Напоминание

Развитие моторики рук у детей с ОВЗ


Автор: Шмыга Марина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 40 "Калинка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Междуреченск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие моторики рук у детей с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки развиты недостаточно, речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили мне определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у ребенка. А ведь уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой,

я использую:

«Театр

в

руке»
(театрализованные игры), позволяющий:  повышать общий тонус;  р а з в и в а т ь в н и м а н и е , п а м я т ь , воображение, связную речь;  с н и ж а т ь п с и х о э м о ц и о н а л ь н о е напряжение.
«Криотерапию»
- Одну из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающуюся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего у л у ч ш а е т с я п и т а н и е т к а н е й . Криотерапия проводится по следующей схеме: одна процедура через 1-2 дня в течение месяца. Продолжительность игр со льдом нужно постепенно увеличивать с 5 с е ку н д д о 1 м и н у т ы . Ре бя т а с удовольствием на занятиях строят из цветных кубиков льда различные узоры и фигурки.

«Сыпучие игры»
Нестандартные техники рисования на сыпучих материалах (в данном случае рисование на манной крупе), позволяющие развивать не только моторику рук и речь, но и усидчивость, аккуратность, внимание и воображение.
«Песочную терапию»
. Игры с песком способствующие формированию и развитию пространственно- количественных представлений, самомассажу кистей рук. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается мануальный интеллект ребенка. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.
«Игры с различными

предметами»

(в данном случае, с прищепками и счетными палочками), развивающие координацию движений пальцев рук, внимание, мышление и воображение.
«Игры с мозаикой и

конструктором»
Игры из цветных фишек, с помощью которых можно собирать неограниченное число орнаментов мозаики. Развивает цветоощущение, моторику, абстрактное мышление и пространственное воображение
«Волшебную полянку»
Которая дает возможность научиться застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, насаживать предметы на крючки, вдевать шнурок в
отверстие, тем самым развивая ручную умелость, а также создавать разные сюжеты и составлять по ним рассказ.
В

работе

по

развитию

мелкой

моторики

я

придерживаюсь

следующих

правил:
 Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.  Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.  Работу провожу регулярно, систематически.
 Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.  Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.  Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.  Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию. Использование выше приведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, речи детей, но и интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе.


В раздел образования