Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей
Автор: Белоус Елена Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №21 "Детский сад комбинированного вида" Населённый пункт: г.Кемерово Наименование материала: методическая разработка Тема: Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому развитию детей Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-
эстетическому развитию детей
Художественно-эстетическое
развитие
дошкольника
имеет
широкий
смысл, так как оно предполагает не только введение ребенка в мир искусства,
как считают многие, а главное - всесторонне развивает его как личность. К
сожалению, не все родители понимают это. Некоторые из них считают, что
основной задачей в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к
обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания, по их мнению,
не
обязательно
отводить
много
времени.
Вместе
с
тем,
исследования
современных
ученых
доказывают,
что
эстетическое
развитие
положительно
влияет на уровень общей подготовки к школе. Так, в книге «Вместе с семьей»
приводятся следующие результаты обследования детей по подготовленности к
школе в обычных детских садах и эстетических центрах г.Санкт-Петербурга:
если
средний
показатель
для
детских
садов
составляет
60
баллов,
то
для
эстетических центров - 120.
В
детском
саду
уделяется
достаточно
много
внимания
работе
по
художественному
развитию
детей,
которая
строится
по
нескольким
направлениям.
Основные средства введения ребенка в мир искусства,
используемые в ДОУ
Занятия по музыке, хореографии, рисованию, лепке, аппликации,
художественному конструированию
Кружковая работа по разным направлениям художественной деятельности
Развивающая предметная среда в группах
Музыкальные развлечения, праздники, выставки, вернисажи;
участие детских работ в оформлении детского сада.
В
педагогическом
процессе
наиболее
широко
применяются
три
вида
искусства: литература, музыка, живопись . И это не случайно, так как, с одной
стороны,
они
воздействуют
на
главные
сферы
личности
ребенка
( мысли,
чувства, представления), а
с другой, ребенок овладевает тремя способами
освоения мира (познание, осмысление, преобразование), обусловленных такими
процессами, как мышление, переживание, воображение .
Искусство
стремится
воплотить
все
три
стороны
духовной
жизни
человека,
обеспечивая
работу
мысли
-
словом,
переживаний
-
музыкой,
представлений - изобразительным искусством. Синтез искусств - органическое
единство художественных средств различных искусств, в которых воплощена
универсальная способность человека эстетически осваивать мир.
Таким образом, приобщая детей к миру искусства, мы последовательно
решаем следующие задачи.
Триединство художественно-воспитательных целей при ознакомлении с
художественными произведениями
От воспитания основ эмоционально-эстетической культуры
Через практическое изучение отдельных сторон произведений
искусства
К творчеству личному, обогащенному общением ребенка с
искусством
Такое построение процесса художественного развития детей способствует:
-
лучшему пониманию ребенком многообразия реального мира, созданию на
этой основе целостной модели мира;
-
более глубокому воздействию на личность ребенка в целях формирования его
эстетического вкуса;
-
созданию
ребенком
новых
оригинальных
произведений
в
ходе
различных
видов художественной деятельности, игр и экспериментирования.
Взаимодействие детского сада и семьи по художественно-эстетическому
развитию детей строится по нескольким направлениям, а именно:
просвещение родителей;
организация
продуктивного
общения
всех
участников
педпроцесса
(педагоги, дети, родители).
На
основе
анализа
эффективности
данной
работы
происходит
корректировка
процесса
дальнейшего
взаимодействия
между
педагогами
и
родителями,
уточняются
положительные
и
отрицательные
моменты,
намечаются пути решения тех или иных задач.
Исходя
из
вышеизложенного,
работу
детского
сада
с
родителями
по
художественному
воспитанию
дошкольников
можно
представить
в
виде
следующей схемы:
Модель взаимодействия педагогов и родителей
по художественно - эстетическому развитию детей
Информационный блок -
Ознакомление
родителей
с
особенностями
художественно-
эстетического воспитания и его значением в развитии личности ребенка:
- родительские собрания;
- консультации (индивидуальные и подгрупповые);
- наглядный материал в «Родительских уголках»;
- газеты;
- библиотека для родителей;
- анкетирование;
- встречи с преподавателями художественно-эстетического цикла;
- Дни открытых дверей.
