«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»
663317, Красноярский край, город Норильск, ул. Талнахская, 53А, а/я 4175
(
(директор) (3919) 34 68 54,
(
/ факс (приемная)(3919) 34 68 40, moy8@list
Квест-игра по профориентации
для обучающихся 6-7 классов
«Филиал на Марсе»
Подготовила профориентатор
педагог-психолог МБОУ «СШ №8»
Елисеева С.В.
г. Норильск
2016
1
В
современных
условиях
социального
прогресса
общество
как
никогда
нуждается в специалистах широкого профиля. Без понимания сущности процессов,
ведущих к интеграции наук и синтезу научного знания, нельзя подойти к решению
проблемы
формирования
специалистов,
компетентных
в
нескольких
областях
научных
знаний.
Как
показывает
практика,
межпредметные
связи
являются
конкретным
выражением
интеграционных
процессов,
происходящих
сегодня
в
науке и в жизни общества. Обобщенность же дает возможность применять знания и
умения в конкретных ситуациях при рассмотрении частных вопросов не только в
учебной, но и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной
и общественной жизни выпускников средней школы. В игре школьники получат
новые знания о профессиях, познакомятся со специалистами данных профессий.
Краткое описание технологии проведения мероприятия:
Квест – это приключение. Перед игрой команды получают маршрутный лист.
Смысл
игры
состоит
в
том,
что
каждая
команда
в
процессе
путешествия
по
маршруту, проходит ряд станций – этапов.
Наставники
проводят с игроками игру или дают творческое задание, и
учащиеся,
оказавшись
в
роли электрика,
энергетика,
эколога,
летчика-
космонавта, металлурга или охранника стараются справиться со своей задачей.
Суть каждого задания – не только продемонстрировать или приумножить свои
знания
связанные
с
той
или
иной
профессией,
но
и
выяснить
и
показать
междисциплинарные научные, культурные связи, что является основой целостного
восприятия мира ребенком.
Каждая команда зарабатывает баллы, которые фиксируются
в маршрутном
листе. Командам помогают Помощники – старшеклассники, водят их по станциям,
следят за временем. Игра начинается и заканчивается в актовом зале школы.
При
подведении
итогов
Помощники
могут
определить
самую:
дружную,
организованную,
сплочённую,
творческую
команду.
Участники
награждаются
дипломами.
Цель мероприятия: Систематизировать и расширить представления у подростков
знаний о профессиях.
Задачи:
формирование устойчивой положительной мотивации к изучению профессий;
пропедевтика и развитие интереса к предметам естественно - научного цикла;
реализация
межпредметной
и
метапредметной
н а п р а вл е н н о с т и
образовательного процесса в условиях требований ФГОС;
развитие коммуникативных навыков, умения продуктивно работать в команде,
находить компромиссы для достижения общей цели.
2
Игра-квест по профориентации «Филиал на Марсе»
При входе в зал все участники получают билеты разных цветов.
-
К средине XXI века нависла угроза истощения ресурсов планеты
Земля. На международном научном конгрессе было решено освоить Марс.
Весь
мир
устремился
на
поиск
новых
источников
полезных
ископаемых.
От
России
в
экспедицию
были
отправлены
лучшие
представители
рабочих профессий Норильского Никеля.
(На экране видео – планета Земля из космоса).
-Все пропало! Что делать? Что делать?
- Профессор, что случилось?
- К нам приехали специалисты с научного конгресса, отбирать специалистов
рабочих
профессий
для
полета
на
Марс
и
постройки
там
филиала
Норильского Никеля. Но все специалисты заняты. В Норильске развивается
рудник
Скалистый,
на
Надежденском
металлургическом
заводе
идет
расширение производства!!! Стоит готовый Марсолет, а мне некого на нем
отправлять!!!
- А Наставники в Норильском Никеле есть?
-
Еще
какие!
