Автор: Филатова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ЦРР дс"Гнёздышко" Населённый пункт: город Черногорск, республика Хакасия Наименование материала: проект Тема: "Спартианский калейдоскоп" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад «Гнёздышко
»
Долгосрочный познавательно игровой проект
с элементами творчества
«Спартианский калейдоскоп»
Автор: Филатова С. А.
воспитатель
г. Черногорск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Концептуальные основы проекта.
3.1 Принципы, положенные в основу проекта.
3.2 Приоритетные направления деятельности.
3.3 Методическое сопровождение проекта.
3.4 Возможные риски.
3.5 Пути их преодоления.
4.
Механизм реализации проекта « Спартианский калейдоскоп».
4.1 Реализация проекта.
4.2 Оформление проекта.
4.3 Атрибуты проекта.
4.4 Личное и командное первенство:
5.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
1.
Полное наименование проекта
Долгосрочный познавательно игровой проект с
элементами творчества «Спартианский
калейдоскоп»
2.
По доминирующему методу
Познавательно-игровой с элементами творчества
3.
По характеру содержания
Интегративный- (включает ребенка и его
родителей).
4 .
По характеру контактов
Осуществляется внутри средней группы в контакте
с семьей, в рамках ДОУ.
5.
По продолжительности
Долгосрочный -5 месяцев
6 .
Состав проектной группы:
- воспитатель;
-музыкальный руководитель;
-медицинский работник;
-дети, родители.
Организует
весь
процесс
реализации
проекта,
создаёт
условия
для
внедрения
Спартианского
д в и ж е н и я
и
о т с л е ж и в а е т
р е з ул ьт а т ы
с
использованием диагностики анкетирования, как на
входе, так и на выходе
Организует значимые мероприятия проекта
Спартианские игры,( праздники и развлечения).
Контролирует организацию проведения ,
направленных на профилактику простудных
заболеваний и формированию навыков ЗОЖ
дошкольников.
Являются активными участника-
ми Спартианских мероприятиях, расширяют знания
о Спартианском и олимпийском движении и их
значении его на воспитание детей дошкольного
возраста.
7.
Цель проекта
Используя общие идеи игровой программы «Друзья
Спартиашки»-для детей дошкольного возраста на
основе общих идей проекта «СпАрТ» внедрить
новые формы работы по взаимодействию
детского сада и семьи в развитии творческих
способностей и укреплению физического здоровья
дошкольников,
Формирование у всех участников проекта
мотивации к занятиям спортом, а также
потребности в новых знаниях о способах
сохранения и укрепления здоровья..
8.
Задачи проекта
Для детей:
3
-расширить кругозор в вопросах спортивной жизни,
Олимпийского движения в городе, республике,
стране и мире;
-расширить двигательные возможности,
самосовершенствования дошкольников, в
разнообразных формах творческой деятельности,
спортивных играх;
-содействовать сохранению и развитию самобытной
национальной культуры через Спартианские игры
для дошкольников;
-воспитывать социально значимые личностные
качества, целеустремлённость, инициативность
ориентацию на нормы социального поведения в
групповых спортивных соревнованиях;
-повышать эмоциональное благополучие
дошкольника за счёт проведения интересных и
увлекательных мероприятий связанных с
физической направленности и творческим
развитием;
-развивать интерес детей, и их родителей к нацио-
нальным видам спорта, народным играм и развлече
ниям, национальным и народным культурным тради
циям, вместе с тем воспитание у дошкольника
любви к родине.
Для воспитателей:
-повысить уровень профессиональной компетенции
изучив труды Л.Столярова «Спартианские игры»,
программу «Друзья Спартиашки», опыт работы
дошкольных учреждений, в ходе реализации
проектной деятельности ;
- разработать серию специальных занятий, досугов,
праздников и развлечений с учётом проекта и идеи
Спартианских игр;
- выпустить Спартианский калейдоскоп по итогам
внедрения проекта.
Для родителей:
-повысить педагогическую культуру родителей в
области формирования, сохранения и укрепления
здоровья детей через знакомство с Спарианским
движением;
-создать оптимальные условия для установления
доверительных и партнерских отношений
родителей группы путём проведения совместных
мероприятий в группе;
4
-приобщить родителей к жизнедеятельности
группы, дошкольного учреждения через поиск и
внедрения наиболее эффективных форм
оздоровления;
-создать для родителей обучающие буклеты об
организации игр с детьми, имеющими проблемы
в физическом развитии;
-совместно с родителями создать на групповой
площадке дополнительные условия для активной
двигательной деятельности детей, в режиме дня.
