ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА И ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
Автор: Кузнецова Елена Николаевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ Наримановского района Астраханской области "СОШ№5" Населённый пункт: с.Разночиновка Наименование материала: курсовая работа Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УСПЕХА И ДОСТИЖЕНИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ Раздел: среднее образование
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 5-9 КЛАССАХ
выпускная квалификационная работа слушателя
профессиональной переподготовки по направлению
педагогическое образование: учитель образовательной организации
(физическая культура)
Выполнил:
Кузнецова Елена Николаевна
(Ф.И.О., группа)
_______________________________
_
(Подпись слушателя)
Научный руководитель:
_______________________________
_
_______________________________
_
(Ф.И.О., ученая степень, звание)
_______________________________
_
(Подпись руководителя)
2
Астрахань - 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА1.
Теоретические основы изучения мотивации
……………………..…… 6
1.1.
Понятие мотивации
……………………………………………………………….. 7
1.2.
Возрастные особенности мотивации
………………………………………….. 8
ГЛАВА2
.
Применение инновационных технологий как способ повышения
мотивации у учащихся к урокам физической культуры
в 5-9 классах.
….. 19
2.1
Информационные технологии…
………………………………………………… 20
2.2
Способы организации учебной деятельности на уроке
…..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………….... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………………… 31
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………………… 33
3
Введение
Здоровье - это состояние полного духовного, физического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
(Из Устава Всемирной организации здравоохранения)
Физическое воспитание - это совершенно особый образовательный предмет,
который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность
ребенка. Адекватные формы физического воспитания способны не только
раскрыть двигательные возможности, но и гармонизировать личность.
Основополагающим принципом физкультурного воспитания в школе
является единство физического самосовершенствования, духовного
становления и социальной адаптации. Для реализации данного принципа
определено оптимальное соотношение и содержание физического образования
и умственного воспитания.
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в
пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития
отечественной системы школьного образования. Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели,
виды деятельности. Исходя из концепции ФГОС второго поколения по
физической культуре, целью школьного образования стало — формирование
разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать
ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации
активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых
мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему
здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом
4
использовании средств физической культуры в организации здорового образа
жизни.
Проблему формирования человека, воспитанного не просто как «носителя
определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданина общества,
активного с присущими ему установками, моралью, интересами, высокой
культуры труда и поведения» нельзя рассматривать вне вопросов воспитания
потребности в знаниях, мотивации учения, усвоения знаний их творческого
применения в практике.
Как показывают исследования Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. Н.
Леонтьева и других, это невозможно без формирования соответствующей
мотивации. Мотивация рассматривается многими исследователя как регулятор
деятельности человека, которая, в свою очередь, предполагает в себе самой
систему значимости для человека.
Актуальностью данной проблемы является: на протяжении последних лет
сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка
детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается низкий уровень
положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой,
спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ.
Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся
морального и психического здоровья, осознанной потребности в
систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной
мотивации, осознанной потребности к самостоятельным и организованным
занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений
здорового образа жизни.
Целью работы стало формирование положительной мотивации к
систематическим занятиям физической культурой и спортом у школьников.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать существующую психолого-педагогическую литературу по
данной проблеме.
2. Определить условия, влияющие на формирование мотивов к занятиям
5
физической культуры.
3. Проанализировать использованные в работе педагогические технологии,
служащие для сформированности устойчивых мотивов к занятиям физической
культурой.
6
Глава 1. Теоретические основы изучения мотивации.
1.1. Понятие мотивации.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре
принципа достаточной причины". Затем этот термин прочно вошел в
психологический обиход для объяснения причин поведения человека и
животных.
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-
разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и
направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен; Ж. Годфруа), в
другом случае — как совокупность мотивов (К.К. Платонов), в третьем — как
побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее
направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс
психической регуляции конкретной деятельности (М.Ш. Магомед-Эминов), как
процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение,
направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А.
Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и
деятельность.
Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям.
Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность
факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова, мотивация
обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и
идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и
субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями,
характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.
д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование
намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а
как динамичное образование, как процесс, механизм.
Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как
вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во
7
втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации
уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать
имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции
деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников считает, что
процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка
мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения
потребности (А.Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не
надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека
его образ).
В.Г. Леонтьев выделяет два типа мотивации: первичную, которая прояв-
ляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную,
проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже
имеется отождествление мотива с мотивацией. В.Г. Леонтьев полагает, что
мотив как форма мотивации возникает только на уровне личности и
обеспечивает личностное обоснование решения действовать в определенном
направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не
согласиться.
Во многих случаях психологи (а биологи и физиологи — постоянно) под
мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют
внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции
поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет
единства взглядов. Во многих работах эти два понятия используются как
синонимы. Выход из создавшегося положения нам видится в том, чтобы
рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива
(как основания поступка).
8
1.2. Возрастные особенности мотивации.
Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию.