Самые
передовые
наставники
работают
на
предприятиях
Норильского Никеля.
(Представление наставников – представителей рабочих профессий NN)
- Так давайте они отсмотрят молодое поколение, будущих специалистов.
- А где же взять это молодое поколение?
-
Ребята,
вы
хотите
попробовать
себя
в
роли
представителей
рабочих
профессий Норильского Никеля и полететь на Марс?
- Тогда посмотрите на цвет вашего пригласительного билета. Мы приглашаем
команду Помощников. По цвету таблички Помощников вы должны занять
свое место в команде.
Правила игры
Для
успешного
продвижения
команды
вперёд
и
преодоления
препятствий на отдельных этапах вам необходимо действовать пошагово и
соблюдайте
правила. На
каждой
станции
у
вас
будет
3
задания,
на
выполнение
всех заданий дается 7 минут. Вы можете воспользоваться
подсказкой Наставника, но за это будет снят -1 балл.
Шаг 1. Подойдите к представителям научного конгресса (у них в руках
таблички с цветами билетов) согласно цвету вашего билета.
Шаг
2.
Последовательность
прохождения
этапов
вашей
командой
определяется маршрутным листом, он находится у Помощников.
3
Шаг
3. После выполнения всех заданий сдайте маршрутный лист
Помощникам на пункт регистрации. Ожидайте подведения итогов игры в
актовом зале.
«Полезные советы»
Правило
1.
Вкладывайте
в
выполнение
заданий
всю
вашу
энергию
и
креативность!
У вас всё получится, двигайтесь дальше вместе и побеждайте!
Правило 2. На выполнение каждого задания на станции у вас 2 минуты. Не
старайтесь экономить время – лишних баллов оно не принесёт.
Правило 3. Дополнительные баллы ставят Помощники на этапах игры, по
своему усмотрению, обосновывая своё решение в маршрутном листе.
А чтобы все получилось, вам нужно быть сплоченными, веселыми и
сообразительными.
Команда, набравшая больше всего баллов поставит флаг Норильского
Никеля при высадке на Марс.
Желаем успехов!
4
Станция первая. Электрик, энергетик.
Добрый
день,
уважаемые
энергетики.
У
вас
будет
3
задания,
на
выполнение
дается
7
минут.
Вы
можете
воспользоваться
подсказкой
Наставника, но за это будет -1 балл.
На Марсе вам будет необходимо провести свет.
Вы наверное слышали фразу, : «Энергия, ты – жизнь!».
- Энергия была и остается главной составляющей жизни человека. На
Марсе
нет
природных
ископаемых
Земли,
поэтому
традиционных
энергетических ресурсов - угля, нефти и газа нет. Так на Земле, существуют
предложения
по
использованию
энергии
разложения
атомных
частиц,
искусственных смерчей и даже энергии молнии. Проводятся эксперименты
по использованию “биоэнергетики”, например, энергии парного молока для
обогрева коровников.
Но существуют и “традиционные” виды альтернативной энергии. Это
энергия Солнца и ветра, энергия морских волн, приливов и отливов. Есть
проекты
преобразования
в
электроэнергию
газа,
выделяющегося
на
мусорных свалках.
Задание 1.
Перед
вами
подручные
материалы,
из
которых
за
2
минуты
вам
необходимо создать генератор альтернативной электроэнергии.
Задание 2.
Перед вами схема электрической цепи. Вы собрали генератор, а теперь
его надо подключить.
Задание 3.
Энергосистема Норильского промышленного района территориально и
технологически изолирована от Единой энергетической системы России. Вам
нужно правильно расставить название газового месторождения, год запуска и
протяженность трассы.
Мессояхское газовое.
В промышленной эксплуатации с 1970 г. Протяженность трассы – 262 км.
Пеляткинское газоконденсатное
в начале промышленной эксплуатации и в завершающей стадии
строительства. Протяженность трассы – 360 км.
