Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физминутки
Автор: Сазонова Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №168 "Детский сад комбинированного вида" города Кемерова Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область Наименование материала: Проект "Учимся быть здоровыми!" Тема: Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физминутки Раздел: дошкольное образование
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ФИЗМИНУТКИ»
Физминутки – игровой массаж, необходимая составляющая любой непосредственно
образовательной деятельностью в ДОУ, независимо от возраста детей. Это подвижные,
хороводные, пальчиковые, ритмические упражнения, ходьба по ребристой дорожке,
эмоциональный тренинг.
Внешним проявлением утомления является потеря интереса, ослабление памяти,
снижение работоспособности, дети начинают зевать, переговариваться друг с другом.
Это является очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется
физминутки.
Согласно Сан Пин 24.1.3049-13 утвержденное Постановлением № 26 Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года «В
середине времени, отведенного на образовательную деятельность проводят
физкультурные минутки».
Физминутки относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящих в список
современных образовательных технологий.
Физминутки положительно влияют на деятельность мозга, активируют сердечно-
сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов и
работоспособность нервной системы.
Требования к физминуткам:
- Проводятся на начальном этапе утомления (8- 13- 15-я минута занятия в зависимости от
возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
- Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц,
улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
- Содержание физминуток должно органически сочетаться с программным содержанием
занятия;
- Комплексы физминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
- Комплекс физминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса,
для туловища и ног.
Физминутки – это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной
деятельности. Она необходима и важна, это – «минутка» активного и здорового отдыха.
Физминутки – это весело, интересно и полезно!
База исследования
МБДОУ №168 «Детский сад комбинированного вида» города Кемерова.
Участники проекта
Дети, родители, воспитатели.
Условия реализации проекта
- соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену
разнообразной деятельности и отдыха
- реализация различных форм систематической работы с родителями.
Цель
Совершенствование результатов проекта.
Задачи
- Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни,
через физминутки.
- Способствовать повышению резервных сил организма за счет
функциональных возможностей.
- Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании
здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.
- Улучшение психофизического состояния детей во время напряженной
учебной деятельности в ДОУ и дома.
Время проведения
I этап – подготовительный (одна неделя) .
Создание условий, необходимых для реализации проекта (картотека, буклеты).
II этап – основной (три недели) .
Проанализировать научную информацию по теме. Выяснить отношение взрослых и
детей к данной теме. Доказать необходимость проведения физминуток и положительное
влияние их на психофизическое состояние детей во время напряженной учебной
деятельности в ДОУ и дома. Продумать систему классификации физминуток,
основанную по лексическим темам. Выяснить в чем заключаются основные задачи
физминуток на занятиях. Познакомить с различными видами физминуток (для снятия
общего или локального утомления, упражнения для кистей рук, гимнастика для глаз,
гимнастика для улучшения слуха, упражнения для профилактики плоскостопия,
упражнения корректирующие осанку, дыхательная гимнастика, упражнения для мышц
плечевого пояса, упражнения для мышц спины).
III этап – итоговый (одна неделя) .
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение
поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов
проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты :
- снижение уровня заболевания
- повышение уровня физической подготовленности
- сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа
жизни
- благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора,
физических и нравственных качеств
- сохранение и укрепление здоровья
- улучшение материально-технической базы ДОУ и оснащение его
методической литературой
- создание картотеки физминуток.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
№
Мероприятие
Цели
Ответственные
Сроки
проведения
1
Анкетирование родителей
Выявить, необходимость
физминуток во время совместной
деятельности взрослых и детей
Воспитатели
1-я неделя
2
Подборка физминуток
Пополнить картотеку физминуток
по лексическим темам
Воспитатели
1-я неделя
3.
Оформление родительского
уголка: размещение статей,
консультации, рекомендации
по теме проекта.
Просвещать родителей
Воспитатели
1-я неделя
4.
«Круглый стол» с участием
родителей
Обсудить цели и задачи проекта.
Сформировать интерес у
родителей по созданию условий
для реализации проекта.
Воспитатели,
родители
1-я неделя
5.
Ознакомление с
Постановлением согласно
СанПин
Необходимость включать
физминутки в образовательную
деятельностью, т.к. относятся к
здоровьесберегающим
технологиям, входящих в список
современных образовательных
технологий
Воспитатели
1-я неделя
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ
6.
Создание памятка
Создать условия по реализации
проекта. Развивать интерес к
проведению физминуток
Воспитатели
2-я неделя
7.
Домашнее задание: подбор
физминуток
Способствовать развитию
поисково-исследовательской
деятельности, сотрудничества
педагогов с родителями
Воспитатели,
родители
В течение
реализации
проекта
8.
Занятие «Путешествие в
страну здоровья»
Профилактика и коррекция
нарушения осанки
Воспитатели
2-я неделя
9.
Конкурс физминуток
Развивать воображение,
творческую активность
Родители, дети
В течение
реализации
проекта
10.
Коррекционная работа.
Дыхательная гимнастика
Артикуляционная
гимнастика
Развивать дыхание, голос и
мимическую мускулатуру лица
Воспитатели, дети
В течение
реализации
проекта
11.
Гимнастика для глаз
Снятие зрительного напряжения.
В качестве профилактических мер
Воспитатели, дети
В течение
реализации
проекта
12.
Выставка пособий на
дыхательную гимнастику и
гимнастику для глаз
Обобщить и продемонстрировать
пособия, накопленные в работе
над проектом
Воспитатели
3-я неделя
13.
Вечер физминуток «Угадай
физминутку»
Развивать у детей логическое
мышление при угадывании
Воспитатели
4-я неделя
физминутки. Способствовать
расширению кругозора детей,
сообразительности, смекалки,
развивать познавательный
интерес
14.
Комплексное занятие с
использованием физминутки
«Зернышко» и пальчиковой
гимнастики «Хлеб» по теме:
Откуда хлеб пришел?
Дать детям представления о труде
хлеборобов, о важности их труда
Воспитатели,
родители, дети
4-я неделя
15.
Выставка нетрадиционного
оборудования для
координации движений
Развивать совместное творчество
педагогов, родителей и детей
Воспитатели,
родители, дети
4-я неделя
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
16.
Обработка и оформление
материалов проекта
Воспитатели
5-я неделя
17.
Анализ результативности
Воспитатели
5-я неделя