Работа по взаимодействию педагога с родителями воспитанников
Автор: Макарова Эльвира Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 105" Населённый пункт: Чувашская Республика, г.Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Работа по взаимодействию педагога с родителями воспитанников Раздел: дошкольное образование
В
настоящее
время
взаимодействие
с
родителями
воспитанников
занимает
достойное
место
в
ряду
приоритетных
направлений
педагогического процесса дошкольного учреждения.
В Статье 44. Закона «Об образовании» РФ говорится, что «Родители
(законные
представители)
несовершеннолетних
обучающихся
имеют
преимущественное
право
на
обучение
и
воспитание
детей
перед
всеми
другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности ребенка».
В этой связи педагоги всех дошкольных учреждений стараются создать
единое пространство воспитания и развития ребенка в семье и дошкольном
учреждении, привлечь родителей к участию в педагогическом процессе.
В примерной программе дошкольного образования
предусматривает
содержание
направлений
работы
с
семьей
по
образовательным
областям
«Здоровье» и «Физическая культура».
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здо-
ровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения).
Знакомить
родителей
с
оздоровительными
мероприятиями,
проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми
секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников.
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в
«уголке
для
родителей»,
на
родительских
собраниях,
в
личных
беседах,
рекомендуя
соответствующую
литературу)
необходимость
создания
в
семье
предпосылок
для
полноценного
физического
развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного
отношения к физкультуре и спорту.
Создавать
в
детском
саду
условия
для
совместных
с
родителями
занятий физической культурой и спортом.
Семья, особенно в раннем и дошкольном детстве, является главной со-
ставляющей социальной ситуации развития. Необходимость взаимодействия
детского сада и семьи в социокультурном развитии дошкольников осознается
современными
воспитателями
как
очевидная
истина.
Педагогическая
компетентность сегодняшнего родителя достаточно высока. Однако не всегда
он
может
сориентироваться
в
образовательной
ситуации,
без
помощи
специалистов образовательного учреждения.
Каждое
дошкольное
учреждение
определяет
условия
работы
с
родителями, совершенствует содержание, формы и методы сотрудничества с
семьей с учетом изменяющихся условий, запросов каждой семьи. Педагог
дошкольного учреждения – это не только воспитатель детей, но и партнер
родителей по их воспитанию.
Согласно исследованиям современных ученых (Н.М. Метенова, Л.И.
Новикова, В.А. Караковский, Н.Н. Селиванова, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева)
основными
факторами,
влияющими
на
эффективность
взаимодействия
детского сада и семьи, является:
1.
Уровень
педагогической
культуры
родителей .
Важным
показателем
педагогической
культуры
родителей
можно
считать
степень
осознания целей воспитания, совпадающих с тем социальным запросом,
который предъявляет общество к личности, т.е. совпадение представлений о
целях воспитания родителей и педагогического коллектива дошкольного
образовательного учреждения.
Повышение
педагогической
культуры
родителей
–
одна
из
важнейших
задач
дошкольного
образовательного
учреждения,
которая
решается
на
основе
доверительно-делового
общения
воспитателя
с
родителями.
Наше
дошкольное
учреждение
заинтересовано
в
плодотворном сотрудничестве с семьей, как одним из основных социальных
партнеров. Активно ведется поиск новых форм партнерства, позволяющих
активно
развивать
весь
комплекс
воспитательных,
развивающих,
оздоровительных задач.
2. Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах
сотрудничества с семьей.
В содержание профессиональной компетентности входят:
Личностный
компонент;
(выдержка,
т а кт и ч н о с т ь ,
наблюдательность, уважительность)
Содержательный компонент; ( включает знания о семье, об
особенностях
семейного
воспитания,
о
методах
активизации
родителей)
Деятельностный
компонент
(Умение
организовать
традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями)
3.Умение выстроить диалог.
Чтобы
выстроить
диалог,
воспитателю
важно
обладать
коммуникативными
умениями,
ориентируясь
в
проблемах
воспитания
и
нуждах семьи.
В результате такого взаимодействия родители активно участвуют в
мероприятиях, которые проводятся в дошкольном учреждении и в группе,
оставляют свои отзывы и предложения.
Из опыта работы.
Зная,
как
важна
атмосфера
дружеских
взаимоотношений
между
педагогом и родителями, первое родительское собрание «Дом, в котором мы
живем»,
провела
в
нетрадиционной
форме.
Очень
тщательно
к
нему
готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в
группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с выступления моих
воспитанников. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила
взрослых.
Сначала
все
смущались,
но
это
чувство
быстро
сменилось
радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь
родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно
было
обсудить
ситуацию
или
вопрос
вместе.
Мягкое
освещение,
музыкальное
сопровождение,
доброжелательный
тон
повествования
способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям
откровенно
говорить
о
проблемах.
С
интересом
родители
относятся
к
небольшим
по
объему
текстовым
материалам,
рекомендациям,
советам,
которые носят характер краткой памятки.
К собраниям
готовлю
фотостенд, где использую фотографии из
семейных
альбомов,
жизни
группы.
На
каждом
собрании
выражаю
благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и
помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза
родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали
активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками,
научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
В
группе
для
информирования
родителей
о
воспитательно-
образовательном процессе оформляются родительские уголки. Кроме того
широко
используется
изготовление
буклетов,
брошюр,
г а з е т,
информационных вестников. Активность родителей в создании фотогазет,
выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.
Наглядно – информационное направление дает возможность донести
до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично
о родительских обязанностях и ответственности. Открытость дошкольного
учреждения позволяет родителям использовать виртуальное общение со
всеми специалистами детского сада.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым
привлекательным, востребованным, полезным. Это объясняется тем, что
любое
совместное
мероприятие
позволяет
родителям:
увидеть
изнутри
проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать
разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести
опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской
общественностью в целом. Необходимо отметить, что родители являются не
просто зрителями, но и исполнителями главных ролей.
Взаимодействие
педагогов
и
родителей
воспитанников
мы
рассматриваем
как
один
из
необходимых
компонентов
образовательной
среды дошкольного учреждения, который оказывает прямое и косвенное
влияние на разностороннее развитие ребенка, на состояние его физического
и психического здоровья и успешность его дальнейшего образования и
воспитания.