Система игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.
Автор: Перькова Наталья Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №114 г.Брянска "Чебурашка" Населённый пункт: город Брянск Наименование материала: статья Тема: Система игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников. Раздел: дошкольное образование
младших дошкольников.
Правильная речь- важнейшее условие всестороннего
полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь,
тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в
познании окружающей действительности, содержательнее и
полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее
осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи-
звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей
- это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами
речи, воспринимать обращенную к нему речь. Но у многих детей этот
процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не
исчезают. Но при благоприятных условиях развития дети способны к
самокоррекции.
Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется
рядом особенностей.
1 . согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка),
2. свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко,
пропускаются(«абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф
(«фобака» - собака),з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» -
цыпленок), с – т («тобака» -собака), з –д («дамок» - замок), ц – т
(«тветок» - цветок),
3 . шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко,
пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф
(«сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть
(«оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка),
4 . звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются
звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка»
-рука).
Учитывая эти недостатки, нужно готовить речедвигательный и
речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и
произношения звуков.
Я работаю по программе " От рождения до школы" под
редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В ней
определены следующие задачи по формированию звуковой культуры
речи детей 3-4 лет:
*совершенствование умения детей внятно произносить в словах
гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с-
з-ц);
*развитие моторики речедвигательного аппарата,слухового
восприятия,речевого слуха и речевого дыхания,уточнение и
закрепление артикуляции звуков,
выработка правильного темпа речи,интонационной выразительности,
формирование умения отчетливо произносить слова и короткие
фразы,говорить спокойно,с естественными интонациями.
Работа по воспитанию звуковой культуре речи проводится на
специальных занятиях по развитию речи,а также в режимных
моментах ,планируются индивидуальные игры и упражнения для детей.
Интенсивность работы с детьми определила в зависимости от
результатов обследования речи детей в начале учебного года. Детям,
которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагала
индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и
трудности. Приходящим позднее предлагала индивидуальные задания,
либо их подключала к уже работающим детям( только в том случае,
если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа
постепенно переходила в подгрупповую. По аналогии проводила
работу и во второй половине дня. Ее организовала как бы в обратном
порядке: от подгрупповой к индивидуальной ( в зависимости как дети
расходятся по домам).
Чтобы способствовать формированию правильного
звукопроизношения , развитию фонематического восприятия,
выработке хорошей дикции на подготовительном этапе я провела
консультацию для родителей с целью включения их в данную работу,
подобрала и систематизировала дидактические игры и упражнения.
Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка
правильного произношения,хотя данная задача считается одной из
главных.При отработке звукопроизношения совершенствуются
способность различать звуки(т.е.фонематический слух),речевое
дыхание,темп речи,сила и высота голоса, дикция и т.п.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три
этапа :
1.подготовка артикуляционного аппарата,
2.уточнение произношения звука,
3.закрепление звука в словах и фразовой речи.
Подготовка артикуляционного аппарата
. С детьми
проводятся специальные упражнения ,направленные на выработку и
уточнение движений органов артикуляционного
аппарата,обеспечивающих произношение тех или иных звуков.
Комплекс дыхательной гимнастики
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное
литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное
дыхание, работа над которым имеет важное значение.Все знают, что
дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический
процесс. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека,
жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от
правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ».
Правила обучения дыханию (для детей 2-4 лет)
Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть.
Предмет,на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне
его рта на расстоянии 10-15 см.Расскажите и покажите, как нужно дуть.
Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за
осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение
вдоха и выдоха 1:3.
Я провожу следующие игры и упражнения :
"Шарик","Перышко","Занавесочка"(формирование произвольного
ротового выдоха),"Ветерок","Бабочка,лети","Горячий чай"(учить
продолжительному ротовому выдоху),"Загони мяч в ворота","Задуй
свечу"(формировать целенапрвленный ротовой выдох),"Погреем
руки","Зайка"(формировать целенаправленную теплую струю
выдыхаемого воздуха),"Ароматные коробочки","Отгадай по
запаху"(формировать носовой вдох),"Воздушные
шары","Трубочка"(формировать предпосылки целенаправленного
комбинированного дыхания) и др.
Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий
точной координированной работы всех частей речедвигательного и
речеслухового анализаторов.