9.
Специализация проекта
Важнейшим направлением в работе по проекту
станет активное приобщение детей и родителей к
участию в Спартианских играх на сюжетной
основе; обязательное сочетание соревновательных
игр с не соревновательными, в которых нет
победителей и побеждённых, а есть личная победа
над проблемой, поощряется сотрудничество в
состизаниях..
Вовлечение детей и родителей в Спартианское
движение через совместные мероприятия, занятия
физической культурой , спортом, знакомство детей с
олимпийскими традициям.
Проект нацелен на улучшение
условий, в
которых будут учитываться основные социальные и
психолого-педагогические факторы,:
-
спортивная площадка;
-
музыкальный зал с музыкальной
аппаратурой;
- уголок психологической разгрузки;
-
уголок театра;
- студия изобразительного искусства
10.
Ожидаемые результаты.
После реализации проекта мы ожидаем следующие
результаты:
-в детском саду будут созданы условия для,
организации активного досуга и возможности
общения родителей детей с ограниченными
возможностями здоровья ;
- у детей появиться интерес к спортивным
мероприятиям, уверенность в собственных силах,
- у родителей появится желание сотрудничать с
педагогами детского сада в целях гармонического
развития и воспитания дошкольников;
- создание в группе детского сада набора
методической литературы, конспектов по
организации и проведению Спартианских игр, как в
целом, так и отдельным агонам в бумажном виде и
на электронных носителях.
5
11
12.
Адресат проектной деятельности
Проект предназначен для детей дошкольного
возраста и их семей
Формы работы над проектом:
1. Информационно –
аналитические:
Анкетирование родителей
Опросы детей
Консультация для родителей
Выпуск буклетов.
Написания родителями мини – сочинения «Мой
ребенок и его интересы к подвижным играм и
спортивным мероприятиям».
2. Наглядно-информационные :
Открытый показ непосредственной образовательной
деятельности для родителей.
Ежемесячные фотовыставки-отчёты
Дни открытых дверей.
3. Познавательные
Родительское собрание «Спартианская семья-это
что?».
Информационно-практические занятия «Школа
родителей».
Совместная работа по тематическому плану
проекта.
Круглый стол.
4. Досуговые
Открытие участка «Лето. Лето. Лето-спорт. Спорт.
Спорт»
Совместные праздники, досуги, развлечения.
Участие родителей в акциях, конкурсах, выставках
2.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«От спорта и искусства к их объединению
во имя гармонии и духовности!»
(Спартианский девиз)
Дошкольное детство - один из драгоценных периодов в жизни человека. Именно в
дошкольном возрасте на основе его естественного развития и социализации
закладываются основы здоровья человека, физического и психического развития, знания
личностных качеств, мировосприятия, различных элементов культуры. Сейчас становятся
привычными тревожные данные о системном ухудшении состояния здоровья, понижении
уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство – очень важный этап для формирования навыков сохранения и
укрепления здоровья. Именно поэтому задачи по здоровью созиданию и здоровье -
сбережению являются первостепенными в работе ДОУ. Внедрение ФГОС в дошкольном
образовании позволило пересмотреть и внести изменения в работу по укреплению
физического и психического здоровья детей, обеспечению максимального комфорта, учету
индивидуальных особенностей всех участников ВОП. Обеспечение преемственности в
работе ДОУ и семьи в вопросах физического развития и оздоровления детей одно из
главных направлений в рамках ФГОС.
6
2.1 Проблемы проекта
Дети проводят в дошкольном учреждении, значительную часть дня, и сохранение,
укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов.
Уже в дошкольном возрасте должны у ребенка появляться привычки к занятиям спортом
и здоровому образу жизни, тогда будут решены острые проблемы, как наркомания,
алкоголизм, детская безнадзорность в более старшем возрасте. (Из Национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа» Д. А. Медведева).
Проблема раннего формирования потребности в здоровом образе жизни актуальна,
своевременна и достаточно сложна. Дошкольный возраст - благоприятное время для
выработки правильных привычек. И именно поэтому формирование потребности в
здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей – главная забота
ДОУ
.
По мнению академика Н. М. Амосова, ребенок начала 21 века сталкивается с тремя
основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической
разрядки, перееданием, гиподинамией
Создание проекта « Спартианский калейдоскоп » обусловлено тем, что нашу группу
посещают дети с разными физическими возможностями и способностями, здоровьем,
дети ОВЗ. У детей повышен страх, неуверенность в собственные силы.