В период дошкольного детства игра способствует развитию мотивационной
сферы ребенка. Возникают новые интересы и связанные с ними цели. При этом
начинает реализовываться сформулированный О. К. Тихомировым закон
онтогенетического развития целеобразования: постановка цели и ее
достижение, первоначально разделенные между детьми и родителями, затем
объединяются в деятельности ребенка. Однако даже для 6-7- летних детей еще
характерно окончательное оформление цели в их сознании по ходу выполнения
действия, что зависит от предметной ситуации и от «строительного» материала
(формы, цвета кубиков при постройке дома). Все же важно отметить, что уже с
4 лет начинает проявляться смыслообразующая функция мотива, так как
ребенок начинает планировать смысл своей деятельности.
В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы
(потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархической
мотивационной системе ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою
побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к
учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет
отношение к игре, становится менее важным. В то же время у младших
школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными
установками, так как в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее,
связанное с настоящими событиями. По-прежнему ведущими являются
«непосредственно действующие мотивы» (Л.И. Божович), а принимаемые
намерения «идут на поводу» у непосредственных побуждений, желаний (Л.C.
Славина). У младших школьников появляются новые социальные установки,
новые социальные мотивы, связанные с чувством долга и ответственности, с
необходимостью получения образования («быть грамотным»). Однако часто эти
мотивы остаются только «знаемыми», декларируемыми. Реально действующим
мотивом является получение высокой отметки или похвалы; ради их получения
9
ребенок готов немедленно сесть заниматься и старательно выполнить все
задание.
Подростковый период (11-15лет) является самым сложным периодом в
жизни ребенка. Американский психолог А. Газел описал особенности
биологического созревания, интересов в юношеском возрасте. Переход от
детства к взрослости протекает с 11 до 21 года, особенно важны первые пять
лет с 11 до 16, то есть это период подросткового возраста.
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст характеризуется следующими особенностями:
Интенсивное половое созревание.
Бурная физиологическая перестройка организма.
- Неустойчивая эмоциональная сфера.
- Всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
Ведущей деятельностью у детей подросткового возраста становится
общение со сверстниками. В этот период ребенок может отвергать те идеалы
которые у него были в детском возрасте. Для многих детей этого возраста
идеалом становится сверстник или какой то кумир взятый из многочисленных
представителей суб культур (эмо, готы и.т.п.). Учитель для него теряет былой
авторитет и расценивается как недруг постоянно попрекающий его за те или
иные поступки.
Поэтому занятия спортом в этот период жизни очень важен для
формирования правильных идеалов и норм поведения. Учебно-тренировочную
деятельность нужно строить на воспитании у юного спортсмена этих идеалов и
норм по средствам физических упражнений.
Особенности психического развития спортсменов подросткового возраста
Под влиянием занятий спортом у подростков и юношей происходит более
ускоренное и более адекватное характеру деятельности развитие психических
качеств, причем направленность изменений в таких качествах соответствует
специфике вида спорта.
10
Развитие психических качеств юных спортсменов наблюдаются определенные
этапы преимущественного развития, характерные для конкретного качества.
Целью управления процессом формирования мотивов занятий спортом у
подростков11-14 лет интересов является правильная организация
мотивационных моментов при начальном усвоении вида спорта.
Юношеский возраст самый сложный в деле формирования мотивов занятий
спортом. Именно в этот период чаще всего происходит переоценка ценностей,
юноша или девушка покидают спортивную секцию или спортивную школу.
Важной причиной ухода юношей и девушек является неудавшаяся спортивная
карьера, отсутствие способностей к достижению высокого спортивного
результата.
В.А. Зобков, изучавший условия формирования мотивационной сферы юных
спортсменов, выяснил, что в зависимости от содержательных особенностей
доминирующих мотивов занятий спортом их можно разделить на две группы:
спортивно-деловая и лично-престижная мотивация. Для подростков с
доминированием спортивно-деловых мотивов характерно стремление к
достижению спортивного результата, чувство социальной ответственности,
активная жизненная позиция в системе отношений спортивной группы. И, как
следствие, более высокая психическая готовность на всех этапах
соревновательной борьбы. Общей особенностью спортсменов с
доминированием лично-престижных мотивов является стремление к личному
самоутверждению средствами спорта, желание получить от окружающих
положительные оценки в ущерб задачам спортивной деятельности, боязнь
поражений и т. д.
Они отличаются эмоциональной неустойчивостью во время выступления в
соревнованиях, что приводит к снижению соревновательной результативности.
В этой ситуации тренер может в процессе постановки цели или усилить
ориентацию на задачу, либо создать эго-вовлеченную установку. Первая
достигается настроем на усилия, на усердную работу и конкретные личные
11
достижения, на разбор ошибок, которые являются частью учебного процесса и
на то, чтобы каждому игроку дать почувствовать, что он играет важную роль в
команде. Вторая возникает в процессе сосредоточения внимания на том, что
надо превзойти своих друзей по команде, невозможностью совершить ошибку и
представлением, что только "звезды" вознаграждаются.
Цели занятия спортом у подростков
Главной целью у детей подросткового периода является достижение более
высоких спортивных результатов. На этом этапе развития ребенка тренер-
педагог должен уделять большее внимание психологическим особенностям
личности. Как упомянуто ранее, частой причиной ухода детей из спорта и
дальнейшей не заинтересованностью им является переоценка ценностей, то
есть юный спортсмен в ряду своего возраста может потерять всякий интерес к
спорту, например из-за поражения, или неудовлетворённостью своих
спортивных результатов.
