Автор: Дубогрызова Екатерина Борисовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Улыбка" Населённый пункт: г. Лабытнанги Наименование материала: Методическая разработка Тема: Для чего нужна артикуляционная гимнастика Раздел: дошкольное образование
«Представление, что при любом двигательном
тренинге… упражняются не руки, а мозг, вначале
казалось парадоксальным и лишь с трудом
проникло в сознание педагогов».
Н. А. Бернштейн
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
В
устной
речи
любого
народа
можно
встретить
короткие
стихотворения,
которые
сопровождаются
движениями
пальцев,
например,
известная всем «Сорока - Ворона…». Люди давно заметили, что движения
рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют
на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии
детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук
положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой
гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому
усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге,
стимулирует развитие речи.
2 . Игры
с
пальчиками
создают
благоприятный
эмоциональный
фон,
развивают
умение
подражать
взрослому,
учат
вслушиваться
и
понимать
смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3 . Малыш
учится
концентрировать
своё
внимание
и
правильно
его
распределять.
4 . Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими
стихотворными
строчками,
то
его
речь
станет
более
чёткой,
ритмичной,
яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые
положения
рук
и
последовательность
движений
(лучшему
запоминанию
поможет яркий рисунок).
6 . У
малыша
развивается
воображение
и
фантазия.
Овладев
всеми
упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7 . В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут
силу,
хорошую
подвижность
и
гибкость,
а
это
в
дальнейшем
облегчит
овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
I группа. Упражнения для кистей рук:
— развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют
тонких дифференцированных движений;
— учат напрягать и расслаблять мышцы;
— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учат переключаться с одного движения на другое.
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и
требуют более точных движений.
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
— развивают точную координацию движений;
— учат сгибать и разгибать пальцы рук;
— учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи
или какими - либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие
происходит своевременно.
С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?
В
Японии
упражнения
для
пальчиков
начинают
выполнять
с
трёхмесячного
возраста.
Некоторые
специалисты
советуют
заниматься
пальчиковой гимнастикой с 6–7 месяцев. Но и в более позднем возрасте
занятия будут очень полезны и эффективны.
Начинать
можно
с
ежедневного
массажа
по
2–3
минуты
кистей
рук
и
пальцев:
1) поглаживать и растирать ладошки вверх—вниз;
2) разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;
3) растирать пальчики спиралевидными движениями.
Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной
форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете
другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При
этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.
Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений III и II групп ребёнка
нужно учить:
— катать
между
ладошками
и
пальчиками
шарики
и
палочки
разного
размера;
— рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;
— перекладывать
из
одной
коробки
в
другую
разные
мелкие
предметы
(бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.
Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые
ему действия и предметы (упражнения I группы).
После
освоения
упражнений
I
группы
приступайте
к
выполнению
упражнений II и III групп, но уже в активной форме, то есть все упражнения
ребёнок выполняет сам.
Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2, 3, 4 лет и старше, то
отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных
занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Пальчиковая гимнастика:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок
правильно
воспроизводил
и
удерживал
положение
кисти
или
пальцев
и
правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости
помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено
участие
обеих
рук),
затем
—
другой
рукой,
после
этого
—
двумя
одновременно.
3.
Некоторые
упражнения
даны
в
нескольких
вариантах.
Первый
самый
лёгкий.
4.
Каждому
упражнению
соответствует
свой
рисунок
для
создания
зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните,
как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях
отпадает:
Вы
показываете
картинку,
называете
упражнение,
а
малыш
вспоминает,
какое
положение
кистей
рук
или
пальцев
он
должен
воспроизвести.
Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять
следующие игровые задания:
1.
Запоминать
и
повторять
серию
движений
по
словесной
инструкции,
начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» — «Улитка». Ребёнок переключается с позиции «коза» на
позицию «улитка» (3–4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной
инструкции, затем на счёт «раз, два».
Или
:
«Вилка»
—
«Кольцо»
—
«Заяц».
Можно
предлагать
любую
последовательность упражнений.
2. «Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала Вы
сами
придумываете
рассказ,
затем
предлагаете
сочинить
свою
историю
малышу.
Например: «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»).
В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как - то раз по реке
проплыл
пароход
(упражнение
«пароход»),
он
сильно
гудел
и
рыбка
испугалась и уплыла. А на берегу реки («река»), росло дерево (упражнение
«дерево») и т. д.
Желаем успеха!
Учитель-логопед: Е.Б. Дубогрызова
Список литературы:
1.
Косинова Е.М. «Уроки логопеда для развития речи», 2003.
2.
Белая А.Е., Мирясова В.И. « Пальчиковые игры для развития речи