Клинические ситуационные задачи-как один из неформальных методов преподавания химии
Автор: Дружинина Светлана Николаевна Должность: учитель химии Учебное заведение: МКОУ СОШ с.Лойно Населённый пункт: Кировская область Верхнекамский р-н с.Лойно Наименование материала: доклад Тема: Клинические ситуационные задачи-как один из неформальных методов преподавания химии Раздел: среднее образование
Д о к л а д
Клинические ситуационные задачи - как один из
неформальных методов преподавания химии.
Выполнила:
учитель химии МКОУ СОШ
Верхнекамского р-на с.Лойно
Дружинина С.Н.
2013г.
Клинические ситуационные задачи - как один из
неформальных методов преподавания химии.
П Л А Н
1)Пояснительная записка
2)Общая характеристика отравлений. Перечень тем клинических ситуационных задач
3)Краткая характеристика химических веществ, используемых в текстах данных задач
4)Примеры клинических ситуационных задач
5)Список и краткая характеристика основных антидотов.
Клинические ситуационные задачи - как один из
неформальных методов преподавания химии.
Пояснительная записка
Одной из фундаментальных целей образования, сформулированных в документах
UNESCO, провозглашается:
НАУЧИТЬ ЖИТЬ(учение для бытия)
С другой стороны в современном обществе по мнению многих ученых(Гавронская Ю.Ю.,
Журин А.А., Зайцев О.С., Карцова А.А., Минченков Е.Е., Пак М.С., Пак В.Н., и др.) и
практикующих учителей, существует проблема невостребованности химического
образования на фоне формализации знаний учащихся.
Исходя из этого возникает следующая проблема :
Допрофессиональное химическое образование в настоящее время представляет собой
закрытую циклическую систему, нацеленную на результат значимый и востребованный
преимущественно этой же системой.
Например:
Среднее общее химическое образование зачастую трактуется и реализуется как банальное
«натаскивание» школьников на выполнение не всегда удачных контрольно измерительных
материалов ЕГЭ, и педагог вынужден это делать, так как рейтинговый балл имеет
юридическую силу.
В итоге учащиеся прибегают к запоминанию определенных алгоритмов, мнемонических
правил и т.д, позволяющих в определенных случаях получать удовлетворяющий
контролера ответ.
Отсюда возникает противоречие:
между непрерывным совершенствованием материально-технического обеспечения
образовательного процесса, разработанностью частных предметных методик и
доминированием у школьников формальной логики получаемых знаний и , как следствие,
заниженным уровнем мотивов к учению.
Таким образом, центральное звено обозначенного противоречия мы видим:
1-в формально-логическом изложении учебного материала и в формальном подходе к
содержанию химического образования в школе.
2-в преобладании формальной знаниевой парадигмы образования в ущерб реальной
деятельностной парадигме, приводящий к доминированию репродуктивной деятельности
обучаемого, отвечающего на вопрос «как», и угнетению ценностно-смысловой творческой
деятельности ученика с постановкой вопроса «почему» , «зачем».
3-В недостаточности реализации преемственности основного общего, среднего (полного)
общего образования и профессионального образования
Обозначенная проблема возведена в ранг государственной, определены приоритетные
направления и утвержден ФГОС начального общего, основного общего и
среднего(полного) общего образования.
Таким образом,
Образовательная программа по химии современной школы определяет такие цели
изучения химии как:
1-развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей в процессе
усвоения химических знаний; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в
соответствии с возникающими жизненными потребностями.
2-воспитание отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры.
3-применение полученных знаний и умений для:
химически грамотного использования веществ и материалов, применяемых в быту,
сельском хозяйстве и на производстве;
решение практических задач повседневной жизни;
предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Кроме того, например, в сфере безопасности жизнедеятельности ученик должен уметь
анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанные с переработкой веществ, оказывать
первую медицинскую помощь при отравлении, ожогах и других травмах, связанных с
веществами.
