Автор: Удовик Ирина Евгеньевна Должность: учитель физики Учебное заведение: МБОУ СШ №38 Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок-игра "Путешествие в страну Кинематикус" Раздел: среднее образование
Ц е л ь : способствовать усвоению
понятий система
отсчета,
относительность
движения, ускорение; развивать умения
определять
ускорение
по
графику
или
по
ф о р м у л а м
равноускоренного движения, а по заданным начальным условиям
при равноускоренном движении – положение тела в любой момент
времени; пользоваться формулами равноускоренного движения
для определения величин, входящих в них; расширять кругозор
учащихся; развивать фантазию, умение самостоятельно работать,
творчески
мыслить,
добывать
знания,
принимать
решения,
участвовать в коллективном деле.
Оборудование: желоб,
штатив
с
муфтой
и
лапкой,
ш а рик ,
металлический цилиндр, прямоугольник, чертежные листы, фломастеры,
пластинка, линейка.
Ход урока.
Как бессмертно оно, изученье Земли,
Изученье планет и пространства вокруг,
Всех уроков, которые раньше прошли,
И уроков, какие пройти предстоит.
Учитель. Нильс Бор над своим домом повесил подкову, которая, по
поверью,
приносит
счастье.
Когда
Бора
спросили:
«Неужели
вы,
известный ученый, верите в то, что подкова может принести счастье?», -
Бор ответил: «Нет, конечно, не верю, но говорят, что подкова приносит
счастье даже тем, кто в это не верит».
Желаю вам успехов в путешествии в страну Кинематикус.
Разделимся на три команды.
Основной задачей механики является определение положения
тела, а для ее решения в стране созданы простые модели: Материальная
точка и Твердое тело. Они сам расскажут о себе, назовут основные
признаки.
Материальная точка
Меня вы точкой материальной называете,
Объема дать никак мне не хотите,
Размерами и то пренебрегаете,
Зато есть масса у меня, учтите.
Твердое тело
Я—твердое тело. Мама я.
А вот моя дочка упрямая.
Сама состою я из точек,
Из множества собственных дочек.
И дочек моих поведение
Диктует их маме движение.
Представим, что детки шагают вперед –
И мамочка с ними послушно идет.
1
Пока дочки движутся прямо,
Идет поступательно мама.
Но вот хоровод начинается—
И бедная мама вращается.
Учитель. Каждая
команда
пусть
выделит
по
два
человека
для
выполнения заданий: 1-Й КОМАНДЕ – изобразить в юмористической
форме материальную точку и твердое тело, используя их физические
свойства, 2-Й и 3-ЕЙ КОМАНДАМ- составить кроссворд, ребус, чайнворд,
шараду из терминов кинематики .
А это—задание для всех—физический диктант. Сейчас мы проверим,
как вы усвоили важнейшие понятия. Разделим страничку в тетради на
две колонки: слева—прямолинейное движение, справа –криволинейное.
Учитель
диктует
вопросы,
а
учащиеся
записывают
ответы
под
соответствующими номерами в соответствующие колонки.
1.
Скорость направлена по касательной к траектории.
2.
Направление скорости изменяется со временем.
3.
Скорость и ускорение направлены по одной линии.
4.
Направление ускорения произвольно меняется со временем.
5.
При
постоянном
модуле
скорости
тело
перемещается
с
ускорением.
6.
Тело
движется
с
постоянным
модулем
ускорения,
но
с
переменным модулем скорости.
7.
Модуль ускорения зависит от формы траектории.
8.
Вектор перемещения не совпадает с траекторией.
9.
Вектор перемещения не лежит на одной прямой с вектором
ускорения.
10.
Вектор перемещения совпадает с траекторией.
11.
Вектор скорости совпадает по направлению с вектором
перемещения.
12.
Вектор скорости имеет иное направление, чем вектор
перемещения.
13.
Координата движущегося тела в любой момент времени
определяется по формуле:
2
/
2
0
0
at
t
v
x
x
.
14.
Положение тела определяется выражением: x=x(t), y=y
(t).
15.
Без
вычислительных
машин
трудно
определить
координаты тела и траекторию движения.
А теперь поменяйтесь тетрадями друг с другом , проверьте и
поставьте оценки:
«5»- без ошибок,
«4»- не более двух ошибок,
«3»- не более пяти ошибок,
«2»- более пяти ошибок.
Правильные ответы записаны на доске:
3, 6, 10, 11, 13. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14, 15.
2
В стране живут Уравнения Механики (записаны на доске):
I. s=vt II. s=v
0
t+at
2
/2 III. s=v
0
t+gt
2
/2
Уравнения.
Здравствуйте, мы уравнения,
Точные, скромные, верные,
Мы описываем движение –
Ускоренное и равномерное.
