Экспериментально-исследовательская деятельность "Волшебница - Вода"
Автор: Ладова Анна Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №1631, ДО 1631 Населённый пункт: Москва Наименование материала: конспект Тема: Экспериментально-исследовательская деятельность "Волшебница - Вода" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Школа № 1631
Дошкольное отделение 1631
Конспект
Экспериментально-исследовательского занятия
«Волшебница Вода»
Составила и провела:
руководитель лаборатории, воспитатель
Ладова Анна Владимировна
Москва. 2016
Экспериментально- исследовательское занятие «Волшебница Вода» в
лаборатории для детей старшего возраста.
Подготовила и провела воспитатель Ладова Анна Владимировна.
Цель: Способствовать проявлению и активизации детской
экспериментально-познавательной и исследовательской деятельности.
Задачи :
– Прививать бережное отношение к воде;
- Проявлять терпение и умение дослушивать воспитателя и собеседников.
– Побуждать детей к экспериментированию для получения представлений
о воде, выдвигать предположения, делать выводы и умозаключения из
увиденного.
- Помогать устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их, используя
схемы и алгоритмы.
– Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим
накоплению представлений о свойствах воды .
–Учить детей работать с прозрачной посудой, с незнакомыми растворами,
используя полученные инструкции по безопасности .
- Развивать внимание, слуховое восприятие, зрительную память,
мыслительные операции, интерес к предмету.
- Пробуждать исследовательский интерес, любознательность.
Оборудование и материалы: экспериментальный стол с разными емкостями
для воды, мельницами и в центре ёмкость с водой, карточка с
вопросительным знаком, карточка «узнай форму»,карточки синяя снежинка и
оранжевое солнышко,
На детских столах: Подставка с пробирками, тарелка с большим и
маленьким стаканчиками с водой. Тарелка с баночками – жидкая гуашь,
речной песок, соль; ложечка, пипетка, салфетка.
Ход занятия:
Мотивация.
Воспитатель. Здравствуйте друзья. Я рада видеть вас в нашей
исследовательской лаборатории. Наши друзья- гномы прислали письмо с
просьбой исследовать необычное и вещество, которое их очень
заинтересовало. Они хотят узнать, почему люди называют его - Волшебным.
А что мы будем исследовать, узнаем, отгадав загадку.
Я и туча, и туман
И ручей, и океан.
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу … (Вода)
Воспитатель: - Правильно, речь идет о воде. Вы абсолютно правы, молодцы.
- А раз с водой имеем дело
Дети продолжают --- Фартуки наденем смело и проверим там салфетку.
Дети одевают спецодежду, помогая друг другу.
Воспитатель : Посмотрите на стенд. (картинки красивых водоёмов,
водопадов..
- Вода, какая она красивая и разная.
Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Мы уже много
знаем о свойствах воды, а сегодня я вам предлагаю узнать, есть ли у воды
какие-то свойства, про которые мы еще не знаем.
Итак, Вода – чудо природы. Почему? Благодаря своим волшебным
свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
- Как вы думаете, сколько может прожить человек без пищи?
Ответы детей.
Без пищи мы можем прожить 49 дней.
- А сколько человек может прожить без воды?
Ответы детей.
Без воды человек может прожить не больше 2-х суток.
Вода нужна всем живым существам на нашей планете.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Воду нужно беречь.)
Еще вода – самое удивительное вещество. Воду называют волшебницей.
Хотите узнать почему?
Содержательная часть
1. Командная игра «Свойства объекта». Дети встают в круг вокруг
экспериментального стола и наблюдают.
-- Вопрос (карточка с вопросительным знаком) - что вода может делать?
Внимательно наблюдайте.
Воспитатель совершает действия с водой – капает, льёт на мельницу,
впитывает в губку. переливает, наливает на стол.. Передавая карточку со
знаком по кругу дети называют действия воды.
Вывод: Это жидкость Она может совершать разные действия. Спасибо вам.
--(Карточка с разными геометрическими формами), Что здесь изображено?
-Какую форму имеет вода? Смотрите, я наливаю в формочку воду из ведра
У меня в формочке вода — в форме самолёта! А у вас какая?
Воспитатель предлагает детям налить воду в разные емкости и поставить на
стол, чтобы все видели.
В. Какой формы у вас получилась вода в сосуде? (Квадратная, треугольная,
овальная, цилиндрическая, и т.д.)
А кто пролил воду на стол? Какой формы получилась лужица на столе?
(Бесформенная.)
