Напоминание

"Встречаем Сагаалган – священный праздник бурят"


Автор: Занданова Цыцыгма Баировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Курумканский детский сад "Росинка"
Населённый пункт: РБ Курумканский район с.Курумкан
Наименование материала: Творческий проект
Тема: "Встречаем Сагаалган – священный праздник бурят"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МБДОУ «Курумканский детский сад «Росинка»

Творческий проект

«Встречаем Сагаалган – священный праздник

бурят»
Подготовила: Занданова Ц.Б, воспитатель старшей группы с. Курумкан 2016г
Паспорт проекта

1. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами творчества. 2. Сроки проекта: краткосрочный (15 января по 10 февраля 2016г) 3. Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатель группы.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.
Цель проекта:
1. Приобщение детей к культуре родного народа, содействовать сближению родителей и детей посредством вовлечения в совместную деятельность. 2. Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к родному селу, родной республике, её традициям и обычаям.
Задачи:
1. Вызвать интерес у детей и родителей к традициям и культуре нашей республики и района; 2. Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом празднике в жизни бурят;
3. Формировать у детей этнокультурный компетентности: владение бурятским языком, изучение родословной своей семьи, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа. 4. Развивать познавательную активность, двигательную активность; 5. Воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё.
Ожидаемый результат:
 Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;  Оформление практического материала по теме проекта;  Проведение праздника «Сагаалган»;  Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: создание книжек-малышек с иллюстрациями по бурятским сказкам, создание альбома «Сагаалган», участие в празднике;  Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган». Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия: - белый цвет означал радость; - белый смех – смех доброты, дружелюбия; - в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»; - «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту; - «шэнэлхэ» - обновить, обновлять. «Шэнэжэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги. Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника.
У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами. История возникновения праздника имеет свои древние корни. В те далекие времена, кочевые хуннские племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего равноденствия. При стечении множества людей старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу, солнцу, земле. Своим вторым рождением Сагаалган обязан Чингисхану. Сагаалган стали отмечать весной. Тогда Чингисхан наградил своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того времени по его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами и оказывать им материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными изделиями. Старейшему жителю дарили целый обоз подарков. Данные исторические факты свидетельствуют о том, что великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения к людям старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются доброй, старинной традиции народа. После распространения буддизма, поскольку Сагаалган был популярным всенародным праздником, буддийское духовенство не могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему. Поэтому в проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный. Сагаалган приобрёл обновленные черты и стал более совершенным в культовом плане, но он всегда оставался народным праздником и сохранял древние традиции и обычаи. В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно стали возрождаться народные обычаи, традиции, праздники. Президиум Верховного Совета РБ своим указом от 24 января 1990 года придал национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей. В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей. В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе, приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей, старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия. Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии. Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с
семьёй события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его проживания.
План проектной деятельности

Дата

Название мероприятия

Цель мероприятия
15.01 – 29.01 Беседы «Новый год по лунному календарю», Презентация « Легенда о 12 животных восточного календаря», Презентация «Как встречать Сагаалган». Загадывание бурятских загадок. П од в и ж н ы е и г р ы « М е т к и й стрелок», «Рукавичка» НОД. Художественное творчество. Лепка «Бурятская национальная пища». Знакомство с бу р я т с к и м и национальными инструментами – иочин, ятага, чанза. Чтение бурятских народных сказок. Заучивание пословиц, поговорок. Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Ф о р м и р о в а т ь у д е т е й представления о Новом годе по лунному календарю. Формировать умение понимать образный смысл з а г а д о к . Р а з в и в а т ь с л у х о в у ю и зрительную память, внимание, воображение. Развивать ловкость, быстроту, ф о р м и р о в а т ь у м е н и е действовать по сигналу. Продолжать знакомить детей с национальной пищей бурят – позами; развивать мелкую моторику пальцев. Формировать представления о бурятских н а ц и о н а л ь н ы х инструментах – иочин, ятага, чанза. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. З а к р е п л я т ь п о л у ч е н н ы е знания, развивать внимание, речь, память, воображение. 29.01-05.02 Беседы «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён». Заучивание благопожеланий, в том числе на бурятском языке. Подвижные игры «Иголка, нитка, узелок», «Прятание колечка». Театрализованная деятельность. Подготовка к драматизации сказки. Формировать представления о полезности молочной пищи, значениях бурятских имён, значениях цветов хадака. Развивать память, образную речь. Развивать ловкость, быстроту, у м е н и е д е й с т в о в а т ь п о правилам игры. В о с п и т ы в а т ь у м е н и е внимательно слушать сказку,
Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей». Создание книжек-малышек по бурятским сказкам. Чтение бурятских сказок. привлекать к по сильному участию в д р а м ат и з а ц и и сказки, подбирать атрибуты. Формировать умение создавать игровой сюжет, н ау ч и т ь простым игровым действиям и игровому взаимодействию, закреплять знания по теме. Привлекать р од и т е л е й , развивать творчество, любовь к художественной литературе. Формировать умение понимать смысл произведений, создавать выразительные образы с помощью мимики, жестов, интонации. Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять драгоценностей бурят» (Табан хушуун мал) Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора. Итоговое развлечение «Сагаалган – священный праздник бурятского народа». С о з д а н и е п р е з е н т а ц и и «Сагаалган». Знакомить с эл е м е н т а м и дэгэла. Знакомство с пятью видами домашнего скота. . Подготовка к развлечению «Сагаалган». Продолжить знакомство с п р а з д н и к о м , и с т о р и е й , т р а д и ц и я м и , о б ы ч а я м и ; прививать пат риотизм к родной республике Привлекать родителей к проекту, развивать творчество.
Приложение
Знакомство с бурятскими национальными инструментами – иочин, ятага, чанза.

Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган». Изготовление пиал «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён».
Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей».
Беседы: «Бурятская национальная одежда», «Пять драгоценностей бурят» (Табан хушуун мал) Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора.
Итоговое развлечение «Сагаалган – священный праздник бурятского народа».


В раздел образования