Реализовать эти цели, на мой взгляд, и помогают клинические задачи, которые с одной
стороны приближают ученика к проблемам реальной , повседневной жизни, а с другой
стороны как неформальный подход к изучению материала повышают познавательный
интерес.
Таким образом, клинические задачи реализуют следующую цель:
Реализовать образовательную программу по химии современной школы.
Поэтому данный метод обучения химии реализует следующие задачи:
1-Обучающая :
Повысить мотивацию обучения, выявить и оценить степень овладения системой знаний
и комплексом общеучебных навыков и умений, готовности обучающихся успешно
применять полученные знания на практике.
2-Развивающая:
Развивать память, логическое мышление, самостоятельность и способность к рефлексии.
3-Воспитательная:
Способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности, воспитывать
мотивацию обучения, правильную самооценку и чувство ответственности, умение
общаться в коллективе
Темы клинических задач.
1)Общее понятие об отравлении
2) Отравление бытовой химией
3) Отравление психотропными веществами
4) Отравление ОВ общеядовитого действия
5) Отравление ОВ нервно-паралитического действия
6) Отравление ОВ кожно-нарывного действия
7) Отравление ОВ с преимущественно-удушающими свойствами
1РАЗДЕЛ. «Общее понятие об отравлении»
Отравление- это нарушение здоровья, возникающее при взаимодействии организма с
поступившим ядом, которым может быть всякое вещество, оказывающее вредное
воздействие, а иногда даже приводящее к смерти.
Количество острых отравлений постоянно растет, что связано с интенсивным развитием
химической промышленности и использование широкого арсенала химических веществ в
быту, промышленности, сельском хозяйстве, бесконтрольном применении лекарственных
препаратов.
Бытовые отравления составляют 97-98%, производственные 2-3%.
2РАЗДЕЛ. « Отравление бытовой химией »
К товарам бытовой химии относят товары химической природы, предназначенные для
различных хозяйственных нужд. Их применение оптимизирует экономические ресурсы, но
при этом существуют и отрицательные стороны их использования: они токсичны и
аллергены, экологически жестки, химически активны. Также требуют строго соблюдения
правил эксплуатации, упаковки, хранения и сроков реализации. Поэтому можно
рассмотреть клинические задачи связанные с такими веществами как:
1)кислоты и едкие щелочи(уксусная эссенция, паяльная жидкость, жидкость для мытья
ванн, карболовая, щавелевая кислота, каустическая сода, нашатырный спирт).
Признаки отравления- ожог губ, слизистой оболочки рта, боль в гортани, обильное
отделение слюны, кровянистая рвота.
2)технические жидкости, промышленные яды, инсектициды.
Отравление техническими жидкостями обычно развивается после приема большого
количества. Признаки- возбуждение, покраснение, затем побледнение лица, запах алкоголя
изо рта, головокружение, тошнота, рвота, бессознательное состояние, иногда
судороги(метиловый спирт, этиленгликоль).
Задача №1.
Вы зашли в гости к подруге, а она пожаловалась на плохое самочувствие: головную боль,
недомогание, АД снижено. Но несмотря на это предложила пройти и оценить новые обои в
комнате, которые она клеила почти два дня, поэтому в квартире закрыты все окна, а
температура воздуха на улице +28гр. Предположите причину недомогания женщины,
чтобы вы ей посоветовали.
Задача №2.
Женщина 36 лет вызвала «скорую помощь» с жалобами на возникшее стеснение в груди,
одышку, обильную потливость. Утром морила в квартире тараканов дихлофосом.
Отмечено возбуждение больной, зрачки резко сужены, одышка. АД 160-100мм.рт.ст.
Предположите причину такого состояния женщины, что бы вы ей посоветовали
предпринять до приезда «скорой помощи».
Задача №3.
Пострадавший выпил неизвестную жидкость, после чего почувствовал резкую боль во рту,
за грудиной и в животе. При осмотре пострадавший беспокоен, мечется от боли.
