Диссеминация опыта инновационной деятельности учителя русского языка и литературы Митиной Н.А.
Автор: Митина Наталья Анатольевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №22 Населённый пункт: х.Красная Улька Майкопский район Республика Адыгея Наименование материала: статья Тема: Диссеминация опыта инновационной деятельности учителя русского языка и литературы Митиной Н.А. Раздел: среднее образование
Уважаемые коллеги!
Разрешите поздравить вас с новым учебным годом, пожелать творческих
успехов, любознательных и активных учеников, достойной заработной платы.
Пусть этот учебный год будет урожайным, принесёт ученикам и нам радость
общения и творческих открытий.
Диссеминация опыта инновационной деятельности учителя.
Раньше
использовался
термин
«распространение
педагогического
опыта».
Сейчас
появился
современный
термин
«диссеминация»,
который
имеет
более
широкое
понятие
(от
лат
.
disseminatio
-
сеяние,
распространение). Слово «диссеминация» является однокоренным словом к
весьма
привычному
для
нас
слову
«семинар»
(от
лат.
seminarium
—
рассадник),
и
прямым
образом
соотносится
по
значению
с
известным
призывом
нашего
великого
соотечественника Н.А.
Некрасова
к
сеятелям:
«Сейте разумное, доброе, вечное!...».
Слишком много в русском языке появилось неологизмов. То мониторинг
вместо отслеживания, теперь вот диссеминация.
Означает этот термин активное распространение авторских материалов
и авторской позиции конкретного педагога. Наши так называемые педагоги-
лидеры
(победители
конкурсного
отбора,
учителя
с
высшей
категорией)
написали уже столько томов, что по объему можно сравнить с Л.Н. Толстым.
Действительно,
почему
бы
не
сказать
просто
"распространение
передового педагогического опыта", все ясно и понятно. Как же мы любим
замудренные словечки!
Диссеминация
в
образовании нами
понимается
как
распространение
результатов
педагогической
деятельности.
Слово
«диссеминация»
используется
для
обозначения
действий
по
распространению
идей,
ценностей, продуктов и результатов проектов. Иными словами, речь идет не о
любом
распространении
(хотя
слово
«распространение»,
является
ближайшим
русским
синонимом
слова
«диссеминация»),
а
именно
о
распространении
достижений,
полученных
в
ходе
разработки
и
реализации проектов.
На мой взгляд, диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы
донести идеи, результаты успешного инновационного педагогического опыта
до
педагогического
сообщества.
И
не
просто
донести,
а
воодушевить
педагогов
на
использование
этого
опыта,
обучить
их
механизмам
его
осуществления.
В
наших
образовательных
учреждениях
работает
много
талантливых,
интересных
педагогов,
которые
готовы
поделиться
своим
богатым опытом. Наша задача вовлечь в процесс диссеминации как можно
больше педагогов: и тех, кто готов поделиться опытом, и тех, кто готов его
принять.
А
цель
этого
процесса
одна
–
это
повышение
эффективности
педагогического процесса и, соответственно, качества образования.
Здесь присутствуют учителя, участвующие, также как и я, в конкурсе
лучших учителей в рамках ПНПО «Образование», тем более победители, в
своих
папках,
представленных
на
конкурс,
мы
разместили
методические
материалы,
обобщающие
опыт
работы.
У
каждого
свои
методические
находки, свои «изюминки».
При подготовке к семинарам, конкурсам "Учитель года" мы готовим
мастер-классы. Опыт, конечно же, распространяется, конкурсанты многому
учатся друг у друга. В конкурсах профессионального мастерства «Педагог
года» я участвовала трижды, побеждая в различных номинациях, в том числе
«Мастер-класс».
В
нашем
районе
под
руководством
Н.К.Костарновой
несколько
лет
работало методическое объединение творчески работающих учителей. Мы
выезжали в различные школы района, делились опытом с коллегами, давали
открытые
уроки
и
мероприятия,
выпускали
свой
методический
журнал
«Ядро».
Выступления на республиканских форумах и фестивалях способствуют
распространению опыта работы. В 2010 году проводился в Адыгее фестиваль
«Созвездие 2010», где мы делились опытом работы с молодыми коллегами,
выступали с презентациями опыта работы и мастер-классами.
Два последних года, являясь руководителем районного методического
объединения учителей русского языка и литературы, вместе с коллегами
старалась
идти
в
ногу
со
временем,
получила
сертификат
«Учитель
цифрового века», делась опытом работы
на сайте фестиваля «Открытый
урок».
В
работе
применяю
современные
информационные
технологии:
эффективно
использую
цифровые
предметно-методические
материалы,
предоставленные
в
рамках
Общероссийского
проекта
«Школа
цифрового
века». Большая копилка презентаций к урокам собрана за последние три года.
Уроки литературы сопровождаются просмотром фрагментов кинофильмов по
произведениям, предусмотренным программой.
В
практике
работы
использование
обучающих
комплексов,
основу
которых составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков.
Используются мультимедиа-комплексы при подготовке к экзаменам.
Ведущей идеей педагогической системы является идея: «Путь к успеху
через творчество». Работа направлена на достижение результатов учащимися
в учебной и творческой деятельности.
Моё
педагогическое
кредо:
учить
так,
чтобы
русский
язык
стал
интересным предметом!
Русский писатель и педагог Л.Н. Толстой советовал учителю: «Хочешь
наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее». Но сегодня мало
любить и знать свой предмет. Ведь преподавать литературу, при изучении
которой «душа обязана трудиться», в век телевидения и компьютеров очень
трудно, поэтому вопрос «Как повысить интерес к своему предмету?» волнует
сегодня каждого словесника.
