие «стандарт» в отечественной педагогической литературе не употреблялось. Ныне на стандартах основаны программы и учебники, которые детализируют содержание стандартов. Эти документы представляют собой своего рода стандарты второго уровня.

Глава II
Основные положения и характеристика проекта Данная работа представляет собой проект по теме «Основы педагогических измерений».
Ц е л ь
проекта - разработка инструментария для рубежного контроля уровня подготовки обучающихся 10-х классов по русскому языку. В ходе работы над проектом были поставлены следующие
задачи
: 1. Составить технологическую матрицу по программе дисциплины «Русский язык» (основная и средняя (полная) школа). 2. Изучить кодификатор элементов содержания по русскому языку (основная и средняя (полная) школа) и кодификатор требований, проверяемых заданиями работы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (далее ФИПИ). 3. Разработать спецификацию контрольно-измерительной работы по русскому языку для 10 класса. 4. Разработать контрольно-измерительные материалы (далее КИМы) по русскому языку для 10 класса. 5. Разработать инструкции для обучающихся 10 класса по русскому языку для контрольно- измерительной работы.
Гипотеза
проекта: разработанные измерительные материалы помогут определить уровень знаний обучающихся 10-х классов по русскому языку.
Объект
данного проекта – программа по русскому языку за курс 10 лет обучения школьников.
Предмет
проекта - уровень подготовки обучающихся 10-го класса по русскому языку.
Субъект
проекта - администрация образовательной организации, учителя-предметники, учащиеся 10-х классов, родители.
Сроки
работы над проектом: сентябрь-декабрь 2015 года.
Этапы
работы над проектом: 1. Сентябрь – знакомство с научно-методической литературой. 2. Октябрь – разработка технологической матрицы и спецификации по русскому языку для 10 класса. 3. Ноябрь – разработка контрольно-измерительных материалов по русскому языку для 10 класса. 4. Декабрь – защита проекта.
Результаты

проекта:
инструментарий для проведения мониторингового исследования учебных достижений 10 – классников по русскому языку.
В ходе работы над темой проекта были изучены научные, нормативные и методологические документы, определяющие организацию процесса разработки измерительных материалов для оценки образовательных результатов учащихся, а также научно – учебная литература по теме: «Контрольно- измерительные материалы для проведения мониторинга по русскому языку в 10 классе». КИМы представляют собой задания в тестовой форме. По средствам предъявления процедура тестирования будет бланковой. По направленности – тесты достижений. По виду контроля – рубежный. По целям – нормативно-ориентированный. Мною была составлена технологическая
матрица
по предмету «Русский язык» (Приложение 1). В нее вошли разделы русского языка за курс основной школы, прописано количество часов, отведенных на изучение данных разделов. Следующим этапом работы над проектом явилась разработка
спецификации
по русскому языку для 10 класса на основе кодификатора элементов содержания по русскому языку и кодификатора требований, проверяемых заданиями работы, разработанными ФИПИ (Приложение 2). Кодификатор – перечень пронумерованных элементов содержания полного курса изучения дисциплины, включенных в тест, с указанием разделов и подразделов (укрупненных тем); пронумерованный перечень объектов контроля (перечень видов знаний, умений, обязательных при усвоении содержания). Спецификация – это документ, в котором содержится информация о цели, характеристике структуры и содержании работы, распределении заданий работы по уровням сложности, времени выполнения работы, системе оценивания отдельных заданий и работы в целом, требованиях и правилах проведения мониторингового исследования, обработке и интерпретации. Далее - непосредственно разработка КИМов (Приложение 3). Данные задания в тестовой форме (далее ЗТФ) предназначены для рубежного контроля уровня подготовки обучающихся 10-х классов. Считаю целесообразным разработку таких ЗТФ, т.к. они позволяют проверить знания по предмету практически по всем основным разделам предмета «Русский язык». Всего представлено 28 заданий первого варианта. Из них – 24 задания базового уровня, а 4 задания – повышенного уровня сложности. В КИМах представлены задания закрытого типа (только один правильный ответ) А1-А24, задание В1 – на соответствие характеристик и объектов, задания В2-В4 – задания открытого типа. В КИМах перед всеми заданиями в тестовой форме и перед каждой частью (А и В) прописаны четкие
инструкции
для обучающихся (Приложение 4). Время, отведенное на
выполнение каждого задания зафиксированы в спецификации контрольно - измерительной работы для проведения итогового теста по русскому языку в 10 классах за 2015-2016 учебный год.
Заключение

