Автор: Занданова Цыцыгма Баировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Курумканский детский сад "Росинка" Населённый пункт: РБ Курумканский район с.Курумкан Наименование материала: Творческий проект Тема: "Встречаем Сагаалган – священный праздник бурят" Раздел: дошкольное образование
бурят»
Подготовила: Занданова Ц.Б,
воспитатель старшей группы
с. Курумкан
2016г
Паспорт проекта
1.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный с элементами
творчества.
2.
Сроки проекта: краткосрочный (15 января по 10 февраля 2016г)
3.
Участники проекта: дети и родители старшей группы, воспитатель
группы.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не имеют представления о культуре, традициях и обычаях бурятского народа.
Цель проекта:
1.
Приобщение детей к культуре родного народа, содействовать сближению родителей и детей
посредством вовлечения в совместную деятельность.
2.
Создание условий для формирования у детей и их родителей интереса к родному селу, родной
республике, её традициям и обычаям.
Задачи:
1.
Вызвать интерес у детей и родителей к традициям и культуре нашей республики и района;
2.
Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как важном и значимом празднике в жизни
бурят;
3.
Формировать у детей этнокультурный компетентности: владение бурятским языком, изучение
родословной своей семьи, знакомство с традициями и обычаями бурятского народа.
4.
Развивать познавательную активность, двигательную активность;
5.
Воспитывать любовь к родной республике и гордость за неё.
Ожидаемый результат:
Разработка
системы
занятий
для
старших
дошкольников
по
ознакомлению
с
культурой,
традициями и обычаями бурятского народа;
Оформление практического материала по теме проекта;
Проведение праздника «Сагаалган»;
Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми: создание книжек-малышек с
иллюстрациями по бурятским сказкам, создание альбома «Сагаалган», участие в празднике;
Оформление предметно-развивающей среды по теме «Культура и традиции бурятского народа».
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы
воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в
детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях
каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».
Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов
одинаковы.
Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному календарю, отмечаемый среди
монголоязычных народов, исповедующих буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых
народов. С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия:
- белый цвет означал радость;
- белый смех – смех доброты, дружелюбия;
- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;
- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;
- «шэнэлхэ» - обновить, обновлять.
«Шэнэжэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние
обиды и раздоры, вернуть долги.
Белая
пища
–
один
из
обязательных
компонентов
угощения
и
обрядовых
ритуалов,
достойно
дополняющих значимость праздника.
У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким будет и весь год.
Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.
История возникновения праздника имеет свои древние корни. В те далекие времена, кочевые хуннские
племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего равноденствия. При стечении множества людей
старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу,
солнцу, земле. Своим вторым рождением Сагаалган обязан Чингисхану. Сагаалган стали отмечать весной.
Тогда Чингисхан наградил своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того времени по
его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами и оказывать им
материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными изделиями.
Старейшему жителю дарили целый обоз подарков. Данные исторические факты свидетельствуют о том,
что великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения к людям
старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются доброй, старинной традиции
народа.
После
распространения
буддизма,
поскольку
Сагаалган
был
популярным
всенародным
праздником,
буддийское духовенство не могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему.
Поэтому в проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный. Сагаалган
приобрёл обновленные черты и стал более совершенным в культовом плане, но он всегда оставался
народным праздником и сохранял древние традиции и обычаи.
В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник
попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно стали возрождаться народные обычаи,
традиции, праздники.
Президиум Верховного Совета РБ своим указом от 24 января 1990 года придал национальному празднику
Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа стало началом широкого возрождения
культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей.
В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости,
добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти
видов скота, изобилие молока и мяса.
Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё
живое
на
Земле
вскормлено
материнским
белым
молоком.
Недаром
у
бурят
существуют
обряды,
связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается
костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый
год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том,
чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.
В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до его наступления:
проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе, приготовлялись вкусные национальные блюда.
В дни праздника люди одевались в лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих
родителей, старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.
Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них
проявляется
стремление
к
укреплению
связей
поколений,
к
созданию
здоровой
психологической
обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий,
имеющих определенный смысл. Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и
объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с
семьёй события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания,
сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста. Путь в родную
культуру лежит через праздник и культуру его проживания.
