Автор: Ильиных Екатерина Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ №45 Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: Статья Тема: Роль дидактических игр в развитии речи Раздел: дошкольное образование
Роль дидактических игр в развитии речи
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает
в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Большинство
современных
ученых
объясняют
игру
как
особый
вид
деятельности,
сложившийся
на
определенном
этапе
развития
общества.
Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра – это дитя
труда», выступил немецкий психолог и философ В.Вунд, а в дальнейшем эту
точку зрения развил русский филосов Г.В. Плеханов в работе «Письма без
адреса».
Г. В. Плеханов изучал проблему происхождения искусства
в человеческом обществе. Он пришел к выводу, что игра имеет многовековую
историю и возникла в первобытном обществе вместе
с
разными
видами
искусства.
По
мнению
Г.В.
Плеханова,
в
истории
общества
труд
предшествовал
игре,
определял
ее
содержание.
К
труду
человека принуждали жизненные потребности, связанные с необходимостью
добывать пропитание, охранять свои угодья, заботиться о жилище. Таким
образом, в истории общества труд старше искусства и игры: сначала были
земледельческие работы, охота, войны, а затем это находило отражение
в плясках, песнях, элементах драматического и изобразительного искусства.
Д.Б.
Эльконин
на
основе
анализа
этнографического
материала
выдвинул
гипотезу
об
историческом
возникновении
и
развитии
ролевой
игры.
Он
считал, что на заре существования человеческого общества детской игры не
было. Ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных
инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни
ребенка в обществе. Взрослые способствуют распространению детской игры
с
помощью
специально
созданных
игрушек,
правил,
игровой
техники,
которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть
культуры общества.
В ходе социально - исторического развития человечества игра приобретает
все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью
дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают
моральные
нормы,
способы
практической
и
умственной
деятельности,
выработанные многовековой историей человечества.
Таким образом, современная теория игры базируется на положениях об ее
историческом происхождении, социальной природе, содержании
и назначении в человеческом обществе.
Классификация детских игр. Существует много классификаций игр, так как
время,
от
времени
возникает
потребность
в
их
систематизации
с
целью
наиболее адекватного использования и воспитании и обучении детей.
Большинство классификаций опирается на содержание
и воспитательную или развивающую направленность детских игр, специфику
использования
игрушек,
особенности
поведения
играющих.
Есть
классификации,
основанные
на
выделении
психических
процессов,
преимущественно реализуемых в игре. В основу классификации игр иногда
предлагается
положить
внутреннее
строение.
Распространены
также
классификации, связанные с особенностями материала игрового поля или
места, где играют.
В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация детских
игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре.
Первоначально к классификации детских игр по такому принципу подошел
П.Ф. Лесгафт. Он считал, что дошкольный возраст – период имитации новых
впечатлений и их сознания посредством умственного труда. В школьные годы
дети охотнее играют в специально созданные игры,
в которых деятельность регламентируется и по содержанию, и по форме.
Таким
образом
П.Ф.Лесгафт
разделил
детские
игры
на
две
группы:
имитационные и подвижные.
С.Л. Новоселовой разработана новая классификация игр.
Первый
класс
–
игры,
возникающие
по
инициативе
самих
детей
как
своеобразная практическая форма размышления ребенка об окружающей его
природной и социальной действительности.
Второй класс – игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и
досуговые игры)
Третий класс – традиционные или народные игры, возникшие
в глубинах этноса.
Все классы игр исторически связаны между собой. Ведущими
в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребенка.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры
обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.
Система
дидактических
игр
детского
сада
в
первые
была
создана
Ф.Фребелем.
Но
разработанная
им
игра
«Дары
Фребеля»
подавляли
самостоятельность ребенка и противоречили его же взглядом на игру как
свободную творческую деятельность.
Большое значение дидактических игр отмечается и в решении нравственных
задач, где особая роль принадлежит правилам игры. Как справедливо отметил
А.Н. Леонтьев, «овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением,
научиться
подчинять
его
определенной
задаче».
Они
способствуют
формированию правильных взаимоотношений между детьми: умению вместе
играть, согласовывать свои интересы с интересами коллектива.
Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью которых
можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются для
закрепления
словаря
детей
(существительные,
прилагательные,
глаголы,
названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т.д.). Развивается
речь,
память,
внимание,
логическое
мышление,
зрительная
память.
Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Существуют
разнообразные
классификации
дидактических
игр
по характерным признакам.
Игры с использованием предметов, игрушек и картинок.
Игры
–
типа
«Угадай,
что
изменилось».
Проводят
во
всех
возрастных
группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи.
С
помощью
этих
игр
можно
закреплять
название
предметов;
пространственные
ориентировки
(ближе,
дальше);
части
речи;
предлоги;
название цветов и т.д.
Игры – типа «Чудесный мешочек» используются во всех возрастных группах.
В младшей группе дети достают предмет и называют его. В средней группе
дети на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах
дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые,
из губки, из ваты); дети должны описать предмет, загадать загадку, придумать
рассказ.
Игры
с
куклой.
Основная
цель
этих
игр
–
закрепление
с
детьми
последовательности
бытовых
процессов
(умывание,
раздевание
принятие
пищи и т.д.). Также воспитание в детях культуры общения: «Кукла мама
пришла в гости», «Напои кукол чаем», «Уложи кукол спать». Такие игры
проводятся в младших группах по продолжительности как целое занятие.
