"Развитие художественно – творческих способностей детей в процессе организации изобразительной деятельности"
Автор: Малашина Елена Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Филиал „Почемучки“ МБДОУ детского сада № 19 г. Пензы Населённый пункт: город Пенза, Пензенская область Наименование материала: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: "Развитие художественно – творческих способностей детей в процессе организации изобразительной деятельности" Раздел: дошкольное образование
Детский сад «Почемучки» филиал Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения №19 г. Пензы
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Развитие художественно – творческих способностей детей в
подготовительной к школе группе в процессе организации
изобразительной деятельности»
Воспитатель Малашина Елена Анатольевна
Пенза, 2016
Введение
Объект исследования – это процесс развития творческих способностей.
Предмет
–
рисование,
как
фактор
развития
художественно-творческих
способностей.
Цель -изучение
проблемы
развития
художественно-творческих
способностей в процессе организацииизобразительной деятельности.
Задачи:
1.Изучить
научно-методическую
литературу
по
проблеме
развития
художественно – творческих способностей детей в процессе организации
изобразительной деятельности;
2. Подобрать диагностическую методику для формирования художественно –
творческих способностей детей;
3.Выявить уровень художественно-творческих способностей детей;
4.Составить
перспективный
план
развития
художественно-творческих
способностей
детей
подготовительной
к
школе
группы
в
процессе
организации работы по изобразительной деятельности.
Существует
множество
определений
способностей.
В
нашем
исследовании под «способностями» вслед за Б.М.Тепловым мы понимаем
«индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека
от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности или многих деятельностей»[7].
Мы,
вслед
за Э.Нейман опираемся на определение «Художественно-
творческие способности- способность продуцировать свою идею как «свой
мир», который вызовет отклик» [8].
Проблема развития способностей дошкольников находится в центре
внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей,
методических
пособий,
сборников
игр
и
упражнений
как
по
развитию
различных
психических
процессов
в
этом
возрасте
(внимания,
памяти,
мышления,
воображения,
эмоций),
так
и
по
развитию
разных
видов
способностей
общей
(перцептивных,
интеллектуальных,
творческих,
мнемических,
познавательных,
моторных)
и
специальной
направленности
(математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции,
характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей
дошкольников
и
ее
выход
в
практику:
первая
связана
с
исследованиями
отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему
дошкольного
образования
специальных
тренинговых
программ
по
их
развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие),
вторая
–
с
интеграцией
отдельных
видов
способностей
в
подсистеме
(умственные
способности,
художественные,
эстетические,
творческие)
и
разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается
и практическая реализация этих подходов [6].
Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит
дошкольному возрасту. Способы развития творческих способностей
разнообразны: лепка, конструирование, рисование и аппликации, пение,
хореография и т.д. Каждый из этих видов имеет свои возможности в
отображении впечатлений ребенка об окружающем мире [3].
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались
А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С.
Комарова, А.В. Рождественская [7].
Разные подходы и различия в контексте структуры художественно-
творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С. Кузина, Н.П.
Сакулина,
Т.С.
Комарова
и
другие)
позволили
выделить
две
группы
способностей: способность к изображению (художественная способность),
способность
к
художественно-творческому
выражению
(художественная
способность). Они представляют собой сложное сочетание различных более
частных
способностей,
свойств
психики
с
конкретными
операционными
механизмами[1].
Однако практический аспект реализации развития художественных
способностей
детей
дошкольного
возраста
средствами
изобразительного
творчества
остается
недостаточно
раскрытым,
поскольку
стремительно
меняются
многие
точки
зрения
относительно
психологических
и
художественных
условий
формирования
способностей,
меняются
детские
поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов
[5].
В
работах
А.В.
Запорожца,
В.В.
Давыдова,
Н.Н.
Поддьякова
установлено, что в различных видах практической деятельности, в том числе
изобразительной,
развивается
умение
самостоятельно
находить
способы
решения
творческих
задач,
умение
планировать
свою
деятельность,
раскрывается творческий потенциал [1].
В
основной
образовательной
программе
под
редакцией
Васильевой
М.А.,
Гербовой
В.В.,
Комаровой
Т.С.,
поставлена
задача
о
развитии
творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-
речевой и музыкально-художественной деятельности [2].
Данное
исследование
проводилось
нами
в
МБДОУ
№
142
комбинированного вида при участии воспитателя Федулаевой Е.Н и состояло
из 2 этапов. Первый этап диагностический, его задача - выявить уровень
развития художественно-творческих способностей детей в подготовительной
к школе группе.
Диагностика проводилось в подготовительной к школе группе №1 при
участии двух воспитанников Анны В., и Полины П.
Мы применили диагностическую методику профессора кафедры ОГПУ
Т.Г. Русаковой «5 рисунков» [9].
Детям
давалась
следующая
инструкция
«Сегодня
я
предлагаю
вам
придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что
умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали.
Вот сейчас у вас такая возможность есть».
Параметры оценки:
1.Самостоятельность(оригинальность)
–
Фиксирует
склонность
к
продуктивное
или
репродуктивной
деятельности,
стереотипное
или
свободное мышление, наблюдательность, память.
2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика
говорит
об
отсутствии
плана
работы,
о
несформированной
способности
находить и создавать замыслы своих рисунков)
3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на
жизненные явления, отношение к изображаемому.
4. Выразительность фиксируется по наличию художественного образа.