План проектной деятельности
Дата
Название мероприятия
Цель мероприятия
15.01 – 29.01
Беседы
«Новый
год
по
лунному
календарю»,
Презентация
«
Легенда о 12 животных восточного
календаря»,
Презентация
«Как
встречать Сагаалган».
Загадывание бурятских загадок.
П од в и ж н ы е
и г р ы
« М е т к и й
стрелок», «Рукавичка»
НОД. Художественное творчество.
Лепка
«Бурятская
национальная
пища».
Знакомство
с
бу р я т с к и м и
национальными
инструментами
–
иочин, ятага, чанза.
Чтение
бурятских
народных
сказок.
Заучивание
пословиц,
поговорок.
Просмотр картин, иллюстраций на
тему «Сагаалган».
Ф о р м и р о в а т ь
у
д е т е й
представления о Новом годе по
лунному календарю.
Формировать умение понимать
образный
смысл
з а г а д о к .
Р а з в и в а т ь
с л у х о в у ю
и
зрительную память, внимание,
воображение.
Развивать ловкость, быстроту,
ф о р м и р о в а т ь
у м е н и е
действовать по сигналу.
Продолжать знакомить детей с
национальной пищей бурят –
позами;
развивать
мелкую
моторику пальцев.
Формировать представления о
бурятских
н а ц и о н а л ь н ы х
инструментах – иочин, ятага,
чанза.
Формировать умение понимать
смысл произведений, создавать
выразительные
образы
с
помощью
мимики,
жестов,
интонации.
З а к р е п л я т ь
п о л у ч е н н ы е
знания,
развивать
внимание,
речь, память, воображение.
29.01-05.02
Беседы «Молочная пища», «Цвета
хадака»,
«Значения
бурятских
имён».
Заучивание благопожеланий, в том
числе на бурятском языке.
Подвижные игры «Иголка, нитка,
узелок», «Прятание колечка».
Театрализованная
деятельность.
Подготовка к драматизации сказки.
Формировать представления о
полезности
молочной
пищи,
значениях
бурятских
имён,
значениях цветов хадака.
Развивать
память,
образную
речь.
Развивать ловкость, быстроту,
у м е н и е
д е й с т в о в а т ь
п о
правилам игры.
В о с п и т ы в а т ь
у м е н и е
внимательно
слушать
сказку,
Сюжетно-ролевые
игры
«Семья».
Тема «Приход гостей».
Создание
книжек-малышек
по
бурятским сказкам.
Чтение бурятских сказок.
привлекать
к
по сильному
участию
в
д р а м ат и з а ц и и
сказки, подбирать атрибуты.
Формировать умение создавать
игровой
сюжет,
н ау ч и т ь
простым игровым действиям и
игровому
взаимодействию,
закреплять знания по теме.
Привлекать
р од и т е л е й ,
развивать
творчество,
любовь
к художественной литературе.
Формировать умение понимать
смысл произведений, создавать
выразительные
образы
с
помощью
мимики,
жестов,
интонации.
Беседы: «Бурятская национальная
одежда»,
«Пять
драгоценностей
бурят»
(Табан хушуун мал)
Прослушивание народной музыки.
Заучивание
песни
«Сагаалган»,
заучивание элементов ёхора.
Итоговое развлечение «Сагаалган
– священный праздник бурятского
народа».
С о з д а н и е
п р е з е н т а ц и и
«Сагаалган».
Знакомить
с
эл е м е н т а м и
дэгэла.
Знакомство
с
пятью
видами
домашнего скота.
.
Подготовка
к
развлечению
«Сагаалган».
Продолжить
знакомство
с
п р а з д н и к о м ,
и с т о р и е й ,
т р а д и ц и я м и ,
о б ы ч а я м и ;
прививать
пат риотизм
к
родной республике
Привлекать
родителей
к
проекту, развивать творчество.
Приложение
Знакомство с бурятскими национальными инструментами – иочин, ятага, чанза.
Просмотр картин, иллюстраций на тему «Сагаалган».
Изготовление пиал «Молочная пища», «Цвета хадака», «Значения бурятских имён».
Сюжетно-ролевые игры «Семья». Тема «Приход гостей».
Беседы: «Бурятская национальная одежда»,
«Пять драгоценностей бурят» (Табан хушуун мал)
Прослушивание народной музыки. Заучивание песни «Сагаалган», заучивание элементов ёхора.
Итоговое развлечение «Сагаалган – священный праздник бурятского народа».