Автор: Козел Нина Михайловна Должность: учитель изо и педагог до Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" п. Пуровск Населённый пункт: п.Пуровск,Пуровского района ЯНАО Наименование материала: мастер класс Тема: Нетрадиционное рисование Раздел: среднее образование
МБОУ «СОШ №1» п. Пуровск, Пуровского района, ЯНАО.
Подготовила учитель ИЗО и педагог ДО Нина Михайловна Козел
Нетрадиционная техника рисования «пейзаж на манной крупе» на
картоне или ДВП для детей среднего возраста 5-7 классов.
Тема: «Лето на Ямале»
Автор: Козел Нина Михайловна
Описание мастер- класса:
Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, нужно научить его видеть и создавать
эту красоту своими руками. Деятельность школьников в школе по рисованию должна
стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Чем больше органов
чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления,
более глубоким познание.
Это потребует от учителя пересмотра методов организации работы, перехода от
репродуктивных методов к творческим, исследовательским, нетрадиционным.
Предлагаю педагогам использовать в работе с детьми нетрадиционную технику рисования
«На манной крупе» Работу можно выполнить как на картоне также и на ДВП. Материал
ориентирован на детей среднего возраста 11-14 лет.
Назначение: подарок или украшение интерьера
Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Пейзаж на манной крупе»
Задачи:
1. Осуществление стимуляции познавательных интересов ребёнка с помощью
использования различных предметов
2. Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, наглядно-образного и словесно -
логического мышления
3. Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе.
Методы и приёмы: беседа, продуктивная деятельность, целеполагание, художественное
слово, познавательная пятиминутка, музыкальный ряд
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, чтение
художественной литературы, познание
Материал: картон или ДВП, грунтовка, баночка с водой, гуашевые краски, кисть,
простой карандаш, манная крупа, лак акрил-фисташковый для художественных работ.
Оборудование: музыкальный центр
Дидактический материал: картинки с изображением лето, фортепианный цикл «Времена
года» П.И. Чайковский
Непосредственно - образовательная деятельность с детьми:
1. Введение в тему: (на фоне музыкального произведения «Времена года» П.И
Чайковского учитель читает стихотворение )
Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На все лето к нам пришло.
Солнце над просторами высоко стоит
И все травы светом и теплом набит.
2. Целеполагание: О каком времени года пойдёт разговор? Какие приметы лето красиво
описывает автор стихотворения? Назовите другие приметы? Кто догадался, почему у вас
на столе лежат краски, манная крупа, краски т.д.
Мы сегодня попробуем запечатлеть красоту зимы на ДВП с помощью манной крупы,
красок.. Сделаем подарок нашим близким. Но только для начало мы ознакомимся с
техникой выполнения пейзажа на манке. Попробуем поработать в новой технике «Пейзаж
на манной крупе».
3. Познавательная пятиминутка (учитель показывает образец работы и читает
стихотворение,
Настал июнь начало лето,
Зазолотились все луга.
В нем сколько солнца,
Столько света,
Что сном нам кажутся снега.
Мы позабыли про метели,
Про зимний холод и мороз,
Деревья все позеленели
И ожил сад из алых роз
Давайте ещё раз проверим, как вы запомнили, из каких материалов состоится наша
композиция. Я вам показываю и рассказываю как выполнять работу, чтобы она выглядела
необычной, бархатистой и объемной. а вы если согласны со мной хлопаете, если нет
топаете. (проводится игра)
Какие краски любит зима? Это холодные или тёплые тона? Сейчас проверим, как вы
знаете цвета. Я показываю, а вы говорите тепло или холодно. (показываются цвета
спектра)
4. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные.
- Пересчитать пальчики и сжать кулачки. Помять ручки.
5. Продуктивная деятельность (объяснение учителя и самостоятельная деятельность детей
под руководством взрослого)
Продумываем композицию, прорисовываем линию горизонта. Чтобы начать писать
картину отмечаем карандашом архитектурные строения. Затем начинаем писать свой
пейзаж с дальнего плана(фона), небо, земля, и архитектурные строения.
