Напоминание

Пути решения адаптационного периода среди обучающихся 5 классов


Автор: Коротаева Ирина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №134 им. Сергея Дудко
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Пути решения адаптационного периода среди обучающихся 5 классов
Раздел: среднее образование





Назад




Пути решения адаптационного периода среди обучающихся 5 классов И.А. Коротаева Государственное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа №134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имен Сергея Дудко Переход учащихся из начальной в среднею школу - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. В период адаптации ученики испытывают трудности различного характера: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель - учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию). В настоящее время переход из начальной школы в среднюю школу совпадает с концом детства —
достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: • сменой социальной обстановки; • изменением роли учащегося; • увеличением учебной нагрузки; • изменением режима дня; • разностью систем и форм обучения; • нестыковкой программ начальной и основной школы;
• различием требований со стороны учителей-предметников; • изменением стиля общения учителей с детьми. В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими, или напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Организация процесса обучения, ориентированного на развитие, на внутреннюю мотивацию учебной деятельности, должна быть обеспечена процедурой саморегуляции ученика, основанной на его самооценке. На занятиях с пятиклассниками большая трудность в их дисциплине, так как ребята перейдя на новый этап, пытаются себя проявить, нередко это вызывает не послушание, в связи с чем страдает дисциплина. Но со временем, когда ребята привыкают друг другу, к учителям, дисциплина налаживается.
На занятиях с пятиклассниками важно использовать юмор. Юмор имеет очень большое значение для развития ребенка этого возраста, в том числе и познавательного развития. В это время дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые часто кажутся взрослым несмешными, глупыми и грубыми. Важно, чтобы взрослые понимали значение юмора для развития детей, были терпимыми к детским шутками и умели использовать юмор в учебной работе учителя, но и новые одноклассники. Также, на занятиях с пятиклассниками нужно использовать новые инновационные технологии, такие как фитнес направления, уроки под музыку. Такие инновации позволяют более интересно, для детей, проводить занятия. Они вызывают у детей больший интерес, чем просто обычное занятие. Мы можем сделать вывод, что проблема адаптации учащихся при переходе из начальной школы в среднюю - постоянный и существенный фактор деятельности любого общеобразовательного учреждения. Для успешной адаптации ребенок должен
быть вовлечен в процесс обучения, межличностными отношениями - с одноклассниками и учителями.


В раздел образования