Внедрение новой системы и идеи Спартианских игр, позволит изменить отношение
детей к себе, почувствовать себя равным со сверстниками, .к занятиям спортом, а
родителей к работе детского сада, по организации физического воспитания и
формированию навыков ЗОЖ.
Работа по проекту позволит расширить работу с родителями, через проведения
совместных мероприятий связанных с разнообразными видами спорта, акций и повысить
уверенность в собственные силы и возможности своих детей, а каждый прожитый день в
детском саду будет особенным, где на первое место игра, интерес и возможности
ребёнка.
2.1.1.Актуальность
Данный проект актуален и посвящен “Спартианским играм”, как альтернативная
модель вовлечения дошкольников занятием спорта, участия в досугах независимо от
состояния физического и психического здоровья, социальной активности личности.
Проводимые совместные мероприятия основаны на сочетании спортивных соревнований
с различного вида творческими заданиями и конкурсами, и проходят на не
соревновательной основе, предполагают в качестве результата как личный успех, так и
командное взаимодействие , способствуют тесному общению участников.
Гуманизация спорта и его интеграция с искусством не рассматриваются как самоцель.
Данная альтернативная модель спорта для всех и рассчитана на детей и взрослых, лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
2.2 Новизна проекта
Новизна проекта является объединение родителей группы дошкольников на первом
этапе, а затем всего детского сада как модели спорта для всех .Проект «Спартианский
калейдоскоп » разработан на основе новой игровой программа для дошкольников,
"Друзья Спартиашки" - имеющей не только развлекательные, но прежде всего
воспитанные и образовательные цели и ориентирована на единство духовного и
физического развития, а также на развитие детского сада как центра социальной и
культурной жизни микрорайона. Это не только повышение качества образовательных
услуг в плане здоровье сбережения дошкольников, но и вовлечения семей дошкольников
7
их в социально-значимую практику. Организация досугов через участия в
Спартианских играх, пропаганду Спартианского движения, но и поддержка семей
дошкольников.
Ориентируясь на общечеловеческие ценности, «Спартианское движение» ставит своей
целью возрождение и развитие лучших черт, присущих россиянину: доброты,
великодушия, милосердия, высокой духовности в сочетании с физической силой и
здоровьем, а также талантливостью в различных видах творческой деятельности.
3.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА.
Проект «Спартианский калейдоскоп » - это успешная совместная деятельность
сотрудников ДОУ и родителей. Участники проекта имеют возможность более полно
удовлетворить интерес к физкультуре и спорту, творчеству через знакомство со
Спартианскими играми и Олимпийским движением в России. Продемонстрировать свои
способности и таланты.
При создании концепции проекта я опираюсь на следующие идеи:
1.Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс,
Б.Ананьев).
2.Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3.Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский,Л.Выготский).
4.Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитании (В.Сухомлин
-ский, А.С.Макаренко).
3.1 Принципы, положенные в основу проекта:
Основными принципами организации Спартианских игр для маленьких являются:
•обязательное сочетание соревновательных игр с не соревновательными, в которых нет
победителей и побежденных, а есть успехи и достижения, и поощряются сотрудничество,
юмор;
•использование народных игр, забав, художественных конкурсов, связанных с
национальными и народными культурными традициями;
•организация и проведение Спартианских игр на сюжетной основе;
•соответствие всех физических упражнений, а также правил и инвентаря особенностям
детей дошкольного возраста;
•отсутствие существенного различия в материальной ценности призов, сувениров
участникам и болельщикам.
Как показали исследования В.К. Балсевич, и Л.И Лубышевой участие в Спартианских
мероприятиях способствует усилению ориентации на здоровый образ жизни и физическое
совершенствование.
При внедрении проекта используется модульно-тематический подход, позволяющий
отразить принцип «Спартианского движения», в ходе которого возможно осуществление
корректировки проекта на основе программы «Истоки»
3.2 Приоритетное направление деятельности :
•Спортивно-оздоровительное.
Двигательная активность детей организована в течение дня с учётом режима и
интересов детей: первая половина дня - утренняя гимнастика, спорт пауза, прогулка,
вторая половина дня - бодрящая гимнастика, водные процедуры, час двигательной
активности вечерняя прогулка. На пятый день недели проводиться тематический день ,
один из агонов. В конце месяца проводится – день здоровья с участием родителей,
планируются соревновательные игры
8
3.3 Методическое сопровождение проекта
Основными методами организации «Спартианских игр» являются:
•Метод игры используется в течение всего проекта как в соревновательных, так и не
соревновательных играх;
•Методы театрализации реализуется через костюмированные представления, обряды,
ритуалы «Спартианского движения»;
•Методы состязательности распространяются на все сферы творческой и спортивной
деятельности согласно кодексу Спартианского движения.