Отмечается повторная рвота с примесью крови. На слизистой оболочки полости рта, языке,
губах видны налеты и струпья желто-зеленоватого цвета. Дыхание затруднено. Чем
отравился пострадавший, почему в этом случае не рекомендуют промывать желудок
раствором соды?
Задача №4.
У пожилого мужчины в состоянии сильного алкогольного опьянения возникла рвота, во
время чего он упал и потерял сознание. Зрачки расширены, дыхание редкое, пульс не
определяется. Чем объяснить указанное состояние?
Задача №5.
Мужчина 45лет обратился в здравпункт с жалобами на внезапное резкое ухудшение
зрения, слабость, тошноту. Была рвота. В начале смены выпил «какой-то спирт»(лечился от
похмелья). Чем объяснить указанное состояние? Предположите антидот.
3РАЗДЕЛ. «Отравление психотропными веществами»
Психотропные вещества –синтетические или природные соединения, способные вызывать
у здоровых людей психические аномалии или временную физическую
нетрудоспособность. Данные химические вещества временно выводящие живую силу из
строя называют инкапасиантами. При этом необходимы чрезвычайно малые дозы. Обычно
они не имеют цвета, запаха и вкуса(тысячные и даже миллионные доли грамма).
Применение психотропных отравляющих веществ практически исключает смертельный
исход, в отличие от применения веществ на основе фосфора.
Рассмотрим клинические задачи с использованием наиболее часто применяемых веществ-
BZ и LSD.
1)BZ-хинуклидилбензилат.
По химической природе является 3-хинуклидиловым эфиром бензиловой кислоты. Это
белое кристаллическое вещество без вкуса и запаха, в воде практически не
растворяется(хорошо растворяются соли, поэтому используют для заражения воды),
летучесть не высока.
2)LSD-диэтиламид лизергиновой кислоты.
Это твердое вещество, не имеет вкуса,цвета и запаха, в воде практически не
растворяется(хорошо растворяются соли, поэтому используют для заражения воды).
Задача №1.
В районе боевых действий на штаб противника была сброшена кассетная авиа-бомба. В
результате чего утром бойцы личного состава стали ощущать сухость во рту,
головокружение и мышечную слабость. Еще через час стали неосмотрительны, теряли
бдительность, некоторые не могли сказать где они находятся, у других возникли
галлюцинации. Часть пораженных пыталась затеять драку и даже перестрелку между
собой. Что случилось с личным составом штаба и что по вашему мнению можно
предпринять.
Задача №2.
Охранники ночного клуба обратили внимание на двух молодых людей из-за их странного
поведения. Первый бегал по кругу и будто бы ловил сачком бабочек, а второй пытался
влезть на стену. При дальнейшей беседе с ними один был очень настороженный, вялый,
наблюдалось подавленное настроение, а другой, наоборот, все время хохотал. У обоих
расширены зрачки глаз, кожа гиперемирована(покраснение). Предположите причину
странного поведения молодых людей и дальнейшие действия охранников.
Задача №3.
В результате применения противником ОВ в расположении батальона, поведение личного
состава резко изменилось: они побрасали оружие, беспрестанно хохотали, дурачились, не
слушались команд, перестали понимать боевую задачу, стоящую перед ними. Какое ОВ
применил противник, ответ аргументируйте.
4РАЗДЕЛ. «Отравление веществами общеядовитого действия»
1)Окись углерода(угарный газ)
Газ без цвета и запаха. Заражает верхние слои атмосферы, особо опасен в замкнутом
помещении с плохой вентиляцией. Поступает через органы дыхания.
2)Синильная кислота.
Бесцветная жидкость с запахом горького миндаля. Отравление может развиваться
молниеностно и в замедленной форме. Смерть наступает от остановки сердечной и
дыхательной деятельности. Подобные симптомы наблюдаются у хлорциана с добавлением
симптомов раздражения глаз и дыхательных путей.
3)мышьяковистый водород.
