Напоминание

Система игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.


Автор: Перькова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №114 г.Брянска "Чебурашка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Система игр и упражнений по формированию звуковой культуры речи младших дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Система игр и упражнений в формировании

звуковой культуры речи

младших дошкольников.
Правильная речь- важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи- звукопроизношение. Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но при благоприятных условиях развития дети способны к самокоррекции.
Звукопроизношение детей данного возраста характеризуется

рядом особенностей.

1
. согласные произносятся смягченно («лёзецька» - ложечка),
2.
свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются(«абака» - собака, «амок» - замок); заменяются: с – ф («фобака» - собака),з – в («вамок» - замок), ц – ф («фыпленок» - цыпленок), с – т («тобака» -собака), з –д («дамок» - замок), ц – т («тветок» - цветок),
3
. шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» - шапка, «ук» - жук); заменяются: ш – с, ф («сапка», «фапка» - шапка), ж – з, в («зук», «вук» - жук), ч – ц, ть («оцки», «отьки» - очки), щ – с, т («сётка», «тётка» - щетка),
4
. звуки л и р пропускаются («ампа» - лампа, «ука» - рука); заменяются звуками л («лямпа» - лампа, «люка» - рука), i («ямпа» - лампа, «юка»
-рука). Учитывая эти недостатки, нужно готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков. Я работаю по
программе
" От рождения до школы" под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. В ней определены следующие
задачи по формированию звуковой культуры

речи детей 3-4 лет:
*совершенствование умения детей внятно произносить в словах гласные (а,у,и,о,э) и некоторые согласные звуки (п-б-т-д-к-г; ф-в; т-с- з-ц); *развитие моторики речедвигательного аппарата,слухового восприятия,речевого слуха и речевого дыхания,уточнение и закрепление артикуляции звуков, выработка правильного темпа речи,интонационной выразительности, формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы,говорить спокойно,с естественными интонациями. Работа по воспитанию звуковой культуре речи проводится на специальных занятиях по развитию речи,а также в режимных моментах ,планируются индивидуальные игры и упражнения для детей. Интенсивность работы с детьми определила в зависимости от результатов обследования речи детей в начале учебного года. Детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагала индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагала индивидуальные задания, либо их подключала к уже работающим детям( только в том случае, если речевые дефекты детей совпадают). Так индивидуальная работа постепенно переходила в подгрупповую. По аналогии проводила работу и во второй половине дня. Ее организовала как бы в обратном порядке: от подгрупповой к индивидуальной ( в зависимости как дети
расходятся по домам). Чтобы способствовать формированию правильного звукопроизношения , развитию фонематического восприятия, выработке хорошей дикции на подготовительном этапе я провела консультацию для родителей с целью включения их в данную работу, подобрала и систематизировала дидактические игры и упражнения. Воспитание звуковой культуры речи - не только отработка правильного произношения,хотя данная задача считается одной из главных.При отработке звукопроизношения совершенствуются способность различать звуки(т.е.фонематический слух),речевое дыхание,темп речи,сила и высота голоса, дикция и т.п.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три

этапа
:
1.подготовка артикуляционного аппарата,

2.уточнение произношения звука,

3.закрепление звука в словах и фразовой речи.



Подготовка артикуляционного аппарата

.
С детьми проводятся специальные упражнения ,направленные на выработку и уточнение движений органов артикуляционного аппарата,обеспечивающих произношение тех или иных звуков.
Комплекс дыхательной гимнастики
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция, правильное литературное произношение - это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение.Все знают, что дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс. В древних писаниях говорится: «Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания. Управляя дыханием, мы управляем всем телом ».
Правила обучения дыханию (для детей 2-4 лет)

