Духовно нравственное воспитание детей коренных народов Севера в среде социального партнерства"
Автор: Докучаева Ольга Илекувна Должность: учитель родного языка и литературы Учебное заведение: МКООУ"СШИ" г. Тарко - Сале, Пуровского района Населённый пункт: г. Тарко-Сале, ЯНАО Наименование материала: проект, долгосрочный Тема: Духовно нравственное воспитание детей коренных народов Севера в среде социального партнерства" Раздел: среднее образование
Проект «Духовно-нравственное воспитание школьников
в среде социального партнерства»
В школе должно быть всё направлено на то,
чтобы обогатить духовный мир ребенка,
сделать его человечным, гуманным, добрым
В.А.Сухомлинский
Новый
федеральный
образовательный
стандарт
ставит
новые
задачи
по
воспитанию
гражданина
страны. Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
гражданина
России
является
ключевым
фактором
развития
страны,
обеспечения
духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и
экономической
стабильности.
Невозможно
создать
современную
инновационную
экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.
Данный
проект
предполагает
упорядочить
работу
всех
направлений
духовно-
нравственного развития личности и создать единую систему воспитательной деятельности
в школе.
Цель
проекта: Целенаправленная
работа
по
преобразованию
школьного
пространства в пространство социального партнерства как средство для развития духовно-
нравственных качеств, социальной компетентности школьников.
Задачи проекта:
создание
и
развитие
в
школе
единой
системы
формирования
базового
образования и воспитания учащихся;
расширение
социальных
проб,
практик,
проектов
учащихся,
педагогов,
родителей внутри и вне школы для приобретения учащимися социального
опыта и формирования нравственной позиции;
создание
условий
для
приобретения
партнерских
навыков
всеми
участниками
образовательного
процесса:
развитие
инициативы
и
ответственности, взаимодействия и взаимосодействия;
реализация системы программных мероприятий, направленных на развитие
духовных, нравственных качеств, социального здоровья личности.
создание эффективной системы общественного управления в школе.
Сроки и этапы реализации проекта:
1. Стартовый этап (2012 – 2013гг.)
Анализ
состояния
учебно-воспитательного
процесса,
выявление
потенциала
школы,
изучение
спроса
социальных
заказчиков;
определение
основных
направлений
работы школы, разработка и утверждение стратегических направлений развития школы.
Анализ нормативно-правовой базы школы.
Разработка программ работы по направлениям.
2. Основной этап (2012 -2015гг.)
Реализация содержания проекта.
Расширение внутреннего и внешнего партнерства.
Отслеживание процессов, анализ состояния.
Развитие
системы
общественной
экспертизы
состояния
образовательного
и
воспитательного процесса школы.
3. Заключительный этап (2016г.)
Подготовка аналитического отчета.
Обобщение и распространение опыта.
Прогнозирование следующих вариантов развития структурных подразделений и
школы в целом.
Основные направления реализации проекта
Мероприятия проекта «Духовно-нравственное воспитание школьников
в среде социального партнерства» проводятся в рамках «Инновационной Программы
гражданского и патриотического воспитания МКООУ «СШИ» на 2012-2016гг.»
Направления
Мероприятия
Сроки
«Воспитание традицией»
Приобщение
к
школьным
традициям
Духовно-нравственное
воспитание
Изучение национальных
культур и соблюдение
национальных традиций
«Здравствуй, школа!»;
«День учителя»;
«Посвящение в пионеры
наследники»;
Общешкольный туристический
слет;
День самоуправления;
«Салют, Победа!»;
«Последний звонок»
«День пожилого человека»
«День матери»
«День семьи»
Акция «Подарок солдату-земляку»
«День Героев Отечества»
Акция «Мы благодарны Вам,
ветераны!»
Мероприятия в рамках проекта «Мой
край родной Ямал»
Научно-практические конференции «Я
намечаю путь к открытию…»
Тематические классные часы
Использование государственных
символов России на мероприятиях по
гражданско-патриотическому
воспитанию.
Фольклорный праздники народов
Севера.
Конкурс
сочинений
и
рисунков
«Гостеприимный Ямал»
Конкурс патриотической песни «Этих
дней не смолкнет слава!»
Литературно-этические
го стиные
«Лапцуйские чтения»
Те м а т и ч е с к и е
ко н ц е р т ы
д л я
ветеранов
Великой
Отечественной
войны, родителей.
Творческие конкурсы
Мероприятия в рамках проектов «Ямал
глазами детей». «Ими гордится Ямал»
Сочинение.
В течение года
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2015гг.