Учитель. Следующее задание — защитить свой вид движения. Каждая
команда
должна
решить
пять
задач;
кто
какую
задачу
решает,
распределяет капитан . Разрешается помогать друг другу, но решение
задачи потребуется объяснить.
1-я команда.
1.
Механическое движение и покой относительны. Что это
значит? Приведите примеры относительности скорости.
2.
Автомобиль
на
ходу
загружается
снегом
и з
снегоуборочной
машины.
Что
можно
сказать
о
движении автомобиля
относительно снегоуборочной
машины?
3.
Скорость грузового автомобиля
36 км/ч, а скорость
легкового – 72 км/ч. Рассчитайте скорость грузового
автомобиля относительно легкового в единицах СИ,
если автомобили движутся:
a) В одном направлении;
b) в противоположных направлениях;
c) во взаимно перпендикулярных.
4.
Движение материальной точки задано уравнением
x=4 – 2t.
Найдите координату тела через 2 с после начала
движения. Постройте график x=x(t).
5.
Координата начального положения тела 105 м, модуль
скорости
движения
0,2
м/с.
Запишите
уравнение
движения тела. Постройте график x= x(t).
2-я команда.
1. Что называют ускорением? Что значит: ускорение
равно 2 м/с
2
? Какое движение называют равноускоренным?
З а п и ш и т е
ф о р м у л у
д л я
р а с ч е т а
с к о р о с т и
п р и
равноускоренном движении.
2. Найдите скорость движения автомобиля через 5 с
после начала движения и в состоянии покоя, если ускорение
постоянно и равно 1 м/с
2
.
3. Зависимость скорости движения от времени при
разгоне задана уравнением
x=2 + 0,5 t
Постройте график этой зависимости. Какова
начальная скорость движения?
Чему равно ускорение?
3
Найдите скорость движения тела через 5 с после начала
движения.
4.
Рассчитайте
путь
шарика,
скатывающегося
из
состояния покоя через 10 с после начала спуска,
если ускорение равно 0,6 м/с
2
.
5.
Уравнение движения материальной точки имеет
вид:
x= 0,2 t
2
.
Найдите зависимость v=v(t) и
постройте график.
3-я команда.
1. Каким движением является свободное падение?
Запишите формулы скорости и пути для этого движения.
2. Сколько времени тело будет свободно падать с
высоты 45 м? Какова скорость тела в конце падения?
3. Тело брошено вертикально вверх с высоты 10 м
над
землей
со
скоростью
20
м/с.
Запишите
уравнение
движения тела y=y(t).
На какой высоте относительно земли будет находиться тело
через 2 с?
4. Как повлияет увеличение диаметра колеса на
скорость велосипеда при неизменной частоте вращения?
5. Крайние точки цилиндрического зубчатого колеса
радиусом 0,5 м равномерно вращаются со скоростью 2 м/с.
Каково центростремительное ускорение этих точек?
Учитель.
Учащиеся,
которые
составляли
кроссворды,
делают
лабораторные работы.
I. Измерение пути и модуля перемещения тела.
Оборудование: ученический треугольник, лист бумаги, карандаш.
Ход работы.
1. Положите угольник на лист бумаги и около сторон прямого угла
поставьте точки D и E.
2. Переместите конец карандаша из точки D в точку Е, ведя его вдоль
сторон треугольника в направлении DABE.
3. Измерьте путь, пройденный концом карандаша, относительно листа
бумаги.
4
4.
Постройте вектор перемещения конца карандаша относительно
листа.
5.
Измерьте
модуль
вектора
перемещения
конца
карандаша
относительно листа.
6. Сравните путь и модуль перемещения.
I I. Наблюдение прямолинейного равноускоренного движения
тела.
Оборудование: шарик диаметром 25 мм, лабораторный желоб, штатив
для фронтальных работ, механический метроном, измерительная лента с
сантиметровыми делениями, цилиндр металлический.
1. Соберите установку. Желоб укрепите в штативе так, чтобы время
движения шарика по нему было примерно равно трем промежуткам
времени между ударами метронома. На нижний конец желоба положите
металлический цилиндр, а на верхний – шарик, придерживая его рукой.
2.
Измерьте модули перемещений шарика относительно желоба за
равные промежутки времени (между ударами метронома). Для этого
несколько раз пускайте шарик одновременно с ударом
метронома,
передвигая цилиндр по желобу. Добейтесь совпадения удара шарика о
цилиндр
с
третьим
ударом
метронома.
Отметьте
мелом
положение
шарика на желобе в момент каждого удара метронома.
3.
Сравните модули перемещений шарика относительно желоба за
равные промежутки времени.
4. Ответьте на вопросы:
a) Равномерно
или
неравномерно
двигался
шарик
по
наклонному
желобу?
b) Почему вы сделали такой вывод?
Подведение итогов и выставление оценок.