Автор: Долгова Екатерина Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ школа №2005 д/с Капитошка Населённый пункт: город Москва Наименование материала: конспект Тема: Дождь и гроза Раздел: дошкольное образование
Занятие: Дождь и гроза.
Задачи:
1)
Закрепить знания о круговороте воды в природе;
2)
Расширить знания о том, какие места есть на Земле, где не бывает
дождя;
3)
Сформировать представления о молнии и громе;
4)
Формировать знания о сохранении личной безопасности во время
грозы;
5)
Познакомить с опытами про электричество.
Объявляю конкурс загадок. Отгадками которых являются все явления
природы, связанные с плохой погодой.
Меня часто зовут, дожидаются,
А приду – от меня укрываются. (дождь)
Посмотрел я утром ввысь –
Горы в небо поднялись!
Эти горы не стоят,
А летят, летят, летят. (облака)
Летит орлица
По синему небу,
Крылья распустила,
Солнце затенило. (туча)
Без рук, без ног, а ворота отворяет.
Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (ветер)
Заревел медведь на все горы, на все моря. (гром)
Раскаленная стрела тополь свалила у села. (молния)
Опыт. Круговорот воды в природе.
Каждый день восходит на небе солнце. (Попросить одного ребенка положить
на картинку солнце). Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода
нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и
посмотрим, что происходит с нагретой водой?
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
- Во что превращается вода при нагревании? (В пар). Куда движется пар?
(Вверх).
Термос закрывается.
- Наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. (Переместить
капельку на небо и положите на облако).
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее
становится воздух.
- Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару
зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на
зеркало, после того, как остыл?(В воду).
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна
попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко
тяжелой дождевой тучей. (Накрыть облако тучей). Вскоре из тучи пошел
дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на
землю. (Переместить капельку на землю).
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода
возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и
поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот
воды в природе».
Какое значение имеет дождевая вода для природы? (ответы детей)
Но есть такие места на Земле, где не бывает дождя. Это пустыня.
Там почти никогда не бывает дождя. А где нет воды, ничего не растет, там
только камень и песок. Есть такие места на нашей планете, где целый год
стоит холодная лютая зима. (Северный и Южный полюс).
Мы с вами живем в таких местах, где вода выпадает весной, летом и осенью.
Дождь иногда сопровождается грозой. Когда гремит гром и сверкает молния,
говорят, что началась гроза. Гроза! Могучее, грозное явление природы!
Раскаты грома могут быть очень сильными и громкими. Но они не страшны.
Главную опасность представляет молния. Каждая молния несет в себе
электрический заряд (а мы с вами знаем, что с электричеством шутки плохи).
Молния может одним ударом разнести в щепку могучее дерево, поджечь
деревянный дом.
Давайте с вами вспомним, где мы встречаем электричество у себя дома (эл.
чайник, утюг, стиральная машинка, эл. плита и др.)
Воспитатель демонстрирует опыты:
1)
Опыт: Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о
шерстяной свитер и попробуем дотронуться шариком до стены. Шарик
прилипнет к стене.
2)
Опыт: Высыплем перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли
теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма
затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик
о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца.
Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на
столе.
3)
Опыт: потереть расческу о шерстяной свитер, потом поднести ее к
волосам ребенка. Волосы притянутся к расческе.
Вывод: это все происходит из-за электрических зарядов, которые
образуются за счет трения предметов о шерстяной свитер.
Каждый день мы можем сталкиваться с маленькими, чуть заметными глазу
молниями. Когда снимаем синтетическую кофту или укрываемся
синтетическим пледом, можем увидеть маленькие голубые искры. Эти
искры – родные сестры больших небесных молний, треск – братишка
грома.
Теплый влажный воздух быстро поднимается вверх, где охлаждается.
Часть водяных капелек превращается в лед. Капельки воды и ледяные
кристаллы перемешиваются, а когда она трутся друг о друга получается
заряд, что и приводит к молнии.
Во время грозы нужно быть очень осторожными. Особенно если вас застанет
она в лесу или в поле.
1.
Если гроза застала тебя в воде, немедленно выходи на берег. При
попадании молнии в водоем, ты можешь сильно пострадать.
2.
Во время грозы нельзя прятаться под отдельно стоящими деревьями.
Не стоит прятаться и под высокими деревьями. В них чаще всего
попадает молния.
3.
Лучше всего грозу переждать в кустарнике. Туда молния не попадет.
4.
Находясь в поле во время грозы, необходимо сесть или лечь на землю.
5.
Во время грозы нельзя пользоваться телефоном.
6.
Грозу лучше переждать в машине.
7.
Лучше находиться в помещении, но закрыть окна и двери и не
допускать сквозняков.
Воспитатель: — Во время грозы лучше всего находиться дома.
П/и «Чье звено соберется скорее».
Дети делятся на 3 группы.
1-й группе раздаются карточки с изображением облака.
2-й группе – с изображением дождя.
3-й группе – с изображением грозы.
На одной стороне ставятся три разные карточки (облака, дождь, гроза).
Каждая группа строится колонной перед своей карточкой. Воспитатель
ударяет в бубен. Дети начинают ходить, бегать и прыгать по группе в разных
направлениях. По сигналу: «На места!» - дети бегут к своей карточке и
строятся в колонну к ней лицом. Воспитатель отмечает, какая группа
построилась первой. После 2-3 повторений игры, когда дети бегают и
прыгают воспитатель говорит: «Стой!». По этому сигналу все играющие
останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет
местами карточки и говорит: «На места!». Дети открывают глаза и спешат
построиться в колонну против своей карточки. (повторить 2-3 раза).
В конце занятия воспитатель спрашивает детей, что им больше всего
понравилось и запомнилось.