Напоминание

Нарушение связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Данчук Тамара Викторовна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ №45
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Нарушение связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад





Нарушение

связной

речи

у

детей

дошкольного

возраста

с

общим недоразвитием речи
Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является общее недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е. Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» 1961 году. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Условно Р.Е. Левина выделяет три уровня речевого развития: 1 уровень - отсутствие общеупотребительной речи; 2 уровень - начатки общеупотребительной речи; 3 уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словестно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Ряд авторов (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова), отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограничение возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Характеристика речи у детей с общим недоразвитием речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерно:  позднее начало речи (в 3-4 года);  резкое ограничение словаря;  ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);  дефекты звукопроизношения;  нарушение фонематического слуха;  нарушение ритмико-слоговой структуры слова;  затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Характеристика основных компонентов речи детей с общим недоразвитием речи
.
Фразовая речь

I уровень

II уровень

III уровень
Фразовая речь отсутствует, р е б е н о к п о л ь з у е т с я ж е с т а м и , м и м и к о й , отдельными лепетными словами и многозначными эквивалентами (звукокомплексами, звукоподражаниями). Появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок п о л ь з у е т с я п р о с т ы м и конструкциями п р е д л о ж е н и й , н о высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и действий. Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития; в а кт и в н о й р еч и р е б е н о к пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи
Понимание речи носит ситуативный характер; ярко выражен импрессивныйаграмматизм (отсутствует понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов). Понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм и морфологических элементов языка. Понимание обращенной к ребенку речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико- грамматических структур, отражающих причинно- следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Словарный запас резко отстает от нормы; в основ- ном это предметный обиходный словарь, глагольный почти отсут- ствует; характерны лексические замены. Словарный запас значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества. Словарный запас значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словотворчества.
Грамматический строй речи:
Фразы нет; ребенок пользуется корневыми словами, лишенными флексий. Грамматический строй речи не сформирован. Попытки словоизменения чаще всего неудачны; имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существитель- ных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований (имен прилагательных с именами существительными, имен числительных с именами существительными. Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов, ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение
Резко искажено звуковое оформление лепетных слов, характерны фонетическая неопределенность и диффузность; диффузный характер звукопроизношения Звукопроизношение значительно отстает от нормы: характерно наличие многочисленных искажений, замен и смешений; нарушено произношение мягких и твердых звуков, звонких и Произносительные возможности детей улучшаются, но по- прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты
обусловлен неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляется диссоциация между произнесением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи. озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по- разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова
Слоговая структура грубо нарушена, характерно сокращение слогов от 2-3 до 1-2; отличительная черта этого уровня - ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. По-прежнему грубо нарушена слоговая структура слов и звуконаполняемость слов; характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие:
Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны. Выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов. По-прежнему недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому - анализу и синтезу самостоятельно не формируется. В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией придаётся большое значение. Однако данный вопрос, на сегодня, изучен недостаточно. Особенности лексики. При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией, значимым является психолингвистический подход, который основан на современных представлениях процесса развития лексикив онтогенезе (А.Р. Лурия, Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев, Н.А.Уфимцева, и др.). Слово – это номинативная единица языка. Словами, их сочетаниями обозначаются предметы, их действия, свойства и качества. Любое речевое высказывание строится из слов в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь у человека, тем шире у него возможности выбора более точного оформления мысли. Словарный запас обозначается термином “лексика”. Поэтому объём словаря, его разнообразие, гибкость и подвижность рассматриваются как важное условие успешного развития речи детей. Всегда подчёркивается важность изучения, прежде всего семантической (смысловой) стороны слова, так как она является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, это является основой речевого мышления. Слова выполняют определенные функции: 1. Номинативная - является средством четкого обозначения, и тогда это простой знак, или средством логического определения - тогда это научный термин. 2. Функция обобщения – как указывал Л.С. Выготский, “слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, а к целой группе или целому классу
предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое слово уже обобщает”. 3. Коммуникативная – связывает с переходом от номинативной функции к семантическим формам самого слова. 4. Слово выражает оценку субъекта – круг экспрессивных оттенков, выражаемых словом, называется экспрессией слова. Л.С. Выготский считал, что на значение слова оказывает влияние связь с другими словами. Слово приобретает оттенки значения в зависимости от контекста, от ситуации речи, от отношения говорящего. В процессе развития ребёнка значения слова изменяется. Вначале слово является обобщением самого элементарного типа, а по мере своего развития переходит к более высокому типу обобщения. А это значит, что развитие значения слова у детей связано с развитием их познавательной деятельности и отражает процесс формирование понятий. Особенности лексики у детей с общим недоразвитием речи, дошкольного возраста: дефицитарность активного словаря, недостаточная сформированность операций поиска слов приводят к неправильному выбору семантических признаков слова, к появлению стойких лексических ошибок, слабой дифференциации лексических значений. Они испытывают трудности при выполнении заданий, где им нужно объяснить значение слова, особенно в подборе слова, имеющего обобщающее значение; по дифференциации слов, сходных по семантике, тяжело усваивают грамматическое значение слова. Для коррекции лексических нарушений необходимо вести с детьми систематизированную и целенаправленную работу по расширению у них словарного запаса. Формируя словарный запас, мы ведём работу: по уточнению значения слова и его семантической структуры; по осознанию значений и смысла слов в речи; по развитию вариантных возможностей речи при выработке одной и той же мысли. Работа, направленная на увеличение в речи детей способов, вариантов, средств языка постепенно будет способствовать формированию у детей способностей правильно, красиво и точно излагать свои мысли. С точки зрения уровня несформированности грамматического строя, категория детей с общим недоразвитием речи характеризуются неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка, до ярко выраженных аграмматизмов, в экспрессивной речи. Кроме этого, дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в заданиях: по словоизменению, словообразованию, по согласованию слов во фразах, предложениях. Коррекционная работа с дошкольниками осуществляется с учетом последовательности появления форм слова у детей.


В раздел образования