Ребята, помните, в начале нашей встречи звучала музыка. Так вот, оказывается красоту
летнего пейзажа можно передать и с её помощью. Пока мы работаем давайте ещё раз
послушаем произведение ПИ Чайковского «Времена года»
- Что вы чувствуете, когда слушаете музыку?
6 «Вернисаж работ» -учитель с детьми прикрепляет готовые работы (раннее
выполненные на манной крупе на демонстрационный стенд.
Какую технику мы сегодня использовали? С помощью чего можно передать красоту
природы? (Такая работа рассчитана на выполнение 3-4 занятий).
7. Завершение - дети наводят порядок на рабочем месте
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют…..
Выполнение работы:
1. Заготавливаем все, что необходимо для начало работы, лист ДВП, манная крупа, клей
ПВА (столярный) краски, кисточки, банка с водой.
Порядок выполнения работы.
Материалы для работы, которые нам понадобятся, (манная крупа, краски, клей ПВА,
кисти, лак акрил-фисташковый).
Наш лист ДВП, загрунтованный,(грунтуем водоэмульсионной краской белой в три этапа).
готовый к выполнению летнего пейзажа.
1. Первое, что мы должны делать, это набросить простым карандашом эскиз картины, то,
что будет нарисовано на картине. У нас будет летний пейзаж с чумом и оленями, Это
жизнь народов Севера, они ставят свои жилища( чумы) обязательно возле речки, что мы
будем изображать на своем пейзаже.
2.После того как мы набросили эскиз, начинаем красить свою работу(картину ) с дальнего
плана(фона), где входит небо, вода, земля.
3.Мы сделали дальний план(фон) и у нас начинает проявляться наш пейзаж.
4.Затем мы изображаем средний план нашего пейзажа, дальний лес, делаем его
полностью до готовности, с воздушной перспективой и светотенью.
5.После того как мы сделали дальний план, мы отмечаем карандашиком аккуратно, то, что
будет у нас на передний план, и начинаем обсыпать все манной крупой, например : елка, я
знаю как она растет, формирую елку клеем ПВА, ложу слой клея погуще, чтобы не успел
высохнуть пока я формирую елку, затем обсыпаю слоем манной крупы, и так делаю все,
что мне нужно обсыпать , все предметы и вот как получилось. После того как мы
обсыпали все предметы, которые нам нужны манной крупой, даем хорошо высыхать,
часов 10,12.
6.После того как картина высохла, мы берем грунтовку и аккуратно закрепляем предметы
обсыпанные манной крупой, (грунтуем) ,чтобы легче было раскрасить картину до конца
после чего, даем высохнуть примерно часа 3-4 (Если не будем грунтовать обсыпанное
манной крупой ) манка может приставать к кисточке и когда будем красить , будет тяжело
выполнить работу до конца. Получается вот так.
Просто показываю в близи элемент композиции как она получается, - воздушная,
объемная, бархатистая.
И так. Все высохло, мы начинаем красить картину до готовности . Получается очень
красивая, объемная , воздушная, бархатистая. Обязательно после каждого этапа
выполнения работы даем хорошо просохнуть .И последний этап – это покрытие лаком.
Можно в два слоя.
Каждая работа выполнена гуашевыми красками и под лаком, краски приобретают свой
цвет, яркость, получается очень красивые работы.
Получается
вот
такая
картина,
воздушная,
объемная.
Дети
с
удовольствием
занимаются.
Именно
нетрадиционные
техники
рисования
создают
атмосферу
непринужденности,
открытости,
содействуют
развитию
инициативы,
самостоятельности,
создают
эмоционально-благоприятное
отношение
к
деятельности
у
детей.
Результат
изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого
ребенка индивидуальна и неповторима.