Вывод: Вода принимает форму сосуда, в котором находится, то есть , не
имеет своей постоянной формы! Жидкая вода не имеет своей постоянной
формы.
Воспитатель: Вытираем руки салфеткой и рассаживаемся за лабораторные
столы.
2. Самостоятельное экспериментирование по словесной
инструкции.
– У вас на столах в подставке две закрытые одинаковые пробирки.
Посмотрите на них и скажите, какого цвета вода в пробирках.(бесцветная,
прозрачная)
Вытаскиваем пробирки из подставки и несколько раз переворачиваем
пробирки, снова ставим в подставку.
Расскажите, что произошло в пробирках? Кто может объяснить ?
Вывод. Вода в одной пробирке изменила цвет. Под крышкой пряталась
краска, и она растворилась в воде.
Как еще можно получить цветную воду? (Чай, молоко, кофе, сок и т. д.)
Убедимся в этом. Возьмите маленький стаканчик с водой и добавьте туда
жидкую краску. Каким приспособлением это легче сделать? (пипеткой)
Вывод Вода в стаканчике вся окрасилась, краска растворилась. Значит, с
этими веществами вода «дружит», они хорошо растворяются.
Воспитатель : А с какими веществами вода «не дружит»? Детские
предположения.
Воспитатель : Давайте проверим ваши предположения. Перед вами
стаканчики с водой. Рядом в баночках разные вещества и ложечка. Проверьте
какие вещества дружат ( растворяются) , а какие –нет.
Вывод после опытов – Соль растворилась, а песок с камушками упали на
дно –тяжёлые и не растворились.
3. Экспериментирование детей по показу.
Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт в воде с маслом (детские
предположения)
Давайте проверим ваши предположения. В подставке стоит открытая
пробирка с подсолнечным маслом, добавим туда воду, а чтобы лучше было
видно возьмём воду с краской из маленького стаканчика.
Аккуратно переливаем воду в пробирку. Теперь крепко закроем крышкой
пробирку. Вытаскиваем пробирку из подставки, придавливаем ладошкой
крышку и перемешиваем содержимое, переворачивая пробирку.
- Рассмотрите на свету происходящее в пробирке. Что вы наблюдаете?
(перемещаются пузырьки большие и маленькие)
Поставьте пробирку в подставку.
- Труд ученых – дело не из лёгких, поэтому в лаборатории бывают перерывы
для отдыха. И мы с вами устроим «Минуту шалости». Встаём около своих
стульчиков.
Физминутка : Из числа детей выбирается ведущий, который
показывает
движения и все повторяют. Воспитатель декламирует:
К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись
1, 2, 3, 4! Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кролль.
Все как один плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой. Присаживаемся и обратите
внимание на пробирку , что там произошло?
Вывод. Не все вещества растворяются в воде. Масло и вода «не дружат»
друг с другом и не смешиваются. Масло всплывает, значит оно легче воды».
4.Интеллектуальная задание .
Воспитатель : А что еще вы знаете о воде? Обращает внимание детей на
схему, закреплённую на доске. ( Снежинка и солнышко).
- Что происходит с водой на морозе?
- А в жаркую погоду. Куда пропадают лужи? (детские ответы)
Вывод: Снег , лёд, вода, пар, тучки и туман -- это разные состояния воды.
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает, в лес туманом заползает,
Ребята вода у нас волшебная, она может быть жидкая, твердая, а ещё в виде
-пара
- Давайте вспомним, где вода встречается в жидком состоянии?
(В реках, озерах, в колодцах и т. д.)
- Где вода встречается в твердом состоянии?
(Сосульки, горки, снежные постройки и др.)
- Где вода встречается в парообразном состоянии?
(Пар чайника, когда течет из крана очень горячая вода, изо рта в мороз)
Итог .
Понравились вам наши исследовании,
Общий вывод - Что мы можем рассказать гномам ? Так почему воду
называют волшебницей. – она может принимать любую форму. Может
растворять разные вещества, а какие -то нет, и может превращаться - быть
разной.
-Кому, что понравилось и запомнилось больше всего?
Задание в группу. Гномам надо отправить результаты наших исследований.
На альбомном листе нарисуйте, что интересного вы узнали. Ваши рисунки
мы отправим гномам в пещеру. Согласны.
Мы сегодня поговорили и разгадали еще не все чудеса воды. При
следующей встрече мы продолжим разгадывать её загадки. Может быть и вы
что- то расскажете о загадочной воде.