Покажите малышу и назовите предмет, на который он будет дуть. Предмет,на который будет дуть ребенок, должен находиться на уровне его рта на расстоянии 10-15 см.Расскажите и покажите, как нужно дуть. Упражнения на развитие дыхания лучше проводить стоя. Следите за осанкой ребенка - спина прямая, плечи расправлены. Соотношение вдоха и выдоха 1:3. Я провожу следующие
игры и упражнения
: "Шарик","Перышко","Занавесочка"(формирование произвольного ротового выдоха),"Ветерок","Бабочка,лети","Горячий чай"(учить продолжительному ротовому выдоху),"Загони мяч в ворота","Задуй свечу"(формировать целенапрвленный ротовой выдох),"Погреем руки","Зайка"(формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха),"Ароматные коробочки","Отгадай по запаху"(формировать носовой вдох),"Воздушные шары","Трубочка"(формировать предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания) и др.
Артикуляционная гимнастика
Произношение каждого звука – это сложный акт, требующий точной координированной работы всех частей речедвигательного и речеслухового анализаторов. Важнейшим условием правильного произношения звуков является подвижность органов артикуляционного аппарата, умение ребенка владеть ими. Поэтому, начиная с трех лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти.
Статические упражнения для языка
. «ПТЕНЧИКИ» Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. «ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. «ИГОЛКА», «СТРЕЛОЧКА», «ЖАЛО» Рот открыт. Узкий направленный язык выдвинут вперед. «ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ» Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. «ТРУБОЧКА» Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. «ГИБОК» Рот открыт. Язык присосать к небу.
Динамические упражнения для языка.
«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта. «ЗМЕЙКА» Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать в глубь рта. «КАЧЕЛИ» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. «ФУТБОЛ»,«СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ» Рот открыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ» Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. «ЛОШАДКА» Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. «ГАРМОШКА» Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ» Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю,
затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ.
«УЛЫБКА» Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. «ЗАБОРЧИК» Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. «ТРУБОЧКА» Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. «ХОБОТОК» Вытягивание сомкнутых губ вперед. «БУБЛИК »Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Чередование положений губ: «Заборчик»-«Бублик». «КРОЛИК» Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы. Уточнение произношения звука (отработка произношения изолированного звука и в звукоподражаниях). Воспитатель знакомит детей с новым звуком или звукоподражанием (многократно произносит ).Используются приемы хорового повторения с индивидуальным,вкаждом удобном случае связывает звук или звукоподражание с конкретным образом (ф- песенка ежа,ааа-плач малыша,пи-пи-пищит мышка,бип-сигналит машина и т.д.) Используются дидактические игры типа "Ожившие игрушки"("Заводные игрушки") Дети изображают ежат.Воспитатель спрашивает заводит игрушку и спрашивает: "Ежик,хочешь молока?" "Ф-ф-ф",-отвечает ежик и "лакает" молоко из блюдца.По ходу игры воспитатель вызывает 10 и более детей .С интересом дети играют с "волшебным кубиком".На его гранях наклеены картинки .Вниманию детей предлагается одна из картинок,а они исполняют соответствующую песенку:самолет-в-в-в,кран- с-с-с и т .п .Я использую такие игры на звукоподражание , как "Кто как кричит?",
"Что звучит?", "Чей домик?" и другие, предлагала детям пожужжать, как "пчела", погудеть как "паровоз", пощелкать как "кучер". При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны , жужжанию жука и других отмечалась высокая активность детей. Используя подражательные способности детей и игровую ситуацию ,легче добивалась произношения того или иного звука. Дети с большим желанием изображали птиц, животных, подражали им. Закрепление звука в словах и фразовой речи. На этом этапе используются дидактические упражнения типа "Узнай и назови",игры-инсценировки ,чтение отрывков из стихотворных произведений,повторение слов из текста,который рассказывает воспитатель(напр. про мышат Пик,Пак,Пок,повторение чистоговорок,исполнение колыбельных песен,используются дидактические игры типа "Теремок","Иди сюда","Узнай предмет по описанию". Упражнение на автоматизацию звука Ц 1. УТЕНОК НЕ БОИТЬСЯ ОКУНУТЬСЯ В ВОДИЦУ. 2. НЕ ПОЁТСЯ ПТИЦЕ, КОГДА ОНА В ТЕМНИЦЕ. 3. ИЗ СОСЕДНЕГО КОЛОДЦА, ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ВОДИЦА ЛЬЕТСЯ.37 Упражнение на автоматизацию звука С 1. Н САД В СНЕГУ И ЛЕС В СНЕГУ, А ПО СНЕГУ Я БЕГУ. 2. МАЛЕНЬКУЮ ЛЮСЮ НАПУГАЛИ ГУСИ. 3. У МАЛЕНЬКОЙ САНИ, САНКИ ЕДУТ САМИ. 4. У САНИ КОСА ДО САМОГО ПОЯСА. Упражнение на автоматизацию звука З 1. ДАЕТ ХОЗЯЙКА КАПУСТУ ЗАЙКЕ.