Тестирование как метод педагогического измерения учебных достижений обучающихся имеет свои достоинства и недостатки. Осознание этого поможет освободиться от завышенных ожиданий от такого метода и чрезмерного увлечения тестами, так и явного отрицания в образовательной практике. Тестирование не является совершенной формой. При отсутствии тестовой культуры в педагогической среде неверное использование материалов и технологий тестирования может вызвать отрицательный эффект. Для этого важно, чтобы учителя любого уровня обучения школьников понимали суть педагогических измерений, знали современные технологии тестирования и планомерно включали их элементы в образовательный процесс. Тесты – это только инструмент. Не все тесты могут дать желаемый результат, к контрольным измерительным материалам следует относиться с известной мерой осторожности. И все же на сегодняшний день принято говорить о целесообразности использования такой технологии в учебном процессе. Глубинный смысл тестового контроля заключается в создании целостной системы обучения, развития, контроля, самоконтроля, мониторинга, анализа и интерпретации результатов тестирования для оценки качества образовательного процесса и выбора направлений совершенствования технологий обучения. Поэтому следующим направлением работы по проекту (с данными контрольно- измерительными материалами по русскому языку для 10 классов) будет апробация первого варианта контрольно-измерительной работы с целью получения результатов, их интерпретации; возможно, изменений или корректировки заданий в тестовой форме, а также совершенствования КИМов.

Литература
1. Ефремова Н.Ф. Тестирование. Теория, разработка и использование в практике учителя. – М.: Национальное образование, 2012. – 223с. 2. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. (Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования). – М., 2000. – 352с. 3. Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология.- М.: Народное образование, 2001. - 232с. 4. Омельяновский М.Э. Философские аспекты теории измерений.// Материалистическая диалектика и методы е сте ственных наук. - М.: Наука, 1968. – С. 5 3 - 5 8 . 5. Патругин Ю.А. Об изменении качественных признаков.// Моделирование социальных процессов.-М.:Наука,1970.–247с. 6. Розенберг Н.М. Проблема измерений в дидактике. - Киев: Вища школа, 1979. - С.3-19. 7. Севрук А.И., Юнина Е.А. Мониторинг качества преподавания в школе: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 144с. 8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 9. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432с.
Приложение 1 Русский язык 10 класс Текст. Стиль, тип текста. Средства связи в тексте. Лексик а Изобраз ительно- выразие льные средства Ввод ные слов а Граммат ические формы слов Самос тоятел ьные и служеб ные части речи Суффиксы глаголов, причастий. прилага тельных Способы образования слов Не с разными частями речи Н,НН в разных частях речи I, II спряжение глаголов Типы слово сочета ний Простое ослож ненное предло жение Характер истика простогои сложного предложе ний 10 7 5 2 4 3 8 8 10 6 3 4 6 10
Технологическая матрица
Приложение 2

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольно - измерительной работы для проведения итогового теста по русскому языку

в 10 классах за 2015-2016 учебный год.

1.

Назначение

работы
– определение уровня подготовки обучающихся 10-х классов по русскому языку.
2. Содержание работы
определяется на основе следующих нормативных документов: 1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089). 2. . Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы.
3. Характеристика структуры и содержания работы
Работа по русскому языку состоит из 2-х частей и включает в себя 28 заданий, различающихся формой и уровнем сложности (таблица 1): Часть 1 содержит 24 задания с выбором ответа. К каждому заданию приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один. Часть 2 содержит 4 задания, к которым требуется дать краткий ответ. Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания. Ответом на задания части 2 является слово, словосочетание, номер предложения.
Таблица 1. Распределение заданий работы по частям.

Части работы

Число

заданий

Максимальный балл

Тип заданий
Часть 1 24 24 Задания с выбором ответа Часть 2 4 8 Задания с кратким ответом
Итого

28

32

4. Распределение заданий работы по уровням сложности
В работе представлены задания различных уровней сложности: базового, повышенного. Задания базового уровня включены в часть 1 работы. Это простые задания, проверяющие усвоение наиболее важных понятий по разным темам русского языка. Задания повышенного уровня включены в часть 2 работы. Эти задания направлены на проверку умения находить в тексте разные формы, категории, понятия, соответствия. Часть А содержит 24 задания. Часть В содержит 4 задания. В таблице 2 представлено распределение заданий работы по уровню сложности.

