Напоминание

ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


Автор: Галичанина Жанна Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 88 имени А. Бородина и А. Кочева"
Населённый пункт: ЗАТО Северск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее образование





Назад





ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Галичанина Ж. П МБОУ ЗАТО Северск «СОШ№ 88 имени А. Бородина и А. Кочева» "Образование - это то, что остается, когда забыто выученное". Альберт Эйнштейн В настоящее время стремительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования личности ребенка. Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных ситуациях. Поэтому возникла необходимость серьезной модернизации школьного образования, которая предусматривает его качественное изменение. В «Концепции модернизации российского образования» говорится: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». Каковы же потребности государства? 1) Необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. 2) Воспитание коммуникабельности и толерантности, активной гражданской позиции, готовности к выбору. 3) Профессиональная мобильность. Таким образом, в общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. «Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетентности». Стандарт выдвигает новые требования к результатам освоения основной образовательной программы. Так оценка качества образования складывается из трех компонентов:  Предметные результаты  Метапредметные результаты  Личностные результаты К предметным результатам относят конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея- тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. Метапредметные результаты – надпредметные знания и обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или
всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях. К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных ценностных ориентаций выпускников, отражающих их индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Таким образом, в ходе образовательного процесса у обучающихся должны формироваться ключевые компетентности. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, т.к. объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования. Вместе с тем, ключевая компетентность обладает интегративной природой, поскольку она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний. Одним из способов достижения современного качества образования является интеграция, рассчитанная на синтез различных уровней знания. Именно интегрированное обучение обеспечивает практическую значимость знаний, приобретаемых учеником в различных курсах, способствует тому, чтобы ученик на практике увидел, как знания, приобретаемые в одной дисциплине, способствуют получению знаний в других, и сам стремился открывать для себя новые области применения полученных знаний. Интегрирование ( от лат. ) – восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения. Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему. Анализируя литературу по данной проблеме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Можно утверждать, что представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи.
Так, например, в МБОУ «СОШ №88» ЗАТО Северск попытались найти взаимосвязь между элективными курсами по литературе ( Галичанина Ж. «Зарубежная детская литература») и математике ( Пожидаева Н. « Логические задачи и игры»), по экономике и математике (Пожидаева Н.А., Барская Р.И.: интегрированный элективный курс "Математика в экономике"). Можно с уверенностью утверждать, что именно межпредметная интеграция позволяет добиться современного качества образования, в частности создать условия для развития ключевых компетентностей:  Учебная компетентность (решать учебные и самообразовательные проблемы, связывать воедино и использовать отдельные части знания)  Исследовательская компетентность (получение и обработка информации, обращение к различным источникам данных и их использование, использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности)  Коммуникативная компетентность (выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, читать графики, диаграммы и таблицы данных, сотрудничать и работать в команде)  Организаторская компетентность (организовывать свою работу, принимать ответственность, овладевать инструментарием моделирования, быть включенным в группу или сообщество и сделать вклад в него).  Личностно – адаптивная компетентность (придумывать новые решения, быть упорным и стойким перед трудностями, быть подготовленным к самообладанию и самоорганизации). Список литературы. 1. Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании. Педагогика.1991, №2. 2. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1998. 3. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л.,2003. 4. Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л., 2004. 5. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа.- 1989.-№9 6. Коложвари И., Сечниковой Л (Как организовать интегрированный урок? // Народное образование. - 1996. 7. Образовательный проект «Экспертные системы» © 2009 г. 8. Шорникова Г.А. , учитель русского языка и литературы МОУ, СОШ № 50 г. Томска Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.


В раздел образования