3.4 Возможные риски:
1.Вспышка заболеваемости дошкольников
2. Страх, детей и неуверенность в собственные силы , слабая заинтересованность
родителей
3.Часто болеющие дети, непосещение детского сада по состоянию здоровья..
3.5 Пути их преодоления:
-Удлинение сроков реализации проекта, корректировка проекта
- Совместные мероприятия с детьми и родителями. Информирование родителей с
помощью информационных бюллетеней, буклетов, листовок. .
- Индивидуальная работа с отсутствующими детьми, информирование и
консультирование родителей, детей о предстоящих состязаниях.
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «СПАРТИАНСКИЙ
КАЛЕЙДОСКОП».
4.1 Реализация проекта включает в себя три основных этапа:
1.Подготовительный этап – февраль, март.
Этот этап характеризуется тем, что до внедрения проекта будут созданы условия:
•пополнена методическая база по организации Спартианских игр в дошкольном
учреждении;
•разработано тематическое планирование проекта;
-проведены консультации для родителей;
-защита проекта на педагогическом совете.
2.Основной этап – апрель ,май, июнь, июль.
Основной деятельностью этого этапа является:
•реализация цели и задач проекта «Спартианский калейдоскоп»;
•вовлечение детей и родителей в различные виды Спартианских игр и в различные виды
коллективно-творческих дел;
3. Заключительный август.
Анкетирование, диагностика по результатам реализации проекта;
-обработка и оформление аналитического материала по результатам внедрения проекта в
режиме дня, согласно программы «Истоки»;
- предоставить информационно-аналитический материал с видео приложениями куратору
Спартианского движения Республики Хакасия Горбачёвой Е.Ю.
9
4.2 Оформление проекта.
Оформление информационного уголка «Маршрутами Спартианских игр»
Выпуск фотогазеты «СпАрта – новая жизнь»
4.3 Атрибуты проекта.
Флаг Спарианских игр, эмблема Спартианского движения, галстуки, Гимн Спартианских
игр, Кодекс чести Спартианцев.
4.4 Личное и командное первенство родителей.
Семейные команды награждаются вымпелами, дипломами, грамотами.
Лидеры награждаются галстуками с символикой СпАрты.
Имена самых лучших участников игр заносятся в «Спартианскую книгу рекордов».
5.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В РЕЖИМЕ РАБОТЫ ПРОЕКТА.
№
Тема
1.
Защита семейных Спартианских визиток
2.
Спарт - дуэль : «Большая игротека» - народные игры и забавы, национальные виды
спорта.
3.
День не соревновательных игр(игры доверия, творческие игры).
4.
Спартианское многоборье:
- конкурс семейных рисунков «Быстрее, выше, сильнее»;
-конкурс песни о спорте и здоровье.
5.
Спар – креатив ярмарка:
- выставка декоративно прикладного творчества;
- детский конкурс «Узоры на камнях»
6.
Знакомство с национальными видами , традициями и обычаями Хакасского
народа.
7.
Викторина «Культурные ценности Хакасского народа»
8.
«Спарт- атлон» креативные спортивные соревнования
9.
Конкурс ораторского искусства(стихи о спорте).
10.
Арт - произведений на тему «Обычаи моего народа!».
10
11.
Конкурс ораторского искусства(стихи о спорте).
12.
-Малые Спартианские игры;
13.
«Спарт – мюзикл» - театрализованное выступление семейных команд обыгрывание
хакасских, русских народных сказок
14.
-Приглашаем всех «Всей семьёй на выходной
15.
Спартианские семейные игры «Мама, папа и я – дружная семья»
16.
- Акция «Крупицы добра в благоустройства участка »
17.
-Спарт - карнавал:
-завершение проекта, выставка детских карнавальных костюмов;
18.
Флешмоб « Вей семьёй на зарядку»-посвящённый дню
Республики
19.
День здоровья «Лето, лето-это здорово»-открытых дверей встреча детей и
родителей с будущими спортивными звёздами г. Черногорска
19.
Собрание с родителями по теме "«Спартианская семья-это что?».
20.
Собрание с родителями по теме " За здоровьем в детский сад":
21.