Таблица 2. Распределение заданий по уровню сложности

Уровень
с
ложности

заданий

Число

заданий

Максимальный

первичный балл

Процент максимального

первичного балла

за

задания данного уровня

сложности

от

максимального

первичного балла за всю работу,

равного 32
базовый 24 24 75 повышенный 4 8 25
5. Время выполнения работы
– 90 минут (без учёта времени, отведённого на инструктаж учащихся и внесение ответов в бланк)
6. Дополнительные материалы и оборудование:
при выполнении заданий нельзя пользоваться справочной и дополнительной литературой.
7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение каждого задания 1 части работы учащийся получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания первой части работы, — 24 балла. За верное выполнение каждого задания 2 части работы учащийся получает 2 балла. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать учащийся, правильно выполнивший задания второй части работы, — 8 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить ученик за выполнение всей работы, – 32 балла.
Шкала перевода набранных баллов в оценку
Оценка «2» «3» «4» «5» Балл 0-14 15-19 20-25 26-28 Процент 0-27% 28%-54% 55%-86% 87%-100%
8. План работы по русскому в 10-х классах 2015 – 2016гг
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный процент выполнения – 60–90); П – повышенный (примерный процент выполнения – 30–60).
Обоз

наче

ние

зада

ния

в

рабо

те

Код и

наименование

раздела

Код и наименование

контролируемого

элемента содержания

Код и наименование

контролируемого умения

Уровень

сложнос

ти

Макси

мальный

балл за

выпол

нение

задания

Время,

отведенное

на

выполнения

задания

Часть I
1
1.1.Коммуника

тивная

компетенция
1.1.1. Функциональные разновидности языка (функциональные стили, их особенности) 1.1. Уметь распознавать функциональные стили языка Б 1 4 2 1.1.2. Типы речи 1.1. Уметь определять функционально-смысловые типы текста Б 1 2
3 1.1.3. Ситуация речевого общения 1.1. Уметь читать и адекватно понимать текст Б 1 2 4 1.1.4. Содержание текста: тема текста 1.1. Уметь определять тему текста Б 1 2 5 1.1.5.Содержание текста: основная мысль текста 1.1. Уметь определять основную мысль текста Б 1 2 6 1.1.6. Содержание текста: микротемы текста 1.1. Уметь определять микротемы текста Б 1 3 7
1.2.

Пунктуация
1.2.1. Вводные слова в простом предложении 1.2. Уметь находить вводные слова в простом предложении Б 1 1 8
1.3.

Морфология
1.3.1.Морфологические нормы русского литературного языка 1.3. Уметь находить нарушения норм русского литературного языка Б 1 1 9 1.3.2. Служебные части речи 1.3. Уметь различать частицы Б 1 1 10
1.4.

Орфография
1.4.1.Правописание гласных в суффиксах глаголов, причастий, прилагательных 1.4.Уметь соблюдать изученные орфографические правила (правописание гласных в суффиксах) Б 1 1 11
1.5. Состав

слова и

словообразова

ние
1.5.1. Основные способы образования слов 1.5. Уметь производить анализ слова по составу и словообразовательный анализ слова Б 1 1 12
1.6.

Орфография
1.6.1. Слитное и раздельное написание Не с разными частями речи 1.6. Уметь различать слитное и раздельное написание Не с разными частями речи Б 1 2 13
1.7.

Морфология
1.7.1. Самостоятельные части речи. Имя существительное 1.7. Уметь различать разносклоняемые имена существительные Б 1 1 14
1.8.

Орфография
1.8.1. Правописание н, нн в разных частях речи 1.8. Уметь различать написание н, нн в существительных, кратких и полных причастиях Б 1 2 15 1.8.2.Правописание гласных в окончаниях и суффиксах разных частей речи 1.8. Уметь определять написание гласных в окончаниях глаголов и суффиксах причастий Б 1 1 16
1.9. Синтаксис

и пунктуация
1.9.1. Знаки препинания в простом предложении с деепричастным оборотом 1.9. Уметь составлять простые предложения с деепричастным оборотом Б 1 2 17 1.9.2. Характеристика простого и сложного предложений 1.9. Уметь определять характеристику простого и сложного предложений Б 1 2 18 1.9.3. Знаки препинания в простом предложении с приложением 1.9. Уметь находить приложение в простом предложении Б 1 2 19 1.9.4. Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях 1.9. Уметь определять придаточное определительное Б 1 2 20
10.

