Напоминание

"Виды химической связи"- урок-игра "покорение вершины"


Автор: Лунева Ольга Ивановна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Каменный Яр"
Населённый пункт: Астраханская область, Черноярский район, с. Каменный Яр
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды химической связи"- урок-игра "покорение вершины"
Раздел: среднее образование





Назад











Открытый урок по химии в 8 классе
Учитель химии и биологии: Лунева Ольга Ивановна
Каменный Яр – 2015 год

Урок – игра «Покорение вершины».
1

Цель урока.
Обобщить, систематизировать знания о химической связи, её видах и схемах образования; создать на уроке атмосферу поиска и сотрудничества.
Задачи.
Образовательные: - продолжить развитие представлений о строении вещества; - продолжать формировать понятие об электроотрицательности на основе знаний о строении атома, понятия химическая связь; - обобщить знания о химической связи и ее видах; - повторить знания о механизмах образования различных видов химической связи; - способствовать развитию умений составлять электронные и структурные формулы соединений и объяснять механизм образования различных видов химической связи. - продолжить формирование общеучебных умений (осуществлять самоконтроль; сотрудничать). Развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с ПСХЭ Д.И.Менделеева; - развивать умение использовать химическую терминологию; - развивать мыслительные операции (анализ, синтез, установление причинно- следственных связей, выдвижение гипотезы, классификация, проведение аналогий, обобщение, умение доказывать, выделение главного); - развивать познавательную активность учащихся к предмету - продолжить формирование идеи познаваемости мира; - совершенствовать коммуникативные умения учащихся в совместной деятельности (умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения) и информационно - познавательную компетентность учащихся. Воспитательные: - способствовать формированию навыков культуры межличностного общения на примере умения слушать друг друга, анализировать ответы товарищей; аккуратно вести записи в тетради; - воспитывать культуру речи, трудолюбие, усидчивость; - продолжить формирование ответственного, творческого отношения к труду.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Учебные таблицы по теме, карта маршрутов, мультимедийный проектор.
Оформление доски.
На доске написан эпиграф:
«Вопрос о природе химической связи -

сердце всей химии».
(Брайк Кроунфорд) 2

1 сл.

Сегодня у нас Урок – игра «Покорение вершины»
где вы перевоплотитесь в спортсменов – альпинистов, покоряющих вершину знаний.


Дорога к знанию?

Ну, что же, ее легко понять.

Ответить можно сразу:

Вы ошибаетесь и ошибаетесь,

И ошибаетесь опять, но меньше, меньше,

меньше с каждым разом.

2 сл.
Насколько меньше вы стали ошибаться мы сейчас проверим.
Давайте ответим: какой тип связи иллюстрирует каждый рисунок?
Как вы считаете какая тема урока у нас сегодня будет?
3 сл.
Тема урока: Виды химической связи Мы сегодня будем двигаться в определенном направлении маршрута, чтобы обобщить все наши знания о химической связи, в атмосфере поиска и сотрудничества. Я вам раздаю маршрутные листы, в которых прописаны этапы экспедиции с заданиями.
4 сл. Этап I.

Чтобы отправиться покорять вершину мы с вами должны собрать

рюкзак.
Для этого давайте устно охарактеризуем некоторые понятия темы.
I

Собери рюкзак.
3
Дополните понятия:  КНС – это…  КПС – это…  ИС – это…  Металлическая связь – это…  Ионы – это…  Электроотрицательность – это…
5 сл. Этап II. Восхождение.

