ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Автор: Галичанина Жанна ПетровнаДолжность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 88 имени А. Бородина и А. Кочева"
Населённый пункт: ЗАТО Северск Томская область
Наименование материала: статья
Тема: ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: среднее образование
Назад
ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Галичанина Ж. П
МБОУ ЗАТО Северск «СОШ№ 88 имени А. Бородина и А. Кочева»
"Образование - это то, что остается,
когда забыто выученное".
Альберт Эйнштейн
В настоящее время стремительно возрастает роль образования
как
важнейшего фактора формирования личности ребенка.
Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого
профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия
правильных решений в различных жизненных ситуациях. Поэтому возникла
необходимость серьезной модернизации школьного образования, которая
предусматривает его качественное изменение.
В «Концепции модернизации российского образования» говорится:
«Первейшая задача образовательной политики на современном этапе -
достижение современного качества образования, его соответствия актуальным
и перспективным потребностям личности, общества и государства».
Каковы же потребности государства?
1) Необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся
условиях.
2) Воспитание коммуникабельности и толерантности, активной гражданской
позиции, готовности к выбору.
3) Профессиональная мобильность.
Таким образом, в общегосударственном плане новое качество образования -
это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.
«Общеобразовательная школа должна формировать новую систему
универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной
деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные
ключевые компетентности».
Стандарт выдвигает новые требования к результатам освоения основной
образовательной программы. Так оценка качества образования складывается из
трех компонентов:
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты
К предметным результатам относят конкретные элементы социального опыта
(знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой дея-
тельности), освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.
Метапредметные результаты – надпредметные знания и обобщенные способы
деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или
всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного
процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
К личностным результатам обучающихся относится уровень сформированных
ценностных ориентаций выпускников, отражающих их индивидуально-
личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные
чувства, личностные качества.
Таким образом, в ходе образовательного процесса у обучающихся должны
формироваться
ключевые
компетентности.
В
мировой
образовательной
практике
понятие
компетентности
выступает
в
качестве
центрального,
т.к.
объединяет
в
себе
интеллектуальную
и
навыковую
составляющую
образования. Вместе с тем, ключевая компетентность обладает интегративной
природой,
поскольку
она
вбирает
в
себя
ряд
однородных
или
близкородственных умений и знаний.
Одним из способов достижения современного качества образования
является
интеграция,
рассчитанная
на
синтез
различных
уровней
знания.
Именно интегрированное обучение обеспечивает практическую значимость
знаний,
приобретаемых
учеником
в
различных
курсах,
способствует
тому,
чтобы
ученик
на
практике
увидел,
как
знания,
приобретаемые
в
одной
дисциплине,
способствуют
получению
знаний
в
других,
и
сам
стремился
открывать для себя новые области применения полученных знаний.
Интегрирование
(
от
лат.
)
–
восстановление;
состояние
связанности
отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а
также
процесс,
ведущий
к
этому.
Исследователи
трактуют
интеграцию
обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к
системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и
как средство обучения.
Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые
отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с
первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все
элементы взаимосвязаны.
Интеграция
как
средство
обучения
направлена
на
развитие
эрудиции
обучающегося,
на
обновление
существующей
узкой
специализации
в
обучении.
В
то
же
время
интеграция
не
должна
заменить
обучение
классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые
знания в единую систему.
Анализируя
литературу
по
данной
проблеме,
можно
сформулировать
следующее
определение
интеграции:
интеграция
–
это
естественная
взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на
основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным,
многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно,
необходимо
не
соединять
разные
уроки,
а
восполнять
материал
одного
предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое.
Можно
утверждать,
что
представляют
ценность
связи
не
только
с
родственными по содержанию дисциплинами, но и межцикловые связи.
Так, например, в МБОУ «СОШ №88» ЗАТО Северск попытались найти
взаимосвязь
между
элективными
курсами
по
литературе
(
Галичанина
Ж.
«Зарубежная детская литература») и математике ( Пожидаева Н. « Логические
задачи и игры»), по экономике и математике (Пожидаева Н.А., Барская Р.И.:
интегрированный элективный курс "Математика в экономике").
Можно с уверенностью утверждать, что именно межпредметная интеграция
позволяет добиться современного качества образования, в частности создать
условия для развития ключевых компетентностей:
Учебная компетентность (решать учебные и самообразовательные
проблемы, связывать воедино и использовать отдельные части
знания)
Исследовательская компетентность (получение и обработка
информации, обращение к различным источникам данных и их
использование, использование документов и их систематизация в
самостоятельно организованной деятельности)
Коммуникативная компетентность (выслушивать и принимать во
внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою
точку зрения, выступать на публике, читать графики, диаграммы и
таблицы данных, сотрудничать и работать в команде)
Организаторская компетентность (организовывать свою работу,
принимать ответственность, овладевать инструментарием
моделирования, быть включенным в группу или сообщество и
сделать вклад в него).
Личностно – адаптивная компетентность (придумывать новые
решения, быть упорным и стойким перед трудностями, быть
подготовленным к самообладанию и самоорганизации).
Список литературы.
1.
Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании. Педагогика.1991, №2.
2.
Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1998.
3.
Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе
межпредметных связей. Л.,2003.
4.
Федорец Г.Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения. Л., 2004.
5.
Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа.-
1989.-№9
6.
Коложвари И., Сечниковой Л (Как организовать интегрированный урок? // Народное
образование. - 1996.
7.
Образовательный проект «Экспертные системы» © 2009 г.
8.
Шорникова Г.А. , учитель русского языка и литературы МОУ, СОШ № 50 г. Томска
Межпредметная интеграция: цели, задачи, принципы.
В раздел образования