План-конспект непосредственно образовательной деятельности по
познавательному развитию в старшей группе.
Тема: «Рукавичка»
Интеграция
образовательных
областей: познавательное
развитие,
социально-коммуникативное
развитие,
речевое
развитие,
физическое
развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие
Формировать
умение
распознавать
геометрические
фигуры
(круг,
квадрат, треугольник), выделять их характерные особенности;
Формировать
умение
выделять
два
признака
(длину,
ширину)
одновременно
Формировать представления о множествах однородных предметов, их
равенстве – неравенстве, умение выражать результат счета, отвечая на
вопрос «сколько?»;
Упражнять в умении сравнивать два множества и
уравнивать их
разными способами (прибавляя 1 или вычитая 1);
Упражнять
в
построении
сериационного
ряда
из
5
предметов
по
возрастанию (убыванию);
Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 5.
Развивать
умение
классифицировать
предметы
по
определенному
признаку (цвет, форма, размер) или двум признакам одновременно.
2. Социально-коммуникативное развитие
Формировать
умение
оценивать
работу
товарища
(правильно,
не
правильно) и отстаивать свою точку зрения;
Формировать желание помочь персонажам сказки;
Учить проявлять доброжелательность к окружающим.
3. Речевое развитие
Формировать
правильное
понимание
слов
«узкий»,
«широкий»,
«короткий», «длинный» и вводить их в активный словарь;
Развивать умение согласовывать существительное с числительным в
роде, падеже.
Учить слушать и понимать речь, отвечать на вопросы.
4. Физическое развитие
Развивать мелкую моторику;
Упражнять
в
согласовании
движений
с
текстом
песни
или
стихотворения;
Развивать
координацию
движений
при
выполнении
музыкально-
ритмической композиции;
Развивать двигательное творчество.
Методы и приемы
1.Наглядные:
демонстрация
и
рассматривание
пособий,
показ
способов
действия.
2. Словесные: использование фрагментов сказки «Рукавичка», загадывание
загадок, вопросы, указания, пояснения.
3. Практические: упражнения, обследование объекта, действия с раздаточным
материалом (моделирование), композиция
4. Игровые: развернутая игровая ситуация, дидактические игры,
игровые
упражнения.
Материалы
и
оборудование: интерактивная
доска
со
слайдом
по
сказке
«Рукавичка», карточки
с изображением героев (мышка, лягушка, зайчик,
лиса,
волк,
кабан,
медведь),
аудиоаппаратура
с
музыкальной
записью,
ноутбук, интерактивная доска для игры «Четвертый лишний», магнитная
доска;
для
каждого
ребенка:
математические
пеналы
с
набором
геометрических фигур, счетные палочки, полоски-дорожки разной длины и
ширины, картинка мышки, 2-3 ниточки, лист картона с нарисованной нитью.
Формы организации совместной деятельности
Виды деятельности
Формы и методы организации совместной
деятельности
Игровая
Игровая ситуация «Рукавичка»
Дидактическая игра «Что лишнее»
Дидактическая игра «Собери бусы»
Дидактическая игра «Подбери дорожку»
Дидактическая игра «Подбери заплатку»
Коммуникативная
Беседа
Познавательно-
исследовательская
Моделирование «Рукавички» из плоскостных
геометрических фигур и шнуров, счетных палочек;
Сравнение полосок по длине и ширине.
Моделирование геометрических фигур из шнуров;
Восприятие
художественной
литературы
Чтение фрагментов сказки «Рукавичка»
Загадывание загадок о геометрических фигурах
Двигательная
Композиция «Песня рукавичка»
Физминутка «Волк»
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога
Деятельность
детей
Ожидаемый
результат
1
Ребята, вы любите сказки?
Сегодня мы отправимся с вами в сказку.
А в какую, отгадайте загадку:
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (рукавичка)
(Показ слайда: «Рукавичка» с
мышкой)
- Посмотрите ребята кто – то
торопится к рукавичке, отгадайте
загадку:
Живет в норке,
грызет корки.
Короткие ножки;
боится кошки. (Мышь)
Перед вами тоже лежат
геометрические фигуры – постройте
и вы рукавичку, которую потерял
дед.
- Из каких фигур получилась ваша
рукавичка?
Отвечают на
вопрос.
Отгадывают
загадку
Становятся друг
за другом,
исполняют
«Песню про
рукавичку»
Рассаживаются за
столы.
Отгадывают
название сказки.
На столе
выкладывают
рукавичку из
геометрических
фигур по своему
выбору.
Ответы детей.
Создан интерес к
предстоящей
деятельности.
Сформирован
интерес к
предстоящей
работе
Сформировано
умение зрительно
распознавать
геометрические
фигуры.
Закреплены
названия
геометрических
фигур.
2
- Зашла мышка в рукавичку и стала в
ней жить.
А мимо шла лягушка –попрыгушка.
Пустите меня в рукавичку жить.
На столе
выкладывают
дорожки ,длинная
и короткая.
Выбирают по
Формируется
умение видеть в
предмете
определенные
признаки (длина,
-
А
к
рукавичке
ведут
несколько
дорожек, разложите их перед собой и
выберите, по какой дорожке поскачет
ваша лягушка. Почему, объясните?
Сколько
стало
жить
животных
в
рукавичке?
какой дорожке
проскачет
лягушка.