Открытие школы родителей и ежемесячный выпуск листовки «Маленькие
Спариашки»
22.
Круглый стол «Спартиашки на летнем отдыхе с семьёй» -представление
презентаций, семейных газет, буклетов
23.
Презентация по результатам проекта.
6. ПРИЛОЖЕНИЕ.
11
6.1.Кодекс чести Спартианца
6.2. Спартианский дневник
6.3.Глоссарий
Спартианский кодекс чести
Обязанность и дело чести каждого участника Спартианского движения:
1. Постоянно работать над собой.
2. Стремиться к гармоничному и всестороннему развитию.
3. Играть и соревноваться по-спартиански.
4. Укреплять "Спартианскую Семью".
5. Уверенно идти своей Спартианской дорогой.
Спартианский дневник.
Спартианский дневник, в который вносятся результаты психолого-педагогических
наблюдений педагога за развитием воспитанника.
Одной из задач является разработка индивидуальной программы интеллектуального и
физического развития на основе полученной диагностики.
Спартианский дневник – документ, имеющий своей целью проследить физическое
развитие воспитанников и их достижения в различных видах творческой деятельности.
Основные задачи Спартианского дневника:
– ознакомление воспитанников и родителей с идеями Спартианского движения,
принципами Спартианского кодекса, атрибутикой (эмблемой, девизом, гимном), а также
обоснование необходимости спартианского и олимпийского образования в в детском саду;
– отслеживание результатов диагностики и тестирования состояния здоровья, уровня
физической подготовленности в течение всего проектного периода ;
– создание диагностической базы для разработки индивидуальной программы развития
ребенка, отслеживание ее эффективности;
– создание условий для объединения усилий воспитателей и родителей направленных на
духовное и физическое развитие.
Титульный лист документа содержит данные дошкольника и его родителей.
На первых страницах кратко излагаются гуманистические идеи, на которые опирается
Спартианское движение, атрибутика Спартианского движения:
-девиз, эмблема,
12
На каждой странице дневника помещены высказывания «великих людей», пословицы,
которые являются ориентиром для духовного и физического совершенствования
воспитанников.
Глоссарий
СпАрт" /"SpArt"/, который был разработан В.И.Столяровым в 1990 г. и изложен им в ряде
публикаций, а также выступлений на семинарах, конференциях, конгрессах и т.д. [ см.
Столяров, 1990-1996 ].
В самом названии проекта, (оно производно от трех английских слов: "Spirituality"
- духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство) отражена его главная идея и основной
замысел: поиск новых путей, средств и методов гуманизации современного спорта,
повышения его духовно-нравственной и эстетической ценности, а также укрепления
союза, интеграции спорта с искусством.
«С оревнование П оклонников А ктивного Р азностороннего Т ворчества»; 2) как
производное от английских слов: « Spirituality» – «духовность , « Sport» – спорт и «Art» –
искусство..
В основе этих Игр не спорт в его традиционном понимании, а СПАРТ – альтернативный,
инновационный « спорт », интегрирующий традиционный спорт с искусством и другими
видами творческой деятельности, « спорт » для радости и целостного развития личности
Агоном — называлась у греков всякая борьба или состязание, но главным образом
агонами обозначались игры. Главным образом, были гимнастические; они заключались в
беге на колесницах, простом беге, кулачном бою, борьбе, прыганье и бросании диска и
копья. На Пифийских, Истмийских, Немейских и многих местных играх происходили и
состязания в музыке, пении и танцах, а на празднествах в честь Диониса давались
драматические представления.
Артбол – эстетическая разновидность баскетбола. Спортивно-динамичные игры, которые
предлагают специалисты ВНИИФКа Л.А. Калинкин и В.А. Синельников. «Синплей» –
командная игра со специальными ракетками, легким «прыгучим» мячиком и
треугольными воротами. «Футболей» – командная игра на волейбольной площадке
волейбольным мячом с элементами футбола и волейбола
Олимпийская культура личности – деятельность и ее результаты по осмыслению,
сохранению, развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов и т.д. спорта и
олимпийского движения. С позиций идеалов олимпизма (гармоничное развитие личности,
мирные отношения между народами и государствами) индивид оценивает как наиболее
важные, значимые, т.е. рассматривает как ценности, а также складывающиеся на основе
такой оценки идеалы, смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые
определяют олимпийскую направленность его деятельности и социальных отношений в
сфере спорта.