Важнейшим условием правильного произношения звуков
является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение
ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют
основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Статические упражнения для языка .
«ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой
полости.
«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе.
«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого
языка подняты, но не касаются зубов.
«ИГОЛКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий
направленный язык выдвинут вперед.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ» Рот открыт. Кончик языка упирается
в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ТРУБОЧКА» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«ГИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.
Динамические упражнения для языка.
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку.
Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к
уголкам рта.
«ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и
убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и
подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ»,«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» Рот открыт. Напряженным языком
упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговым движением языка
провести между губами и зубами.
«ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать
медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка
от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать
верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ.
«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы
растянуты в улыбке.
«ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед.
«БУБЛИК »Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.
Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ:
«Заборчик»-«Бублик».
«КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает
верхние резцы.
Уточнение произношения звука (отработка произношения
изолированного звука и в звукоподражаниях).
Воспитатель
знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно
произносит ).Используются приемы хорового повторения с
индивидуальным,вкаждом удобном случае связывает звук или
звукоподражание с конкретным образом (ф- песенка ежа,ааа-плач
малыша,пи-пи-пищит мышка,бип-сигналит машина и т.д.)
Используются дидактические игры типа "Ожившие
игрушки"("Заводные игрушки") Дети изображают ежат.Воспитатель
спрашивает заводит игрушку и спрашивает: "Ежик,хочешь молока?"
"Ф-ф-ф",-отвечает ежик и "лакает" молоко из блюдца.По ходу игры
воспитатель вызывает 10 и более детей .С интересом дети играют с
"волшебным кубиком".На его гранях наклеены картинки .Вниманию
детей предлагается одна из картинок,а они исполняют
соответствующую песенку:самолет-в-в-в,кран- с-с-с и т .п .Я
использую такие игры на звукоподражание , как "Кто как кричит?",
"Что звучит?", "Чей домик?" и другие, предлагала детям пожужжать,
как "пчела", погудеть как "паровоз", пощелкать как "кучер". При
звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны
, жужжанию жука и других отмечалась высокая активность детей.
Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию
,легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим
желанием изображали птиц, животных, подражали им.
Закрепление звука в словах и фразовой речи.
На этом этапе используются дидактические упражнения типа "Узнай и
назови",игры-инсценировки ,чтение отрывков из стихотворных
произведений,повторение слов из текста,который рассказывает
воспитатель(напр. про мышат Пик,Пак,Пок,повторение
чистоговорок,исполнение колыбельных песен,используются
дидактические игры типа "Теремок","Иди сюда","Узнай предмет по
описанию".
Упражнение на автоматизацию звука Ц
1. УТЕНОК НЕ БОИТЬСЯ ОКУНУТЬСЯ В ВОДИЦУ.
2. НЕ ПОЁТСЯ ПТИЦЕ, КОГДА ОНА В ТЕМНИЦЕ.
3. ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.37
Упражнение на автоматизацию звука С
1. Н САД В СНЕГУ И ЛЕС В СНЕГУ, А ПО СНЕГУ Я БЕГУ.
2. МАЛЕНЬКУЮ ЛЮСЮ НАПУГАЛИ ГУСИ.
3. У МАЛЕНЬКОЙ САНИ, САНКИ ЕДУТ САМИ.
4. У САНИ КОСА ДО САМОГО ПОЯСА.
Упражнение на автоматизацию звука З
1. ДАЕТ ХОЗЯЙКА КАПУСТУ ЗАЙКЕ.
2. ДВЕ КОЗЫ И ДВА БИЗОНА, ПОТОПТАЛИ ВСЕ ГАЗОНЫ
3. ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА
Упражнение на дифференциацию звуков С-З
1. ВОЗДУХ ЛЕСНОЙ ПАХНЕТ СОСНОЙ
2.ДЕТИ НА СКАМЕЙКУ СЕЛИ. ПЕСНЮ ЗВОНКУЮ ЗАПЕЛИ.
3. СОСТАВЛЯЕТ ЗАЙКА ЗАБАВНУЮ МОЗАИКУ.
Упражнение на дифференциацию звуков С-З-Ц
1. ВЕСНОЙ В ОКОНЦЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ,
2.ПОЗВАЛИ ЗАЙЦЕВ БЕЛКИ, ВЕСНОЙ НА ПОСИДЕЛКИ.