Также в детских садах используются дидактические игры на различение
каких-нибудь деталей, на различение или сравнение каких-либо признаков,
свойств: «Что одинаковое, что разное», «У кого какой предмет». Цель таких
игр научить детей различать сходные предметы, правильно их называть,
определять их назначение.
Игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой
и
индивидуально
с
каждым
ребенком,
они
планируются
заранее.
Определяется
программная
задача,
продумывается
оборудование
игры
(раздаточный
материал).
Продумывается
словарная
работа
(напоминается,
уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игр
(за
столом,
на
ковре,
на
улице,
в
зависимости
от
того
какой
материал
используется). Посадка детей (сильный со слабым).
В любом случае, если даже игра, обучающая она должна оставаться игрой,
имея образовательные задачи. Перед проведением игр необходимо продумать
как
будет
протекать
игра.
Нужно
использовать
в
игре
правильную
интонацию, продумать как заинтересовать игрой детей, можно использовать
песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель
записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как
часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие.
В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение,
а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен
контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи.
Словесные
игры
построены
на
словах
и
действиях.
Процесс
решения
обучающей
задачи
осуществляется
в
мыслительном
плане,
на
основе
представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных,
связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из
которых
доступна
и
малышам
в
силу
образности
речевого
оформления,
построенного
на
диалоге,
близости
по
содержанию
детскому
опыту.
Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся пять
минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной
детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до
конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить
в
разных
вариантах.
Воспитатель
должен
заранее
(для
словесной
игры)
подобрать слова на случай затруднения детей.
Настольные
печатные
игры.
Они
помогают
уточнять
и
расширять
представления
детей
об
окружающем
мире,
систематизировать
знания,
развивать мыслительные процессы.
Настольно
печатные
игры
разнообразны
по
содержанию,
по
обучающим
задачам, оформлению. Могут быть разделены на несколько видов: парные
картинки
–
например,
подобрать
картинки
по
сходству:
лото,
домино,
разрезные картинки и складные кубики, на которых изображенный предмет
или
сюжет
делится
на
несколько
частей,
игры
типа
«лабиринт»,
предназначенных для старшего дошкольного возраста.
В
лото
ребенок
должен
к
картинке
на
большой
карте
подобрать
тождественные изображения на маленьких карточках. В домино принцип
парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.
Тематика лото разнообразна: «Цифры и фрукты», «Домашние животные»,
«Цветы», «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды» и т.д.
Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается
структура,
т.е.
основные
элементы,
характеризующие
игру
как
форму
обучения
и
игровую
деятельность
одновременно.
Одним
из
основных
элементов
игры
–
дидактическая
задача,
которая
определяется
целью
обучающего и воспитательного воздействия. Наличие дидактической задачи
или
нескольких
задач
подчеркивает
обучающий
характер
игры,
направленность
обучающего
содержания
на
процессы
познавательной
деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем
и отражает его обучающую деятельность.
Итак, основной характеристикой связной речи является ее понятность для
собеседника.
Связная
речь
–
это
такая
речь,
которая
отражает
все
существенные стороны своего предметного содержания — это не просто
последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены
точными словами в правильно построенных предложениях. Речь может быть
несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не
представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим
образом в его речи.
Известны
два
основных
вида
речи
—
диалогическая
и
монологическая.
Каждый из них имеет свои особенности. Развитие обеих форм связной речи
играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает
центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Для
проведения
более
эффективных
занятий
по
развитию
связной
речи
необходимо знать особенности формирования связной речи у дошкольников.
Так,
у
младших
дошкольников
совершенствуется
понимание
речи
(понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета
литературного
произведения).
Речь
начинает
становиться
не
только
средством
общения,
но
и
источником
получения
знаний
посредством
словесных объяснений взрослого.
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на
вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои
мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи
оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до
2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в
речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для
обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые
обобщения, выводы, умозаключения.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает
довольно высокого уровня. Какие задачи приоритетны в направлении по
обучению связной речи?
В
группах
раннего
возраста
ставится
задача
развития
понимания
речи
окружающих и использования активной речи детей как средства общения. В
младшем
дошкольном
возрасте
воспитатель
должен
добиваться,
чтобы
каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми,
учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в
закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его
расширении.
В
среднем
дошкольном
возрасте
детей
приучают
охотно
вступать
в
общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их
по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с
окружающими,
поддерживают
стремление
рассказывать
о
своих
наблюдениях,
переживаниях.
В
среднем
дошкольном
возрасте
для
рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные
картины («Подарки маме в день 8 Марта», «Дорогие гости», «На реке», «В
гости к бабушке»).
В
старших
группах
следует
учить
более
точно
отвечать
на
вопросы,
объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на
один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять
умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не
перебивать
его,
не
отвлекаться.
Особое
внимание
необходимо
уделять
умениям
формулировать
и
задавать
вопросы,
в
соответствии
с
услышанным
строить
ответ,
дополнять,
исправлять
собеседника,
сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. В старшем
дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на
более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания.
Картина может рассматриваться по частям.