В подростковом возрасте как не в каком другом тренер-педагог должен
уделить большое внимание именно психологической подготовке спортсмена.
В психологической подготовке спортсменов подростков Тренер-педагог должен
поставить перед ним вопрос почему ты хочешь.. и как ты этого добьешься и
всячески помогать в его начинаниях.
Так же не маловажную роль играет работа с родителями спортсмена.
Спортсмен и его семья это две важные составляющие успеха его деятельности.
Подростки часто сталкиваются с проблемами в общении с родителями из-за
формирующегося в этом возрасте чувства взрослости у ребенка. Тренер-педагог
должен сформировать у спортсмена такое понятие как не будет успеха из-за
семейных конфликтов. Пояснить и хоть ты и стал взрослым, родители это то
что даст тебе успех в твоей карьере. И если ты по настоящему хочешь добиться
чего-то в этой жизни, ты должен разобраться в себе, а не перекидывать свои
проблемы на других.
Таким образом, занятия спортом в этом возрасте способствует становлению
гуманной личности.
12
Интерес к физической культуре - одно из проявлений сложных процессов
мотивационной сферы. По отношению к школьнику мотивацию следует
различать, как внутреннюю, так и внешнюю. Но как бы ни была сильна
внешняя мотивация, интерес формируется лишь в результате внутренней
мотивации. Она возникает только тогда, когда внешние мотивы и цели
соответствуют возможностям школьника, когда они являются для него
оптимальными (не слишком трудными и не очень лёгкими) и когда школьник
понимает субъективную ответственность за их реализацию. Успешная
реализация мотивов и целей вызывает у школьника вдохновение успехом,
желание продолжать занятия по собственной инициативе, то есть внутреннюю
мотивацию и интерес. Внутренняя мотивация возникает также тогда, когда
ученик испытывает удовлетворение от самого процесса и условий занятий, от
характера взаимоотношений с педагогом, членами коллектива во время этих
занятий.
Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот,
интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и
разносторонним. Интерес, таким образом, является постоянным катализатором
(усилителем) энергии человека: он либо облегчает выполнение деятельности,
либо стимулирует волевое усилие, помогает проявлять терпение, упорство,
настойчивость, способствует целеустремлённости.
Для поддержания активного интереса к физической культуре необходимо
систематически давать школьнику соответствующую информацию как при
обучении движению, так и при его совершенствовании. Эта информация
должна обязательно раскрывать важность того или иного упражнения для
выполняющего его. Например, начиная обучение опорному прыжку, мы
объясняем, что прыжок через коня или козла – это не самоцель, но что
многократные прыжки укрепляют силу мышц, развивают координацию
движений, вырабатывают умение ориентироваться в пространстве.
На занятиях физической культурой необходимо, чтобы школьник брал
ответственность за результаты занятий на себя и объяснял свои неудачи не
13
отсутствием у него определённых способностей, а недостаточностью
собственных усилий. Только в этом случае успешно формируются внутренняя
мотивация и интерес к занятиям. Но, безусловно, школьнику надо подбирать
индивидуальные, доступные ему и в то же время прогрессирующие показатели
и, конечно же, посильные упражнения, задания, требования и т.д., то есть
оптимальные режимы мотивации.
Каждого школьника необходимо сориентировать на доступный и
подходящий для него результат, достижение которого должно восприниматься
им и оцениваться учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как
победа школьника над собой. Например, при обучении технике выполнение
кувырка назад задача максимум – овладеть техникой. И на это отводиться
несколько уроков. Но на каждом уроке у детей стоят также свои минимальные
задачи. У ученика, более быстро освоившего движение, задача на уроке более
сложная, чем у слабого ученика. Сильному ученику мы например, предлагаем
после того, как он овладел техникой выполнения кувырка, совершенствовать
его из различных исходных положений или, наоборот, приходить после кувырка
в различные конечные положения. При этом всегда просим сильного ученика
помочь более слабому учащемуся в освоении техники выполнения изучаемого
движения и постараться и объяснить своему подопечному, почему у него это
движение не получается. А выполнив своё задание, все учащиеся должны с
помощью учителя оценить данное выполнение. И обязательно при любом
результате их должно ждать одобрение, подбадривание со стороны учителя.
На всех уроках мы используем анализ выполненной работы и самоанализ.
Предлагаем детям после выполнения задания найти совершённые ошибки,
объяснить, почему что-то не получилось, что выполняющий сделал
неправильно. Сначала это делается с помощью учителя с его наводящими
вопросами, а затем под его контролем. Но обязательно в конце обсуждения надо
сделать акцент на удачно выполненных элементах упражнения. Это помогает
утвердить в сознании школьников связь между достигнутым результатом и
своей активной деятельностью.
