Напоминание

"Развитие художественно – творческих способностей детей в процессе организации изобразительной деятельности"


Автор: Малашина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал „Почемучки“ МБДОУ детского сада № 19 г. Пензы
Населённый пункт: город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: "Развитие художественно – творческих способностей детей в процессе организации изобразительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Детский сад «Почемучки» филиал Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения №19 г. Пензы

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Развитие художественно – творческих способностей детей в

подготовительной к школе группе в процессе организации

изобразительной деятельности»

Воспитатель
Малашина Елена Анатольевна Пенза, 2016

Введение

Объект исследования
– это процесс развития творческих способностей.
Предмет
– рисование, как фактор развития художественно-творческих способностей.
Цель
-изучение проблемы развития художественно-творческих способностей в процессе организацииизобразительной деятельности.
Задачи:
1.Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития художественно – творческих способностей детей в процессе организации изобразительной деятельности; 2. Подобрать диагностическую методику для формирования художественно – творческих способностей детей; 3.Выявить уровень художественно-творческих способностей детей; 4.Составить перспективный план развития художественно-творческих способностей детей подготовительной к школе группы в процессе организации работы по изобразительной деятельности. Существует множество определений способностей. В нашем исследовании под «способностями» вслед за Б.М.Тепловым мы понимаем «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей»[7]. Мы, вслед за Э.Нейман опираемся на определение «Художественно- творческие способности- способность продуцировать свою идею как «свой мир», который вызовет отклик» [8]. Проблема развития способностей дошкольников находится в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере статей,
методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти, мышления, воображения, эмоций), так и по развитию разных видов способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих, мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности (математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных). При всем многообразии тематик можно выделить две основные тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального слуха и прочие), вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические, творческие) и разработкой комплексных методов их развития. Соответственно различается и практическая реализация этих подходов [6]. Особое значение в развитии творческих способностей принадлежит дошкольному возрасту. Способы развития творческих способностей разнообразны: лепка, конструирование, рисование и аппликации, пение, хореография и т.д. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире [3]. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская [7]. Разные подходы и различия в контексте структуры художественно- творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С. Кузина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие) позволили выделить две группы способностей: способность к изображению (художественная способность), способность к художественно-творческому выражению (художественная способность). Они представляют собой сложное сочетание различных более
частных способностей, свойств психики с конкретными операционными механизмами[1]. Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов [5]. В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что в различных видах практической деятельности, в том числе изобразительной, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал [1]. В основной образовательной программе под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., поставлена задача о развитии творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно- речевой и музыкально-художественной деятельности [2]. Данное исследование проводилось нами в МБДОУ № 142 комбинированного вида при участии воспитателя Федулаевой Е.Н и состояло из 2 этапов. Первый этап диагностический, его задача - выявить уровень развития художественно-творческих способностей детей в подготовительной к школе группе. Диагностика проводилось в подготовительной к школе группе №1 при участии двух воспитанников Анны В., и Полины П. Мы применили диагностическую методику профессора кафедры ОГПУ Т.Г. Русаковой «5 рисунков» [9]. Детям давалась следующая инструкция «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что
умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». Параметры оценки: 1.Самостоятельность(оригинальность) – Фиксирует склонность к продуктивное или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. 2. Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков) 3. Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому. 4. Выразительность фиксируется по наличию художественного образа.
Таблица 1
Уровни выразительности Уровень художественной выразительности
тип Критерии оценки

Замысел

Рисунок
1 Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение Разнообразие графиче ских с р е д с т в выразительности, пропорции, пространство, светотень 2 Показатели для 1 типа, но менее яркие Показатели для 1 типа, но менее выражены Уровень фрагментарной выразительности 3 Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения Нет перспективы, н е соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений 4 Замысел оригинальный,Может хорошо передавать
основан на наблюдениях, н о н е п р е д п о л а г а е т д и н а м и к и и эмоциональности пропорции, пространство, светотень Дохудожественный уровень 5 Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях С х е м а т и ч н о с т ь , н е т п о п ы т о к п е р е д а т ь п р о с т р а н с т в о и пропорции 6 Стереотипный Репродуктивный
5.

Графичность
– осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами [9].
Таблица 2
Таблица результатов диагностики


п/

п

Список детей

№ рис

Критерии оценки

Общий

балл

Уровень

Самостоят

ельность

Динамичность

Эмоци-ть

Выразительность

Графичность
1. Анна В. 1 - + + - - 2 Низкий 2 - - + + + 3 Средний 3 - + + - - 2 Низкий 4 - - + - - 1 Низкий 5 - + + - - 2 Низкий 2. Полина П. 1 - + + + - 3 средний 2 - + - + + 3 Средний 3 + - - - + 2 Низкий 4 + - - + + 3 Средний 5 + - - - + 2 Низкий Общий показатель детей 30% 50% 60 % 30% 50% На основе проанализированных нами рисунков выявлено, что испытуемые Анны В. и Полина В. в возрасте 5 лет – отнеслись к эксперименту ответственно. По первому параметру (самостоятельность и
выразительность) уровень художественно-творческих способностей низкий т.к. составляет 30%. По критерию динамичность и графичность уровень художественно-творческих способностей составляет 50%, то есть средний. По критерию эмоциональность уровень высокий т.к. составляет 60%. По индивидуальным показателям выявлено, что в основном у Анны В. присутствует стереотипное мышление, неразвитый замысел, композиции статичны. Анна В. не проявляла своего воображения и наблюдательности, за исключением рисунка №3. Графические приемы использует неосознанно (рисунок № 2,3,4). В работе с этим ребенком следует обратить внимание на художественные средства и приемы работы с различными материалами. Используя полученные данные, мы можем говорить о склонности к репродуктивной деятельности, уровень развитости художественно- творческих способностей низкий. Данная диагностика показала, что у Полины П. средний уровень развитости художественно творческих способностей. На 1 рисунке замысел присутствует, может хорошо передавать пропорции, пространство, замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях. Остальные рисунки более графичны, используются темные цвета, прямы линии, отсутствует замысел. Ребенок не смог рассказать о своих рисунках. Просмотреть и проанализировать рисунки других детей. По результатам диагностики нами составлен перспективный план работы по р а з в и т и ю художественно – творческих способностей детей в подготовительной к школе группе в процессе организации изобразительной деятельности на год, в котором предполагаются различные виды деятельности, формы работы (индивидуальная, коллективная), в режиме дня(первая половина дня, индивидуальная работа), а также разработали конспект занятия с использованием нетрадиционной техники рисования (отпечаток ладошкой и рисование пальчиками). Основой перспективного планирования послужила основная программа под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., «Программа
воспитания и обучения в детском саду» и парциальная программа под редакцией Тарасовой А.Б., Завершинской С.П., «Волшебные ручки» [10].
Литература
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Педагогика, 2000.-276 с. 2. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С., Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез», 2005. – 208 с. 3. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005. -189 с. 4. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 247 с. 5. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М.: Педагогика, 2006.- 174 с. 6. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. № 4–5.- СПб.: Семафор, 2009. – 146 с. 7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: Академия, 2007.-272с. 8. Григорьева Г.Г Использование игровых приемов в руководстве изобразительной деятельностью // Дошкольное воспитание.-2006.- № 8.-с.28-35. 9. Григорьева Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. – 1989.- №2.- с 24-33. 10.Тарасовой А.Б., Завершинской С.П., парциальная программа «Волшебные ручки» // Дошкольник.- 2015.- № 7.-с.12-16.


В раздел образования