Практический блок -
Демонстрация
достижений
детей
в
различных
в и д ах
художественной
деятельности
(музыкальная,
речевая,
изобразительное
творчество,
ручной
труд); совместные
мероприятия
(дети-родители-
педагоги):
- музыкальные праздники и развлечения, теат-ральные постановки с
участием родителей;
- тематические и персональные выставки детского творчества;
- творческие выставки родителей (фотовыставки, хобби; например,
фотовыставка «Как мы отдыхали летом»; выставка «Игрушки - своими
руками»»);
- совместные выставки детей и родителей, (например, «Семейное
древо», «Сочиняем и рисуем сказку»), конкурсы семейных талантов;
- вернисажи детских рисунков (художественные тусовки для детей и
взрослых);
- помощь в организации мини-музея в группе д/сада (например, музей
часов, чайников…), создании групповой коллекции (открытки, значки,
ручки…).
Основной
задачей
информационного
блока
является
создание
в
семье
условий для художественно-эстетического развития ребенка через
развитие интереса к искусству (посещение театров, музеев, выставок,
концертов; просмотр специальных телепрограмм, чтение художественной
литературы…);
приобщение
к
различным
видам
художественной
деятельности
(посещение детской библиотеки, занятий кружков различного профиля);
создание
дома
среды,
стимулирующей
детскую
художественную
деятельность
(наличие
в
доме
мини-центра
детского
творчества
с
разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда…);
совместная художественная деятельность детей и родителей;
систематическое внимание, поддержка и поощрение творческих успехов
ребенка (наглядным выражением данного момента могут стать домашняя
«Стена славы» или «Стена Побед», домашний музей);
учет индивидуальных психологических особенностей и интересов ребенка.
Говоря о художественно-эстетическом воспитании надо помнить, что в
этом процессе участвуют три равноправных стороны - родители - дети -
педагоги.
Все они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Поэтому
большое
значение
имеют
мероприятия,
где
активными
участниками
становятся и дети, и педагоги, и родители (некоторые из мероприятий были
указаны
в
практическом
блоке
схемы
взаимодействия
педагогов
и
родителей).
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И
это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она
носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый
создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе
заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются
детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями
картина, как правило, получается более впечатляющая, она гораздо сильнее
эмоционально затрагивает детей.
На
совместных
праздниках,
выставках,
конкурсах,
вернисажах
родители и педагоги имеют возможность не только увидеть художественные
успехи детей, но и, что особенно важно, могут вместе с ними порадоваться их
«творениям».
Активное
участие
родителей
в
праздниках
повышает
их
интерес
к
творчеству
детей,
способствует
развитию
у
ребят
чувства
уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает
родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их
союзниками и друзьями.
Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания будет
возможным при выполнении такого важного со стороны взрослого условия,
как поощрение.
Причем,
если сначала это простое поощрение действий
ребенка («Ты
молодец,
старался!
У
тебя
здорово
получилось!»);
то
постепенно,
при
создании
у
ребенка
положительного
отношения
к
художественной деятельности, педагог поощряет любые, даже самые мелкие
«личные находки» ребенка (Например, во время рисования: «Как красиво ты
нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», «Ботинки у клоуна получились,
как настоящие!»). Поощряя пусть небольшую, но инициативу ребенка, мы
тем
самым,
способствуем
дальнейшему
развитию
его
творческой
самостоятельности.
Еще одно непременное условие интеллектуально-творческого потенциала
ребенка - создание вокруг него атмосферы Радости и Понимания. Эмоции
успеха рождают чувство любви к деятельности, самому процессу творчества,
радости от возможности реализовать себя, свои устремления. Прекрасным
девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!»
Литература:
Т.Н. Дронова. Вместе с семьей. – Изд.: Росмэен, 2006.