Более пристальное внимание я уделяю воспитанию
интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в
этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего
развития всех сторон речи. Для этого проводится, например,
следующая игра.
«Чей это голос?»
Цель игры:Различать взрослых животных и детенышей по
звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его
детеныша.
Для этой игры понадобятся фигурки:лягушка и лягушонок, корова и
теленок, кошка и котенок.
Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки
или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной
деятельности.
В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери,
они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал.
— Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто
мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как?
(Мяу-мяу.)
— Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.)
Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и
угадай, кто это мычит — корова или теленок.
— Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает
тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а
ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить
ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть.
(«Лягушонок, иди ко мне», «Котенок, поиграй со мной».)
В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их
детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а
теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок
тоненько).
Подобные игры я провожу с разными животными. Например,
показываю ребенку картинку. На ней нарисован петух.
— Кто это? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя-
Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку).
--А это кто?(Утка) А ласково ?(Уточка)
— Послушай слова : «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук
«у»). ,От звукового оформления высказывания зависят его
эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей
умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию
целого предложения, вопроса или ответа.
Например, детям читаю русскую народную песенку «Курочка-
рябушечка». Сначала читаю детям всю песенку, а затем начинается
диалог. Одеваю ребенку шапочку курочки и предлагаю ему отвечать на
вопросы:
— Курочка- рябушечка, куда идешь?
— На речку.
— Курочка- рябушечка, зачем идешь?
— За водой.
— Курочка- рябушечка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят.
На всю улицу пищат — пи-пи-пи!
Также предлагаю детям фразы из стихотворений, например: "Колобок,
колобок, я тебя съем..."они произносят их с разной силой голоса (тихо
— громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно).
Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать
радость, грусть, удивление).
Чем хороши для меня эти игры, что их можно проводить в режимные
моменты как в группе, так и вовремя прогулок.
Огромные педагогические возможности таят в себе подвижные игры.
Они нашли широкое применение в развитии звуковой культуры речи
младших дошкольников . В подвижной игре на фоне двигательной
активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички,
перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход
эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента.
Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются
благоприятные условия для решения коррекционных проблем.
Рассмотрим пример.
Русская народная игра "Козлик и дети".
Воспитатель вместе с детьми выбирает водящего-" козлика".
Шёл козлик по мостику
И вилял хвостиком.
За перила зацепил
Прямо в речку угодил.
(Дети встают в круг, а козлик в середину.)
Вышел козлик погулять
Свои ножки поразмять.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом
топающими шагами) .
Козлик ножками стучит
По-козлиному кричит.
(Дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на двух ногах с
продвижением вперед.)
-Ме-Ме-Ме!
(Дети разбегаются, а козлик их ловит) .
- Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким? Как
козлик кричал?
Использование подвижных игр в педагогическом процессе позволяет
мне не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует
приобщению к народной культуре.
В своей работе активно использую подвижные игры с речевым
материалом, например: игра « Бусинки». Перед началом игры выбираем
ведущего, который будет ловить детей –собирать «бусинки». Все дети
встают за ним в колонну. По моей команде начинается ходьба за
ведущим по кругу (можно в дальнейшем усложнить ходьбой змейкой),
одновременно дети произносят текст:
Раскатились бусинки по ковру.
Я сегодня бусинки соберу.
Насажу на ниточку по одной-
Бусики получатся для мамочки родной.
(С окончанием слов все разбегаются, а "козлик" их ловит.)
Во время произношения текста выделяю слова бусинки, бусики,при
этом выделяю звуки б,с,к.
В соответствии с ФГТ интегрирую область "Речевое развитие",
куда входит звуковая культура речи, с другими образовательными
областями: познание, физическая культура, художественно-
эстетическое развитие,социально-коммуникативное развитие.
Использовав индивидуальную и коллективную работу с детьми,
заметила что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а
утомляемость детей снижается. Коллектив является для детей сильным
фактором взаимного влияния.
Чтобы привлечь родителей к данной работе, я предлагаю им
взять домой на вечер карточки с дидактическими играми и
упражнениями, чтобы у них была возможность еще и дома поиграть с
детьми.
В итоге моей работы по формированию правильного
звукопроизношения дети значительно отчетливее произносят слова и
короткие фразы, говорят спокойно , с естественными интонациями,
вырабатывается правильный темп речи.