Таблица 1
Уровни выразительности
Уровень
художественной
выразительности
тип Критерии оценки
Замысел
Рисунок
1
Оригинальный,
динамика,
эмоциональность,
художественное
обобщение
Разнообразие
графиче ских
с р е д с т в
выразительности,
пропорции, пространство,
светотень
2
Показатели для 1 типа, но
менее яркие
Показатели для 1 типа, но
менее выражены
Уровень
фрагментарной
выразительности
3
Показатели 2 типа, но нет
уровня
художественного
обобщения
Нет
перспективы,
н е
соблюдаются
пропорции,
схематичность
отдельных
изображений
4
Замысел
оригинальный,Может хорошо передавать
основан на наблюдениях,
н о
н е
п р е д п о л а г а е т
д и н а м и к и
и
эмоциональности
пропорции, пространство,
светотень
Дохудожественный
уровень
5
Замысел
оригинальный,
но
слабо
основан
на
наблюдениях
С х е м а т и ч н о с т ь ,
н е т
п о п ы т о к
п е р е д а т ь
п р о с т р а н с т в о
и
пропорции
6
Стереотипный
Репродуктивный
5.
Графичность – осознанное
использование
художественных
средств
и
приемов работы с различными графическими материалами [9].
Таблица 2
Таблица результатов диагностики
№
п/
п
Список детей
№ рис
Критерии оценки
Общий
балл
Уровень
Самостоят
ельность
Динамичность
Эмоци-ть
Выразительность
Графичность
1.
Анна В.
1
-
+
+
-
-
2
Низкий
2
-
-
+
+
+
3
Средний
3
-
+
+
-
-
2
Низкий
4
-
-
+
-
-
1
Низкий
5
-
+
+
-
-
2
Низкий
2.
Полина П.
1
-
+
+
+
-
3
средний
2
-
+
-
+
+
3
Средний
3
+
-
-
-
+
2
Низкий
4
+
-
-
+
+
3
Средний
5
+
-
-
-
+
2
Низкий
Общий показатель детей
30%
50%
60
%
30%
50%
На
основе
проанализированных
нами
рисунков
выявлено,
что
испытуемые
Анны
В.
и
Полина
В.
в
возрасте
5
лет
–
отнеслись
к
эксперименту ответственно. По первому параметру (самостоятельность и
выразительность) уровень художественно-творческих способностей низкий
т.к. составляет 30%. По критерию динамичность и графичность
уровень
художественно-творческих способностей составляет 50%, то есть средний.
По критерию эмоциональность уровень высокий т.к. составляет 60%.
По индивидуальным показателям выявлено, что в основном у Анны В.
присутствует
стереотипное
мышление,
неразвитый
замысел,
композиции
статичны. Анна В. не проявляла своего воображения и наблюдательности, за
исключением рисунка №3. Графические
приемы использует неосознанно
(рисунок № 2,3,4). В работе с этим ребенком следует обратить внимание на
художественные средства и приемы
работы с различными материалами.
Используя
полученные
данные,
мы
можем
говорить
о
склонности
к
репродуктивной
деятельности,
уровень
развитости
художественно-
творческих способностей низкий.
Данная
диагностика
показала,
что
у
Полины
П.
средний
уровень
развитости художественно творческих способностей. На 1 рисунке замысел
присутствует, может хорошо передавать пропорции, пространство, замысел
оригинальный, но слабо основан на наблюдениях. Остальные рисунки более
графичны, используются темные цвета, прямы линии, отсутствует замысел.
Ребенок не смог рассказать о своих рисунках.
Просмотреть и проанализировать рисунки других детей.
По результатам диагностики нами составлен перспективный план работы по
р а з в и т и ю художественно
–
творческих
способностей
детей
в
подготовительной к школе группе в процессе организации изобразительной
деятельности
на
год,
в
котором
предполагаются
различные
виды
деятельности,
формы
работы
(индивидуальная,
коллективная),
в
режиме
дня(первая
половина
дня,
индивидуальная
работа),
а
также
разработали
конспект
занятия
с
использованием
нетрадиционной
техники
рисования
(отпечаток ладошкой и рисование пальчиками).
Основой перспективного планирования послужила основная программа под
редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программа
воспитания
и
обучения
в
детском
саду» и
парциальная
программа
под
редакцией Тарасовой А.Б., Завершинской С.П., «Волшебные ручки» [10].
Литература
1.
Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.
– М.: Педагогика, 2000.-276 с.
2.
Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., Программа воспитания и
обучения в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208 с.
3.
Казакова
Р.Г.,
Сайганова
Т.И.,
Седова
Е.М.
Рисование
с
детьми
дошкольного
возраста:
нетрадиционные
техники,
планирование,
конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. -189 с.
4.
Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у
детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. –
М.: ВЛАДОС, 2001. – 247 с.
5.
Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М.:
Педагогика, 2006.- 174 с.
6.
Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. № 4–5.-
СПб.: Семафор, 2009. – 146 с.
7.
Григорьева
Г.Г.
Изобразительная
деятельность
дошкольников.
–
М.:
Академия, 2007.-272с.
8.
Григорьева
Г.Г
Использование
игровых
приемов
в
руководстве
изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание.-2006.- №
8.-с.28-35.
9.
Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях
по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989.-
№2.- с 24-33.
10.Тарасовой
А.Б.,
Завершинской
С.П.,
парциальная
программа
«Волшебные ручки» // Дошкольник.- 2015.- № 7.-с.12-16.