Мне очень хочется, чтобы ученики воспринимали науку о языке и слове
не как свод тяжелых правил, могли почувствовать вкус родного слова, ведь
родной язык – это язык слов простых и сложных, веселых и грустных,
добрых и злых. Поэтому из урока в урок я стараюсь пробудить у учеников
интерес
к
отдельно
взятому
слову,
потому
что
работа
с
ним
–
это
своеобразный дренаж детского интеллекта. Незаменимыми помощниками в
этой работе являются для меня словари.
Работа направлена на достижение результатов учащимися в учебной и
творческой деятельности.
Думаю, самая эффективная форма распространения опыта - публикация
в сети. Так что личные сайты, блоги - один из самых действующих способов
заявить о своем опыте и даже получить отзывы и поддержку коллег.
В различных творческих конкурсах и конкурсах профессионального
мастерства участвую сама и привлекаю к участию своих учеников. Ведь
слагаемые успеха учительского труда – это успехи учеников. Нас привлекает
всё новое и интересное. Уже второй учебный год с учащимися своего 6
класса
мы
апробируем
учебники,
ориентируемые
на
стандарты
второго
поколения,
на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся,
связь родного языка с другими школьными предметами. («Русский язык»
С.И.Львовой, В.В. Львова).
Результаты ГИА и ЕГЭ по предметам в моих классах на протяжении
многих лет стабильно выше средних республиканских.
В текущем учебном году ГИА по выбору, кроме основных русского
языка
и
математики,
весь
класс
(17
человек)
выбрал
для
итоговой
государственной
аттестации
ГИА
по
литературе.
Этот
экзамен
имеет,
конечно, повышенный уровень сложности, в КИМах нет заданий с выбором
ответа.
Все
ответы
надо
формулировать
самостоятельно,
анализировать,
рассуждать, творчески мыслить.
Учащиеся победители и призёры конкурсов и олимпиад муниципального,
республикого и российского уровней.
Матузок Юлия – призёр (Диплом 3 степени) в республиканском этапе
Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
В 2007, 2009, 2010 годах за участие в конкурсе лучших учителей в
рамках приоритетного нацпроекта «Образование» получала республиканские
гранты,
награждена
Почётными
грамотами
Министерства
образования
и
науки Республики Адыгея по итогам конкурса лучших учителей в рамках
приоритетного национального проекта «Образование».
Позитивная динамика количества и повышение качества
творческих работ обучающихся по предмету
В
творческом
конкурсе
«Люби
и
знай
родной
язык»
в
2010-2011
учебном
году
приняли
участие
15
учащихся
9-го
класса.
В
номинации
«Инсценировка»
получили
2-е
место
в
республиканском
конкурсе.
(Инсценировали фрагмент из поэмы Твардовского «Василий Тёркин».)
В текущем учебном году приняли участие во Всероссийском проекте
«Интеллект будущего» Малой академии наук г. Обнинска, было отправлено
17 работ обучающихся 5-6 классов. Подготовила 5 победителей конкурса по
русскому языку «Интеллект-экспресс» и 12 призёров. Дуванская А. (5 кл.) –
лауреат конкурса «Лингвистическая археология» осеннего тура. Петрова В. (6
кл.) – призёр этого конкурса. В районной газете «Маяк» опубликовано много
творческих работ учащихся, выдержки лучших сочинений представлены в
газете «Советская Адыгея».
По итогам конкурса сочинений 2011 года лучшие работы учащихся 4
кл. опубликованы в районной газете «Маяк» на тему «Правнуки победы о
поколении победителей»: Агаевой С. «Горжусь своим дедушкой», Кузьминой
А. «Спасибо дедам за победу», В.Гончарова «Чтим подвиги героев».
Наблюдается
положительная
динамика
количества
учащихся,
принимающих участие во Всероссийском конкурсе «Языкознание для всех».
Количество
учащихся,
ставших
участниками
конкурса
«Русский
медвежонок» в 2008 году – 11, в 2009 – 25, в 2010 – 26, в текущем учебном
году – 34. Есть у нас и победитель этого конкурса.
15 ребят 5-6 классов – участники, награждённые Грамотами
Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» школьного этапа.
Из них один победитель в муниципальном этапе и один призёр.
14 человек участвовали в молодёжном филологическом чемпионате в
текущем учебном году, который проводит Центр развития одарённости г.
Пермь. В прошлом учебном году 8 учащихся участвовали во Всероссийской
олимпиаде по русскому языку Центра поддержки талантливой молодёжи.
Лучшие
творческие
работы
учащиеся
защищают
на
школьных
конференциях. Грамоты Администрации школы имеют учащиеся за лучшие
сочинения на темы: «Осенний этюд», «Овеянные славою флаг наш и герб»,
«Этот День победы».
Результатом
большого
количества
творческих
работ
стал
выпуск
школьного сборника творческих работ учащихся.
Работы учащихся признавались лучшими в конкурсе сочинений «Если
бы я был главой», публиковались в газете «Советская Адыгея».
За участие в муниципальном конкурсе сочинений «Если бы я был
главой», а также за активное участие в районных мероприятиях отделом
образования
молодёжи
предоставлена
путёвка
во
Всероссийский
лагерь
«Орлёнок» учащейся 8 класса Кущ Ирине.
В «Орлёнке» на конкурсе сочинений «Русское слово» Ирина оправдала
доверие и стала победителем.
Ребята
нашего
района
в
2011-2012
учебном
году
заняли
на
республиканской олимпиаде по литературе первое общекомандное место.
Диссименация: инновационный опыт → его описание → распространение +
сопрповождение → результат. Главное в диссеминации - желание работать
творчески, постоянно учиться, общаться с коллегами.