14
В работе с детьми учителю ни в коем случае нельзя забывать, что мотивация,
влияя на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств
учащихся, существенным образом зависит от силы их нервной
системы(особенно со стороны возбуждения). Практика показывает, например,
что обычная учебная мотивация повышает обучаемость и развитие,
двигательные качество более значительно у детей со слабой нервной системой,
а игровая и соревновательная деятельность – у детей с сильной нервной
системой. Неодинаковое влияние на обучаемость лиц с сильной и слабой
нервной системой оказывают и различные методы обучения.
Внешняя мотивация школьников, к большинству сожалению, формируется в
основном стихийно, до конца не осознанными в среде педагогов путями,
средствами, методами, обстоятельствами. В то же время педагогический опыт
свидетельствует, что при работе с классом в условиях урока необходимо в
первую очередь и с максимальной настойчивостью использовать реальные
возможности фронтальных методов воздействия на учащихся для
целенаправленного воспитания у них внутренних положительных мотивов
занятий физическими упражнениями. Начинать можно с применения игровых
комплексов, которые каждый учитель может составить самостоятельно.
Игровые комплексы могут содержать подвижные игры, эстафеты, упражнения
соревновательного характера в правах и др.
Интересы учащихся к занятиям физической культурой бывают разными. Это
и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это и желание развить
двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различны:
девочки часто всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений
и походки, реже о развитии быстроты, выносливости, силы. Мальчики же хотят
развить силу, выносливость, быстроту, ловкость. Значимость привлекательных
сторон физическими упражнениями. Уже с какой-то конкретной целью, у
старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными
планами, то есть с подготовкой себя к определённой профессиональной
деятельности.
15
И все эти аспекты необходимо учитывать. Поддержание интереса и
целеустремлённости у школьников во многом зависит от того, испытывают ли
они удовлетворение на уроке физической культуры, и формируется ли у них
удовлетворённость занятиями физическими упражнениями.
Помимо удовлетворённости уроком, у школьников имеется ещё и отношение
к физической культуре, как к учебному предмету, которое характеризуется, с
одной стороны, пониманием значимости этого предмета, а с другой –
ожиданием того, что на уроках данного предмета можно удовлетворить свои
интересы, потребности в двигательной активности. Когда учащийся
испытывает состояние удовлетворённости, происходит и формирование
положительно-активного отношения к физической культуре.
Мотивы посещения школьниками уроков физической культуры влияют на
учебную активность учащихся, в свою очередь и она в большой мере зависит от
удовлетворённости школьников уроками. Удовлетворённые качеством и
результатами уроков проявляют на них большую активность, чем не
удовлетворённые.
Формирование интереса к занятиям физической культурой должно
основываться на передовых методах обучения, в максимальной степени
способствующих эффективному проведению занятий при высоком уровне их
привлекательности.
Важную роль в процессе освоения учебного материала по физической
культуре играет вид интереса, который в данном случае может быть назван
познавательным. Он представляет собой избирательную направленность
личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому
процессу овладения знаниями.
Познавательный интерес- это интерес глубокому, осмысленному познанию.
Так как познавательный интерес многозначен, он может влиять на процесс
освоения учебного материала различными своими сторонами: во-первых,
выступать как внешний стимул процесса освоения, как средство активации
своего процесса; во-вторых, действовать как мотив познания, существенно
16
влияя на освоение учебного материала, соприкасаясь и взаимодействуя при
этом с другими мотивами.
Учитывая это, необходимо постоянно осуществлять стимуляцию
познавательных интересов. Основные направления такой стимуляции:
стимуляция познавательных интересов при помощи содержания изучаемого
материала; стимуляция познавательных интересов организацией и характером
познавательной деятельности. Для этого нужно эффективно использовать
домашние задания. Начиная с первых уроков в школе, уже в начальных классах
надо учить их делать правильные выводы: например, после бега у человека
учащается пульс, а если человек находится в покое, то пульс восстанавливается,
что это значит?
Полезно также предлагать детям при освоении новых движений найти, где в
жизни дети их используют или применяют похожие: например, лазание по
гимнастической стенке – лазание по деревьям; ходьба по бревну – ходьба по
бортику тротуара, когда мы обходим лужу; прыжок в высоту – преодоление
простого препятствия и т.д. Если дети не справились с этим заданием, учитель
вместе с ними ищет примеры в окружающем мире. Для этого подчас в
начальных классах проводят уроки – экскурсии, цель которых – применить
изученное движение на практике. (Это преодоление поваленных деревьев,
перепрыгивание через лужи, прыжки с небольшой высоты и т.д.) Если нет такой
возможности, то полосу препятствий можно соорудить на спортивной площадке
школы и после её прохождения предложить детям проанализировать, какие
движения были ими использованы в ходе преодоления препятствий.
Таким же образом предлагают детям понаблюдать за собой и окружающими,
чтобы выяснить, когда они используют то или иное движение, а можно даже и
подсчитать, сколько раз они его сделали за день. В средних и старших классах в
качестве творческих домашних заданий я советуем ученикам при обучении
новым движениям рассматривать их с точки зрения физики, а также
использовать свои знания по биологии и анатомии.
17
Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре
можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на
мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё
взаимосвязано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и
формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса
к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные
мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом,
например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов
достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.
