Напоминание

Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей


Автор: Белоус Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №21 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей
Раздел: дошкольное образование





Назад





Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-

эстетическому развитию детей
Художественно-эстетическое развитие дошкольника имеет широкий смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства, как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. К сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению, не обязательно отводить много времени. Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Так, в книге «Вместе с семьей» приводятся следующие результаты обследования детей по подготовленности к школе в обычных детских садах и эстетических центрах г.Санкт-Петербурга: если средний показатель для детских садов составляет 60 баллов, то для эстетических центров - 120. В детском саду уделяется достаточно много внимания работе по художественному развитию детей, которая строится по нескольким направлениям.
Основные средства введения ребенка в мир искусства,

используемые в ДОУ
Занятия по музыке, хореографии, рисованию, лепке, аппликации, художественному конструированию Кружковая работа по разным направлениям художественной деятельности Развивающая предметная среда в группах Музыкальные развлечения, праздники, выставки, вернисажи; участие детских работ в оформлении детского сада. В педагогическом процессе наиболее широко применяются три вида искусства:
литература, музыка, живопись
. И это не случайно, так как, с одной стороны, они воздействуют на главные сферы личности ребенка ( мысли, чувства, представления), а с другой, ребенок овладевает тремя способами освоения мира (познание, осмысление, преобразование), обусловленных такими процессами, как
мышление, переживание, воображение
. Искусство стремится воплотить все три стороны духовной жизни человека, обеспечивая работу мысли - словом, переживаний - музыкой, представлений - изобразительным искусством. Синтез искусств - органическое
единство художественных средств различных искусств, в которых воплощена универсальная способность человека эстетически осваивать мир. Таким образом, приобщая детей к миру искусства, мы последовательно решаем следующие задачи.
Триединство художественно-воспитательных целей при ознакомлении с

художественными произведениями
От воспитания основ эмоционально-эстетической культуры Через практическое изучение отдельных сторон произведений искусства К творчеству личному, обогащенному общением ребенка с искусством Такое построение процесса художественного развития детей способствует: - лучшему пониманию ребенком многообразия реального мира, созданию на этой основе целостной модели мира; - более глубокому воздействию на личность ребенка в целях формирования его эстетического вкуса; - созданию ребенком новых оригинальных произведений в ходе различных видов художественной деятельности, игр и экспериментирования. Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:  просвещение родителей;  организация продуктивного общения всех участников педпроцесса (педагоги, дети, родители). На основе анализа эффективности данной работы происходит корректировка процесса дальнейшего взаимодействия между педагогами и родителями, уточняются положительные и отрицательные моменты, намечаются пути решения тех или иных задач. Исходя из вышеизложенного, работу детского сада с родителями по художественному воспитанию дошкольников можно представить в виде следующей схемы:

Модель взаимодействия педагогов и родителей

по художественно - эстетическому развитию детей

Информационный блок -

Ознакомление

родителей

с

особенностями

художественно-

эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка:
- родительские собрания; - консультации (индивидуальные и подгрупповые); - наглядный материал в «Родительских уголках»; - газеты; - библиотека для родителей; - анкетирование; - встречи с преподавателями художественно-эстетического цикла; - Дни открытых дверей.
Практический блок -

Демонстрация

достижений

детей

в

различных

в и д ах

художественной

деятельности
(музыкальная, речевая, изобразительное творчество, ручной труд);
совместные

мероприятия

(дети-родители-

педагоги):
- музыкальные праздники и развлечения, теат-ральные постановки с участием родителей; - тематические и персональные выставки детского творчества; - творческие выставки родителей (фотовыставки, хобби; например, фотовыставка «Как мы отдыхали летом»; выставка «Игрушки - своими руками»»); - совместные выставки детей и родителей, (например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку»), конкурсы семейных талантов; - вернисажи детских рисунков (художественные тусовки для детей и взрослых); - помощь в организации мини-музея в группе д/сада (например, музей часов, чайников…), создании групповой коллекции (открытки, значки, ручки…).

Основной

задачей

информационного

блока

является
создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка через  развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок, концертов; просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной литературы…);  приобщение к различным видам художественной деятельности (посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);  создание дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность (наличие в доме мини-центра детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда…);  совместная художественная деятельность детей и родителей;  систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);  учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка. Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в этом процессе участвуют три равноправных стороны -
родители - дети -

педагоги.
Все они взаимодействуют и влияют друг на друга. Поэтому большое значение имеют мероприятия, где активными участниками становятся и дети, и педагоги, и родители (некоторые из мероприятий были указаны в практическом блоке схемы взаимодействия педагогов и родителей). Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их «творениям». Активное участие родителей в праздниках повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями. Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания будет возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия, как поощрение. Причем, если сначала это простое поощрение действий ребенка («Ты молодец, старался! У тебя здорово получилось!»); то постепенно, при создании у ребенка положительного отношения к
художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие «личные находки» ребенка (Например, во время рисования: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!»). Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы тем самым, способствуем дальнейшему развитию его творческой самостоятельности. Еще одно непременное условие интеллектуально-творческого потенциала ребенка - создание вокруг него атмосферы Радости и Понимания. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!»
Литература:
Т.Н. Дронова. Вместе с семьей. – Изд.: Росмэен, 2006.


В раздел образования