Нарушение связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор: Данчук Тамара Викторовна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ №45 Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: Статья Тема: Нарушение связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Раздел: дошкольное образование
общим недоразвитием речи
Среди детей дошкольного возраста распространённым речевым нарушением является
общее недоразвитие речи.
Общее
недоразвитие
речи
у
детей
с
нормальным
слухом
и
сохранным
интеллектом
представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено
или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики,
грамматики,
фонетики.
При
этом
типичными
являются
отклонения
в
смысловой
и
произносительной сторонах речи.
Теоретическое
обоснование
общего
недоразвития
речи
было
сформулировано
Р.Е.
Левиной в работе «Нарушения письма у детей с недоразвитием речи» 1961 году.
Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Условно Р.Е. Левина
выделяет три уровня речевого развития:
1 уровень - отсутствие общеупотребительной речи;
2 уровень - начатки общеупотребительной речи;
3
уровень
–
развернутая
фразовая
речь
с
элементами
лексико-грамматического
и
фонетико-фонематического недоразвития.
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной,
сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами
психического
развития
обуславливает
наличие
вторичных
дефектов.
Так,
обладая
полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения,
классификации,
анализа,
синтеза),
дети
отстают
в
развитии
словестно-логического
мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.
Ряд авторов (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова), отмечают у детей
с ОНР
недостаточные устойчивость и объем внимания, ограничение возможности его
распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей
снижена
вербальная
память,
страдает
продуктивность
запоминания.
Они
забывают
сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Характеристика речи у детей с общим недоразвитием речи.
Для детей с общим недоразвитием речи характерно:
позднее начало речи (в 3-4 года);
резкое ограничение словаря;
ярко
выраженные
аграмматизмы
(смешение
падежных
форм,
отсутствие
согласований, пропуск предлогов и т.д.);
дефекты звукопроизношения;
нарушение фонематического слуха;
нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.
Характеристика основных компонентов речи детей с общим недоразвитием речи .
Фразовая речь
I уровень
II уровень
III уровень
Фразовая речь отсутствует,
р е б е н о к
п о л ь з у е т с я
ж е с т а м и ,
м и м и к о й ,
отдельными
лепетными
словами
и
многозначными
эквивалентами
(звукокомплексами,
звукоподражаниями).
Появляется простая фраза из
2-3 слов; наряду с жестами и
лепетными словами ребенок
п о л ь з у е т с я
п р о с т ы м и
конструкциями
п р е д л о ж е н и й ,
н о
высказывания
его
бедны,
в
основном
это
перечисление
воспринимаемых
предметов
и действий.
Имеется
развернутая
фразовая
речь
с
элементами
лексико-
грамматического
и
фонетико-
фонематического
недоразвития;
в
а кт и в н о й
р еч и
р е б е н о к
пользуется в основном простыми
предложениями;
затрудняется
или
не
умеет
распространять
простые предложения и строить
сложные.
Понимание речи
Понимание речи носит
ситуативный характер; ярко
выражен
импрессивныйаграмматизм
(отсутствует понимание
значений грамматических
изменений слов, значений
предлогов).
Понимание речи значительно
развивается за счет
различения некоторых
грамматических форм и
морфологических элементов
языка.
Понимание обращенной к
ребенку речи приближается к
норме, но остаются затруднения
в понимании изменений слов,
выраженных приставками,
суффиксами, в различении
оттенков значений однокоренных
слов, усвоении логико-
грамматических структур,
отражающих причинно-
следственные, временные,
пространственные и другие
связи и отношения.
Словарный запас
Словарный запас резко
отстает от нормы; в основ-
ном это предметный
обиходный словарь,
глагольный почти отсут-
ствует; характерны
лексические замены.
Словарный запас
значительно отстает от
нормы; ребенок не знает
названия основных цветов,
форм, размеров, частей
предметов; особенно
ограничен словарь действий
и признаков; отсутствует
навык словообразования и
словотворчества.
Словарный запас значительно
возрастает, ребенок пользуется
всеми частями речи, однако при
этом заметно преобладание
существительных и глаголов,
недостаточно прилагательных
(особенно относительных),
наречий; предлоги, даже
простые, употребляет с
ошибками; характерно неточное
употребление глаголов, замена
частей предметов названиями
целых предметов; страдает
навык словотворчества.
Грамматический строй речи:
Фразы нет; ребенок
пользуется корневыми
словами, лишенными
флексий.
Грамматический строй речи
не сформирован. Попытки
словоизменения чаще всего
неудачны; имеются грубые
ошибки: смешение
падежных форм,
употребление существитель-
ных в именительном падеже,
а глаголов в инфинитиве,
отсутствие согласований
(имен прилагательных с
именами существительными,
имен числительных с
именами существительными.
Ребенок правильно употребляет
простые грамматические формы,
но допускает специфические
ошибки: неправильное
согласование имен
прилагательных с именами
существительными в роде,
числе, падеже; имен
числительных с именами
существительными; пропуски и
замены предлогов, ошибки в
ударениях и падежных
окончаниях.
Звукопроизношение
Резко искажено звуковое
оформление лепетных слов,
характерны фонетическая
неопределенность и
диффузность; диффузный
характер
звукопроизношения
Звукопроизношение
значительно отстает от
нормы: характерно наличие
многочисленных искажений,
замен и смешений; нарушено
произношение мягких и
твердых звуков, звонких и
Произносительные возможности
детей улучшаются, но по-
прежнему могут оставаться все
виды нарушений (чаще всего
свистящий и шипящий
сигматизмы, ротацизм,
ламбдацизм, дефекты
обусловлен неустойчивой
артикуляцией и низкими
возможностями их
слухового распознавания.