Исключительно важно применение средств наглядности, учебных карточек и
стендов, технических средств обучения. Наглядность – абсолютно необходимое
условие эффективной передачи, усвоения информации и успешного
формирования у школьников интереса к физической культуре. Поэтому
различные средства наглядности должны применяться с самых первых этапов
формирования интереса к физической культуре.
Затем постепенно приоритет должен отдаваться постановки целей. Такая
закономерность уже давно выработана человечеством. И только после этого
необходимо теоретическое освещение способов достижения цели, так как лишь
на последней ступени развития человечества ведущим стало усвоение научных
знаний. Но и здесь нельзя обойтись без наглядности, показа и практических
действий учащихся.
Обязательным условием успешного формирования у школьников активного,
устойчивого интереса к физической культуре является формирование
результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность
школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к
физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки
школьников.
18
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической
подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат
сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма
спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях;
конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных
упражнений и т.д.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения
двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры
надо включать в личностно значимую для каждого учащегося
соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно
готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на
первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть
определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-
таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как
победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя
мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес
учащихся к физической культуре.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что
результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно
возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении
двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно
короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя
мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших
классов, так как они неспособны, переносить длительные напряжения под
воздействием только внешней мотивации.
19
Глава 2. Применение инновационных технологий как способ повышения
мотивации у учащихся к урокам физической культуры в 5-9 классах.
Работая в школе, выделила актуальную проблему - отсутствие мотивации у
многих учеников. Задалась вопросом: что же нужно сделать для того, чтобы
ученику было интересно, как же его мотивировать на учебную деятельность, на
восприятие материала? А все оказалось не так сложно. Положительно влияет на
мотивацию ребенка собственная увлеченность учителя, умение сделать урок
занимательным, необычным. Дети предпочитают активную деятельность
пассивному слушанию, собственную инициативу исполнению распоряжений,
групповую работу индивидуальной. И конечно, их отпугивают сложные
задания. Только посильная работа вызывает интерес.
Идея моего педагогического опыта: повышение мотивации учащихся к
учебной деятельности, уровня обученности путем применения инновационных
образовательных технологий, которые направлены на:
- формирование здорового образа жизни;
- формирование двигательной деятельности учащихся;
- совершенствование индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Применение современных педагогических технологий помогает в решении
поставленных задач, помогает добиться более высоких результатов
образовательного процесса, повышая мотивацию обучения и интерес детей к
урокам физической культуры, актуализируя личность ребёнка, сохраняя
показатели физического и психического здоровья. Самостоятельно изучив
учебно-методические пособия Г.Ю. Ксензовой «Перспективные школьные
технологии», обучаясь на семинарах, стала применять в учебном и
воспитательном процессе следующие современные педагогические технологии,
повышающие эффективность обучения: здоровьесберегающие , технологию
личностно-ориентированного обучения, игровые технологии, информационные
технологий, метод проекта. Проанализировав успехи учащихся, решила, что
можно добиться более высоких показателей путём применения инновационных
педагогических технологий.
20
2.1 Информационные технологии.
Использование данной технологии помогает сделать урок интереснее,
насыщеннее. Выбор информационной технологии обусловлен необходимостью
обучения учащихся с различными источниками информации, включая
электронные носители. Чаще всего данную технологию использую на
индивидуально- групповых занятиях. Каждый ребенок может за компьютером
проверить свои знания по определенной теме, выполнить тест по физической
культуре. Использование информационной технологии дает возможность
ученикам самостоятельно готовить презентации на разные темы, защищая их на
уроках и на внеклассных мероприятиях. Ребята грамотно выражают свои
мысли, учатся работать при большой аудитории, отвечают на вопросы, ведут
диалог, учатся владеть спортивной терминологией . Практически каждый
ребенок в классе может составить презентацию как по предмету, так и по
внеклассному мероприятию.
Так, в прошлом учебном году ребята 5-9 классов подготовили ряд
презентаций «Здоровый образ жизни», «Знай и живи », « Спорт- залог
здоровья» и другие.
Метод проекта. Развитиюпознавательных интересов, творческих
способностей у учащихся способствует применение на уроках и во внеурочное
времяметода проекта. Ученики готовят работы к научно-предметной
конференции.
Игровые технологии. В методике обучения физической культуре ставится
задача сделать обязательным использование на уроках игр и занимательных
упражнений, оказывающих стимулирующее воздействие на развитие
познавательного интереса и уровня физической подготовленности учащихся.
Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без
правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно
поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового
поколения. А. В. Луначарский
Игра — один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов обучения.
21
Она является важнейшим способом передачи накопленного опыта от старшего
поколения к младшему. С её помощью можно моделировать жизненные и
учебные проблемные ситуации и сосредоточивать игровые действия вокруг
реальных проблем и отношений. Включение игры в учебный процесс заметно
повышает интерес к учебному предмету, создаёт ситуации, наполненные
эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся. Она
является основным видом деятельности в начальной школе на уроках
физической культуры. Кроме того, что игры используют в каждом разделе
программного материала, ещё подвижные игры выделены в программе в
отдельном разделе, что говорит об их важности. Игровая технология является
уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок
интересным и увлекательным. В игре удовлетворяются физические и духовные
потребности ребёнка, в ней формируются его ум, волевые качества. Подвижные
игры — это доступный и очень эффективный метод воздействия на ребенка. В
игре обычное становится необычным, а значит особенно привлекательным.