Коммуникати
10.1. Основные средства связи между частями текста 10. Уметь определять средства связи между предложениями текста Б 1 2

вная

компетенция
21 10.2. Содержание текста: тема текста 10. Уметь определять тему текста Б 1 4 22 10.3. Содержание текста: основная мысль текста 10. Уметь определять основную мысль текста Б 1 2 23 10.4. Ситуация речевого общения 10. Уметь находить верное утверждение в тексте Б 1 2 24 10.5. Ситуация речевого общения 10. Уметь находить неверное высказывание по тексту Б 1 3
Часть II
25
11.

Словосочетан

ия
11.1. Синтаксические связи слов в словосочетании 11. Уметь различать типы словосочетаний. П 2 3 26
12. Синтаксис

и пунктуация
12.1. Предложения с однородными членами предложения 12. Уметь находить предложения с однородными членами П 2 3 27
13. Лексика
13.1. Изобразительно- выразительные средства языка и речи в тексте 13. Уметь находить инверсию в тексте П 2 3 28 13.2.Антонимы 13. Уметь находить контекстуальные антонимы в тексте П 2 3 Всего заданий – 28. из них по типу заданий: с выбором ответа –24; с кратким ответом – 4. по уровню сложности: Б – 24; П – 4. Максимальный балл за работу – 32 Общее время выполнения работы – 90 мин. Приложение 3 Контрольно-измерительная работа по русскому языку
в ариант 01 В работе по русскому языку 28 заданий, связанных с предложенными текстовыми фрагментами. Задания А1-А20 относятся к первому, а задания А 21-А24 и В1-В4 – ко второму тексту. Выполнять их можно в любом порядке, главное – правильно сделать как можно больше заданий. Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. Прочтите текст. Выполните задания и обведите (впишите) правильный ответ на листе с заданиями, а затем перенесите его в бланк ответов. Задания А1-А24 предполагают выбор одного верного ответа из предложенных. Обведите кружком номер выбранного ответа в диагностической работе, а затем перенесите его в бланк. Если вы хотите изменить ответ, то зачеркните его номер крестом и затем обведите номер правильного ответа. Задания В1-В4 предполагают запись краткого ответа в специально отведенном для этого поле. Если вы хотите изменить ответ, записанный в контрольно-измерительной работе, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы
нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями,

справочниками, словарями.
На выполнение работы по русскому языку отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Обязательно проверьте в конце работы, что все ответы перенесены в бланк!

Желаем успеха!