глухих, шипящих,
свистящих, аффрикат;
проявляется диссоциация
между произнесением
изолированного звука и
употреблением его в
спонтанной речи.
озвончения); характерны
нестойкие замены, когда звук в
разных словах произносится по-
разному, и замены групп звуков
более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова
Слоговая структура грубо
нарушена, характерно
сокращение слогов от 2-3
до 1-2; отличительная черта
этого уровня -
ограниченная способность
восприятия и
воспроизведения слоговой
структуры слова.
По-прежнему грубо
нарушена слоговая структура
слов и звуконаполняемость
слов; характерны
сокращения количества
слогов, перестановка слогов
и звуков, замена и
уподобление слогов,
сокращение звуков при
стечении согласных.
Нарушений слоговой структуры
слов меньше, чем у детей 2-го
уровня речевого развития, но все
же в наиболее трудных случаях
ошибки и искажения остаются те
же, особенно страдает
звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие:
Фонематическое развитие
находится
в
зачаточном
состоянии; фонематический
слух грубо нарушен:
ребенок не может отличить
слова, сходные по
звучанию, но разные по
смыслу; задания по
звуковому анализу ребенку
непонятны.
Выраженная
недостаточность
фонематического
восприятия: ребенок не
определяет позицию звука в
слове, не может выбрать
картинки с заданным звуком,
не выделяет звук из ряда
других; к звуковому анализу
и синтезу не готов.
По-прежнему недостаточно
развиты фонематический слух и
фонематическое восприятие;
готовность к звуковому - анализу
и синтезу самостоятельно не
формируется.
В настоящее время изучению особенностей лексики у дошкольников с речевой патологией
придаётся большое значение. Однако данный вопрос, на сегодня, изучен недостаточно.
Особенности лексики.
При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией, значимым является
психолингвистический
подход,
который
основан
на
современных
представлениях
процесса развития лексикив онтогенезе (А.Р. Лурия, Л. С. Выготский, А.А. Леонтьев,
Н.А.Уфимцева, и др.).
Слово
–
это
номинативная
единица
языка.
Словами,
их
сочетаниями
обозначаются
предметы, их действия, свойства и качества. Любое речевое высказывание строится из
слов в определённой последовательности в соответствии с замыслом и связанных между
собой грамматически. Чем богаче словарь у человека, тем шире у него возможности
выбора
более
точного
оформления
мысли.
Словарный
запас
обозначается
термином
“лексика”.
Поэтому
объём
словаря,
его
разнообразие,
гибкость
и
подвижность
рассматриваются
как
важное
условие
успешного
развития
речи
детей.
Всегда
подчёркивается важность изучения, прежде всего семантической (смысловой) стороны
слова, так как она является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия
и передачи информации, это является основой речевого мышления.
Слова выполняют определенные функции:
1. Номинативная - является средством четкого обозначения, и тогда это простой знак, или
средством логического определения - тогда это научный термин.
2. Функция обобщения – как указывал Л.С. Выготский, “слово всегда относится не к
одному
какому-нибудь
отдельному
предмету,
а
к
целой
группе
или
целому
классу
предметов. В силу этого каждое слово представляет собой скрытое обобщение, всякое
слово уже обобщает”.
3. Коммуникативная – связывает с переходом от номинативной функции к семантическим
формам самого слова.
4. Слово выражает оценку субъекта – круг экспрессивных оттенков, выражаемых словом,
называется экспрессией слова.
Л.С. Выготский считал, что
на значение слова оказывает влияние связь с другими
словами. Слово приобретает оттенки значения в зависимости от контекста, от ситуации
речи, от отношения говорящего. В процессе развития ребёнка значения слова изменяется.
Вначале слово
является обобщением самого элементарного типа, а по мере своего
развития переходит к более высокому типу обобщения. А это значит, что
развитие
значения слова у детей связано с развитием их познавательной деятельности и отражает
процесс формирование понятий.
Особенности
лексики
у
детей
с
общим
недоразвитием
речи,
дошкольного
возраста:
дефицитарность активного словаря, недостаточная сформированность операций поиска
слов приводят к неправильному выбору семантических признаков слова, к появлению
стойких
лексических
ошибок,
слабой
дифференциации
лексических
значений.
Они
испытывают трудности при выполнении заданий, где им нужно объяснить значение слова,
особенно в подборе слова, имеющего обобщающее значение; по дифференциации слов,
сходных по семантике, тяжело усваивают грамматическое значение слова. Для коррекции
лексических
нарушений
необходимо
вести
с
детьми
систематизированную
и
целенаправленную работу по расширению у них словарного запаса. Формируя словарный
запас, мы ведём работу: по уточнению значения слова и его семантической структуры; по
осознанию значений и смысла слов в речи; по развитию вариантных возможностей речи
при выработке одной и той же мысли. Работа, направленная на увеличение в речи детей
способов, вариантов, средств языка постепенно будет способствовать формированию у
детей способностей правильно, красиво и точно излагать свои мысли.
С точки зрения уровня несформированности грамматического строя, категория детей с
общим
недоразвитием
речи
характеризуются
неоднородностью,
вариативностью
симптоматики:
от
незначительной
задержки
формирования
морфологической
и
синтаксической системы языка, до ярко выраженных аграмматизмов, в экспрессивной
речи.
Кроме этого, дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в заданиях: по
словоизменению, словообразованию, по согласованию слов во фразах, предложениях.
Коррекционная
работа
с
дошкольниками осуществляется с учетом последовательности
появления форм слова у детей.