Автор: Шмыга Марина Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 40 "Калинка" Населённый пункт: Кемеровская область, г.Междуреченск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Развитие моторики рук у детей с ОВЗ Раздел: среднее профессиональное
К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста
отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки
развиты недостаточно, речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Опрос,
анкетирование и беседы с родителями позволили мне определить, что в семье не
всегда
уделяется
должное
внимание
развитию
мелкой
моторики
пальцев
рук
у
ребенка. А ведь уровень знаний и умений большинства из них в данной области
невысок. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении
детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной
работы.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,
я использую:
«Театр
в
руке» (театрализованные
игры),
позволяющий:
повышать общий тонус;
р а з в и в а т ь
в н и м а н и е ,
п а м я т ь ,
воображение, связную речь;
с н и ж а т ь
п с и х о э м о ц и о н а л ь н о е
напряжение.
«Криотерапию» -
Одну
из
современных
нетрадиционных
методик
коррекционной
педагогики,
заключающуюся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на
нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на
изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется
выраженным
их
расширением,
что
значительно
усиливает
ток
крови
к
месту
воздействия,
в
результате
чего
у л у ч ш а е т с я
п и т а н и е
т к а н е й .
Криотерапия проводится по следующей
схеме: одна процедура через 1-2 дня в
течение месяца. Продолжительность игр
со
льдом нужно постепенно увеличивать с
5
с е ку н д
д о
1
м и н у т ы .
Ре бя т а
с
удовольствием
на
занятиях
строят
из
цветных кубиков льда различные узоры и фигурки.
«Сыпучие игры»
Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае
рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь,
но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение.
«Песочную терапию» .
Игры с песком способствующие формированию и развитию пространственно-
количественных представлений,
самомассажу кистей рук.
Именно в песочнице создается
дополнительный акцент на
тактильную чувствительность,
развивается мануальный
интеллект ребенка. Песок
обладает замечательным
свойством «заземлять»
негативную психическую
энергию.
«Игры с различными
предметами»
(в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивающие
координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
«Игры с мозаикой и
конструктором»
Игры из цветных фишек, с
помощью которых можно собирать
неограниченное число орнаментов
мозаики.
Развивает цветоощущение,
моторику, абстрактное мышление и
пространственное воображение
«Волшебную полянку»
Которая дает возможность
научиться застегивать и расстегивать
пуговицы, кнопки, насаживать
предметы на крючки, вдевать шнурок
в
отверстие, тем самым развивая ручную умелость, а также создавать разные сюжеты и
составлять по ним рассказ.
В
работе
по
развитию
мелкой
моторики
я
придерживаюсь
следующих
правил:
Задание
подбираю
с
учетом
их
постепенно
возрастающей
сложности.
Учитываю
индивидуальные
особенности
ребенка,
темп
его
развития, возможности, настроение.
Работу провожу регулярно, систематически.
Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления
ребенка.
Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их
в занимательную игру.
Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда
подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у
детей положительную мотивацию.
Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и
совершенствования
мелкой
моторики
кисти
и
пальцев
рук
дает
положительную
динамику
в
развитии
мелкой
моторики
и
развитии
речи
детей.
Упражнения,
укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и
мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования
функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в
школе.