Ежегодно
Развитие творческих
возможностей учащихся
Развитие
интеллектуального
потенциала учащихся
Развитие партнерских
отношений
Развитие трудовых навыков
Формирование
понимания
значимости
здоровья
для
собственного
самоутверждения
« Ш к о л а
и с т о р и ч е с к о й
памяти»
Учебная деятельность на базе
школьного музея: уроки
истории, уроки родного языка
Предметные недели
Предметные олимпиады
Интеллектуальный марафон
Школьная
н ау ч н о - п р а к т и ч е с к а я
конференция
Неделя искусств
Встречи с ветеранами
Встречи с интересными людьми
«Папа, мама, я – кочевая семья»
Взаимодействие школы с органами
исполнительской власти ветеранскими
и другими общественными
организациями
Мероприятия в рамках
акции «Мой
город, тебе мою заботу!»
Ш е ф с к а я
п ом о щ ь
в е т е р а н а м ,
пожилым
людям,
нуждающимся
в
заботе.
«Папа, мама, я – кочевая семья»
Военно-спортивная игра «Зарница»
Общешкольный туристический слет
Туристско-краеведческие походы
Дни здоровья
Школьная спартакиада
Уроки – путешествия, уроки - беседы,
встречи с интересными людьми, уроки
внеклассного чтения, уроки Мужества;
Цикл занятий «Музей»
Экскурсионно – массовая работа
Поисковая, исследовательская работа
Работа в рамках «Программы работы
школьного музея»
Создание новой экспозиции школьного
музея «Выпускники школы»;
Создание
новых
стендов
и
выставок
музея
Пополнение
экспозиций
м у з е я :
основных и вспомогательных фондов
М у з е й
–
ц е н т р
г р а ж д а н с к о -
патриотического воспитания учащихся:
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг
Ежегодно
В течение года
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
и литературы, уроки истории
и культуры народов Севера.
Образовательная деятельность
Проектная деятельность
Воспитательная деятельность
«Музейный
час»,
Уроки
Мужества
Встречи
с
ветеранами
Ве ликой
Отечественной войны
Встречи с ветеранами локальных войн
и международных конфликтов,
Акция «Милосердие»
Семейный
альбом
«Фотографии
родственников
–
участников
Великой
отечественной войны!
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
«Школа самоуправления»
Органа ученического самоуправления –
Школьного Ученического Совета
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
«Школа – родители – дети»
Образовательно-
просветительская
деятельность
Информирование родителей об
основных направлениях развития
школы, о теме и этапах
экспериментальной работы; о
результатах работы школы, ее
достижениях – на родительских
собраниях, на публичных отчетах;
Дни открытых дверей;
Школьная научно-практическая
конференция (совместно с
родителями);
Ознакомление родителей с итогами
успеваемости учащихся, результатами
достижения учащихся;
Консультации родителями учащихся по
учебным проблемам,
В течение
учебного года
Художественно-
трудовая деятельность
Организационно
-
досуговая
деятельность
Профориентационная
деятельность
Спортивная деятельность
Психолого
-
педагогическое
просвещение:
уборки помещений школы.
Оформление кабинетов.
Оформление
школьных
коридоров,
генеральные уборки.
Классный
час
«Традиции
нашей
семьи».
«Папа, мама, я – кочевая семья».
Организация
временных
кружков
по
интересам.
К л а с с н ы е
ч а с ы :
« В с т р е ч и
с
интересными людьми».
Выставки семейного творчества.
Дни музея
Беседы
психолога
о
правильном
выборе профессии.
О р г а н и з а ц и я
э к с к у р с и й
н а
предприятия,
Профессиональное
училище №1 г. Тарко – Сале.
Рассказы родителей о своих
профессиях. Встреча с общественной
организацией «Ямал – Потомкам»,
Комитет малочисленных народов
Севера.
«Папа, мама, я – кочевая семья
Совместные соревнования родителей,
учащихся, Праздник «День оленевода»
Дни здоровья
Общешкольный туристический слет
Выпуск информационных буклетов
В течение
учебного года
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2016гг.
На протяжении
всего срока
реализации
проекта
2012-2015гг.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1.
Создание
среды
социального
партнерства
как
условий
приобретения
социального опыта, творческой самореализации обучающихся, родителей и педагогов.
2.
Усиление
таких
характеристик
образовательной
среды,
как
открытость,
демократичность, мобильность, гибкость, технологичность.
3.
Рост
образовательных
и
творческих
достижений
всех
субъектов
образовательного процесса.
4. Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса
имиджа школы, подтвержденного результатами социологических исследований.
5. Положительная динамика личностного роста школьников, включая показатели
духовно-нравственного развития.