Использование схем предложений на уроках русского языка
Автор: Никифорова Элина Георгиевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ № 15 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: Использование схем предложений на уроках русского языка Раздел: среднее образование
Никифорова Элина Георгиевна. Учитель русского языка и литературы. МБОУ
СОШ № 15 г. Иркутск.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СХЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПУНКТУАЦИИ. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
В статье представлен опыт использования схем осложненных и сложных
предложений при обучении пунктуации, обоснована необходимость
проведения различных видов работ со схемами предложений на уроках
русского языка. Особое внимание уделяется графическому диктанту.
Изучение пунктуации вызывает у школьников трудности. Учащиеся не
всегда видят в предложениях однородные члены, вводные слова, обращения и
т. д. Необходимо уже с 5 класса обучать школьников умению видеть
структуру предложения, правильно ставить знаки препинания. Это помогает
формированию познавательных УУД (умение преобразовывать предложение
в схему и строить предложение по имеющейся схеме).Умение представлять
предложение в виде схемы поможет ребёнку научиться выделять в
предложениях обращения, вводные слова, однородные члены предложения,
причастные , деепричастные обороты, определять типы сложных
предложений, правильно ставить знаки препинания.
Работу со схемами предложений целесообразно начинать с 5 класса и
проводить систематически . Например , составляя схемы предложений с
вводными словами, обращениями, пятиклассники учатся видеть их в
предложении и выделять знаками препинания.
Приведу примеры использования разных видов работ со схемами
предложений.
1.
Составление схемы записанного предложения;
2.
Составление предложений по предложенным схемам, например:
1 2
[- =] , ( что - =).
Можно при этих видах работ использовать взаимопроверку ( работа в паре ).
3.
Использование схемы предложения при формулировании темы урока. В
этом случае на доске записывается схема предложения , например,
схема с однородными членами . Учащиеся по схеме определяют, чем
они должны будут заниматься на уроке, формулируют тему.
4.
Графический диктант.
Учитель зачитывает предложения, а учащиеся записывают только их
схемы. Использование графического диктанта позволяет лучше видеть
структуру предложения, так как ученики не записывают предложения, а
лишь прослушивают их.. Это более сложное задание, чем составление
схемы записанного предложения.
5.
Игра «графический диктант».
Гораздо интереснее учащимся, когда графический диктант даётся в
виде игры- соревнования. При этом весь класс делится на 2 команды. К
доске одновременно выходят по 2 представителя от каждой команды (
они работают на откидных досках ).Учитель зачитывает предложение,
а 2 человека у доски (остальные в тетрадях) записывают его схему.
Затем обе доски открываются, и учащиеся сверяют свою схему с теми ,
которые записаны на доске. Учащиеся вместе выясняют, какая схема
является правильной. За верный ответ команде начисляется балл. Для
следующей схемы приглашаются ещё по одному представителю от
каждой команды. Как правило, для такой игры используется до 10
предложений. Затем подсчитываются баллы, набранные каждой
командой. Это позволяет заинтересовать учащихся этим видом работы.
Дети получают возможность работать в составе команды, сравнивать
свой результат с результатами других. Использование такой игры
позволяет проверить умение составлять схемы предложений сразу
большого количества учащихся. ( Если взять 10 предложений ,то к
доске будет вызвано 20 человек).
Таким образом, нельзя недооценивать значение работы со схемами
предложений при изучении пунктуации. Следует систематически
применять на уроках графический диктант. Для поддержания у
учащихся интереса к этому виду работы целесообразно периодически
проводить графический диктант в виде игры. Нужно использовать и
другие виды работы со схемами предложений. Это поможет учащимся
лучше усвоить правила пунктуации.