Северо-Соленинское газоконденсатное.
В промышленной эксплуатации с 1983 г., протяженность трассы – 320 км.
Южно-Соленинское газоконденсатное.
В промышленной эксплуатации с 1975 г., протяженность трассы – 300 км.
Игра «Источник энергии»
5
- Ваша команда - мощный источник энергии. Протяните друг другу руки
и
почувствуйте,
как
сила
переходит
в
ваши
руки,
расправляет
суставы,
мышцы, энергия бурлит в вас, ей не хватает пространства. Лучи энергии
выходят
наружу
из
центра
вашего
тела.
У
вас
есть
излишек
энергии,
поделитесь ее с вашей командой. Делаем импульс пожатием руки и передаем
энергию дальше. Замыкает наставник.
Станция вторая. Экологи
Добрый
день,
уважаемые
экологи.
На
Марсе
экологам
необходимо
выявить экологическую проблему, опредилить источник проблемы и найти
пути решения. Проблемы могут быть локального или глобального характера.
У
вас
будет
3
задания,
на
выполнение
дается
7
минут.
Вы
можете
воспользоваться подсказкой Наставника, но за это будет -1 балл.
Задание 1.
Чтобы не повторить экологических проблем Земли, о них надо знать и
помнить. Сейчас мы это и проверим.
1.
Когда то на месте заводов Норильского Никеля был лес. Назовите
причину его уничтожения?
Вырубка для строительных нужд.
2.
Этот
хрупкий
организм,
который
очень
любят
северные
олени,
обладает удивительной способностью преображаться во время дождя
нежными красками, запахом, формой. Это похоже на миниатюрный
кустик, деревце или кружево. Черный ящик.
Лишайник, ягель.
3.
Какому зверю грозит беда?
Пестрят заголовки, волнуются люди
Возможно их скоро на свете не будет,
Тепло для них в море – просто беда,
Куда же им с Арктики деться тогда?
Без льдов и морозов они пропадут.
Эти звери давно нашей помощи ждут!»
Белый медведь
Задание 2.
1.
Площадь
дрейфующих
льдов
в
Арктике
катастрофически
сокращается.
Из-за
этого
белым
медведям
приходится
преодолевать большие расстояния вплавь, рискуя своей жизнью и
жизнью своих детенышей. С чем это связано?
Изменение климата, парниковый эффект.
2.
Лесные пожары – настоящее бедствие для природы, а источник их
возгорания
в
большинстве
случаев,
не
пригодный.
Назовите
причины лесных пожаров?
6
Непотушенные костры, мусор.
3.
Назовите
источники
тока?
Как
называются
отработанные
источники тока?
Батарейка, аккумулятор, которые сели
4.
Люди выбрасывают использованные батарейки и аккумуляторы в
мусор
и
на
мусорных
свалках
накапливаются
опасные
загрязняющие вещества. Как с этим быть?
Сортировать мусор
Задание 3.
Сортировка мусора. Вам необходимо организовать пункт сбора и сортировки
мусора на Марсе. Для этого рассортируйите мусор.
Станция третья. Летчик-космонавт.
Добрый день, уважаемые летчики-космонавты. На Марсе не просто быть
представителями рабочих профессий. Ведь прежде всего вы должны быть
космонавтами. Длят этого вам необходимо пройти предпилотную проверку. У
вас
будет
3
задания,
на
выполнение
дается
7
минут.
Вы
можете
воспользоваться подсказкой Наставника, но за это будет -1 балл.
Задание 1.
Для
начала
вам
необходимо
собрать
летательный
аппарат.
Для
этого
вы
должны
за
2
минуты
собрать
звездную
эскадрилью.
Сначала
самолет
собирает один член команды, как только он заканчивает, начинает другой.
Когда
все
самолеты
готовы,
команда
становится
в
ряд
и
запускает
одновременно свою эскадрилью.
Задание 2.