Главный признак подвижных игр — это наличие двигательных действий,
благодаря чему они являются отличным средством и методом физического
развития. Как показала практика, применение игровых технологий с учетом
возрастных особенностей не теряет актуальность в средней и старшей школе.
Принципы игровой технологии: - принцип постепенности — от простого к
сложному. Учитель показал, как учить технику приёма и передачи мяча в игре
волейбол уже с начальных классов. Начиная с игры с простыми правилами,
облегчёнными мячами и постепенно усложняя правила игры. - принцип
наглядности — суть этого принципа состоит в том, что учитель, использует
показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об
изучаемом материале, помогает более отчетливо понять его. - принцип
доступности — это подбор упражнений по сложности в соответствии с
индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью
подготовленности. Упражнения должны быть доступны и в то же время
представлять определённую трудность для занимающихся. - принцип
22
прочности состоит в том, что изученный материал путём повторений доводится
до прочного навыка.
Игровые технологии используются для развития физических качеств
(быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); формирования умений и
навыков в выполнении физических упражнений. Подвижные игры на уроках
физической культуры используются для решения: 1) образовательных задач
(закрепление и совершенствование изучаемых приёмов игры, развитие умения
ориентироваться на площадке во время игры, увеличение моторной плотности
уроков); 2) воспитательных задач (чувства солидарности, товарищества,
честности, ответственности за действие друг друга); 3) оздоровительных задач
в соответствии с требованиями программы. В ходе игр вырабатывается и
взаимопонимание партнёров в коллективе необходимое в командных и лично-
командных соревнованиях. Многочисленные педагогические наблюдения
показывают, что важнейший результат игры — это радость и эмоциональный
подъём детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового
и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства
физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у
учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных
способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития
быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной
скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося.
Использование разнообразных игровых вариантов позволяет повторять
знакомые ученику действия с повышенными требованиями, способствует
сохранению у него интереса к игре. Взяв во внимание главные мотивы игровой
деятельности и взаимоотношений играющих, при достижении стоящих перед
игрой целей можно разделить игры на три группы: некомандные игры — это
игры в которых отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети
подчиняются определённым правилам, которые предусматривают личные
интересы играющего, например: «Пустое место», «Удочка», «День и ночь»,
«Чай — чай — выручай».
23
Игры переходные к командным — это игры, в которых отсутствует
постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в
интересах других. Именно в этих играх дети начинают включаться в
коллективную деятельность, например: «Жуки», «Светофор», «Два медведя».
командные игры — это игры, характеризующиеся совместной деятельностью,
направленной на достижение общей цели, например: «Пионербол», «Лапта» для
организации интересного урока или весёлого мероприятия учитель подробно
знакомится с основными видами игровых технологий. Продумывает весь ход
игры. Каждый урок физической культуры в школе дети называют уроком
хорошего настроения, уроком творческого вдохновения и радости.
Неподдельный интерес к этим урокам стимулирует у детей развитие волевых
качеств, побуждает детей к творческому самовыражению.
Важнейшей особенностью игровых технологий на уроках физкультуры
является связь с другими предметами. Практически на каждом уроке детям
приходится работать с мячами, скакалками, обручами. Дети применяют на
практике знания, полученные на уроке физкультуры. На каждом уроке
физической культуры применяются элементы игровой технологии: - для
обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры —
баскетбол, волейбол, футбол) - для развития различных физических качеств
(различные эстафеты, подвижные игры) - для формирования понятий о нормах
общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения - для
увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем
самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Результат использования игровой технологии: активная двигательная
деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции
усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех
органов и систем.
Таким образом, игровая технология строится как целостное образование,
охватывающее определённую часть учебного процесса. Игра является одним из
24
важнейших средств физического воспитания школьников. Она способствует
физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка.
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках
физкультуры стало изменение отношения к предмету. Обучающиеся всех
возрастов, в работе с которыми регулярно использовалась игровая технология,
посещают уроки физической культуры регулярно и с удовольствием.
Показателем успешности применения данной технологии на уроках стали
высокие результаты в соревнованиях
В 2015 году был проведён опрос учащихся. (см. Приложения 1)
Физическая активность школьников изучалась по таким педагогическим
параметрам как вид спорта, которым занимается школьник;
мотивация к занятиям;
регулярность, частота занятий, продолжительность одной тренировки и сумма
времени занятий за неделю;
организационные формы занятий (самостоятельно дома с родителями, в
школьной секции).
Анализировалась также мнение учащихся о целесообразности занятий
физической
культуры.
В
исследовании
приняло
участие
70
школьников
–
учащиеся 5- 9 классов ( мальчики - 34, девочки -36) .
Данные исследования показали, что большинство учащихся (89,8%) считают
занятия физической культурой и спортом полезным и нужным делом, им
нравятся, как проходят уроки физической культуры, они заинтересованы в
занятиях физической культурой и спортом.
