Использование новых ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС
Автор: Антипова Светлана Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "Березовчанская основная общеобразовательная школа" Населённый пункт: д. Берёзовчик Советского района Курской области Наименование материала: статья Тема: Использование новых ИКТ технологий на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Березовчанская основная общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
«Использование новых ИКТ технологий
на уроках русского языка и литературы в условиях ФГОС»
Подготовила: Антипова Светлана Александровна,
учитель русского языка и литературы
д. Берёзовчик
2016 г.
В концепции стандартов общего образования второго поколения в
Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и
использование
новых
технологий.
В
содержание
образования
закладывается развитие новых умений:
самостоятельно
заниматься
своим
обучением
и
получать
нужную
информацию;
работать в группе и принимать решения;
использовать новые технологии: информационные и коммуникативные.
Сейчас успех учащихся напрямую зависит от качества работы учителя, от
того,
насколько
он
способен
уловить
дух
и
потребности
времени.
Несомненно, применение новых информационных технологий напрямую
отвечает требованиям модернизации образования.
Современные задачи образования требует от учителя быть постоянно
готовым к самосовершенствованию, к самообразованию, уметь видеть к
какому
результату
мы
должны
подвести
нашего
ученика,
сделать
для
нашего ребенка окружающий мир привлекательным, уметь вдохновлять его
своими идеями, учиться быть рядом и немного впереди, ведя ребенка по
жизненной дороге.
Поэтому внедрение компьютерных технологий в
учебный
процесс
сегодня
является
неотъемлемой
частью
школьного
обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования
имеет
элементарные
навыки
пользователя
персонального
компьютера,
поэтому
в
основном
звене
педагогу
нужно
активно
использовать
современные
интерактивные
технологии,
развивая в
ребёнке
умения
работать
с
необходимыми
в
повседневной
жизни
информационными
системами. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий
в
образовании
неизбежно,
поскольку
существенно
повышается
эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений.
Все это побуждает нас предполагать, что для современного учителя ИКТ-
компетентность становится важным и ключевым.
Информационная компетентность учителя – это широкое понятие,
которое
понимается
как
осознанное,
целенаправленное,
результативное
применение
технических
знаний
и
умений
в
деятельности
учителя,
является одной из составляющих его профессиональной деятельности.
Использование
новых
информационных
технологий
в
обучении
позволяет
рассматривать
школьника
как
центральную
фигуру
образовательного процесса. При этом учитель перестает быть основным
источником информации и занимает позицию человека, организующего
самостоятельную
деятельность
учащихся,
и
управляющего
ею.
Его
основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации
условий, необходимых для успешного решения образовательных задач.
Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения;
авторитарная
по
своей
сути
классическая
образовательная
технология
принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.
Применение компьютерных программных средств на уроках русского
языка
и
литературы
позволяет
учителю
не
только
разнообразить
традиционные
формы
обучения,
но
и
решать
самые
разные
задачи:
повысить
наглядность
обучения,
обеспечить
его
дифференциацию,
облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету.
В процессе использования ИКТ
на уроках формируется умение
школьников
самостоятельно
обрабатывать
информацию,
что
в
свою
очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение
или
предлагать
варианты
решения
в
сложной
ситуации
деятельность.
Использование
этой
технологии
открывает
для
учителя
новые
методические
возможности
подготовки
и
проведения
уроков
русского
языка
и
литературы,
развивает
внимание,
творческую
активность,
дисциплинированность
школьников. А если эта работа сопровождается
ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает
познавательную
мотивацию,
что
способствует
прочному
усвоению
материала. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, справочники,
энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним
– сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей
для успешного учебного процесса.
Одним
из
существенных
факторов
необходимости
использования
информационных
технологий
является
еще
и
дефицит
источников
учебного материала, так как в условиях сельской школы нет возможности
посещать музей, выставки и т.д.
А ИКТ - возможность представления
уникальных информационных материалов : портретов, картин, рукописей,
видеофрагментов, звукозаписей и т.д.
ИКТ на уроке не самоцель, а ещё один способ постижения мира
ребёнком. ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими
глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По
данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного
материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4
части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе
обучения.
Задачи,
стоящие
перед
учителем
-
словесником
при
применении
информационных
технологий,
предполагают
работу
с
текстом,
с
художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо
сформировать
прочные
орфографические
и
пунктуационные
умения
и
навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами
литературного
языка,
дать
детям
знание
лингвистических
и
литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих
задач являются ИКТ. Использование информационно-коммуникационных
технологий эффективно на всех уроках: при изучении нового материала, на
повторительно-обобщающих
уроках,
и
других
типах
уроков.