Гравитация на Марсе слабее в 3 раза (при весе в 60кг там вы будете весить
20кг).
Поэтому
важно
уметь
управлять
своим
телом
в
пространстве.
Представьте,
что
вы
в
скафандре.
Вам
необходимо
с
помощью
вашего
космического напарника добраться до конца шланга с кислородом, но с
закрытыми глазами. Подсказывать вам движение можно словами –вправо –
влево – прямо. А назад двигаться спиной.
Задание 3.
На Землю необходимо отправлять отчеты о проделанной работе. Задание –
сфотографироваться всей командой в космическом скафандре.
Станция четвертая. Строитель. Шефы. Крановщик.
Добрый день, уважаемые строители.
7
На Марсе вам будет необходимо построить завод. Но для этого придется
приложить
усилия
и
пройти
подготовку
по
профессиям
строитель,
крановщик, стропальщик. У вас будет 3 задания, на выполнение дается 7
минут. Вы можете воспользоваться подсказкой Наставника, но за это будет -1
балл.
Задание 1.
Перед вами печь, как вы думаете, что в ней выпекают?
Ответ: Цемент – это хлеб строительства. Без него не обходится ни одна
ни маленькая ни большая стройка. Даже на Марсе.
Цемент
и
изготовляемые
из
него
бетон
и
железобетон
являются
в
настоящее
время
основными
строительными
материалами,
которые
используются в самых разнообразных областях строительства.
Прочность
раствора
определяется
его
маркой,
т.
е.
способностью
выдерживать определенную нагрузку на сжатие, измеряемую в килограммах
на квадратный сантиметр. Чтобы получить раствор одинакового состава, все
входящие в него компоненты отмеривают определенными дозами, применяя
для этого различную посуду или весы.
Задание 2.
- Сейчас вы должны найти показать продукт, который получится, если
смешать следующие ингредиенты:
Газ в твердом?
Твердое в твердом?
Жир в воде?
Газ в воде?
Порошок в воде?
(пемза, поролон, пенопласт)
(сплав)
(молоко, крем, сметана)
(газировка)
(паста)
Задание 3.
Ни одна стройка не обходится без крановщиков. А у крановщиков есть своя
знаковая сигнализация. В работе стропальщика – помощника крановщика –
17 жестов знаковой сигнализации.
- Прерывистое движение согнутой в локте рукой вверх на уровне пояса
ладонью вверх – ПОДНЯТЬ груз.
-
Прерывистое
движение
согнутой
в
локте
рукой
вниз
на
уровне
пояса
ладонью вниз – ОПУСТИТЬ груз.
Есть и специальная терминология.
ВИРА – выше, МАЙНА – ниже.
Вы должны правильно показать знаком команду.
Станция пятая. Охрана предприятия
Добрый день, уважаемые охранники.
8
На Марсе вам будет необходимо обеспечить надежную охрану. У вас
будет
3
задания,
на
выполнение
всех
дается
7
минут.
Вы
можете
воспользоваться подсказкой Наставника, но за это будет -1 балл.
Задание 1.
Вам
необходимо
передать
на
Землю
информацию
о
выполнении
строительства филиала, но так, что бы марсиане не смогли ее понять. У вас
есть ключ к шифру и 2 минуты.
Вариант шифрования фразы
INCLUDEPICTURE
"kriptografea.narodver5.jpg"
\ *
M E R G E F O R M A T I N E T
I N C L U D E P I C T U R E
"kriptografea.narodver5.jpg"
\*
MERGEFORMATINET
Задание 2.
Сейчас мы будет задание, чтобы проверить вашу внимательность. Ведь
главное
профессиональное
качество
охранника
–
это
внимательность
и
наблюдательность.
На столе лежат предметы. Команда отворачивается, предметы меняют
местами. Необходимо правильно выложить ряд предметов.
Задание 3.
Еще одно задание на смекалку и скорость реакции. С Земли пришла
телефонограмма.