Газ с запахом чеснока, тяжелее воздуха.
4)Сероводород.
Кроме общеядовитого действия обладает удушающим, тяжелее воздуха, поэтому
скапливается в низу, имеет неприятный запах тухлых яиц. Раздражает кожу и слизистые
оболочки, при отравлении имеет металлический привкус во рту.
5)Соляная кислота.
Кроме общеядовитого действия обладает удушающим и прижигающим эффектом.
Облако тяжелое, серо-белесоватого цвета. Это единственная кислота, вырабатываемая
нашим организмом( все остальные являются продуктами метаболизма, поэтому должны
выводится как можно быстрее).
Задача №1.
Пораженный ощущает горечь во рту, слюнотечение, головокружение, тошноту, шум в
ушах, боли в области сердца. Каким веществом произошло отравление? Предположите
антидот.
Задача №2.
Пораженный жалуется на озноб, головную боль, общую слабость. Кожные покровы желтой
окраски, ощущается запах чеснока. Каким веществом произошло отравление?
Предположите антидот.
Задача №3.
В результате воздействия ядовитого дыма мужчина жалуется слезотечение, насморк,
кашель. Его беспокоит боль за грудиной, одышка, жжение и боль в зеве, ощущается
неприятный запах тухлых яиц. . Каким веществом произошло отравление? Предположите
антидот.
Задача №4.
Мужчина 45лет обнаружен родственниками в гараже около машины с работающим
мотором. Пострадавший сонлив, адинамичен. Отмечается гиперемия(покраснение) кожных
покровов. На одежде пострадавшего и на полу следы рвотных масс. Каким веществом
произошло отравление? Предположите антидот.
Задача №5
Пораженный жалуется на горький вкус во рту, одышку, стеснение и боль за грудиной,
общую слабость, головокружение, тошноту и рвоту, шум в ушах. Его беспокоит чувство
страха смерти. Ощущается запах горького миндаля. Возбужден, временами теряет
сознание, наблюдаются непродолжительные судороги, пульс урежен, дыхание частое,
поверхностное. Каким веществом произошло отравление? Предположите антидот.
Задача №6.
При тушении пожара был обнаружен пострадавший в возбужденном состоянии.
Ориентировки в окружающей обстановке у него нет. Жалуется на головные боли,
потемнение в глазах. Лицо пострадавшего гиперемировано с малиновым оттенком.
Дыхание и пульс учащены. На одежде следы рвотных масс. При осмотре ожогов не
обнаружено. Что с пострадавшим?
Задача №7.
В Подмосковье перевернулась фура перевозившая соляную кислоту. В результате ДТП
произошло повреждение емкостей и ядовитое вещество разлилось на площадь более чем
400 кв.м. Предположите способ ее нейтрализации на этой территории.
Задача №8.
Беда случилась 28марта: работник взял 20литровую емкость с соляной кислотой и стал
переливать ее в ванну активации. К несчастью, тяжелая емкость выскользнула из рук, в
добавок ко всему, с левой руки соскочила резиновая перчатка и левая кисть
корректировщика попала в р-р соляной кислоты. Какие повреждения могут быть у
пострадавшего, что он должен сразу же предпринять как самопомощь.
5РАЗДЕЛ. «Отравление веществами нервнопаралитического действия»
1)Сероуглерод.
Облако этого газа стелется по земле, может воспламенятся после тушения пожара,
создает эффект опьянения.
2)Зарин, зоман, Ви-Икс.
Это производные кислот фосфора, их называют фосфорорганические вещества. Они
чрезвычайно высоко токсичны, быстро действуют, трудно обнаруживаются, так как без
цвета, запаха, стойкие. В первую очередь нарушается деятельность нервной системы, далее
расстройство дыхания, нарушение зрения, сердечной деятельности, развитие судорог и
параличей.
Задача №1.