25
2.2 Способы организации учебной деятельности на уроке
Способы организации учебной деятельности на уроке могут быть
различными: фронтальный, индивидуальный, групповой, поточный и метод
круговой тренировки.
При фронтальном способе упражнения выполняются всеми учащимися
одновременно. Фото 1(см. Приложения )Это одна из форм организации занятий,
при которой коллективные действия по распоряжению или команде учителя
приучают школьников к согласованным действиям всей группой. Эта форма
работы применяется при выполнении строевых, общеразвивающих
упражнений, а также упражнений в ходьбе, беге, передвижениях на лыжах и т.п.
фронтальный и поточный способ используются главным образом в
подготовительной и заключительной частях урока, когда нагрузка не велика, а
упражнения просты для исполнения.
При организации занятий групповым способом упражнения выполняются
одновременно несколькими группами учащихся. Этот способ используется, как
правило, во время прохождения гимнастических упражнений на снарядах.
Учитывая, что при этом плотность урока может снизиться, необходимо для ее
повышения давать учащимся дополнительные несложные задания, которые
могли бы выполнять школьники, ожидающие очередного подхода. Это могут
быть подводящие упражнения, содействующие освоению основного
двигательного действия, или упражнения, направленные на совершенствование
ранее изученных движений и развитие двигательных качеств.
Сущность индивидуального способа организации занятий Фото 2 (см.
Приложения ) заключается в том, что отдельные ученики, получив те или иные
задания, самостоятельно выполняют их. Применение этого способа помогает
ученикам овладеть умением самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, что особенно важно для учащихся старших классов. Наличие
снарядов с большей пропускной способностью позволяет проводить
интересные уроки достаточной плотности. Ученики одной группы выполняют
26
упражнения, а другие оказывают им помощь. Таким образом, в работу
включаются все учащиеся, что повышает их интерес и активность.
На уроках используются мною следующие методы:
- фронтальный метод, предполагает выполнение одного и того же упражнения
всеми учащимися одновременно. При этом хорошо заметен ученик, который по
какой-то причине не успевает за остальными.
- поточный метод, суть этого способа заключается в том, что ученики
выполняют упражнения друг за другом. Один ученик еще не закончил
выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению. Это могут
быть упражнения с продвижением вперед, с передачей предметов, с бросками и
ловлей мяча, упражнения в равновесии (в это время совершенствуются
двигательные умения и навыки).
- посменный метод, этот способ можно представить и по-другому. Учитель
делит учащихся на группы с учетом их возможностей. Например, три-четыре
сильных ученика выполняют упражнение на гимнастической скамейке
с обручами. После выполнения этого упражнения три-четыре более слабых
ученика начинают упражнение с гимнастической палкой на полу, по
начерченной линии.
- круговой метод предполагает выполнение упражнений учащимися друг за
другом.
- игровой метод, обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических
качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в
процессе игры они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии
Урок должен начинаться строго по расписанию и своевременно
заканчиваться. Во время урока учитель оценивает действия не только каждого
ученика, но и всей подгруппы, выбирает методы воздействия на ученика и
подгруппу, дает возможность детям оценить действия своих товарищей
в группе и в классе.
27
Очень важно давать четкие задания, сочетать объяснение с показом и
проверять, как усвоили ученики инструкцию, понимают ли они ее. Фото 3 (см.
Приложения)
Если во время учебного процесса учитель поддерживает связь с детьми
поощряет их исправляет ошибки готовит к освоению нового и интересного , то
ученики охотно идут на урок не только за оценкой но и для того , чтобы
научиться новому, развить физические качества, проявить себя.
Успешно применяя современные педагогические технологии в
образовательном процессе, и получая положительные результаты, стараюсь:
-создавать условия для развития таких важных двигательных качеств как
ловкость, быстрота, сила, гибкость, координационные способности;
-учитывать познавательные интересы учащихся;
-организовывать совместную работу в сотрудничестве при решении
разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие
коммуникативные умения;
- обеспечить формирование общеобразовательных навыков работы с учебной
информацией книги, а также в условиях свободного доступа к необходимой
информации в информационном центре школы с целью формирования
аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее
всестороннего исследования.
Учитывая характеристику применяемых на уроке элементов
образовательных технологий, выделяю наиболее оптимальные формы обучения
в классно-урочной системе:- парная и групповая работа, обучение в малых
группах, разно уровневое обучение; ( задания индивидуальные для каждого
ребенка, группы)- интегрированные уроки; (физическая культура и ОБЖ,
физическая культура и информатика.)-игровые формы обучения и др.
Использование данных технологий способствовало гармоническому
развитию физических качеств, укреплению здоровья, стремление вести
здоровый образ жизни, повышению мотивации к урокам физической культуры
и занятиям различных видов спорта. Два моих выпускника в прошлом году
28
поступили в Астраханский социально - педагогический колледж на отделение
«Физическая культура». Я надеюсь, что мои ученики продолжат работу в
школах по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Заключение
Подводя итог работы, отметим, что поставленные задачи работы были
решены.