Но
в
космическом
пространстве
буквы
поменялись
местами. Вам нужно расшифровать анаграммы, чтобы узнать, какие рабочие
профессии востребованы и на Марсе и в Компании Норильский Никель.
Тэкерикл электрик
Нхроника охранник
огэлко эколог
щиканокрв крановщик
труламелг металлург
9
12 17 16 13 7 20 21 - 4 16 20 16 3 29!
Станция шестая. Металлург.
Добрый день, уважаемые металлурги.
На Марсе вам будет необходимо выплавить металл. Возможно, добывать
его
придется
из
пролетающих
мимо
метеоритов.
Поэтому
к
ловкости
и
сноровке
металлургов
особые
требования.
У
вас
будет
3
задания,
на
выполнение
всех дается 7 минут. Вы можете воспользоваться подсказкой
Наставника, но за это будет -1 балл.
Задание 1.
Вам необходимо заполнить разливочную карусель металлом, не пролив
при этом не грамма горячего сплава.
Задание 2.
Вы уже наверное
знаете, в чистом виде металлы встречаются редко.
Перед
вами
руда,
которая
содержит
много
металлов.
А
каждый
металл
обладает своим свойством. Вам нужно положить к названиям элементов
предметы, которые изготавливают из этих металлов.
Задание 3.
Кто не знает прошлого, не имеет будущее, - гласит народная мудрость.
Посмотрим, как вы знаете историю нашего города и Компании. Ведь вам
придется рассказывать другим цивилизациям о себе.
1.
Назовите самый «молодой» рудник:
Комсомольский
Скалистый
Кайерканский
Октябрьский
2.
Назовите фамилию геолога-первооткрывателя Норильских медно-
никелевых руд
Нансен
Урванцев
Логинов
3.
Назовите первый металлургический завод Норильска
Медный
Никелевый
Цементный
Окончание игры.
10
Сбор детей в актовом зале.
- Профессор, вы зря волновались. Все команды справились с заданием.
Рефлексия
-
Ребята,
вам
понравилось
попробовать
себя
в
роли
представителей
рабочих специальностей? У нас на стенде названия станций. Возьмите
свой
билет
на
Марс
и
проголосуйте
им
за
ту
станцию,
которая
показалась вам наиболее интересной.
(школьники
приклеивают
билеты
к
названиям
станций).
Подводятся
итоги.
-Да, профессор, как вы и предполагали, самая трудная профессия…
- А пока Помощники подсчитывают результаты, давайте представим
последнюю
научную
разработку
–
«Атлас
новых
профессий»,
выпущенный Агентством стратегических инициатив при Президенте РФ
совместно с Московской школой управления «Сколково».
(Демонстрируется «Атлас новых профессий»)
-В
нем
представлены
перспективные
отрасли
и
профессии
на
ближайшие 15-20 лет. Он поможет вам понять, какие отрасли будут
развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты и
какие новые специалисты потребуются работодателям.
Танец «Полет» + На видео высадка на Марс)
На экране в формате 3 D изображен космос (плывущие на встречу разные
планеты, куски метеоритов). Свет выключен, на сцене движение участников
команды, в руках фонарики, символизирующие ракету.
«Ракеты летят»,
обгоняя друг друга. Фонарики подсвечивают флаг Компании NN.
Подводятся итоги.
Награждение участников.
- А сейчас мы еще раз приглашаем на сцену наших наставников. Из их рук
капитаны команд получат флаги NN и космические шлемы (каски обернутые
фольгой), для высадки на Марс.
-
Капитаны
команд,
занявшие
первые
3
места,
вместе
с
командой
высаживаются на Марсе с флагом Компании Норильский Никель.
(команды выходят на сцену, капитаны получают флаг NN, видео Марса, фото
на память.
Звучит песня «Самая главная в жизни профессия – быть человеком»).
11