На этом этапе разделимся на две группы.
Выпишите формулы веществ: А – с КНС; В – с КПС; C – c ИС; Изобразите механизм образования связи в одном веществе:

LiBr KI C NaCl

N 2 NH 3

Cu Na 2 O H 2 H 2 S CO 2 Br 2 H 2 O CaO


6 сл.
Привал. Перед следующим этапом объявляем привал – рубрику «Химия в стихах».
Ионная связь
Встретились как-то Литий и Фтор. Литий со Фтором вели разговор: - Братец металл мой, послушай совет: Свой электрончик отдай для октета. Сам ты при этом станешь ионом – Слой предыдущий вполне завершённый, Только протонов в ядре твоём три – Весь положительный будешь, смотри! Литий пред Фтором стоял в размышленье, Чувствуя силу его притяженья – 4
Радиус атома у галогена Меньше гораздо металла размера. - Разница слишком большая в Э.О.,- Литий вздохнул и отдал электрон. – Пользуйся, Фтор, будет мне поделом, Знал, что нельзя быть таким «толстяком». Только теперь ты тоже не атом, Ты отрицательный, братец, ион! И улыбнулись друг другу они, В связи ионной вместе пошли.
Задание к стихотворению:
поясните подчёркнутые словосочетания.
7 сл. Этап III.

Водопад веществ.

Индивидуальная работа
Составьте формулы веществ, образованных частицами X и Y, укажите вид связи: 1) X (1e) и Y (2e, 6e); (Настя)
H

2

O
2) X (1s 2 2s 2 p 6 3s 1) и Y (1s 2 2s 2 p 6 3s 2 p 4 ) (Артем)
Na

2

S
3) +12 X и +7 Y; (Костя)
Mg

3

N

2
4) X (Ba 2+ ) Y (Cl - ); (Илья)
BaCl

2
5) X (гл. п/гр. IV группы,2-й период) и Y (гл. п/гр. VI группы, 2-й период) (Стас)
CO

2
Давайте сверим ответы.
Этап IV. Снежная лавина.
Запишите символы химических элементов, схемы ядер которых изображены: и составить из них молекулы веществ с
А
– с КНС;
В –
с КПС;
С – с
ИС.
Привал: Каким газом заполнен шарик?
На слайде изображены разноцветные воздушные шарики, размещённые на различной высоте. В течение нескольких минут вы должны определить, каким газом из тех, чьи формулы записаны на доске, заполнен каждый шарик. 5 +17 Cl +11 Na +9 F + 8 О +1 Н
N 2, H 2 , He, O 2 . Какой вид связи могут образовывать данные химические элементы. (все они неметаллы – значит КПС и КНС)
Этап V. В пещере отшельника.
В пещере нашли старую рукопись, но она оказалась испорченной. Помогите её восстановить (Очень холодно, мы с вами замерзли, поэтому рукопись вы восстановите дома, это будет вашим домашним заданием) 1. 0 Li +3 )) +... Li + F - 2. :Br + Н … 3. … + N: : N N : Запишите схемы образования молекул с
А
– с КНС;
В
– с КПС;
С –
с ИС.
Этап VI. Путь домой.
Для выполнения этого задания работайте с ПС и помните о закономерностях изменения металлических и неметаллических свойств у химических элементов, расположенных в одной подгруппе или одном периоде. Работайте все вместе. Расположите элементы в порядке возрастания неметаллических свойств:

Si, S, Al, Cl, P;
Привал. Послание учителя.
На последнем этапе прочитайте зашифрованное в таблице слово (
молодцы)
. Вид связи O 2 Na N 2 O 5 KBr Al I 2 HF Ионная А С К М П Р У Ковалентная полярная Т Б О Г В Я Л Ковалентная неполярная О Э Щ В Ю Д Ф 6
Металлическая Ч Ц Н Ь Ы Е Ж
Домашнее задание («Путевые заметки»)
расшифруйте старую рукопись, найденную в пещере отшельника.
Итог урока.



Что для вас оказалось самым сложным?



Что понравилось?



Что не понравилось?
Давайте оценим работу друг друга.
Спасибо за урок

Используемая литература:
1.О. С. Габриелян. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009. 2.М. Ю. Горковенко. Химия. 8 класс: Поурочные разработки по химии. – М.: ВАКО, 2004. 3.А. Ю. Гранкова. Химия: 8 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. 4.О. С. Габриелян. Химия. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8.» - М.: Дрофа, 2009. 5.Методический журнал «Химия в школе» № 4 2004 год. 7


В раздел образования