Пораженный обнаружен в очаге в бессознательном состоянии спустя 2 часа после
воздействия ядовитых паров. В момент осмотра наблюдается подергивание мышц лица,
возникли приступообразные судороги. При осмотре: кожа цианотична, покрыта холодным
потом, зрачки резко сужены, дыхание хриплое с большим выделением пены изо рта. Ритм
дыхания нарушен, пульс частый, аритмичный. Каким веществом произошло отравление?
Предположите антидот.
Задача №2.
В медсанбат поступил пораженный с признаками отравления: кишечные колики, боли в
области сердца, обильное слюнотечение, выделение слизи из носа , ухудшение зрения.
Какое вещество явилось причиной отравления? Предположите антидот.
6РАЗДЕЛ. «Отравление веществами кожно-нарывного действия»
Основные вещества этой группы- иприт и люизит. Они стойкие, высокотоксичные,
поэтому заражение может происходить при употреблении зараженной пищи и воды, но
преимущественно действуют через кожу.
1)ИПРИТ
Газ с запахом горчицы, тяжелее воздуха. Особенность заражения- наличие скрытого
периода.
2)ЛЮИЗИТ
Маслянистая жидкость с резким запахом герани. По токсичности иприт превосходит, но
скрытого периода не имеет, симптомы отравления проявляются более бурно.
Задача №1.
Пораженный находился под действием паров ядовитого вещества в течение 2х-часов, а
затем был выведен из очага поражения. Через 4часа появились жжение и сильная резь в
глазах, обильное слезотечение, сильный насморк, мучительный кашель, болезненность при
глотании, повысилась температура тела. Возник зуд кожи в области шеи. Кожные покровы
влажные, горячие на ощупь.
Определить каким веществом произошло отравление.
Задача №2.
Противником применено ядовитое химическое вещество, имеющее запах герани.
Клинические признаки отравления проявились почти сразу: боли в области сердца,
вялость, апатия. Видимые слизистые оболочки гиперемированы, слегка отечны, на коже
жжение, зуд.
Определить каким веществом произошло отравление.
7РАЗДЕЛ. «Отравление веществами преимущественно-удушающего действия»
1)ХЛОР
Газ зеленовато-желтого цвета с резким запахом, тяжелее воздуха. С водяными парами на
воздухе образует белый туман. Особо опасен в холодное время года. Отравление в высоких
концентрациях приводит к смерти в течении нескольких минут от паралича дыхательного и
сосудистого центров.
2)АММИАК
Также относится к нейротропным ядам.
Едкий с резким запахом. Заражает верхние слои атмосферы. Представляет главную
опасность на молочных и мясных предприятиях(содержится в холодильных установках).
3)ФОСГЕН
Хлорангидрид угольной кислоты. COCl3 –бесцветная прозрачная легколетучая жидкость.
Используется в промышленности для получения красок. Признаки отравления
проявляются с замедлением. Имеет запах гнилых яблок или прелого сена.
Задача №1.
В результате железнодорожной аварии произошла утечка хлора. Какие явления при этом
можно наблюдать?
Задача №2.
В результате аварии на предприятии по производству хлора произошла его утечка. По
прибытии к месту аварии члены аварийно-спасательных формирований обнаружили людей
в загазованной хлором зоне. Предположите симптомы отравления у пострадавших.
Задача №3.
17 сентября на Петербургском молочном комбинате «Балтмолоко» произошел выброс газа.
В результате чего 1человек погиб, 17 пострадали. Причиной выброса явилась авария
холодильной установки. Во время утечки газа продукцию загружали в эту установку. Те
кто находился рядом получили обморожения, кто немного дальше токсические поражения,
острые раздражения слизистой оболочки, их ожог.
Аварийный выброс какого вещества произошел на комбинате, можно ли данную
продукцию реализовать населению?
Задача №4.
После выброса газа на хим.заводе «Сода хлорат» в городе Березняки Пермского края был
введен режим ЧС. По предварительным данным к происшествию привела техническая
неисправность-замерзание клапана водорода на колонне синтеза соляной кислоты( в цеху
который производит жидкий азот). Есть пострадавшие, у которых наблюдается сухой
кашель, слезотечение. На аварийной территории над землей стелется белый туман.