При выполнении заданий А1-А24 в бланке ответов рядом с номером выполняемого

задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру


выбранного вами ответа

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А20
I. (1) Это был первый настоящий бой Кати. (2) Артиллерийская подготовка началась перед рассветом. II. (3)Накануне вечером писали письма. (4)Только Кате писать было некуда: все родные погибли. (5)Так что терять в бою ей, по сути, было нечего – кроме собственной жизни. (6)Но ее она, молодая девчонка, после перенесенных страданий, к сожалению, уже мало ценила. III. (7)И вот он, бой. (8)Танк мотало из стороны в сторону, трясло так, что Катя едва удерживалась на сиденье. (9)«Если так будет дальше, как же стрелять?» - думала она. (10)А ее дело было подавать снаряды. (11)Тут по раскаленной от боя броне танка что-то застрекотало, однако Катя не сразу осознала, что их обстреливают. (12)Катя не понимала, что происходит снаружи, не могла еще по видам снарядов, подаваемых ею, определить обстановку. (13)Она только слышала грохот; ее, такую хрупкую и маленькую девушку, дергало вместе с огромной машиной. (14)Страха, как ни странно, Катя вовсе не испытывала: она плохо соображала, что к чему, только слышала команды и выполняла их. (15)Бой шел как бы сам по себе, а она была сама по себе. IV. (16)И вдруг машина как бы провалилась. (17)Оказалось, танк ухнулся в бомбовую воронку, без посторонней помощи было не выбраться. (18)Катя вспомнила, сколько раз им напоминали, твердили, требовали повторять вслух железный закон: если танк подбит, но не горит, экипаж обязан защищать боевую технику до конца.(19) И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был ее воинский долг. (20) В этот момент она увидела немцев. (21) «Все, - подумала Катя, - сейчас конец». (22) Но, как ни странно, даже сейчас она страха не ощутила: слишком невероятно было все происходящее вокруг этой молодой женщины, у которой война отняла юность, семью, мечты о счастливой жизни. V. (23) Они с командиром отбились – таки и сохранили танк, вот только механик Генка погиб. (24)В сентябре сорок четвертого сержант Екатерина Мушкина, отмеченная орденом, стала командиром танка. (25)Не женой, не матерью, не хранительницей семейного очага – командиром танка. (по В.П.Ершову)
А1
Определите стиль текста. 1) публицистический 2) художественный 3) научный 4) официально-деловой
А2
Какой тип речи представлен в предложениях 8-13? 1) повествование 2) рассуждение 3) описание 4) рассуждение с элементами описания
А3
Как по тексту В.Ершова вы понимаете о выполненном долге Екатерины? 1) Экипаж обязан защищать боевую технику до конца 2)Сержант Екатерина Мушкина стала командиром танка 3) Катя только слышала команды и выполняла их 4) И Катя приготовилась биться до конца, ведь это был ее воинский долг
А4
В предложенном тексте В.Ершов пишет о
1) чести и достоинстве 2) трудолюбии и наблюдательности 3) выносливости и храбрости 4) бережливости и экономии
А5
А.Твардовский писал: «Нет героев от рожденья, они рождаются в боях». Какие предложения текста соответствуют этой мысли? 1) 1 и 5 2) 6 и 14 3) 18 и 22 4) 23 и 24
А6
Какое утверждение СООТВЕТСТВУЕТ тексту? 1) Екатерина Мушкина стала командиром танка 2) Механик Генка ранен 3) Танк ухнулся в траншею 4) Катя не знала, куда послать написанные письма
А7
Укажите номер абзаца, в котором использовано вводное слово? 1) 2 2) 3 3) 1 4) 5
А8
Укажите пример с ошибкой в образовании слова. 1) положь на стол 2) их голоса 3) выправь текст 4) более светлый
А9
Укажите правильную морфологическую характеристику слова «только» в предложении 13
.
1) союз 2) местоимение 3) предлог 4) частица
А10
В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А) допраш_вать Б) корч_вать В) устойч_вый Г) розн_чный
1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г
А11
Каков способ образования слова
перенесенных
в предложении 6?
1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксный
А12
В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Мост через речку (не) построен 2) Он обладал (не) дюжинной силой 3) Им (не) чем было гордиться 4) Мы ехали вдоль (не) широкой реки
А13
Укажите разносклоняемое существительное. 1) человек 2) спасение 3) путь 4) детвора
А14
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква -Н-?
Статуя была выполне(1)а очень тщательно, детали проработа(2)ы до мельчайших

подробностей, но ей не хватало обобще(3)ости, точного силуэта.
1) 3 2) 2 3) 1, 2 4) 2, 3
А15
В каком ряду в обоих словах пропущена буква У? 1) щекоч_щий лицо; звуки слыш_тся 2) стены руш_тся; движ_щаяся тень 3) молнии блещ_т; колыш_щиеся ветки 4) листья держ_тся; трепещ_щие флаги
А16
Укажи грамматически правильное продолжение предложения.
Проваливаясь поверх унтов в снег,
1) у меня сбилось дыхание 2) шел к землянке штурман 3) полярникам было трудно идти 4) солдатами проложена тропинка
А17
Укажите верную характеристику предложения 12. 1) простое 2) сложносочиненное 3) сложное бессоюзное 4) сложноподчиненное
А18