2. ДВЕ КОЗЫ И ДВА БИЗОНА, ПОТОПТАЛИ ВСЕ ГАЗОНЫ 3. ЗОИНОГО ЗАЙКУ ЗОВУТ ЗАЗНАЙКА Упражнение на дифференциацию звуков С-З 1. ВОЗДУХ ЛЕСНОЙ ПАХНЕТ СОСНОЙ 2.ДЕТИ НА СКАМЕЙКУ СЕЛИ. ПЕСНЮ ЗВОНКУЮ ЗАПЕЛИ. 3. СОСТАВЛЯЕТ ЗАЙКА ЗАБАВНУЮ МОЗАИКУ. Упражнение на дифференциацию звуков С-З-Ц 1. ВЕСНОЙ В ОКОНЦЕ СВЕТИТ СОЛНЦЕ, 2.ПОЗВАЛИ ЗАЙЦЕВ БЕЛКИ, ВЕСНОЙ НА ПОСИДЕЛКИ. Более пристальное внимание я уделяю воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра. «Чей это голос?» Цель игры:Различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша. Для этой игры понадобятся фигурки:лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок. Если подбор фигурок вызовет затруднения, можно подобрать картинки или вылепить игрушки из пластилина, привлекая ребенка к совместной деятельности. В гости к ребенку приходят (приезжают на машине, на поезде) звери, они хотят поиграть. Ребенок должен угадать, чей голос он услышал. — Мяу— мяу. Кто это мяукает? (Кошка.) А тонким голосом кто мяукает? (Котенок.) У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как?
(Мяу-мяу.) — Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто у нее детеныш? (Теленок.) Каким голосом он мычит? (Тоненьким.) Теперь еще раз послушай и угадай, кто это мычит — корова или теленок. — Ква-ква — чей это грубый голос? (Лягушки.) А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки? Аналогично обыгрываются остальные игрушки. Можно предложить ребенку правильно позвать игрушку, тогда он сможет поиграть. («Лягушонок, иди ко мне», «Котенок, поиграй со мной».) В таких играх дети учатся различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражаниям (корова мычит громким голосом, а теленок тихим, тонким; лягушка квакает громко, а лягушонок тоненько). Подобные игры я провожу с разными животными. Например, показываю ребенку картинку. На ней нарисован петух. — Кто это? (Петух.) А ласково мы его называем... (Петушок). Петя- Петушок кричит... (ку-ка-ре-ку). --А это кто?(Утка) А ласково ?(Уточка) — Послушай слова : «петууух», «ууутка» (голосом выделяется звук «у»). ,От звукового оформления высказывания зависят его эмоциональность и выразительность, поэтому важно научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа. Например, детям читаю русскую народную песенку «Курочка- рябушечка». Сначала читаю детям всю песенку, а затем начинается диалог. Одеваю ребенку шапочку курочки и предлагаю ему отвечать на вопросы: — Курочка- рябушечка, куда идешь?
— На речку. — Курочка- рябушечка, зачем идешь? — За водой. — Курочка- рябушечка, зачем тебе вода? — Цыплят поить. Они пить хотят. На всю улицу пищат — пи-пи-пи! Также предлагаю детям фразы из стихотворений, например: "Колобок, колобок, я тебя съем..."они произносят их с разной силой голоса (тихо — громко — шепотом) или в разном темпе (быстро — медленно). Параллельно можно менять интонации (спросить, ответить, передать радость, грусть, удивление). Чем хороши для меня эти игры, что их можно проводить в режимные моменты как в группе, так и вовремя прогулок. Огромные педагогические возможности таят в себе подвижные игры. Они нашли широкое применение в развитии звуковой культуры речи младших дошкольников . В подвижной игре на фоне двигательной активности переплетаются заклички, дразнилки, переклички, перевёртышы. Поэтому осуществляется наиболее полный выход эмоциональной и чувственной энергии детей, их темперамента. Ребёнок освобождается от комплексов. Таким образом, создаются благоприятные условия для решения коррекционных проблем. Рассмотрим пример. Русская народная игра "Козлик и дети". Воспитатель вместе с детьми выбирает водящего-" козлика". Шёл козлик по мостику И вилял хвостиком. За перила зацепил
Прямо в речку угодил. (Дети встают в круг, а козлик в середину.) Вышел козлик погулять Свои ножки поразмять. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, а «козлик» идёт противоходом топающими шагами) . Козлик ножками стучит По-козлиному кричит. (Дети хлопают в ладоши, а «козлик» прыгает на двух ногах с продвижением вперед.) -Ме-Ме-Ме! (Дети разбегаются, а козлик их ловит) . - Кто ни разу не попался козлику? Кто оказался самым ловким? Как козлик кричал? Использование подвижных игр в педагогическом процессе позволяет мне не только сократить сроки работы над звуком, но и способствует приобщению к народной культуре. В своей работе активно использую подвижные игры с речевым материалом, например: игра « Бусинки». Перед началом игры выбираем ведущего, который будет ловить детей –собирать «бусинки». Все дети встают за ним в колонну. По моей команде начинается ходьба за ведущим по кругу (можно в дальнейшем усложнить ходьбой змейкой), одновременно дети произносят текст: Раскатились бусинки по ковру. Я сегодня бусинки соберу. Насажу на ниточку по одной-
Бусики получатся для мамочки родной. (С окончанием слов все разбегаются, а "козлик" их ловит.) Во время произношения текста выделяю слова бусинки, бусики,при этом выделяю звуки б,с,к. В соответствии с ФГТ интегрирую область "Речевое развитие", куда входит звуковая культура речи, с другими образовательными областями: познание, физическая культура, художественно- эстетическое развитие,социально-коммуникативное развитие. Использовав индивидуальную и коллективную работу с детьми, заметила что в коллективных занятиях продуктивность повышается, а утомляемость детей снижается. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. Чтобы привлечь родителей к данной работе, я предлагаю им взять домой на вечер карточки с дидактическими играми и упражнениями, чтобы у них была возможность еще и дома поиграть с детьми. В итоге моей работы по формированию правильного звукопроизношения дети значительно отчетливее произносят слова и короткие фразы, говорят спокойно , с естественными интонациями, вырабатывается правильный темп речи.


В раздел образования