Напоминание

Исследование зрительно-моторных реакций у школьников - хоккеистов 14-15 лет обучающихся в общеобразовательных учреждения.


Автор: Денисова Ксения Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №134 им. Сергея Дудко
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Исследование зрительно-моторных реакций у школьников - хоккеистов 14-15 лет обучающихся в общеобразовательных учреждения.
Раздел: среднее образование





Назад




Исследование зрительно-моторных реакций у школьников - хоккеистов 14-15 лет обучающихся в общеобразовательных учреждения. К.В. Денисова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134 Красногвардейского района Санкт-Петербурга имени Сергея Дудко Актуальность. Настоящее исследование посвящено изучению структуры зрительно-моторных реакций школьников - хоккеистов в возрасте 14-15 лет. Результаты психофизиологических исследований особенностей спортсменов и лиц, не выполняющих систематически физическую нагрузку позволяет создать модель хоккеиста, что значимо в спортивном отборе и прогнозировании спортивных результатов, которые будут полезны педагогу при проведении занятий. Организация исследования. В исследовании принимали участие 5 школьников- хоккеистов 14-15 лет, обучающиеся общего образовательного учреждения и их ровесники, юноши не занимающимся спортом. С использованием аппаратно-программного комплекса Нейрософт-психотест, регистрировались показатели по методикам: критическая частота слияния мельканий (КЧСМ), простая зрительно-моторная реакция (ПЗМР), реакция выбора (РВ). Полученные результаты были обработаны с использованием статистического пакета STATGRAPHICSplusforWindows. Перед началом обработки данных, была проведена проверка на нормальность распределения. Данные всех использованных методик, соответствуют нормальному распределению. Так как предполагается, что распределение результатов по данным методикам соответствует нормальному закону и выборки независимые, для достоверности различия результатов, используем t-критерий Стъюдента для независимых выборок.
Результаты исследования. Установлено, что полученные данные в контрольной группе 39,91±1,25Гц, а в экспериментальной 39,2±1,8 Гц. При использование метода математической статистике, было получено, что, рассчитанное значение уровня значимости P = 0,628337, больше 0,05, то различие результатов КЧСМ в контрольной и экспериментальной группах статистически недостоверны на p>0,05, следовательно, по данной методике лучший показатель у контрольной группы, то есть у юношей, не занимающихся спортом. Выявлено, что показатель ПЗМР, в контрольной группе 220,9±5,5 Мс.в экспериментальной 212,32±9,18Мс. Также было рассчитанометодом математической обработки данных, значение уровня значимости P = 0,221477 , меньше 0,05, то различие результатов реакции выбора в контрольной и экспериментальной группах статистически достоверны на р≤0,05, следовательно по данным ПЗМР лучше показатель у экспериментальной группы, т.е. у юных школьников - хоккеистов. Затем определили, что реакция выбора в контрольной группе составила 371,3±371,6 Мс., а экспериментальной 307,0±12,0Мс., в которую входят юные школьники- хоккеисты, иным образом показатель у них выше уровень этого показателя, что подтверждает уровня значимости P = 0,000469727, меньше 0,001, то различие результатов реакции выбора в контрольной и экспериментальной группах статистически достоверны на р≤0,0001, следовательно по данным РВ лучше показатель у экспериментальной группы, т.е. у юных хоккеистов. Заключение. Данные полученные по КЧСМ, свидетельствуют о том, что в контрольной группе 39,91±1,25Гц и экспериментальной 39,2±1,8Гц, данный показатель находиться практически на одном уровне, возможно, это связанно связи с утомлением зрительно-моторного анализатора, а также из-за небольшого количества испытуемых группе.
Из доступных литературных данных, было найдено, что диапазон нормального значение ПЗМР варьируется от 180 до 220 мс. В данный диапазон попадает две группе испытуемых. У первой группы значения 220,9±5,5 мс, а у второй 212,32±9,18 Мс. Но по данной методике лучший показатель у юных школьников - хоккеистов, подтверждающий специфику данного вида спорта. Так как необходимость быстрого реагирования игроков на мгновенное и внезапное изменение игровых ситуаций на площадке. Успешность выполнения игровых действий хоккеистов возникает на основе высокоразвитых зрительных восприятий, особенно у вратарей и нападающих, так как у данных амплуа, скорость реакции находится на высоком уровне. Ведь им приходится часто реагировать на броски шайбы, летящей с большой скоростью в ворота. Результаты по реакции выбора, также акцентируют внимание на специфике данного вида спорта, вновь у экспериментальной группы показатель выше 307,0±12,0 Мс. Для научной деятельности в спорте, будет актуальным данные сопоставление, так как будет видна разница психофизиологических особенностей спортсменов, что позволяет получить нам модель спортсмена, которая будет актуальна при спортивном отборе и при прогнозировании в дальнейшем спортивных результатов, которые будут полезны педагогу при проведении занятий. Литература: 1. Данилова, H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний / H.H. Данилова.- М.; Медицина, 1992. - 320 с. 2. Дудин, Н.П. Динамика показателей простой и сложной сенсомоторной реакции хоккеистов / Н.П. Дудин // Теория и практика физической культуры. – 1986. - №2. – С. 17-19. 3. Евтеев, С.А. Исследование эффективности оптимизации тренировочного процесса юных хоккеистов на общеподготовительном этапе
подготовительного периода : автореф. дис. ... канд.пед.наук / С.А. Евтеев ; РГАФК. - М., 1998. - 27с 4. ИльинЕ.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб., Питер, 2005. - 412


В раздел образования