Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей
Автор: Адольф Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ № 141 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: город Кемерово Наименование материала: статья Тема: Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей Раздел: дошкольное образование
Воспитатель: Адольф Е.В.
Духовно-нравственное воспитание –
это
формирование ценностного отношения к
жизни,
обеспечивающего устойчивое,
гармоническое развитие человека,
включающее в себя воспитание чувства
долга,
справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл
делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче
накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования,
которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и
социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление
нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее
условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска
наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным
средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка.
Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о
воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве,
методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей.
Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения,
что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и
непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской
психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и
их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка
неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых
немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю,
страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его
мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к
Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где
1
СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские
мечты.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в
формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный
народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он бу-
дет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества.
В этом — вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к
своему духовному и нравственному прогрессу».
Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную
роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат
детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодо-
левать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается
вопрос о торжестве добра и наказании зла.
Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать,
заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни
представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов,
руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.
В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага,
«без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во
многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.
Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную
воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши,
ребенка (мальчика или девочки).
Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный
для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти
принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жуковским,
А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями,
как отечественными, так и зарубежными.
Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания
нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом.
Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого
средства.
Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма
эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних
столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным
и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках
учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и
подвижность их внимания.
2
Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не
способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко
показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным харак-
тером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в
событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например
гиперболизации.
Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил
особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не
только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное
назначение которых — позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках
применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается
не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действия-
ми. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании
слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение
поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное
исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по
мотивам сказок и многое другое.
Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный
процесс. Он требует постоянных усилий педагога и семьи , систематической и
планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
3