Среди предложений 1-6 найдите предложение, в котором есть приложение. Укажите правильный ответ. 1) 5 2) 4 3) 6 4) 2
А19
Среди предложений 22 – 25 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Укажите правильный ответ. 1) 22 2) 25 3) 24 4) 23
А20
В последнем абзаце (18-22) найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью союза и лексического повтора. Укажите правильный ответ. 1) 22 2) 19 3) 18 4) 20
Прочтите текст и выполните задания А21-А24 и В1-В4
(1)Больше месяца горсточка храбрецов защищала осажденный форт от беспрерывных атак с моря и воздуха.(2) И вот наступила страшная минута: снарядов больше нет, продовольствия -на одни сутки. (3)В тот день немецкий истребитель сбросил вымпел с ультиматумом. 4) «Вы окружены, предлагаю вам капитулировать, ровно в шесть часов на вершине кирхи должен быть поднят белый флаг, контр-адмирал фон Эвершарп.» (5)Всю ночь гарнизон форта шил флаг. (6)Незадолго до рассвета флаг размером по крайней мере в шесть простынь был готов. (7)Моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх. (8)Фон Эвершарп стоял на боевой рубке. (9)Над силуэтом рыбачьего поселка развевался на шпиле большой флаг. (10)В этот миг показалось малиновое солнце. (11)Оно выкрасило белый флаг в красный цвет! (12)Десантные шлюпки выбросились на берег. (13)И вдруг подземный взрыв чудовищной силы потряс остров. (14)Они взрывают батареи! – крикнул фон Эвершарп. (15)В эту минуту солнце медленно вошло в тучу. (16)Все вокруг стало монотонного гранитного цвета. (17)Все, кроме флага на кирхе. (18)Флаг никогда не был белым, он всегда был красным. (19)Он не мог быть иным. (20)В утренних сумерках фон Эвершарп отдал новое приказание – эскадрильи истребителей поднялись в воздух, торпедные катера ринулись на остров.(21) Светские моряки выставили свои автоматы и пулеметы на все четыре стороны света. (22)Вопрос о жизни был решен.(23) Они знали, что умрут, но, умирая, хотели уничтожить как можно больше врагов. (24)Тридцать советских моряков падали один за другим, продолжая стрелять до последнего вздоха.
А21
В каком варианте ответа наиболее точно указана тема текста? Это текст о том, 1) как всю ночь гарнизон форта шил флаг 2) как подземный взрыв чудовищной силы потряс остров 3) как больше месяца горстка храбрецов защищала осажденный форт
4) как фон Эвершарп стоял на боевой рубке
А22
Какое предложение в наибольшей степени отражает основную мысль текста? 1) 2 2) 24 3) 22 4) 18
А23
Когда происходит действие? 1) в тот день 2) в этот миг 3) в утренних сумерках 4) ровно в 6 часов
А24
Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ тексту? 1) В этот миг показалось малиновое солнце 2) Они не знали, что умрут, но хотели уничтожить как можно больше врагов 3) Вопрос о жизни был решен 4) Тридцать советских моряков падали один за другим
При выполнении заданий В1-В4 запишите ваш ответ в бланк ответов рядом с номером

задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде

последовательности цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую цифру пишите в

отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами.

В1
Установите соответствие между объектами и характеристиками, данными в тексте: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТ А) Примыкание 1) Вы окружены Б) Согласование 2) Предлагаю капитулировать В) Управление 3) В тот день 4) Сбросил вымпел Запишите выбранные цифры под буквами Ответ: А Б В
В2
Укажите из предложений 4-7 предложение(я) с однородными членами. Ответ:
В3
В каком предложении первого абзаца используется инверсия? Ответ:
В4
Среди предложений 3-4 найдите контекстуальные антонимы. Запишите их через тире. Ответ:
Не забудьте перенести ответы в бланк ответов

Приложение 4 Инструкции для обучающихся 10 классов при выполнении контрольно-измерительной работы по русскому языку в 2015-2016 уч. году В работе по русскому языку 28 заданий, связанных с предложенными текстовыми фрагментами. Задания А1-А20 относятся к первому, а задания А 21-А24 и В1-В4 – ко второму тексту. Выполнять их можно в любом порядке, главное – правильно сделать как можно больше заданий. Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, можно будет вернуться к пропущенным заданиям. Прочтите текст. Выполните задания и обведите (впишите) правильный ответ на листе с заданиями, а затем перенесите его в бланк ответов. Задания А1-А24 предполагают выбор одного верного ответа из предложенных. Обведите кружком номер выбранного ответа в диагностической работе, а затем перенесите его в бланк. Если вы хотите изменить ответ, то зачеркните его номер крестом и затем обведите номер правильного ответа. Задания В1-В4 предполагают запись краткого ответа в специально отведенном для этого поле. Если вы хотите изменить ответ, записанный в контрольно-измерительной работе, то зачеркните его и запишите рядом новый. При выполнении работы
нельзя пользоваться учебниками, рабочими тетрадями,

справочниками, словарями.
На выполнение работы по русскому языку отводится 1 час 30 минут (90 минут). При выполнении заданий А1-А24 в бланке ответов рядом с номером выполняемого задания поставьте знак «х» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. Прочитайте текст и выполните задания А1 – А20 Прочтите текст и выполните задания А21-А24 и В1-В4 При выполнении заданий В1-В4 запишите ваш ответ в бланк ответов рядом с номером задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде последовательности цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Не забудьте перенести ответы в бланк ответов Обязательно проверьте в конце работы, что все ответы перенесены в бланк!
Желаем успеха!


В раздел образования