Педагогические исследования показали, что интерес к физической культуре
можно формировать двумя путями: воздействуя на отдельные мотивы и на
мотивационную сферу в целом. Однако в мотивационной сфере школьников всё
взаимно связано: при формировании одних мотивов неизменно затрагиваются и
формируются другие. Поэтому при целенаправленном формировании интереса
к физической культуре педагогически оправдано как воздействие на отдельные
мотивы, так и комплексное воздействие на мотивационную сферу в целом,
например, успешное формирование учебно-познавательных мотивов
достигается сознательностью обучения и развития физических качеств.
Обязательным условием успешного формирования у школьников активного,
устойчивого интереса к физической культуре является формирование
результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность
школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к
физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки
школьников. Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста,
физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть
результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма
спортивного разряда; определённое место в спортивных соревнованиях;
конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных
упражнений и т.д. Результативные мотивы необходимо формировать и в
процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках
физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого
учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь,
29
одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду
упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся
должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение
которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу,
как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает
внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая
интерес учащихся к физической культуре.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что
результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно
возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении
двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно
короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя
мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших
классов, так как они неспособны, переносить длительные напряжения под
воздействием только внешней мотивации.
Физическая культура - совершенно особая образовательная область, не
похожая ни на одну другую, потому что освоение материала зависит здесь не
только от умственных и психологических особенностей ребенка, но и от его
чисто анатомических, биологических, физиологических свойств, которые
нельзя ни воспитать, ни изменить путем тренировки, ибо они врожденные.
Проблема стандарта тесно смыкается с темой учебника по физической
культуре. Но в педагогической среде идет процесс отторжения - на уроках
физкультуры нужно бегать и прыгать, а не читать. Но где ребенок возьмет эти
знания, как не в учебнике? Да, нельзя превращать урок физкультуры в такое же
занятие, как по грамматике или арифметике. Но где-то ребенок должен узнать,
как устроен его организм, как нужно вести себя на спортивной площадке, что
такое история физкультуры, спорта, а не только олимпийского движения, что
такое гигиена физических упражнений, как ее осуществлять, как надо вести
себя зрителю на стадионе и так далее. Все это должно быть в учебнике.
30
Концепция такого учебника должна быть основана на межпредметных
связях, он должен отсылать ребенка к учебникам анатомии, биологии, химии,
физики, он должен быть синтетическим учебником, объединяющим в себе все
знания. Но и учителю в школе должны давать знания по возрастной
физиологии, анатомии, антропологии, психологии спорта, биомеханике и так
далее.
31
Список литературы
1.
Т. Анохина, Педагогическая поддержка как реальность современного
образования/ Т. Анохина: учебник – Спб.: Нева, 2003.
2.
Г.В. Безверхняя, Возрастная динамика мотивационных приоритетов
школьников к занятиям физической культурой и спортом/ Г.В. Безверхняя
– М.: Логос, 2004.
3.
Е. П. Ильин, Психофизиология физического воспитания/ Е. П. Ильин-
М.: ЮНИТИ, 2004.
4.
Т.Ю Круцевич, Концептуальные предпосылки совершенствования
системы физического воспитания молодежи/ Т.Ю Круцевич – М.: Дело,
2004.
5.
Т.Ю. Круцевич, Критерии эффективности системы физического
воспитания молодежи/ Т.Ю. Круцевич – М.: БЕК, 2004.
6.
С.В.Кульневич, Е.В. Бондаревская, Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах воспитания/ С.В.Кульневич, Е.В.
Бондаревская - М.-Ростов-на-Дону, 2003.
7.
С.П.Манукян, О взаимоотношении понятий «стимул» и «мотив»/
С.П.Манукян – М.: ОМЕГА-Л, 2004.
8.
А.П. Нечаев, Психология физической культуры/ А.П. Нечаев - М.:
ИНФРА-М, 2004.
9.
Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни, Психология физического
воспитания и спорта/ Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни - ИНФРА-М,
2004.
32
10.С.Н.Шуткин, Педагогические условия воспитания основ
самоорганизации личности на уроке физкультуры/ С.Н.Шуткин – Липецк:
ЛГУ, 2003.
11.Г.Ю. Ксензовой, учебно-методические пособия Перспективные школьные
технологии/ Г.Ю. Ксензовой
12.B.C. Магун, Потребности и психология социальной деятельности
личности/ B.C. Магун- Л. Наука, 2009г.с.16
13. В.М. Богданов, В.С.Пономарев, А.В. Соловов, Сотвори себя сам:
Учебное пособие.-Самара/ В.М. Богданов, В.С.Пономарев, А.В. Соловов,-
СГАУ,2001г.
14.Фридман Л.М., Кулагина И.В. Психологический справочник учителя. –
М.: Просвещение, 2009.с37.
33
Приложения
Опросник
1.Интересно ли проходят уроки физической культуры.
2. Нравятся ли вам эти уроки.
3. Нужны ли эти занятия вообще.
4. Если ли необходимость в увеличении количества данных занятий в течение
учебной недели.
5. Считаешь ли ты уроки физической культуры полезными для себя?
34
Фото1
35
Фото 2
Фото 2
36
Фото 3