УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Автор: Трофимова Дарья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №6 "Золушка" Населённый пункт: город Шарыпово Наименование материала: Доклад Тема: УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ Раздел: дошкольное образование
УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ
ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ И КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Актуальность
настоящего
исследования
обусловлена
недооценкой
роли
физического воспитания детей в период раннего детства, что является одной из причин
их низкой физической подготовленности и высокой заболеваемости. Медицинская
статистика и наблюдения врачей свидетельствуют о неблагоприятном и ухудшающемся
состоянии здоровья детей. Только 20% детей можно считать практически здоровыми, а
70%
относятся
к
группе
риска.
Анализ
показателей
здоровья,
уровня
развития
физических
качеств
детей
дошкольного
возраста
свидетельствует
о
чрезмерно
тревожных отрицательных тенденциях, которые продолжают усугубляться.
Здоровье
ребенка
зависит
от
ряда
факторов:
биологических,
экологических,
социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Среди
многообразных
факторов,
влияющих
на
состояние
здоровья
и
работоспособность
растущего организма, двигательная активность занимает определяющее место.
Особенно
велика
роль
целенаправленного
руководства
двигательной
деятельностью
детей
раннего
возраста.
Дети
этого
возраста
имеют
высокую
биологическую
потребность
в
двигательной
активности,
но
не
всегда
могут
ее
реализовать
на
должном
уровне.
При
этом
надо
учитывать,
что
самостоятельная
двигательная
активность
детей
раннего
возраста
ограничивается
созданными
условиями в детском саду. Так же, нужно принять к сведению, что дети раннего
возраста не могут соотносить свои возможности с желанием, это может привести к
нежелательным
последствиям.
Из
этого
можно
сделать
вывод
о
необходимости
совершенствования
двигательного
режима
в
дошкольном
учреждении,
на
основе
оптимизации двигательной активности детей раннего возраста, что и актуализирует
настоящее исследование.
Объект исследования – здоровье детей раннего возраста.
Предмет исследования – повышение качества здоровья детей раннего возраста
на основе оптимизации их двигательной активности.
Цель исследования : на основе оптимизации качественных и количественных
характеристик
двигательных
действий
разработать
программу
повышения
уровня
здоровья детей раннего возраста и создать условия для ее реализации.
Гипотеза
исследования :
В
основу
гипотезы
исследования
положено
предположение о том, что качество здоровья детей раннего возраста будет укрепляться,
если будет:
-
разработана
программа
оптимизации
качественных
и
количественных
характеристик
двигательных
действий
детей
раннего
возраста,
направленная
на
обеспечение
соответствия
физической
подготовленности
ребенка
уровню
его
физического развития на каждом возрастном этапе жизни;
- созданы условия для реализации программы в семье и ДОО;
- осуществляться мониторинг соответствия двигательных умений детей раннего
возраста и степени их созревания.
- при создании программы увеличения двигательной активности и условий для ее
реализации,
повысится
физическая
подготовленность
детей
раннего
возраста
и
снизится заболеваемость детей.
Исходя из поставленной цели и гипотезы исследования, были определены его
следующие задачи :
1. Изучить теоретические основы повышения качества здоровья детей раннего
возраста на основе увеличения их двигательной активности;
2. Разработать программу повышения качества здоровья детей раннего возраста
на основе оптимизации двигательной активности и создать условия ее реализации;
3.
Определить
эффективность
экспериментальной
программы
и
условий
ее
реализации.
Исследование качества здоровья детей раннего возраста на основе повышения
качественных и количественных двигательных действий было организованно на базе
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образования
«Детский
сад
№40
«Медвежонок»
для
детей
раннего
возраста,
г.
Железногорска
с
детьми
раннего
возраста. Количество обследованных детей: 16 человек.
Дети распределены на 2 подгруппы согласно алфавитному списку. С детьми
первой подгруппы проводился эксперимент (экспериментальная группа), дети второй
группы занимались по общей программе ДОО (контрольная группа).
Перед
началом
разработки
программы
был
определен
исходный
уровень
физической
подготовки
детей
(используя
методику
определения
физической
подготовленности тестирования физических качеств детей), тесты разработаны В.И.
Усаковым.
Тестирование позволило получить достаточно объективную картину физической
подготовленности
детей
раннего
возраста.
Результаты
тестирования
детей
1,5
лет
показали, что на начало экспериментальной работы качественные и количественные
характеристики двигательных действий в экспериментальной и контрольной группе не
имели существенных различий. Так средний балл всех двигательных умений не был
выше 2-2,5 баллов. Это говорит о том, что дети этого возраста владели двигательными
умениями,
обеспечивающими
их
жизнедеятельность
на
этом
этапе
жизни
лишь
наполовину. Такое состояние физической подготовленности детей не может обеспечить
им высокий уровень здоровья, т.к. налицо сниженная двигательная активность и как
результат, низкий уровень подготовленности.
Для решения этой проблемы нами была разработана программа «Олимпийцы в
ползунках»,
предусматривающая
перспективные
формы
работы
по
созданию
благоприятной среды для физического развития детей раннего возраста.
Создание педагогических условий осуществлялось в течении с сентября 2014 по
апрель 2015.
В
групповую
комнату
был
дополнительно
помещен
следующий
спортивный
инвентарь:
мячи
разного
размера,
гимнастические
палки,
ленточки,
султанчики,
игрушки – двигатели, оборудование для спортивных игр, скакалки, обручи и другой
инвентарь, который способствовал активизации двигательной активности детей. Весь
спортивный инвентарь и оборудование соответствовало детям раннего возраста.
В экспериментальной группе были созданы условия для проведения:
-
двигательная разминка во время образовательной деятельности;
-
игровой массаж (2–3 раза в день);
-
дыхательная гимнастика (2–3 раза в день);
-
умывание прохладной водой;
-
босохождение по солевым дорожкам;
-
босохождение по коврикам здоровья;
-
в
физкультурную
деятельность
внесены
циклические
упражнения,
направленные на развитие выносливости;
-
физкультурная деятельность с высокой моторной плотностью;
-
оздоровительный бег на улице (1-2 раза в неделю);
- индивидуальная работа по развитию моторики.
Это составило стержень нашей экспериментальной программы.
На заключительном этапе формирующего эксперимента было проведено тестирование
физической подготовленности детей двух лет. Результаты тестирования детей 2 лет
показали,
что
в
экспериментальной
группе
качественные
и
количественные
характеристики двигательных действий повысились до 5 баллов, в контрольной группе
до 4.
В
процессе
реализации
экспериментальной
программы
повысился
уровень
ДА,
произошло
увеличение
исследуемых
показателей
в
обеих
группах.
Однако
более
эффективны результаты приросли в экспериментальной группе.
Следует
отметить,
что
в
этом
возрасте
естественные
темпы
роста
изучаемых
показателей так же значительны, что объясняет полученные результаты в контрольной
группе.
Реализованная
экспериментальная
программа
оказала
достаточно
эффективное
влияние
на
укрепление
здоровья
детей
экспериментальной
группы.
В
результате
проведенного эксперимента произошло уменьшение количества пропущенных дней по
болезни, благодаря оптимизации двигательной активности.
Таким образом, проведенное исследование позволило решить поставленные задачи,
подтвердить гипотезу и достичь поставленной цели.