Использование электронной техники возможно на различных этапах урока:
на
этапах
орфографической
разминки,
закрепления
новой
темы,
проведения самостоятельной работы.
Методы обучения, применяемые на уроках с использованием ИКТ:
объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый,
проблемный,
исследовательский.
Применяемые
приемы:
разъяснение
с
применением
презентации, видеофрагментов, поиск решения проблемы, исследование
каких-либо явлений, объектов, прогнозирование и т.д.
Использование компьютерных технологий в преподавании любого
предмета
таит
в
себе
неограниченные
возможности.
С
помощью
технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в
сотрудничестве, активизация познавательной деятельности, осуществление
дифференцированного,
индивидуализированного,
л и ч н о с т н о -
ориентированного
подхода,
разрешать
проблемы
разноуровневого
и
группового
обучения
и
т.д.
Компьютерные
технологии
предполагают
обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции
учителем
процесса
обучения.
Принципиальное
новшество,
вносимое
компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая
развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое
качество
позволяет
надеяться
на
реальную
возможность
расширения
функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения
целей
образования
и
эффективного
с
точки
зрения
временных
затрат.
Компьютерная деятельность на уроке русского языка ориентирована на
поддержку традиционного курса обучения, и в этом случае она не только
не
отвлекает
ученика
от
предмета,
но
и
служит
развитию
у
ребёнка
повышенного интереса к нему.
Формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков можно
решить,
используя
возможности
интерактивной
доски,
позволяющие
сочетать различные формы, приемы обучения русскому языку.
Применение
интерактивной
доски
позволяет
сделать
объяснение
теоретического материала доступным, логичным, ярким, так как материал
можно
представить,
применяя
анимированные
схемы,
таблицы,
иллюстрации.
Можно
многократно
возвращаться
к
изучаемому,
повторяемому, теоретическому материалу.
Визуальная информация позволяет развивать воображение, положительные
эмоции, формирует умение у учащихся анализировать, выделять главное,
обобщать, лаконично излагать мысли.
Большие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-
орфографической, орфоэпической работы.
На экран демонстрируются словарные диктанты (или группа слов) для
запоминания
правописания.
Ученики,
работая
над
словами,
должны
вспомнить на какие правила записаны слова, вписать нужную букву, при
необходимости объяснить лексическое значение слов.
Учащиеся могут записать однокоренные слова, составить словосочетания
как
самостоятельно
в
тетради,
так
и
на
доске.
Словарный
диктант
выполняется в специальной тетради, в которых учащиеся работают с 5 по 9
классы. Такая работа позволяет ученикам планомерно готовиться к сдаче
ОГЭ.
Взять одну из «болевых» точек изучения русского языка в школе –
орфографическую
грамотность
учащихся.
Здесь
необходимо
не
только
добиться знания и понимания правил, но и выработать «автоматическую
грамотность», которая должна стать подсознательным навыком. В этой
работе не найти лучшего помощника учителю, чем компьютер: учебник,
практикум,
словари,
интерактивные
таблицы,
создают
для
учащегося
комфортную
обучающую
среду,
в
которой
есть
все,
что
нужно
для
самостоятельного освоения предмета.
Мы
знаем,
что
видов
диктантов
много.
Сегодня
у
нас
появилась
возможность
широко
применять
"немые
диктанты".
На
слайде
демонстрируются
предметы.
Задача
учащихся:
назвать
представленные
предметы, подписать, объяснить изучаемую или повторяемую орфограмму.
Данная
работа
позволяет
не
только
проверить
теоретические
знания
учащихся, но и наглядно продемонстрировать тот предмет, о котором идет
речь в упражнении. Все это, бесспорно, развивает кругозор учащихся,
осознанное
усвоение
не
только
знаний,
умений,
но
и
лексическое
понимание слов.
Учащимся
необходимо
кликнуть
мышью
по
букве,
на
которую
падает
ударение (сильная позиция), если знак ударения появляется, или буква
окрашивается в зеленый цвет, то ученик правильно поставил ударение.
Изучение орфоэпических норм русского языка становится наглядным, а
главное:
систематическое
выполнение
подобных
упражнений
позволит
воспитать и привить любовь учащихся к звучащему слову.
Полезно
проводить
работу
по
созданию
алгоритмов
для
прочного
запоминания правил правописания.
Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время,
более эстетично оформить материал.
Таким образом, обучение русскому языку в школе как раз та область, где
компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что
самое главное, ее результаты.
Общеизвестно, что при использовании видеосюжетов мобилизуется
психическая
активность
учащихся,
повышается
интерес
к
уроку,
расширяется объём усваиваемого материала, формируются нравственные
качества.