Аварийный выброс какого вещества произошел на хим.заводе?
Задача №5.
Пораженный испытывает неприятные ощущения в носоглотке, за грудиной, слюнотечение,
его беспокоит кашель, отмечается усиление одышки и учащение дыхания. Ощущается
запах гнилых яблок.
Каким веществом произошло отравление?
Список и краткая характеристика основных антидотов.
1.
УНИТИОЛ.
Эффективен при отравлении ртутью, висмутом, оловом, хромом, медью, соединениями
мышьяка, золота, сердечными гликозидами. Вводится 5%р-р 5-10мл. в/вено медленно.
2. БАЛ.
То же что унитиол
3. ТИОСУЛЬФАТ НАТРИЯ.
Антидот при отравлении цианидами, йодом, солями свинца и тяжелых металлов,
мышьяка. Применяется 30% р-р в/вено по 30-50мл.
4. ТЕТАЦИН-КАЛЬЦИЯ(ЭДТА).
Антидот при отравлении солями и окислами металлов, можно вводить параллельно с
унитиолом. Применение: 2гр. Препарата разводят в 500мл. физиологического раствора или
5% глюкозы и вводят в/венно капельно в течение 60 минут.
5. ХРОМОСМОН.
Антидот при отравлении цианидами и метгемоглобинобразователями. Применяется 1% р-р
метиленового синего в 25% р-ре глюкозы, вводится в/вено медленно.
6. Амилнитрит, пропилнитрит.
Антидот при отравлении синильной кислотой. Применяется ингаляционно.
7. Глюкоза.
Обладает широким спектром антитоксического действия. Специфический антидлт при
отравлении цианидами.
8. ТЕТРАЭТИЛАММОНИЙ(УРОТРОПИН).
Антидот при отравлении акрихином, хинином. Вводится в 40% р-ре в/венно по 10 мл.
9. АТРОПИН.
Антидот при отравлении ФОС. По рекомендации ВОЗ вводится в/вено 0,1% р-р от 2 до
5мл.
10. ЦИКЛОЗИЛ(ЦИКЛОДОЛ).
Антидот при отравлении ФОС. По рекомендации ВМОЛКА вводится вместе с атропином
в/вено от 150 до 450 гр.
11. ГАЛАНТОМИН(НИВАЛИН).
Антидот при отравлении атропиноподобными веществами. Применяется в 1% р-ре
внутримышечно по 2-3мл. и более.
12 .НАЛОРФИН(АНТРОФИН).
Антидот при отравлении опиатами. Вводится в 0,5% р-ре в/вено медленно по 2-3мл.
13 .СЕРНОКИСЛАЯ МАГНЕЗИЯ в 25%р-ре
ХЛОРИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ в 10% р-ре.
Применяется при отравлении этиленгликолем, антифризом, хлористым барием.
14. ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ.
Антидот при отравлении метиловым спиртом. Применяют внутрь. Первая доза 100мл 30%
р-ра, затем по 30мл каждые 4часа. В/вено вводят в 5%р-ре из расчета о,5мл/кг массы.
15. СОДА(гидрокарбонат натрия).
Антидот при отравлении кислотами. Как можно раньше вводится в 3-5%р-ре от 500 до
1500мл.
16 .ВИТАМИН В-6
Антагонист при отравлении противотуберкулезными препаратами.
Вводится в/вено в 5% р-ре по 5-10мл.
17. Для быстрой нейтрализации ядов в желудке применяют:
-1%р-р хлорида натрия- при отравлении азотно-кислым серебром
- слабо розовый р-р марганцевокислого калия- при отравлении алколоидами,
нитроглицерином, фосфором, метиловым спиртом.
-1%р-р сернокислого натрия-при отравлении хлористым барием, фенолом, соединениями
свинца.