Автор: Мальцева Мария Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №58" Населённый пункт: Воронежская область, г. Воронеж Наименование материала: конспект Тема: "Дорожная азбука" Раздел: дошкольное образование
«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
Конспект тематического занятия
для среднего дошкольного возраста.
Подготовила: Мальцева М.В. –
воспитатель IКК
г. Воронеж, 2016г.
Цель: формировать навык безопасного и культурного поведения на дороге.
Задачи образовательные:
- познакомить с макетом улицы, где есть проезжая часть, дорога светофор и
пешеходный переход,
- с главными правилами поведения в общественном транспорте, на улице и
на дороге;
- с основными дорожными знаками и их назначением;
- побуждать систематизировать знания об основных видах транспорта: воз-
душный, наземный и водный.
- формировать умение дифференциации транспорта по назначению: грузо-
вой и пассажирский.
Задачи развивающие:
- развивать творческую активность в игровой деятельности;
- развивать самостоятельность в использовании практических навыков пове-
дения на дороге в игровой деятельности;
Задачи воспитательные:
- воспитывать культуру поведения на дороге;
- воспитывать дружеские взаимоотношения детей в процессе игровой дея-
тельности.
Методы и приемы:
Словесный – рассказ, пояснения, одобрения, указания.
Игровой – использованы сюжет, игра, игровой персонаж.
Практический – показ, выполнение.
Материал: наглядные картинки «Дорожная азбука», «Правила маленького пеше-
хода», «Транспорт», тканевый макет дороги и пластмассовые автомобили и до-
рожные знаки, обручи, деревянные кубки трех цветов – зеленый, красный и жел-
2
тый, игрушечный транспорт, книга «Дорожная азбука», мешочки с песком, ободки
с изображением грузового и пассажирского транспорта, ИКТ материалы.
Конспект
I
часть.
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами будет не обычное
занятие. К нам придет гость, а как его зовут вы узнаете, когда отгадаете мою за-
гадку.
Есть у нас дружок хороший
С великаном добрым схожий!
Знай: три глаза у него –
Не боятся никого!
Утром, днем, в ночную тьму
Все горят по одному.
И у каждого - свой цвет
Чтоб в пути нам дать совет!!!
(СВЕТОФОР)
II часть. (Выход светофора)
СВ: Здравствуйте ребята! Вы узнали меня? (Да) Кто я! (Светофор)
Правильно дети, я самый главный на дороге. Я – СВЕТОФОР! Без меня не
обходится не одно дорожное движение, я всеми на дороге руковожу и всем помо-
гаю! Но пришел я к вам не просто так! Мне очень важно знать хорошо ли вы знае-
те правила дорожного движения, а самое главное всегда ли вы их выполняете? А
поможет мне вас проверить моя помощница - «Дорожная азбука».
Что же такое «Дорожная азбука»? Это не простая азбука, а волшебная. Она
нам поможет разобраться не только в знаках, но и в правилах дорожного движе-
3
ния, подскажет вам, когда и какой свет у меня загорается, и какой бывает транс-
порт!!! Ну что начнем!!!
(Открывает азбуку и начинает задавать задания)
Вот вам первой задание: Вы знаете из каких цветов я состою, и когда и ка-
кие цвета я включаю. (Ответы детей)
А давайте проверим ваши знания и поиграем в игру «ЗАЖГИ СВЕТОФОР»
П/И «Зажги светофор»
Цель: закрепить знания и порядок расположения цветов светофора.
Материал: деревянные кубки трех цветов – зеленый, красный и желтый.
Ход игры: В центре группы лежат кубики трёх цветов. Каждый ребёнок выбирает
себе один кубик. Пока звучит музыка, дети свободно передвигаются по залу. Как
только музыка остановилась, участники должны встать тройками – собрать свето-
фор.
СВ: Молодцы ребята. Все справились с моим заданием!
Второе задание. В этом задании я вам расскажу какие бывают дорожные знаки, а
вы правильно расставите их на макете улицы.
(Презентация «Виды дорожных знаков»)
1.
Предупреждающие знаки – они имеют треугольную форму и красный
ободок. И предупреждают водителя о чем-либо: скоро пешеходный переход
или крутой поворот, или железнодорожный переезд и т.д.
2.
Запрещающие знаки – имеют круглую форму и тоже красный ободок,
но только эти знаки нам запрещают что-то делать. Например: знак «КИР-
ПИЧ» - въезд запрещен, или ограничение скорости – больше 50 км, в час
ехать нельзя, или поворот запрещен и т.д.
3.