Всё
это
позволяет
понять
практическую
значимость
использования видеосюжетов на уроках русского языка.
Отмечается, что видеосюжеты позволяют учителю более эффективно
подготовить
учеников
к
написанию
сочинений
и
изложений
разных
жанров.
Необходимость работы с видеосюжетами на уроках русского языка
бесспорна, однако в настоящее время этот вид работы является новым, и
современной школе ещё предстоит его освоить.
Использование видеосюжетов о родном крае, о странах
и народах
способствует
патриотическому
и
интернациональному
воспитанию
учащихся. Эта работа способствует развитию не только письменной, но и
устной
речи.
Пересказывая
увиденные
сюжеты,
дети
учатся
приёмам
построения речи, речевому этикету.
Уроки литературы
должны быть яркими, эмоциональными, с
привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием
аудио-
и
видео-
сопровождений.
Всем
этим
может
обеспечить
компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые
позволяют
увидеть
мир
глазами
живописцев,
услышать
актерское
прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную
экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо
писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать
разнообразный
иллюстративно-информационный
материал,
к
о
всем
новым учебникам по ФГОС продаются диски.
Сегодня на уроках литературы все чаще используются современные
технологии: к ним можно отнести и показ презентаций, и просмотр
видеофильмов.
Поскольку в наше время литература тесно связана с
другими видами искусства, использование последних технических средств
становится всё более актуальными.
Многие классические произведения нашли свое воплощение в
кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках
литературы.
Самой распространенной формой работы на уроке литературы можно
назвать
работу
с
компьютерными
презентациями,
выполненными
в
программе
Power
Point.
Цели,
преследуемые
педагогом,
применяющим
презентации,
могут
быть
разными.
Основная
функция
презентации
-
служить наглядным материалом.
Мои
ученики
используют
презентации
в
качестве
сопровождения
к
выступлениям
по
литературе.
Индивидуальная
работа
учащихся
по
созданию
презентаций
развивает
их
самостоятельность,
поисковую
деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает
детям
обрести
уверенность
в
себе,
способствует
выработке
коммуникативных качеств. Наиболее часто презентация используется на
уроках изучения биографии. Данные работы обычно представляют набор
изображений:
портреты,
фотографии
писателей,
мест,
связанных
с
их
жизнью и творчеством.
Неограниченные
возможности
компьютера
позволяют
интегрировать
русский
язык
и
литературу,
изобразительное
искусство
и
музыку,
использование мультипликации и анимации разнообразят уроки.
Я активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью
можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения
произведений
самими
авторами или
мастерами
художественного
слова,
подобрать
видеофрагменты.
Работая
и
изучая
передовой
опыт,
вырабатывается
свой
стиль,
отрабатываются
соединения
традиционной
формы
обучения
с
инновационными
технологиями.
Анализируя
собственный опыт работы, уже сегодня можно обозначить положительные
формы и приемы работы, технику применения, которую я намерена еще
отрабатывать.
Чтобы
расти
дальше,
нам
помогает
обмен
опытом.
Это
обобщение не является новым, уникальным.
В
современном
обществе,
когда
информация
становится
высшей
ценностью,
а
информационная
культура
человека
-
определяющим
фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к
системе
образования,
происходит
существенное
повышение
статуса
образования. Каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень
своего
образования
для
обеспечения
успешности.
Я
считаю,
что
использование
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
учебном
процессе
является
актуальной
проблемой
современного
школьного
образования.
Необходимо
расширять
кругозор
учащихся,
повышать
уровень
их
культурного
образования,
развивать
языковые
и
коммуникативные навыки и умения.
Таким образом, можно сделать вывод:
- ИКТ позволяют на уроках продемонстрировать любой иллюстративный
материал, организовать и провести тесты и контрольные работы любого
уровня сложности, позволяют сделать мгновенную проверку, организовать
как групповую, так и индивидуальную работу с учащимися;
- ИКТ помогают привить интерес к предмету, изучаемому материалу,
активизировать работу с учащимися требующих коррекции знаний, с
продвинутыми учащимися, позволяют создать ситуацию успеха;
- ИКТ-конспекты, тесты, словарные диктанты можно использовать
многократно, как во время урока, так и во внеурочной деятельности
учителя.
Список использованной литературы, ссылки:
1.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.:
Народное образование, 1998.
2.
Плигин А.А. Развитие познавательных процессов в различных
образовательных технологиях.
3.
limu - Интерактивный класс
4.
school.edu - Российский общеобразовательный портал:
основная и полная средняя школа, ОГЭ