Спартианская культура личности – деятельность и ее результаты по осмыслению,
сохранению и развитию тех сторон, функций, компонентов и т.д. спорта и спартианского
13
движения, которые индивид на основе спартианских идеалов (гармоничное и
разностороннее развитие личности, культура мира) оценивает как наиболее важные,
значимые, т.е. как ценности, а также складывающиеся на основе такой оценки идеалы,
смыслы, символы, нормы, образцы поведения и т.п., которые определяют спартианскую
направленность его деятельности и социальных отношений в сфере спорта и
спартианского движения.
Спартианский брэйн-ринг (конкурс знатоков: истории России ; искусства, науки,
техники, спорта и т.д.; всесторонне (универсально) развитых личностей в этих сферах
деятельности; Олимпийских игр и спартианского движения и т.д.). Вопросы задаются как
организаторами, так и командами. Форма проведения брэйн-ринга, содержание и характер
задаваемых вопросов определяются организаторами.
Спартианская орхестрика - (Под «орхестрикой» в Древней Греции понималось
искусство движений, проявляемое в акробатических упражнениях, обрядовых,
театральных и боевых танцах. Искусство, культура движений, красота и пластика
«одухотворенного движения»). Участники демонстрируют чувство музыки и ритма в
движениях, а также способность выражать в движениях вызванные музыкой чувства и
переживания.
Спартианский мюзикл - театрализованное выступление, объединяющее танцевальное,
вокальное, ораторское, поэтическое искусство и спортивное мастерство (элементы
аэробики, акробатики, художественной гимнастики, синхронное выполнение физических
упражнений и т.д.).
Спартианская книга рекордов - Участники могут продемонстрировать:
– уникальные физические способности (может использоваться определенный инвентарь);
– уникальные художественные способности (игра на необычных музыкальных
инструментах или необычным способом, пение разными голосами, рисование необычным
способом и др.)
Спарт–дуэль - каждый участник поочередно вызывает других участников на «дуэль» и
определяет вид «оружия» дуэли. Оно должно включать в себя два соревнования, одно из
которых связано со спортом, а другое – с искусством. К участию в «СПАРТ-ДУЭЛИ »
могут допускаться и зрители.
Триабол – комплексное соревнование: боулинг + бильярд + настольный теннис.
Турнир — (нем. Turnier, от др. нем. turnen двигаться в круге). Военные праздники времен
рыцарства, сопровождавшиеся играми и состязаниями
Экоспорт («Русский триатлон») - Предполагает перемещение спортсмена в трех средах –
по земле, по воде и по воздуху с применением технических средств, не загрязняющих
окружающую среду: с помощью велосипеда, роликовых коньков, скейтбордной доски.
14
7. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1. Бабенкова Е.А. Растим здорового ребенка. УЦ «Перспектива». Москва, 2011г.
2. Баль Л.В. Букварь здоровья. АОЗТ издательство «ЭКСМО», 1995г.
3. Белая А.Е. Пальчиковые игры. АСТ Астрель. Москва, 2002г.
4. Зимонина В.Н. Воспитание ребенка – дошкольника. Расту здоровым. Владос. Москва,
2004г.
5. Меличева М. Культура здоровья дошкольников в круговороте праздников года. Санкт-
Петербург, 2007г.
6. Славянская М.В. Физкультурой занимайся – будешь весел и здоров!. Екатеринбург, 2012
г.
7. Тарасова Т.А. Здоровый образ жизни. Я и мое здоровье. Москва. Школьная пресса,
2008г.
8. Токаева Т.Э. «Азбука здоровья». Пермь, 2002 г.
9 .Адам Ивон (1981). Олимпийские игры в Москве и будущее олимпийского движения //
Теория и практика физической культуры. – № 5. – С. 57-58.
10. Адашкявичене Э.И. (1992). Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для
воспит. детсада. – М.: Просвещение. – 159 с.
11. Амонашвили Ш.А. (1998). Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Изд-во «Ин-т
практической психологии». – 544 с.
12. Апанасенко Г.Л. (2006). Здоровье спортсмена: критерии оценки и прогнозирования //
Теория и практика физической культуры. – № 1. – С. 19-24.
13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Учеб. для студ. сред. и высш.
пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Комиссарова, Т.А.Добровольская. – М.: Изд.
центр «Академия», 2001.
14. Бальсевич В.К. (2003). Спортивно ориентированное физическое воспитание:
образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физич. культ. – № 5. – С. 19-
22.
15. Балякина А.В. (1997). Создание образа себя у детей дошкольного возраста через
занятия физической культурой – Н. Новгород. – 152 с.
15