Разрешающие знаки или знаки предписывающие – эти знаки нам
подсказывают, помогают. Например: говорят о том, что скоро поворот или пе-
шеходный переход, что здесь можно ехать велосипедисту или идти пешком и
т.д.
4.
Знаки сервиса – эти знаки нам помогают в пути не остаться голодны-
ми и быстро найти больницу или автомобильную заправку.
4
5.
Информационные знаки – наши друзья и помощники. Они нам помо-
гают не сбиться с пути и правильно выбрать направление, узнать где находит-
ся парковка или подземный переход.
СВ: Ну вот теперь вы можете расставлять знаки на макете.
(Дети расставляют дорожные знаки)
Третье задание. В «Дорожной азбуке» есть викторина с которой мне одному не
справится. Поможете? Сейчас буду задавать вопросы, а вы давать на них пра-
вильные ответы. За каждый правильный ответ я буду давать фишку. Кто больше
фишек наберет, тот получит преимущество в следующем задании.
Д/И «Маленький пешеход!»
Цель: закрепление правил поведения на дороге.
1.
Из каких частей состоит улица? (Дорога, тротуар)
2.
Где можно гулять детям? (Во дворе)
3.
Как надо вести себя в автобусе? (Не кричать, тихо)
4.
Где люди ждут транспорт? (На остановке)
5.
Где можно переходить дорогу? (Светофор, пеш, переход)
6.
Назови сигналы светофора? (Красный, желтый, зеленый)
7.
На какой сигнал можно перейти дорогу? (На зеленый), а машины на
какой едут? (Тоже на зеленый)
8.
Чем отличается светофор для водителей от светофора для пешеходов?
(Человечками)
9.
С кем можно переходить дорогу? (Со взрослыми)
10.
Как называют человека управляющего машиной? (Водитель)
5
11.
Где можно кататься на велосипеде? (На тротуаре или спорт. площад-
ке)
12.
Где можно переходить дорогу? (По пешеходному переходу)
13.
Как нужно обходить автобус? (Подождать, когда уедет)
СВ: Молодцы ребята. Вы опять справились на отлично! А теперь ответьте
мне на вопрос: Кто такие участники дорожного движения? (Люди – пешеходы и
машины – транспорт). Молодцы!
Четвертое задание. Перед вами много видов разного транспорта. А на полу три об-
руча: синий, белый и черный. Синий обруч – это вода (водный транспорт), белый
обруч – это небо (облака) (воздушный транспорт) и черный обруч – это земля (на-
земный транспорт). Все вы водители! Вам надо довезти так транспорт до места
назначения, что бы не получилась авария!
Д/И «Отправимся в командировку!»
Цель: закрепить у детей знания о видах транспорта.
СВ: Молодцы ребята. И с этим заданием вы справились, ни одна машина не
утонула, и ни один самолет не уплыл.
Задание пятое.
СВ: Ой, в «Дорожной азбуке» произошла какая-то
пу-
таница. Нам надо разобрать ее ско-
рей.
6
Внимание на экран. (На экране грузовая машина везет людей, а пассажирская ве-
зет кирпичи) Что же здесь не так (ответы детей). Молодцы ребята. А давайте мы
с вами поиграем.
П/И: «Наземный транспорт»
Цель: формировать умение дифференцировать транспорт по назначению.
Материал: мешочки с песком, ободки с изображением грузового и пассажирского
транспорта
Ход игры: Поделить детей на три команды – 1) грузовой транспорт, 2) пассажир-
ский транспорт, 3) – пассажиры. Для груза использовать мешочки с песком. Из
детских стульчиков в одной стороне группы сделать остановку и всех пассажиров
отправить ожидать транспорт. А в другой стороне группы сделать «склад строи-
тельного материала» (мешочки с песком). По команде воспитателя транспорт дол-
жен разобрать груз или пассажиров. Игра повторяется несколько раз, дети меня-
ются ролями.
СВ: Вот вы молодцы!!! Теперь как бы вас не путали, вы никогда не поедите
на грузовике в детский сад и на трамвае за песком!!!
Ребята, какие вы молодцы! Мы всю «Дорожную азбуку» с вами прошли. Вы
стали настоящими участниками движения, которые соблюдают не только правила
дорожного движения, но знают и умеют разбираться в дорожных знаках, реагиру-
ют правильно на сигнал светофора и правильно умеют вести себя в общественном
транспорте.
Теперь я за вас спокоен и могу отправиться к другим детишкам в соседний
детский сад. На память о себе я оставляю вам мою «Дорожную азбуку».
Вспоминайте и не забывайте правила дорожного движения!!!! До свидания!
До скорых встреч на дорогах!!!
Воспитатель и дети: До свидания СВЕТОФОР!
7
8