Считают.
высота)
Выражают
результат счета,
отвечая на вопрос
«Сколько».
3
А кто следующий бежит в рукавичку?
Отгадайте загадку:
Был он рус, но выпал снег,
Побелел пушистый мех,
И невидим он зимой
Волку с рыжею лисой! ( Заяц )
Бежит мимо зайчик:
- Ой, беда, беда, беда ! Шубку я
порвал вчера!
Вы пустите меня в рукавичку
Обогреться, я весь продрог.
- Дети, давайте поможем зайке заплатку
к шубке подобрать (цвет, размер,
форма)
Отгадывают
загадку.
Играют в игру:
«Подбери
заплатку»
Развивается
мелкая моторика.
Формируется
умение подбирать
нужную по цвету,
размеру и форме.
Фигуру из
множества.
4
- Лежит в поле рукавичка и бежит к
ней лисичка – сестричка.
И спрашивает: «Пустите меня к себе в
рукавичку».
- Пустим, если ты отгадаешь нашу
загадку: Идет четыре после трех,
Поговорим о четырех.
Четыре времени в году,
Я разговор о них веду.
Формируется
умение
классифицировать
предметы по
заданному
свойству
(признаку);
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несет она.
Весна бросает в землю зерна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несет корзины урожая (Четыре
времени года.)
- Ребята, а сколько вы знаете времен
года? Назовите.
- Пока лисичка бежала – бусы
растеряла.
- Давайте поможем лисичке бусы
собрать.
- Выложите на нитку такие бусы, что
бы бусины в них были не круглые и не
красные.
Из каких геометрических фигур
собрали бусы? Какого цвета бусины?
Очень понравились лисичке бусы. И
стали они жить – поживать.
Сколько жильцов в рукавичке?
Ответы детей
Работают с
раздаточным
материалом
«Собери бусы»,
выкладывают
бусы из разных
геометрических
фигур, по
желанию
Отвечают на
вопросы.
5
Волка в рукавичке не хватает, вот по
лесу он шагает.
Пустите меня к себе в рукавичку, жить.
Пустим, если наши загадки отгадаешь.
Давайте и мы отгадаем загадки, а
отгадки выложим на полу:
Он похож на колесо, А еще на
Отгадывают
Развивается
букву О.
По дороге катится и в ромашке
прячется.
Нрав его совсем не крут. Догадались?
Из него мы строим дом. И окошко
в доме том.
Ему каждый в доме рад. Кто же он?
Рядом с первой отгадкой выложите
вторую
Горы на него похожи. С детской
горкой тоже схож. А еще на
крышу дома очень сильно он
похож. Что же загадала я? А
теперь выложите третью отгадку.
- Какие фигуры у нас получились?
- Проверьте друг друга.
Сколько стало жить в рукавичке зверей?
загадки и
самостоятельно
моделируют на
паласе из шнура
и счетных
палочек
выкладывают
фигуру – отгадку.
Проверяют
правильность
выполнения
задания друг у
друга.
и н т е р е с
к
исследованию
геометрических
ф и г у р
и
геометрических
тел,
действиям
с
ними.
Закреплены
названия и
основные
признаки
геометрических
фигур (отсутствие
или наличие
углов, их
количество).
Развивается
мелкая моторика.
Формируется
умение оценивать
работу товарища
(правильно, не
правильно) и
отстаивать свою
точку зрения.
6
Откуда ни возьмись — бредёт кабан:
— Хро-хро-хро, кто в рукавичке живёт?
— Мышка-поскребушка, лягушка-
попрыгушка, зайчик-побегайчик,
Отвечают на
вопрос
лисичка-сестричка да волчок — серый
бочок. А ты кто?
— А я кабан-клыкан. Пустите и меня!
Стали они жить – поживать.
Сколько жильцов стало жить в
рукавичке?
Кабан нас приглашает поиграть:
(Из положения «стойка ноги врозь, руки
на поясе» выполнять наклоны в
соответствии с текстом.)
Волк наклоны делать рад
Вправо, влево, вперед, назад,
Много-много раз подряд
Влево, вправо, вперед, назад.
Выполняют
движения в
соответствии с
текстом.
Повторяют 2-3
раза.
Формируется
умение
согласовывать
движения с
текстом
стихотворения.
7
И так им тесно, что не повернуться! А
тут затрещали сучья: вылезает медведь
и тоже к рукавичке подходит, ревёт:
— Кто, кто в рукавичке живёт?
Сколько жильцов живет в рукавичке?
Давайте расставим зверей по росту, от
самого маленького до самого большого.
Кто стоит первым, кто вторым?
Как еще можно расположить зверей,
правильно от самого большого к самому
маленькому?
Играют в игру
«Что лишнее» с
помощью
интерактивной
доски.
Отвечают на
вопрос.
Выполняют
задание.
Закреплены
навыки
порядкового счета
в пределах 7.
Сформировано
умение
строить
сериационные
р я д ы
( п о
уб ы ва ющ е му
/
нарастающему
признаку).
8
А чем закончилась, сказка про
рукавичку?
Отвечают на
вопрос.
Формируется
положительное
Звери остались без крова.
Давайте вечером построим большой
красивый дом, чтобы места всем
хватило!
Предлагают
варианты
решения
проблемы.
отношение к
героям сказки,
желание помочь.